Автор: Сургаева Елена Михайловна Должность: педагог - психолог Учебное заведение: Детский сад "Сказка" г. Нефтегорска Населённый пункт: г. Нефтегорск Самарская область Наименование материала: Статья Тема: "Самопомощь при эмоциональном выгорании" Раздел: дошкольное образование
Основной враг педагога – эмоциональное выгорание. Ни один педагог не избежал этой
участи. Но главное кроется в другом – будет ли педагог противостоять ему или пойдет у
эмоционального выгорания на поводу.
Настоящие рекомендации предназначаются тем, кто будет ему противостоять!
Самопомощь при синдроме выгорания
1.
Не берите работу на дом! Уходя, отформатируйте свою память, удалив весь
перечень текущих забот.
2.
Разделите краткосрочные и долгосрочные цели. Малыми шагами Вы добьетесь
большего!
3.
Не избегайте друзей, делите с ними свои печали и радости. Обсудите с близкими
конфликт или напряженность на работе и, возможно, Вам предложат новое
оригинальное решение проблемы.
4.
Не терпите, героически стиснув зубы перед начальством: Ваших потуг могут
просто не заметить.
5.
В выходные дни отдыхайте! Лучше всего выезжать куда-нибудь, составить себе
культурную программу.
6.
Не накручивайте себя перед сном. Настраивайтесь на покой и умиротворение.
Не даром говорят: «Утро вечера мудренее».
7.
Делайте утреннюю зарядку, занимайтесь спортом и соблюдайте режим.
8.
В
период
интенсивной
работы
не
переедайте
и
не
мучайте
себя
голодом.
Желудок должен быть спокоен, как и Вы.
9.
Если понимаете, что от Вас требуют слишком много, поговорите с начальством:
может быть, эта работа действительно не для Вас.
В качестве утренней зарядки попробуйте делать зарядку психологическую. Это и
зарядка и аутотренинг одновременно.
Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым,
повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней», вытянув руки над головой:
«Не боюсь я никого», напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша», расслабить
ягодицы: «Проживу теперь сто лет».
Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична,
и дела идут отлично».
Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем
становлюсь богаче».
Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета
солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые
задачи, со мной всегда любовь и удача».
Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед-назад, повторить: «Ситуация
любая мне подвластна. Мир прекрасен и я прекрасна!».
Руки на талии, делая наклоны вправо-влево, повторить: «Покой и улыбку всегда
берегу, и мне все помогут, и я помогу».
Сложив
руки
в
замок,
делая
глубокий
вдох:
«Вселенная
мне
улыбается»,
глубокий выдох: «И все у меня получается».
Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все
получается так, как надо».
Профессиональный
стресс,
который
педагог
испытывает
ежедневно,
порой
крайне
усугубляется.
Для
экстренной
помощи
при
стрессе
Вашему
вниманию
предлагаются
несколько упражнений. Причем в стрессовой ситуации достаточно выполнить одно из них.
«Скорая помощь» для педагога при стрессе
«Дыхательное упражнение Эверли»
Закрыть глаза, положить левую руку на пупок, а правую руку сверху так, как вам удобно.
Вообразить
внутри
себя
надувной
резиновый
шарик
(визуализация).
На
вдохе
представлять,
как
воздух
входит
через
нос,
идет
вниз
и
надувает
шарик.
По
мере
заполнения шарика воздухом руки будут подниматься вверх. Надувание шарика в области
живота
должно
переходить
в
среднюю
и
верхнюю
часть
грудной
клетки.
Продолжительность вдоха должна составлять 2 секунды. По мере совершенствования
навыка
ее
можно
увеличить
до
3
секунд.
Задержать
дыхание
(не
более
2
секунд).
Повторять про себя фразу: «Мое тело спокойно». Медленно начать выдох. Продолжать
повторять про себя фразу: «Мое тело спокойно». Продолжительность выдоха должна
длиться не менее 3-4 секунд.
Это упражнение выполняется не более 3-5 раз. При головокружении необходимо
прекратить упражнение, а в следующий раз сократить продолжительность вдоха, паузы и
выдоха. Упражнение можно выполнять утром, днем и вечером, а также в стрессовой
ситуации.
Регулярное
систематическое
(1-2
недели)
выполнение
данного
упражнения
сформирует своего рода антистрессовую установку. Последующие стрессовые ситуации
будут переживаться более спокойно и менее разрушительно для вас.
«Фронтально-акцепитальная (лобно–затылочная) коррекция»
Одну ладонь расположите на затылке, другую положите на лоб. Закройте глаза и
подумайте о любой негативной ситуации. Сделайте глубокий «вдох – пауза – выдох
пауза».
Мысленно
представьте
себе
ситуацию
еще
раз,
но
только
в
положительном
аспекте. Обдумайте и осознайте то, как можно было бы данную проблему разрешить.
После
появления
синхронной
«пульсации»
между
затылочной
и
лобной
частью
самокоррекцию завершите глубоким «вдохом – пауза – выдохом – пауза». Упражнение
нужно выполнять от 30 секунд до 10 минут до возникновения синхронной пульсации в
ладонях.
«Постукивание»
Сделайте массаж в области вилочковой железы (на грудине) в форме легкого постукивания
10 – 20 раз круговыми движениями слева направо.