Автор: Ткаченко Наталья Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МДОУ детский сад "Росинка" Населённый пункт: г. Надым, ЯНАО Наименование материала: Сценарий праздника Тема: ТРОИЦА Раздел: дошкольное образование
Сценарий
обрядового праздника «ТРОИЦА»
Цели: познакомить с обрядовым праздником, народными традициями и
обрядами наших предков.
Задачи:
1.
Повышать интерес к культурному наследию предков.
2.
Формировать представления об обрядах нашего народа.
3.
Приобщать детей к истокам народной культуры: хороводам, играм,
песням.
4.
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, любви к
Родине.
Действующие лица: Тётушка Агафья – ведущая, Леший, Русалка –
взрослые.
Ведущая: Вы не спать пришли, не стоять пришли,
А Троицу-праздник встречать пришли.
Троица зеленая, гостья наша дорогая,
Ты пришла в воскресенье - всю неделюшку веселье.
Троица - это старинный народный праздник земли, воды, леса. У каждого
из нас есть День рождения и именины!
В этот день земля, вода и лес -
именинники. Троица - их день рождения. Седьмая неделя после Христова
Воскресения называлась «зелеными святками». Люди украшали свой дом
букетами цветов, зелеными ветвями. С давних времен люди прославляли и
оберегали лес, а больше всего народ любил березку - символ добра, любви и
чистоты.
1-й ребенок.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В зеленом сарафанчике,
С платочками в карманчике.
Ведущая: Люди верили в магические силы березы, лечились ее соком,
листьями, использовали почки и кору... А за это в Троицын день ее наряжали
лентами.
Под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла» выходят шесть
девочек из подготовительной группы в русских сарафанах. Они идут плавно,
хороводным шагом, парами. Девочки останавливаются полукругом, лицом к
детям. Под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла» девочки
украшают березку лентами, венками, приготовленными заранее:
1-я девочка : Ой, девицы, ой, красные,
В Троицу березоньку надо бы украсить.
2-я девочка : Завивайся ты, березка, Завивайся ты, кудрявая!
Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая!
3-я дев: Под тобой, березонька, все как мак цветет.
4-я дев: Ай да кудрявая! Ай да красавица!
5-я дев: Ай да стройная! Ай да нарядная!
6-я дев: Под тобой, березонька, не огонь горит –
Красны девицы в хороводе стоят.
Для тебя, березонька, плясать хотят.
Девочки исполняют хоровод вокруг березки.
Ведущий . Песня, русская песня, как же ты хороша!
Песня, русская песня, жизни нашей душа!
ПЕСНЯ
Ведущий: Выбирайте, девицы-красавицы, себе подруженьку по сердцу.
Звучит музыка идет игра ручеек ( венок у первой пары с конца идут пары,
выходят вперед) троекратно целуются через венок, говорят друг другу:
- Покумимся, кума!
- Покумимся
- Не сваряся не броняся!
- Вместе - чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться
Ты мне кумушка,
Я тебе голубушка.
А теперь мы Кумушки-голубушки!
Проходят несколько раз и подходят к воспитателям с теми же словами.
Ведущая: Покумившиеся девушки называли друг друга кумой, кумочки,
гуляли вместе по деревне, не ссорились, поверяли секреты, шептали друг
другу разные пожелания, дарили друг другу подарки..
Дев: Давайте девоньки на березовый веночек желанья загадаем!
Девочки берут венок перевивают ветки березы цветными ленточками.
Загадывают желания.
Дев: Девушки-подруженьки!
Кумушки-голубушки!
Пойдемте к реченьке
Венки в воду бросать,
На женихов гадать!
Дев: Пойду на речку-реку,
Стану на крутом берегу,
Брошу венок на воду,
Отойду подале, погляжу:
Тонет ли, не тонет ли
Венок мой на воде.
Дев: Мой веночек потонул,
Меня милый вспомянул:
Дев: А Мой венок пристал к берегу,
оставаться мне ещё в девках
Дев: Мой венок уплыл, значит я жениха найду.
Дев: А мой пристал к другому венку, мне тоже быть счастливой.
Ведущий . Как у наших у ворот собирается народ. Все со скрипочками да с
балалаечками.
Выходят дети старшей группы в народных костюмах с музыкальными
инструментами
(ложками,
бубнами,
трещотками).
Они
исполняют
частушки.
1-й ребенок.
Начинаю я припевку - первую, начальную,
Я хочу развеселить публику печальную.
2-й ребенок.
На окошке два цветочка-голубой да аленький.
Я парнишка боевой, хоть и ростом маленький.
3-й ребенок.
В песнях радость, в песнях - горе,
В песнях и весельице.
Только в песнях нахожу сердечку утешеньице.
4-й ребенок.
Мы частушки петь кончаем
И садимся в решето,
Уезжаем мы в деревню
За частушками еще.
Ведущий. У ворот солнцеворот. Выходи плясать, народ!
Дети исполняют русский танец «Калина-малина».
Из-за кустов появляется Леший с мешком за плечами.
Леший . Что это за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой,
птички поют, цветы цветут и вдруг - шум, гам, громко поют, в барабаны
бьют!
Ведущий . Здравствуй, Леший! Не обижайся на нас. Мы сегодня Троицу
празднуем, день рождения земли, леса и воды.
Леший. Тогда ладно, не сержусь. Я-то думал, что вы пришли костры жечь,
птичьи гнезда разорять, да лес ломать. Таких я не люблю и лес от них
защищаю. А с вами я и сам поиграю. В лесу много шишек - и еловых и
сосновых. (Вытряхивает шишки из мешка) Хочу я посмотреть, кто из вас
быстрый и ловкий, кто больше шишек наберет.
Леший держит мешок, ребята подбегают к нему с шишками, он их
пересчитывает и складывает в мешок. Счет происходит в шутливой форме
- проигравших в этом аттракционе пет. В это время незаметно продевает
в рукава верёвку.
Леший . А я хочу вашу силушку проверить! Вот тут у меня веревки вместо
рук - давайте силой меряться. Кто меня на свою сторону перетянет - тот и
сильнее.
Вызывает двоих детей, они берутся за веревку: один - справа, другой -
слева, тянут в разные стороны. Затем аттракцион повторяется несколько
раз, последнюю игру можно провести двумя командами.
Ведущий . Спасибо, Леший за игры интересные.
Леший . Спасибо вам, ребята, за то, что отмечаете день рождения леса, земли
нашей. Приходите в гости - знаю, вы лес не обидите. (Уходит).
Ведущий. Чтобы цвела наша земля, чтобы росли на ней цветы и деревья,
нужен дождь, нужна вода. Вот поэтому в Троицу девушки бросали березку в
реку или озеро и зазывали дождь.
Ребенок:
Туча со громом сговаривались:
Пойдем, гром, погуляем с тобой
По полям, по деревням,
Во ту да в другую сторону.
Ведущий . И шли дожди проливные, поливали луга заливные, благодарил
народ дождь, без воды все засохнет, все погибнет. Охраняли реки и озера
русалки и водяные.
Под
музыкальное
сопровождение
появляется
Русалка
в
длинной
белой
рубашке с распущенными волосами.
Русалка:
Я - Русалка, мне вас не жалко,
Кого хочу - того и намочу!
Брызгает на детей водой из брызгалки, спрятанной в рукаве.
Ведущий : Ах ты проказница! Хотела нам праздник испортить! Ишь, моду
взяла людей таскать. Уходи в свое болото!
Русалка: Не пойду! Не хочу! У нас холодно, сыро, темно. Брр….! А у вас так
хорошо.
Ведущий : Давайте поиграем с Русалкой. Задобрим её.
ИГРА
Русалка: Спасибо! Ну, ладно! Уйду. Только условие, проводите меня с
почестями. Ноженьками своими не пойду. Вот если повезете, тогда согласна.
И чтоб с музыкой, у вас тут музыка веселая была! Я тоже хочу!
Ведущий: Что ж вам предложить? А вороной конь вам по нраву?
Русалка: Да, да, да хочу!
Выносят коня.
Ведущий: Ну что нравится? Не конь, а огонь!
Русалка садится на коня. Едет по кругу прочь.
Ведущий
:
Мы
русалок
проводили,
можно
теперь
смело
везде
ходить!
В
народе было такое поверье: сумели на Троицу прогнать Русалку, все пойдет
благополучно. И нам теперь можно продолжать веселье.
ТАНЕЦ
Слышится "ку-ку, ку-ку".
Девочка: Давайте спросим у кукушки, сколько нам жить?
Ку-ку, Ку-ку, кукушечка,
Ку-ку, Ку-ку, рябушечка,
Ты лети в лесок,
Подавай голосок,
Сколько нам жить,
По земле ходить?
Кукушка отвечает, все считают.
Ведущий: Много-много нам лет жить, до самой старости. А заканчивается
наше веселье сладким угощеньем: Киселем, да крендельком, да вкусным
пирогом.
Дети уходят в группу на чаепитие с пирогами.