Напоминание

ТРОИЦА


Автор: Ткаченко Наталья Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Росинка"
Населённый пункт: г. Надым, ЯНАО
Наименование материала: Сценарий праздника
Тема: ТРОИЦА
Раздел: дошкольное образование





Назад





Сценарий
обрядового праздника «ТРОИЦА»
Цели:
познакомить с обрядовым праздником, народными традициями и обрядами наших предков.
Задачи:
1. Повышать интерес к культурному наследию предков. 2. Формировать представления об обрядах нашего народа. 3. Приобщать детей к истокам народной культуры: хороводам, играм, песням. 4. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, любви к Родине. Действующие лица: Тётушка Агафья – ведущая, Леший, Русалка – взрослые.
Ведущая:
Вы не спать пришли, не стоять пришли, А Троицу-праздник встречать пришли. Троица зеленая, гостья наша дорогая, Ты пришла в воскресенье - всю неделюшку веселье. Троица - это старинный народный праздник земли, воды, леса. У каждого из нас есть День рождения и именины! В этот день земля, вода и лес - именинники. Троица - их день рождения. Седьмая неделя после Христова Воскресения называлась «зелеными святками». Люди украшали свой дом букетами цветов, зелеными ветвями. С давних времен люди прославляли и оберегали лес, а больше всего народ любил березку - символ добра, любви и чистоты.
1-й ребенок.
Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В зеленом сарафанчике, С платочками в карманчике.
Ведущая:
Люди верили в магические силы березы, лечились ее соком, листьями, использовали почки и кору... А за это в Троицын день ее наряжали лентами. Под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла» выходят шесть девочек из подготовительной группы в русских сарафанах. Они идут плавно, хороводным шагом, парами. Девочки останавливаются полукругом, лицом к детям. Под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла» девочки украшают березку лентами, венками, приготовленными заранее:

1-я девочка
: Ой, девицы, ой, красные, В Троицу березоньку надо бы украсить.
2-я девочка
: Завивайся ты, березка, Завивайся ты, кудрявая! Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая!
3-я дев:
Под тобой, березонька, все как мак цветет.
4-я дев:
Ай да кудрявая! Ай да красавица!
5-я дев:
Ай да стройная! Ай да нарядная!
6-я дев:
Под тобой, березонька, не огонь горит – Красны девицы в хороводе стоят. Для тебя, березонька, плясать хотят. Девочки исполняют хоровод вокруг березки.
Ведущий
. Песня, русская песня, как же ты хороша! Песня, русская песня, жизни нашей душа! ПЕСНЯ
Ведущий:
Выбирайте, девицы-красавицы, себе подруженьку по сердцу. Звучит музыка идет игра ручеек (
венок у первой
пары с конца идут пары, выходят вперед) троекратно целуются через венок, говорят друг другу: - Покумимся, кума! - Покумимся - Не сваряся не броняся! - Вместе - чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться Ты мне кумушка, Я тебе голубушка. А теперь мы Кумушки-голубушки! Проходят несколько раз и подходят к воспитателям с теми же словами.
Ведущая:
Покумившиеся девушки называли друг друга кумой, кумочки, гуляли вместе по деревне, не ссорились, поверяли секреты, шептали друг другу разные пожелания, дарили друг другу подарки..
Дев:
Давайте девоньки на березовый веночек желанья загадаем! Девочки берут венок перевивают ветки березы цветными ленточками. Загадывают желания.
Дев:
Девушки-подруженьки! Кумушки-голубушки! Пойдемте к реченьке Венки в воду бросать, На женихов гадать!
Дев:
Пойду на речку-реку,
Стану на крутом берегу, Брошу венок на воду, Отойду подале, погляжу: Тонет ли, не тонет ли Венок мой на воде.
Дев:
Мой веночек потонул, Меня милый вспомянул:
Дев:
А Мой венок пристал к берегу, оставаться мне ещё в девках
Дев:
Мой венок уплыл, значит я жениха найду.
Дев:
А мой пристал к другому венку, мне тоже быть счастливой.
Ведущий
. Как у наших у ворот собирается народ. Все со скрипочками да с балалаечками. Выходят дети старшей группы в народных костюмах с музыкальными инструментами (ложками, бубнами, трещотками). Они исполняют частушки.
1-й ребенок.
Начинаю я припевку - первую, начальную, Я хочу развеселить публику печальную.
2-й ребенок.
На окошке два цветочка-голубой да аленький. Я парнишка боевой, хоть и ростом маленький.
3-й ребенок.
В песнях радость, в песнях - горе, В песнях и весельице. Только в песнях нахожу сердечку утешеньице.
4-й ребенок.
Мы частушки петь кончаем И садимся в решето, Уезжаем мы в деревню За частушками еще.
Ведущий.
У ворот солнцеворот. Выходи плясать, народ! Дети исполняют русский танец «Калина-малина». Из-за кустов появляется Леший с мешком за плечами.
Леший
. Что это за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут и вдруг - шум, гам, громко поют, в барабаны бьют!
Ведущий
. Здравствуй, Леший! Не обижайся на нас. Мы сегодня Троицу празднуем, день рождения земли, леса и воды.
Леший.
Тогда ладно, не сержусь. Я-то думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнезда разорять, да лес ломать. Таких я не люблю и лес от них
защищаю. А с вами я и сам поиграю. В лесу много шишек - и еловых и сосновых. (Вытряхивает шишки из мешка) Хочу я посмотреть, кто из вас быстрый и ловкий, кто больше шишек наберет. Леший держит мешок, ребята подбегают к нему с шишками, он их пересчитывает и складывает в мешок. Счет происходит в шутливой форме - проигравших в этом аттракционе пет. В это время незаметно продевает в рукава верёвку.
Леший
. А я хочу вашу силушку проверить! Вот тут у меня веревки вместо рук - давайте силой меряться. Кто меня на свою сторону перетянет - тот и сильнее. Вызывает двоих детей, они берутся за веревку: один - справа, другой - слева, тянут в разные стороны. Затем аттракцион повторяется несколько раз, последнюю игру можно провести двумя командами.
Ведущий
. Спасибо, Леший за игры интересные.
Леший
. Спасибо вам, ребята, за то, что отмечаете день рождения леса, земли нашей. Приходите в гости - знаю, вы лес не обидите. (Уходит).
Ведущий.
Чтобы цвела наша земля, чтобы росли на ней цветы и деревья, нужен дождь, нужна вода. Вот поэтому в Троицу девушки бросали березку в реку или озеро и зазывали дождь.
Ребенок:
Туча со громом сговаривались: Пойдем, гром, погуляем с тобой По полям, по деревням, Во ту да в другую сторону.
Ведущий
. И шли дожди проливные, поливали луга заливные, благодарил народ дождь, без воды все засохнет, все погибнет. Охраняли реки и озера русалки и водяные. Под музыкальное сопровождение появляется Русалка в длинной белой рубашке с распущенными волосами.
Русалка:
Я - Русалка, мне вас не жалко, Кого хочу - того и намочу! Брызгает на детей водой из брызгалки, спрятанной в рукаве.
Ведущий
: Ах ты проказница! Хотела нам праздник испортить! Ишь, моду взяла людей таскать. Уходи в свое болото!
Русалка:
Не пойду! Не хочу! У нас холодно, сыро, темно. Брр….! А у вас так хорошо.
Ведущий
: Давайте поиграем с Русалкой. Задобрим её. ИГРА

Русалка:
Спасибо! Ну, ладно! Уйду. Только условие, проводите меня с почестями. Ноженьками своими не пойду. Вот если повезете, тогда согласна. И чтоб с музыкой, у вас тут музыка веселая была! Я тоже хочу!
Ведущий:
Что ж вам предложить? А вороной конь вам по нраву?
Русалка:
Да, да, да хочу! Выносят коня.
Ведущий:
Ну что нравится? Не конь, а огонь! Русалка садится на коня. Едет по кругу прочь.
Ведущий

:
Мы русалок проводили, можно теперь смело везде ходить! В народе было такое поверье: сумели на Троицу прогнать Русалку, все пойдет благополучно. И нам теперь можно продолжать веселье. ТАНЕЦ Слышится "ку-ку, ку-ку".
Девочка:
Давайте спросим у кукушки, сколько нам жить? Ку-ку, Ку-ку, кукушечка, Ку-ку, Ку-ку, рябушечка, Ты лети в лесок, Подавай голосок, Сколько нам жить, По земле ходить? Кукушка отвечает, все считают.
Ведущий:
Много-много нам лет жить, до самой старости. А заканчивается наше веселье сладким угощеньем: Киселем, да крендельком, да вкусным пирогом. Дети уходят в группу на чаепитие с пирогами.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!