Напоминание

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ


Автор: Сигарева Наталья Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 202
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Раздел: среднее образование





Назад




РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ Н.В. Сигарева ГБОУ школа № 202, Фрунзенского района г. Санкт-Петербург, e-mail:niamita@mail В настоящее время в образовании лидирует концепция деятельностного подхода, где учитель должен не только передать существующие знания, но, что более важно в новой образовательной парадигме, обучить способам организации познавательной деятельности, самостоятельному планированию учебного времени учащимися, формированию умений переносить полученные знания в реальные жизненные ситуации. «Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность» [3]. Основы теории современного проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Е.С. Полат, Н.В. Матяш и других ученых России. Метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных или групповых действий обучаемых. Метод проектов стимулирует потребность учащегося в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности; реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать групповую и индивидуальную работу. М.П. Воюшина подчеркивала, что при организации проектной деятельности учащийся попадает в ситуацию выбора, т.к. самостоятельно решает принимать или не принимать участие в проекте, какой проект выбрать, с кем работать в группе и т.д. А «поставить школьника в ситуацию выбора чрезвычайно важно для его личностного развития, поскольку там, где есть осознанный выбор, формируется ответственность, рождается интерес» [3]. География в школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий[2]. В процессе формирования всех вышеперечисленных знаний, мы имеем возможность формировать весь комплекс УУД. В работе над проектом (проектной задачей) деятельность учащихся осуществляется на уровне переноса знаний. У школьников формируется готовность усвоенные знания и умения в повседневной жизни: анализ, интерпретация, оценивание и прогнозирование [4].
Приведем пример проекта для 9 класса «Генеалогическое древо моей семьи». Данный проект длится 4-5 месяцев, учащимся предлагается составить генеалогическое древо своей семьи до 4 поколения, при этом необходимо узнать не только имя, фамилию, статус, профессию, но и национальность родственников, и их места жительства. По окончании работы учащиеся представляют дерево своей семьи по средствам ИКТ – технологий и составляют карту миграции семьи. В исследовательском проекте решаются следующие задачи: • развивать навыки сопоставления статистических данных и фактов, а также их анализа в форме доступной учащимся 9 класса; • привлечь внимание школьников к демографическим проблемам современной России, своего региона, города; • воспитывать активную жизненную позицию учащихся, научить использовать субъективный опыт в оценке факторов, событий, явлений на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок. Этапы деятельности учащихся при работе над проектом: • обзор различных источников информации по заданной теме; • социологический опрос населения по данной проблеме; • обработка полученных результатов с последующим анализом; • выводы по практическим результатам работы; • представление результатов исследовательской работы на семинаре. Для успешной реализации проекта учащимся необходимо выполнять практические работы и творческие задания, участвовать в семинарах. В ходе данного проекта можно выделить следующие аспекты формирования универсальных учебных действий.
Личностные:
внутренняя позиция школьника, личностная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение
Регулятивные:
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Таким образом, проектная деятельность представляется нам полезным инструментом в арсенале современного учителя географии, позволяет решать множество задач географического образования, через формирование системы УУД. Кроме того, внедрение проектной деятельности в обучении географии во многом способствует усилению мотивации самой учебной деятельности. Позволяет улучшить качество учебного процесса и повысить успешность обучения школьников. Включение самостоятельной работы в процессе
обучения, в первую очередь, направлена на учебную мотивацию, усиление интереса к обучению. От проектной деятельности учащиеся получают творческий импульс, желание расширять свои знания, стремиться к саморазвитию.
Литература
[1] Беловолова Е. А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2014. [2] Беловолова Е. А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии // География в школе. 2006. № 6. [3] Воюшина М.П. Формирование культурного поля школьника в урочной и неурочной образовательной деятельности / М.П. Воюшина // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения. Выпуск 7. – СПб.: Северная звезда, 2010. – С. 24. [ 4 ] Родыгина, О.А. проблемно-диалогический цикл как средство формирования УУД в школьном курсе «География России» // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 12. [5] Федеральный государственный образовательный стандарт URL: standart.edu (дата обращения 20.09.15).


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!