Автор: Аксенов Алексей Валерьевич Должность: магистрант Учебное заведение: Национальны исследовательский. Томский государственный университет Населённый пункт: Кемеровская область, город Осинники Наименование материала: статья Тема: Работа по профилактике девиантного поведения Раздел: высшее образование
Работа по профилактике девиантного поведения
Работа
администрации
и
педагогического
коллектива
детского
дома
по
профилактике
безнадзорности
и
правонарушений
проводится
в
соответствии
с
Гражданским, Семейным, Жилищным кодексами Российской Федерации, Федеральным
законом
«Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних № 120-ФЗ от 24.06.1999 г.».
В плане профилактики правонарушений перед коллективом детского дома ставятся
следующие задачи:
Выявление
детей
склонных
к
девиациям
и
оказание
коррекционно-
профилактического
воздействия
с
целью
устранения
отрицательных
влияний
на
личность ребенка.
Создание системы в работе по профилактике правонарушений.
Создание условий для законопослушного поведения воспитанников детского дома.
Планирование
работы
по
профилактике
безнадзорности,
правонарушений
и
самовольных уходов воспитанников в МКОУ «Детский дом – школа № 74». ведется по
следующим направлениям:
1. Контрольно-аналитическая деятельность администрации детского дома:
изучение социального состава воспитанников детского дома;
проверка дневников, личных дел воспитанников детского дома;
анализ занятости воспитанников в свободное время, анализ планов воспитательной
работы воспитателей, педагогов дополнительного образования.
2. Исследовательская работа, изучение воспитанников:
проведение педагогических консилиумов по результатам наблюдений психолога,
социального педагога, воспитателей;
проведение
анкетирования,
тестов,
опросов
с
целью
изучения
психолого-
педагогических
особенностей,
уровня
воспитанности,
взаимоотношений
со
сверстниками.
3. Индивидуальная работа с воспитанниками:
индивидуальные собеседования при директоре с детьми «группы риска»;
индивидуальные
собеседования
при
заместителе
директора
по
воспитательной
работе с детьми «группы риска»;
индивидуальные
беседы
с
воспитанниками
о
недопустимости
совершения
противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления;
профориентационная работа.
4. Профилактическая работа с воспитанниками:
реализация
плана
по
профилактике
правонарушений
и
преступлений
с
Подразделением по делам несовершеннолетних» ОВД по Центральному району г.
Новокузнецка;
«организация встреч с медицинскими работниками, работниками Подразделения по
делам несовершеннолетних, инспекторами ГИБДД, военнослужащими;
проведение тематических месячников, декад противодействия наркотикам и иным
психически активным веществам;
проведение Дней здоровья, мероприятий по охране здоровья, бесед по технике
безопасности;»
Лекционно-просветительная работа с воспитанниками
Участие в городских акциях
проведение тематических конкурсов (рисунков, плакатов)
Спортивно-оздоровительные мероприятия
5. Организация досуга в детском доме:
реализация плана по организации кружковой работы в детском доме.
разработка
системы
занятости
воспитанников,
отдыха
и
оздоровления
в
каникулярное время [150].
2.2 Психолого-педагогическая программа коррекции склонности
подростков к девиантному поведению в условиях детского дома
Цели и задачи программы
Целью программы является создание системы диагностического и программно-
методического
сопровождения
коррекции
склонности
подростков
к
девиантному
поведению в условиях детского дома.
Задачи программы:
проанализировать существующую в детском доме систему воспитательной работы
по
предупреждению
девиантного
поведения
с
точки
зрения
использования
психолого-педагогических технологий;
изучить
индивидуальные
карты
развития
воспитанников
детского
дома
подросткового возраста;
произвести диагностику склонности подростков к девиантному поведению;
разработать
комплекс
психолого-педагогических
мер
по
коррекции
склонности
подростков к девиантному поведению;
разработать пакет методических рекомендаций и инструкций;
привлечь
к
коррекционной
работе
и
произвести
инструктаж
участников
коррекционной программы;
сформировать мотивацию у подростков-воспитанников детского дома на участие в
коррекционной программе.
апробировать и адаптировать комплекс психолого-педагогических мер по коррекции
склонности подростков к девиантному поведению;
разработать
систему
показателей
для
оценки
результативности
коррекции
склонности подростков к девиантному поведению;
провести мониторинг склонности подростков к девиантному поведению;
обобщить
опыт
апробации
психолого-педагогической
программы
по
коррекции
склонности подростков к девиантному поведению в условиях детского дома.
Список литературы
1.
Выготский,
Л.
С.
Развитие
личности
и
мировоззрения
ребенка
/
Л.
С.
Выготский
//
Психология личности в трудах отеч. психологов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 151-157.
2.
Гальтон, Ф. Наследственность таланта. Законы и последствия / Ф. Гальтон М: Мысль.
-
1996. - 272 с.
3.
Гарбер, А. Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований //
Актуальные
вопросы
современной
психологии:
материалы
III
междунар.
науч.
конф.
–
Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 17-19.
4.
Гатальский, В. Д. Инновационные технологии в системе педагогической пропе-девтики / В.
Д.
Гатальский
//
Вестник
Балтийской
педагогической
академии.
Вып.102,
СПб.:
Балт.
педагогич. акад., 2011.
-
С.
-
121–129.
5.
Гилинский,
Я.
И.
Девиантология:
социология
преступности,
наркотизма,
проституции,
самоубийств и других «отклонений» / Я. И. Гилинский, СПб.: Юридический центр Пресс,
2004. – 520 с.
6.
Гилинский, Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологи-ческая
теория / Я. И. Гилинский // Соц. исследования – 1991. – №4. – С.
-
72-78.
7.
Голубев,
Ю.
В.
Девиантное
поведение
как
социальная
проблема
/
Ю.
В.
Голубев
//
Образование и саморазвитие.
-
2013.
-
№ 2 (36).
-
С. 178-183.
Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики /А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева,
Н. В. Ялпаева. – М.: Академия, 2002. – 271 с.