Напоминание

Организация проблемно - диалогического общения в процессе реализации познавательно - исследовательского проекта


Автор: Мироненкова Екатерина Манафовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №26 "Маячок"
Населённый пункт: г. Воркута, Коми республика
Наименование материала: Статья
Тема: Организация проблемно - диалогического общения в процессе реализации познавательно - исследовательского проекта
Раздел: дошкольное образование





Назад





Тема: «Организация проблемно – диалогического общения в процессе

реализации познавательно-исследовательского проекта».
Образовательные учреждения перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт. В его основу положена принципиально новая идеология. Задачей педагогов является воспитание человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Целью и смыслом современного образования становится развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. Речевое развитие по- прежнему, было и остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте и главным в деятельности педагогов. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.
Основная цель
речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Задачи речевого развития в ФГОС дошкольного образования:

овладение речью как средством общения и культуры,
(это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим), 
обогащение активного словаря
, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы) 
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической

речи
, (наша связная речь состоит из двух частей: диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения) 
развитие речевого творчества
, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным , если мы создаем для этого условия) 
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы
, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей) 
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха
, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи). Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения. Реализация образовательной области «Речевое развитие» наиболее успешно через метод познавательно исследовательского проекта. Так как в проекте реализуются все виды
деятельности. Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача нас – педагогов не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Современные реалии и требования, предъявляемы государством к качеству воспитательно – образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что воспитатель должен использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие речи дошкольников. Одной их таких
технологий является

технология проблемно – диалогического общения.
Диалог - форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами. Постановку проблемы и поиск ее решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Проблемно – диалогическое обучение – это обучение, основанное на получение новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач, создающихся для этого в проблемных ситуациях. Ребенок под руководством взрослого открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты – так можно охарактеризовать проблемно - диалогическую технологию. Проблемно – диалогическое обучение дошкольников носит обще – педагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании любой образовательной ступени. Вот почему метод исследовательский проект лучше всего подходит для реализации проблемно – диалогического обучения. Главное условие проблемно – диалогического обучения с дошкольниками это систематическое проведение специальных диалогов, направленных на усвоение программного материала. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удается удивить ребенка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребенок останется равнодушным к тому, что происходит на занятии. Проблемно – диалогическое обучение это метод введения новых знаний. Основными целями проблемно – диалогического обучения с дошкольниками является приобретение знаний, умений, навыков, усвоения способов самостоятельной деятельности и развития познавательных и творческих способностей ребенка. Для успешного
применения данной технологии
необходимо выполнение следующих основных
условий:
 Снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми  Восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребенка  Владение педагогом технологией организации предметного диалога  Основные психологические условия для успешного применения проблемно – диалогического общения  Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний  Быть доступными для воспитанников  Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность  Задания должны быть таковыми, чтобы дети могли выполнить их, опираясь на уже имеющийся опыт
Для успешного применения данной технологии необходимо, чтобы была создана проблематизация представленного материала, активность ребенка и обеспечение связи обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Способы создания проблемных ситуаций
:  Сообщение информации  Сопоставление фактов  Анализ фактов и явлений  Постановка вопросов  Предъявление заданий
Методика создания проблемных ситуаций:
 Педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения  Сталкивает противоречия практической деятельности  Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос  Предлагает рассмотреть явления с различных позиций  Побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты  Ставить конкретные вопросы ( на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения)  Определяет проблемные теоретические и практические задания  Ставит проблемные задачи
Проблемно – диалогическое обучение
дошкольников всегда направлено на
результат
 Дети активно вовлечены в процесс на протяжении всей деятельности  Вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности  Учит обобщать, группировать, сравнивать, устанавливать причину следственной связи  Способствует развитию познавательной активности  Предупреждает появление формализма, бездумности  Более прочное усвоение знаний  Делает деятельности детей более привлекательной  Развивает инициативу и самостоятельность Я хочу представить вашему вниманию организацию проблемно-диалогического общения дошкольников в процессе реализации познавательно – исследовательского проекта на примере проекта «Вода, вода! Кругом вода!»Который был разработан нами с целью развития познавательных и творческих способностей детей, развития мышления, воображения, а главное, развитие речи дошкольников. Работа над проектной деятельностью многогранна, захватывающая все виды деятельности. Ведь через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Итак, словосочетание проблемный диалог подразумевает, что на занятии изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: 1. Постановка проблемы (этап формулирования темы урока или вопросов для исследования); 2. Поиск ее решения (этап формулирования нового знания). Так как тема познавательно-исследовательского проекта «Вода, вода! Кругом, вода!», следовательно, постановка проблемы проекта «Можем ли мы прожить без воды?»
и в процессе реализации всего проекта ищем решение поставленной проблемы, что и является этапом формирования нового знания. Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют дети в ходе специально-организованного воспитателем диалога. Тема: «Рыбы» Демонстрация рыб: аквариумные и водоёмные. Вопросы:  Кто это? (предъявление первого факта)  Что у них общего? (предъявление второго факта)  Где обитают? (возникновение проблемной ситуации)  Какие отличия заметили? (побуждение к осознанию противоречия)  Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)  Как мы можем ответить на наш вопрос? (поиск решения). Этот прием: одновременное предъявление противоречивых фактов, разные точки зрения. Тема: « Наблюдение за ростом лука» Мы взяли две одинаковые емкости с водой и две луковицы разные по размеру: большая и малая. Посадили их в эти емкости. Ежедневно наблюдали за ростом корней и перьев луковиц. Итоговый результат: малая луковица - длинные перья, большая луковица – короткие перья. Вопросы:  Почему так получилось? ( побуждение к осознанию противоречия)  Что вас удивило?  Какой возникает вопрос? (побуждение к формированию проблемы)  Сделайте вывод (поиск решения). Этот прием: противоречие между житейским представлением детей и научным фактом. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и различными приемами, текст побуждения для каждого приема будет свой. Например:  Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?  Вопрос был один? А мнений сколько?  Что вас удивило? Что интересного заметили?  Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?  Вы сначала как думали? А как на самом деле? Технология проблемно-диалогического общения обеспечивает достижения установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС. Пользуясь технологией проблемно-диалогического общения, педагог должен понимать, что он не дает новые знания в готовом виде, а создает возможность для детей самостоятельно открывать новые знания. Как зритель, не видевший первого акта, В догадках теряются дети. И все же они ухитряются как-то
Понят, что творятся на свете.
С.Я. Маршак


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!