Развитие коммуникативных умений и навыков у детей раннего дошкольного возраста
Автор: Лопатина Наталья Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ Отрадновская сош Населённый пункт: Ярославская область, Угличский район, пос. Отрадный Наименование материала: статья Тема: Развитие коммуникативных умений и навыков у детей раннего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Развитие коммуникативных умений и навыков у детей раннего возраста средствами
театрализованной деятельности.
Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности .Играя, общаясь, они
активно пользуются речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно
влиять на развитие речи ребёнка, усвоение языка будет затруднено.
Для своевременного и полноценного развития речи детей раннего возраста в детском саду
необходимо создавать специальные психолого-педагогические условия:
-необходимо обеспечить достаточное разнообразие внешней среды,
- давать возможность ребёнку разнообразно действовать,
- развивать его движения,
- и наряду с этим создавать наиболее благоприятные условия для лучшего восприятия,
учить ребёнка хорошо видеть, слышать, дифференцировать предметы и устанавливать
между ними связи.
Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие
полноценного личностного развития малыша.
ФГОС дошкольного образования определяет следующие целевые ориентиры речевого
развития детей раннего возраста
— владеет активной речью, включенной в общение;
— может обращаться с вопросами и просьбами;
— понимает речь взрослых;
— знает названия окружающих предметов и игрушек;
— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
— эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
В решении задач, связанных с коммуникацией и развитием речи дошкольников, важная
роль отводится театрализованной деятельности.
Знакомство детей с различными видами театра, а так же их участием и театрализованных
играх, играют важную роль в их развитии. Театрализованные игры не только приносят
радость детям, но и развивают речь, учат ребенка лучше понимать окружающий его мир.
Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их
просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Участие в театрализованных играх,
помогает детям, знакомится с окружающим миром, оказывает выраженное
психотерапевтическое воздействие на все сферы ребенка, повышает речевую активность,
обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети проявляют
индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира.
В дошкольных группах Отрадновской школы представлены различные виды театра. Для
детей 2-3 лет - пальчиковый, настольный театр, но не смотря на это я нашла для себя
новый необычный вид перчаточного театра.
Этот театр представляет собой тренажёр–игрушку« Забавная перчатка»,который я
изготовила своими руками .
Он представляет собой перчатку без пальчиков, на которую пришита липкая лента.
Ребёнок просовывает пальцы в перчатку, а на ней с помощью липучки прикрепляются
любой обыгрываемый «герой ».
Тренажёр игрушка отвечает таким педагогическим требованиям, как доступность,
эффективность воздействия, вариативность использования. Одно из его достоинств
состоит в том, что взрослый сам может надеть эту перчатку себе на руку и играть вместе с
детьми. А для детей раннего возраста характерны, и подражание взрослому, и потребность
в установлении эмоционального контакта с ним и окружающим.
Кроме того, тренажёр является наилучшим средством развития мелкой моторики и
тактильной чувствительности у детей раннего возраста. Всем известно, что тактильные
ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.
Развитие тактильных ощущений проводится на узнавании свойств предмета: мягкий –
твердый; тяжелый – легкий; холодный – теплый.
Использование тренажёра перчатки стимулирует мотивацию у детей к театральной
деятельности, а следовательно и к речевой деятельности.
-