Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Автор: Нечепуренко Любовь Михайловна Должность: учитель изобразительного искусства Учебное заведение: МБОУ СОШ №12 Населённый пункт: село Белая Глина Наименование материала: технологическая карта урока Тема: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Раздел: среднее образование
МБОУ СОШ №12 села Белая Глина, Краснодарский край
Предмет
ИЗО
Класс
5
Тип урока
«Комбинированный»
Тема
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Цель
1.
Продолжить
знакомить
учащихся
с
ролью
декоративного
искусства в
жизни
древних
обществ,
используя для примера эпоху Древнего Египта
2. Сформировать представление о символике украшений предметов быта этого периода Древнего Египта.
3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
4. Содействовать развитию ассоциативно-образного мышления, творческой фантазии.
Основные термины и понятия
Лотос – символ жизни, красоты, вечной жизни, Фараон ( правитель Египта), клафт (полосатый платок-
головной убор фараона),священные символы (урея- кобра –защитница), тиара- двойная корона владыки
Верхнего и Нижнего Египта, набедренник- часть мужского костюма, кал а зирис – узкое платье на лямках,
украшения – скарабей-жук, священная змея (символ власти),ладья вечности, глаза – уаджета (правый глаз
обозначал солнце, левый – луну), пектораль – подвеска для умершего фараона
Планируемый результат.
Предметные умения :
Научатся эмоционально воспринимать, различать по характерным
признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего
Египта, давать им эстетическую оценку
Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства
связь
конструктивных, декоративных и иэобразительных элементов, а
Личностные УУД: Ценностное отношение к культурному наследию
человечества
Регулятивные УУД:
Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция,
самооценка.
Познавательные УУД: рассуждать, сравнивать, наблюдать.
Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем
Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли
2
также единство материалов, формы и декора.
Вести поисковую
работу (подбор познавательного зрительного
материала)
Создавать эскизы декоративно-прикладному искусству Древнего
Египта. украшений (алебастровая ваза) по мотивам декоративно-
прикладного искусства Древнего Египта.
Овладевать навыками декорати в ного обобщения в процессе
выполнения практической творческой работы
, планировать работу, аргументаировать свое мнение
.
Методы и формы
обучения
Беседа с постановкой проблемы, объяснительно-иллюстративный, частично-
поисковый, практический, творческий поиск, игра; индивидуальная, фронтальная
Образовательные ресурсы
ru.wikipedia/wiki
artsait
Оборудование
Книгопечатная продукция: учебник Н. А. Горяева О.В. Островская
Изобразительное искусство, 5 класс
ТСО(технические средства обучения): компьютер, проектор, презентация
презентация, краски, карандаш, кисти ,
Этапы
урока
Формируемые умения
Цели этапа
Деятельность учителя
Деятельность
обучающегося
1.Организац
ионный
момент
Метапредметные УУД:
регулятивные: самоконтроль
коммуникативные:
познавательные
Подготовиться к
уроку
З д р а в с т в у й т е !
С а д и т е с ь .
Что говорят люди друг другу перед важным делом или
дальней дорогой? Каждый урок для вас тоже большое
дело и я вам желаю, чтобы у вас хватило внимания и
творчества на весь урок.
- Прежде чем перейдем к теме урока, проверим,
готовы ли мы работать.
3
2.Актуализ
ация
знаний и
умений
Метапредметные УУД:
регулятивные: коррекция,
планирование
коммуникативные: Умение с
достаточной полнотой
выражать свои мысли,
аргументаировать свое мнение
.
познавательные: рассуждать,
Повторение
пройденного
III. Беседа об
истории и
культуре Древнего
Египта.
- Я прочту вам
стихотворение:
На плите, на
саркофаге, на
папирусной бумаге
И на всем, что
видит взгляд
иероглифы пестрят.
Рыбы, звери,
птицы, точки,
загогулины,
кружочки…
Все знакомое
почти, а попробуй-
ка, прочти!
О какой стране
идет речь?
(Древний Египет)
-Что вы знаете о
Древнем Египте, об
особенностях
египетской
культуры?
-Ребята как вы
думаете, что можно
сказать об
изображениях,
показанных на
Проверяют себя
4
слайде?(украшения
Д.Е.)
3.
Целеполага
ние и
мотивация
Метапредметные УУД:
регулятивные:
целеполагание
коммуникативные: Умение с
достаточной полнотой
выражать свои мысли ,
планировать работу,
аргументаировать свое мнение
.
познавательные: рассуждать,
постановка и решение проблем
-Как думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Ребята, запишите на листочках: что бы вы хотели
узнать на этом уроке? Чему научиться?
-Действительно, мы сегодня на уроке будем
продолжать знакомиться с культурой Древнего Египта.
Знаете ли вы, как жили, какие украшения носили
древние египтяне? Что обозначали украшения в
костюме?
Чтобы ответить на эти вопросы, нам надо отправиться
в эту страну, полную загадок и чудес, которая
отделяется от нас несколькими тысячелетиями.
Формулируют задачи
Решают проблемную
задачу
4.Планиров
ание
Метапредметные УУД:
регулятивные: планирование,
коммуникативные: Умение с
достаточной полнотой
выражать свои мысли ,
планировать работу,
аргументаировать свое мнение
.
познавательные:
постановка и решение проблем
Давайте составим план для решения поставленных
задач:
1.
Изучить теорию
2.
Рассмотреть иллюстрации в учебнике
3.
Нарисовать украшения или костюм древнего
египтянина.
4.
Раскрасить рисунок
Составляют план работы
5
5.Осознани
е и
осмысление
учебного
материала
Метапредметные УУД:
регулятивные: коррекция,
коммуникативные: Умение с
достаточной полнотой
выражать свои мысли ,
планировать работу,
аргументаировать свое мнение
.
познавательные:
постановка и решение проблем
-Я предлагаю
мысленно
перенестись в глубь
веков, в древнюю
страну самобытной
культуры древней
цивилизации –
Древний Египет и
познакомиться с
ролью
декоративного
искусства в жизни
древних египтян.
1.
Просмотр
презентации
СЛАЙД 1, 2, 3,
4, 5, 6:
(пирамиды –
гробницы
фараонов,
каменные
колоссы-
сфинксы,
величественны
е рельефы)
Природа,
окружающая
человека, обычаи и
религия тесно
взаимосвязаны и
Читают в учебнике (стр.108-116)
Обучающиеся делятся
на группы по 4 человека.
6
отражаются в
мировоззрении
народов. Эти
представления
проявляются в
архитектуре,
национальном
костюме,
предметах обихода.
У древних египтян
был распространён
«культ мёртвых»
(вера в загробную
жизнь) используя
природный
ландшафт они
создали модель
реальной и
потусторонней
жизни: они
селились на
восточном берегу
Нила, где вставало
солнце, а на
западном строили
гробницы,
возводили
пирамиды. В
царскую гробницу
помещали
украшенную
золотом мебель,
богатые одежды,
символы власти,
золотые
7
украшения,
напитки, еду этим
они обеспечивали
умершему все
блага, которые
окружали его при
жизни. Это
породило большое
разнообразие
предметов
декоративного
искусства.
Мировоззрение
древних египтян
отразилось в их
декоративном
искусстве.
Рассмотрим
внимательно
погребальную
маску фараона-
Тутанхамона. Она
является
подлинным
шедевром
декоративно-
прикладного
искусства.
СЛАЙД 7, 8, 9, 10.
(маска фараона-
Тутанхамона
священные
символы
Обучающиеся по очереди из каждой группы по одному
желающему, выступают с мини докладом по теме
урока, пользуясь слайдами из презентации.
8
правителя,
одежда правителя
и его
приближённых)
Обращаем
внимание на
царственное
величие в костюме
фараона, фараон-
полновластный
правитель Египта
являющийся сыном
бога, его
наместником на
земле.
Царственное
величие фараона
подчёркивали
священные
символы: КЛАФТ
-полосатый платок
спадающий по
бокам строгими
полосами и
сплетённый на
спине наподобие
косы, высокая
ТИАРА – двойная
корона, которую
украшали
ГРИФОН и УРЕЯ-
кобра защитница,
два СКИПЕТРА-
изогнутый жезл и
треххвостый бич,
9
искусственная
борода были
знаками царского
могущества.
Основной частью
мужского костюма
был
НАБЕДРЕННИК-
передник на поясе
по верху
надевались белые
тонкие одеяния,
фараон и знатные
египтяне носили
пышные парики,
ВОРОТНИКИ –
ожерелья в виде
солнца,
САНДАЛИИ из
кожи и папируса
И царица и рабыня
носили
КАЛАЗИРИС-
узкое платье на
лямках.
Однако одежда
фараона, царицы и
рабов всё же очень
отличались. Чем
же они
отличались?
СЛАЙД 11,12 .
10
(саркофаг
фараона
Тутанхамона).
Обряд царского
погребения
отличался особой
пышностью. Для
царской мумии
изготавливали из
драгоценных
металлов
саркофаги, которые
вкладывались один
в другой.
На слайде мы
видим саркофаг,
принадлежащий
фараону
Тутанхамону.
Мастера украсили
его великолепно,
мастерски
украсили его
поверхность
рядами
мельчайшего
орнамента,
гармонично
подобрали цвета
сохраняющие
сияние золота.
2 . Р а б о т а
с
учебником
(метод
11
«Зигзаг»)
Учитель дает
каждой группе
задание,
подготовить
небольшой доклад
по темам, записать
в словарик новые
понятия:
1
группа:
одежда
египтян;
2
г р у п п а :
священные
символы фараона;
3 группа: - знаки-
обереги,
з н а к и -
пожелания,
древние
символы
богов и царей;
4
г р у п п а :
-
значение
цвета
в
украшениях
древних египтян
П о с л е
с и г н а л а
учителя, 3 человека
в группе меняются,
а
о с т а в ш и й с я ,
рассказывает
новым
участникам
з а д а н н у ю
т е м у
12
( с о с т а в
г р у п п ы
меняется несколько
раз).
6
Систематиз
ация и
обобщение
Метапредметные УУД:
регулятивные: коррекция,
коммуникативные:
познавательные: постановка и
решение проблем
- Как украшали одежду, предметы быта египтяне?
-Объясните значение слов: Фараон, пектораль, клафт,
урея, тиара, калазирис,скипетр
13
7.
Применени
е знаний на
практике
Метапредметные УУД:
регулятивные:
коммуникативные:
познавательные:
Практическое выполнение задания.
На выбор:
- украшают браслет,
- по шаблону выполняют подвеску-пектораль,
- украшают вазу,
- рисуют маску Фараона.
Рисуют эскизы рисунков,
украшая заготовки
кувшинов
8.Проверка
уровня
усвоения
знаний и
умений
Метапредметные УУД:
регулятивные: контроль
коммуникативные: Умение с
достаточной полнотой
выражать свои мысли ,
планировать работу,
аргументаировать свое мнение
.
познавательные: рассуждать,
сравнивать, наблюдать.
Проверка работ:
- Покажите готовые работы.
- Какой или чей символ вы изобразили?
- Почему выбрали именно этот символ?
- Назовите предметы, которые древние египтяне
украшали символами?
- Почему вместе с фараоном хоронили в гробницах
несметные сокровища, мебель, посуду?
Обучающиеся
расшифровывают
символы,
которые
они
и с п о л ь з о в а л и
в
украшениях, указывая на
цвет.
9.Домашнее
задание
Метапредметные УУД:
регулятивные:
коммуникативные:
познавательные: постановка и
решение проблем
Откройте дневники, запишите домашнее задание:
1.Закончить рисунок всем
2.стр.108-116 повторить
3. По – желанию: выполнить презентацию о Древнем
Египте.
Записывают д.з.
10.
Рефлексия
оценка процесса и результата
действий
взаимопроверка
- Что больше всего понравилось и запомнилось в
декоративно – прикладном искусстве Древнего Египта-
расскажите друг другу.
А теперь вернемся к вашим записям вначале урока.
- Поднимите руки, кто считает, что узнал на уроке все,
что хотел?
-Мог бы лучше?
- Если бы снова выполняли эту работу, что бы
изменили в ней?
- Спасибо за работу.
Рассказывают друг другу
Рассуждают