Напоминание

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.


Автор: Нечепуренко Любовь Михайловна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: село Белая Глина
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Раздел: среднее образование





Назад




1
Урок изобразительного искусства, 5 класс

Учитель: Нечепуренко Любовь Михайловна

МБОУ СОШ №12 села Белая Глина, Краснодарский край
Предмет ИЗО Класс 5 Тип урока
«Комбинированный»
Тема
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Цель 1. Продолжить знакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта 2. Сформировать представление о символике украшений предметов быта этого периода Древнего Египта. 3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры. 4. Содействовать развитию ассоциативно-образного мышления, творческой фантазии. Основные термины и понятия Лотос – символ жизни, красоты, вечной жизни, Фараон ( правитель Египта), клафт (полосатый платок- головной убор фараона),священные символы (урея- кобра –защитница), тиара- двойная корона владыки Верхнего и Нижнего Египта, набедренник- часть мужского костюма, кал
а
зирис – узкое платье на лямках, украшения – скарабей-жук, священная змея (символ власти),ладья вечности, глаза – уаджета (правый глаз обозначал солнце, левый – луну), пектораль – подвеска для умершего фараона
Планируемый результат.

Предметные умения
:
Научатся эмоционально воспринимать, различать
по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта,
давать
им
эстетическую оценку

Выявлять
в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и иэобразительных элементов, а
Личностные УУД:
Ценностное отношение к культурному наследию человечества
Регулятивные УУД:

Регулятивные :
целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка.
Познавательные УУД:
рассуждать, сравнивать, наблюдать. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем
Коммуникативные УУД:
Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли
2 также единство материалов, формы и декора.
Вести поисковую

работу
(подбор познавательного зрительного материала)
Создавать
эскизы декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. украшений (алебастровая ваза) по мотивам декоративно- прикладного искусства Древнего Египта.
Овладевать навыками
декорати
в
ного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы , планировать работу, аргументаировать свое мнение .
Методы и формы

обучения
Беседа с постановкой проблемы, объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, практический, творческий поиск, игра; индивидуальная, фронтальная
Образовательные ресурсы

ru.wikipedia/wiki

artsait

Оборудование

Книгопечатная продукция:
учебник Н. А. Горяева О.В. Островская Изобразительное искусство, 5 класс
ТСО(технические средства обучения):
компьютер, проектор, презентация презентация, краски, карандаш, кисти
,

Этапы

урока

Формируемые умения

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность

обучающегося
1.Организац ионный момент
Метапредметные УУД:

регулятивные:
самоконтроль
коммуникативные:

познавательные
Подготовиться к уроку З д р а в с т в у й т е ! С а д и т е с ь . Что говорят люди друг другу перед важным делом или дальней дорогой? Каждый урок для вас тоже большое дело и я вам желаю, чтобы у вас хватило внимания и творчества на весь урок. - Прежде чем перейдем к теме урока, проверим, готовы ли мы работать.
3
2.Актуализ

ация

знаний и

умений

Метапредметные УУД:

регулятивные:
коррекция, планирование
коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, аргументаировать свое мнение .
познавательные:
рассуждать, Повторение пройденного
III. Беседа об

истории и

культуре Древнего

Египта.
- Я прочту вам стихотворение: На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге И на всем, что видит взгляд иероглифы пестрят. Рыбы, звери, птицы, точки, загогулины, кружочки… Все знакомое почти, а попробуй- ка, прочти! О какой стране идет речь? (Древний Египет) -Что вы знаете о Древнем Египте, об особенностях египетской культуры? -Ребята как вы думаете, что можно сказать об изображениях, показанных на Проверяют себя
4 слайде?(украшения Д.Е.)
3.

Целеполага

ние и

мотивация

Метапредметные УУД:

регулятивные:
целеполагание
коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли , планировать работу, аргументаировать свое мнение .
познавательные:
рассуждать, постановка и решение проблем

-Как думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Ребята, запишите на листочках: что бы вы хотели узнать на этом уроке? Чему научиться? -Действительно, мы сегодня на уроке будем продолжать знакомиться с культурой Древнего Египта. Знаете ли вы, как жили, какие украшения носили древние египтяне? Что обозначали украшения в костюме? Чтобы ответить на эти вопросы, нам надо отправиться в эту страну, полную загадок и чудес, которая отделяется от нас несколькими тысячелетиями. Формулируют задачи Решают проблемную задачу
4.Планиров

ание

Метапредметные УУД:

регулятивные:
планирование,
коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли , планировать работу, аргументаировать свое мнение .
познавательные:
постановка и решение проблем Давайте составим план для решения поставленных задач: 1. Изучить теорию 2. Рассмотреть иллюстрации в учебнике 3. Нарисовать украшения или костюм древнего египтянина. 4. Раскрасить рисунок Составляют план работы
5
5.Осознани

е и

осмысление

учебного

материала

Метапредметные УУД:

регулятивные:
коррекция,
коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли , планировать работу, аргументаировать свое мнение .
познавательные:
постановка и решение проблем -Я предлагаю мысленно перенестись в глубь веков, в древнюю страну самобытной культуры древней цивилизации – Древний Египет и познакомиться с ролью декоративного искусства в жизни древних египтян.
1.

Просмотр

презентации

СЛАЙД 1, 2, 3,

4, 5, 6:

(пирамиды –

гробницы

фараонов,

каменные

колоссы-

сфинксы,

величественны

е рельефы)
Природа, окружающая человека, обычаи и религия тесно взаимосвязаны и Читают в учебнике (стр.108-116) Обучающиеся делятся на группы по 4 человека.
6 отражаются в мировоззрении народов. Эти представления проявляются в архитектуре, национальном костюме, предметах обихода. У древних египтян был распространён «культ мёртвых» (вера в загробную жизнь) используя природный ландшафт они создали модель реальной и потусторонней жизни: они селились на восточном берегу Нила, где вставало солнце, а на западном строили гробницы, возводили пирамиды. В царскую гробницу помещали украшенную золотом мебель, богатые одежды, символы власти, золотые
7 украшения, напитки, еду этим они обеспечивали умершему все блага, которые окружали его при жизни. Это породило большое разнообразие предметов декоративного искусства. Мировоззрение древних египтян отразилось в их декоративном искусстве. Рассмотрим внимательно погребальную маску фараона- Тутанхамона. Она является подлинным шедевром декоративно- прикладного искусства.
СЛАЙД 7, 8, 9, 10.

(маска фараона-

Тутанхамона

священные

символы
Обучающиеся по очереди из каждой группы по одному желающему, выступают с мини докладом по теме урока, пользуясь слайдами из презентации.
8
правителя,

одежда правителя

и его

приближённых)
Обращаем внимание на царственное величие в костюме фараона,
фараон-

полновластный

правитель Египта
являющийся сыном бога, его наместником на земле. Царственное величие фараона подчёркивали священные символы: КЛАФТ -полосатый платок спадающий по бокам строгими полосами и сплетённый на спине наподобие косы, высокая ТИАРА – двойная корона, которую украшали ГРИФОН и УРЕЯ- кобра защитница, два СКИПЕТРА- изогнутый жезл и треххвостый бич,
9 искусственная борода были знаками царского могущества. Основной частью мужского костюма был НАБЕДРЕННИК- передник на поясе по верху надевались белые тонкие одеяния, фараон и знатные египтяне носили пышные парики, ВОРОТНИКИ – ожерелья в виде солнца, САНДАЛИИ из кожи и папируса И царица и рабыня носили КАЛАЗИРИС- узкое платье на лямках. Однако одежда фараона, царицы и рабов всё же очень отличались.
Чем

же они

отличались?

СЛАЙД 11,12
.
10
(саркофаг

фараона

Тутанхамона).
Обряд царского погребения отличался особой пышностью. Для царской мумии изготавливали из драгоценных металлов саркофаги, которые вкладывались один в другой. На слайде мы видим саркофаг, принадлежащий фараону Тутанхамону. Мастера украсили его великолепно, мастерски украсили его поверхность рядами мельчайшего орнамента, гармонично подобрали цвета сохраняющие сияние золота.
2 . Р а б о т а

с

учебником

(метод

11
«Зигзаг»)
Учитель дает каждой группе задание, подготовить небольшой доклад по темам, записать в словарик новые понятия: 1 группа: одежда египтян; 2 г р у п п а : священные символы фараона; 3 группа: - знаки- обереги, з н а к и - пожелания, древние символы богов и царей; 4 г р у п п а : - значение цвета в украшениях древних египтян П о с л е с и г н а л а учителя, 3 человека в группе меняются, а о с т а в ш и й с я , рассказывает новым участникам з а д а н н у ю т е м у
12 ( с о с т а в г р у п п ы меняется несколько раз).
6

Систематиз

ация и

обобщение

Метапредметные УУД:

регулятивные:
коррекция,
коммуникативные:

познавательные:
постановка и решение проблем - Как украшали одежду, предметы быта египтяне? -Объясните значение слов: Фараон, пектораль, клафт, урея, тиара, калазирис,скипетр
13
7.

Применени

е знаний на

практике

Метапредметные УУД:

регулятивные:

коммуникативные:

познавательные:

Практическое выполнение задания.
На выбор: - украшают браслет, - по шаблону выполняют подвеску-пектораль, - украшают вазу, - рисуют маску Фараона. Рисуют эскизы рисунков, украшая заготовки кувшинов
8.Проверка

уровня

усвоения

знаний и

умений

Метапредметные УУД:

регулятивные:
контроль
коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли , планировать работу, аргументаировать свое мнение .
познавательные:
рассуждать, сравнивать, наблюдать.
Проверка работ:
- Покажите готовые работы. - Какой или чей символ вы изобразили? - Почему выбрали именно этот символ? - Назовите предметы, которые древние египтяне украшали символами? - Почему вместе с фараоном хоронили в гробницах несметные сокровища, мебель, посуду? Обучающиеся расшифровывают символы, которые они и с п о л ь з о в а л и в украшениях, указывая на цвет.
9.Домашнее

задание

Метапредметные УУД:

регулятивные:

коммуникативные:

познавательные:
постановка и решение проблем Откройте дневники, запишите домашнее задание: 1.Закончить рисунок всем 2.стр.108-116 повторить 3. По – желанию: выполнить презентацию о Древнем Египте. Записывают д.з.
10.

Рефлексия
оценка процесса и результата действий взаимопроверка - Что больше всего понравилось и запомнилось в декоративно – прикладном искусстве Древнего Египта- расскажите друг другу. А теперь вернемся к вашим записям вначале урока. - Поднимите руки, кто считает, что узнал на уроке все, что хотел? -Мог бы лучше? - Если бы снова выполняли эту работу, что бы изменили в ней? - Спасибо за работу. Рассказывают друг другу Рассуждают


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!