РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Автор: Сигарева Наталья Владимировна Должность: учитель географии Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 202 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Раздел: среднее образование
РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Н.В. Сигарева
ГБОУ школа № 202, Фрунзенского района г. Санкт-Петербург, e-mail:niamita@mail
В настоящее время в образовании лидирует концепция деятельностного
подхода, где учитель должен не только передать существующие знания, но, что
более
важно
в
новой
образовательной
парадигме,
обучить
способам
организации познавательной деятельности, самостоятельному планированию
учебного времени учащимися, формированию умений переносить полученные
знания
в
реальные
жизненные
ситуации.
«Одним
из
путей
повышения
мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является
включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность» [3].
Основы теории современного проектного обучения разработаны в трудах
В.В.
Рубцова,
В.Д.
Симоненко,
Е.С.
Полат,
Н.В.
Матяш
и
других
ученых
России.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, которые
позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных или
групповых
действий
обучаемых.
Метод
проектов
стимулирует
потребность
учащегося
в
самореализации,
самовыражении,
в
творческой
деятельности;
реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать
групповую и индивидуальную работу. М.П. Воюшина подчеркивала, что при
организации проектной деятельности учащийся попадает в ситуацию выбора,
т.к. самостоятельно решает принимать или не принимать участие в проекте,
какой проект выбрать, с кем работать в группе и т.д. А «поставить школьника в
ситуацию выбора чрезвычайно важно для его личностного развития, поскольку
там,
где
есть
осознанный
выбор,
формируется
ответственность,
рождается
интерес» [3].
География
в
школе
—
учебный
предмет,
формирующий
у
учащихся
систему
комплексных
социально-ориентированных
знаний
о
Земле
как
о
планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и
хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных
природных,
экологических,
социально-экономических
и
иных
процессов,
протекающих
в
географическом
пространстве,
проблемах
взаимодействия
общества
и
природы,
об
адаптации
человека
к
географическим
условиям
проживания,
о
географических
подходах
к
устойчивому
развитию
территорий[2]. В процессе формирования всех вышеперечисленных знаний, мы
имеем возможность формировать весь комплекс УУД.
В
работе
над
проектом
(проектной
задачей)
деятельность
учащихся
осуществляется
на
уровне
переноса
знаний.
У
школьников
формируется
готовность
усвоенные
знания
и
умения
в
повседневной
жизни:
анализ,
интерпретация, оценивание и прогнозирование [4].
Приведем
пример проекта для 9 класса «Генеалогическое древо моей
семьи». Данный проект длится 4-5 месяцев, учащимся предлагается составить
генеалогическое древо своей семьи до 4 поколения, при этом необходимо узнать
не
только
имя,
фамилию,
статус,
профессию,
но
и
национальность
родственников,
и
их
места
жительства.
По
окончании
работы
учащиеся
представляют
дерево
своей
семьи
по
средствам
ИКТ
–
технологий
и
составляют карту миграции семьи.
В исследовательском проекте решаются следующие задачи:
•
развивать навыки сопоставления статистических данных и фактов, а
также их анализа в форме доступной учащимся 9 класса;
•
привлечь
внимание
школьников
к
демографическим
проблемам
современной России, своего региона, города;
•
воспитывать
активную
жизненную
позицию
учащихся,
научить
использовать
субъективный
опыт
в
оценке
факторов,
событий,
явлений
на
основе личностно значимых ценностей и внутренних установок.
Этапы деятельности учащихся при работе над проектом:
•
обзор различных источников информации по заданной теме;
•
социологический опрос населения по данной проблеме;
•
обработка полученных результатов с последующим анализом;
•
выводы по практическим результатам работы;
•
представление результатов исследовательской работы на семинаре.
Для
успешной
реализации
проекта
учащимся
необходимо
выполнять
практические работы и творческие задания, участвовать в семинарах.
В
ходе
данного
проекта
можно
выделить
следующие
аспекты
формирования универсальных учебных действий.
Личностные: внутренняя
позиция
школьника,
личностная
мотивация
учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение
Регулятивные:
целеполагание,
планирование, прогнозирование,
контроль, оценка, саморегуляция.
Познавательные:
поиск
и
выделение
необходимой
информации,
применение
методов
информационного
поиска,
в
том
числе
с
помощью
компьютерных
средств,
структурирование
знаний,
выбор
наиболее
эффективных способов решения задач
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества,
умение
с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации.
Таким
образом,
проектная
деятельность
представляется
нам
полезным
инструментом в арсенале современного учителя географии, позволяет решать
множество задач географического образования, через формирование системы
УУД.
Кроме того, внедрение проектной деятельности в обучении географии во
многом
способствует
усилению
мотивации
самой
учебной
деятельности.
Позволяет
улучшить
качество
учебного
процесса
и
повысить
успешность
обучения
школьников.
Включение
самостоятельной
работы
в
процессе
обучения, в первую очередь, направлена на учебную мотивацию, усиление
интереса
к
обучению.
От
проектной
деятельности
учащиеся
получают
творческий
импульс,
желание
расширять
свои
знания,
стремиться
к
саморазвитию.
Литература
[1]
Беловолова Е. А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9
классы: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2014.
[2]
Беловолова Е. А. К вопросу об усилении практической направленности школьной
географии // География в школе. 2006. № 6.
[3] Воюшина М.П. Формирование культурного поля школьника в урочной и неурочной
образовательной
деятельности
/
М.П.
Воюшина
//
Метаметодика
как
перспективное
направление развития предметных методик обучения. Выпуск 7. – СПб.: Северная звезда,
2010. – С. 24.
[ 4 ] Родыгина,
О.А.
проблемно-диалогический
цикл
как
средство
формирования
УУД
в
школьном курсе «География России» // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 12.
[5] Федеральный государственный образовательный стандарт URL: standart.edu (дата
обращения 20.09.15).