Конспект открытого урока по ознакомлению с окружающим во 2 классе
Автор: Нетребина Лилия Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Маньковская СОШ Населённый пункт: Ростовская область Чертковский район Наименование материала: Конспект урока Тема: Конспект открытого урока по ознакомлению с окружающим во 2 классе Раздел: начальное образование
Конспект открытого урока по ознакомлению с окружающим во 2 классе
(Тема: «Путешествие по Москве. Московский Кремль.»)
Учитель начальных классов
Нетребина Л.В.
МБОУ Маньковская СОШ
март 2015-2016 уч.год
Цели:
Знакомство с достопримечательностями Москвы и Московского Кремля.
Задачи:
образовательные:
знакомство с достопримечательностями Москвы и Московского Кремля,
формирование представлений о плане города,
формирование об истории возникновения Кремля и его архитектурных памятников;
коррекционно-развивающие :
развитие произвольного внимания, переключаемости внимания,
воспитательные:
воспитание чувства любви к своей стране;
здоровьесберегающие:
контроль над правильной посадкой детей,
способствование созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование:
картинки: памятник Юрию Долгорукому, герб Москвы, деревянный, белокаменный и современный
Кремль, башни Кремля (Спасская, Боровицкая, Троицкая, Кутафья, Арсенальная, Водовзводная,
Тайницкая башни), Царь – пушка, Царь – колокол, Соборы Кремля (Успенский, Благовещенский,
Архангельский), Храм Христа Спасителя, Большой театр, театр Дуровой, зоопарк, Третьяковская
галерея, Цирк на Цветном бульваре; открытки с изображением достопримечательностей Кремля и
Москвы.
Этапы и виды работы
на этапе
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Какие задачи
решались в ходе
выполнения
заданий
I.Орг. момент.
Отгадывание загадки.
-Отгадайте загадку:
С городом этим
Другим не сравниться.
Главный в стране он
Зовется…
-Столица.
Концентрация
внимания.
II. Постановка цели.
-Сегодня я предлагаю вам отправиться в
путешествие по столице нашей страны.
III. Работа по теме
занятия.
1.Работа по учебнику.
Чтение текста, ответы
на вопросы по его
содержанию.
2.Знакомство с
гербом.
Рассматривание
изображения герба
Москвы.
3.Рассматривание
карты Москвы.
4.Беседа об истории
возникновения
Москвы.
5.Беседа о башнях.
IV .Физминутка.
Снятие физического и
-Что вы знаете о Москве?
-Прочитайте первый абзац текста на с.
98.
-Кто был основателем Москвы?
-Памятник Юрию Долгорукому
установлен в центре Москвы.
(Показ картинки.)
-Когда была основана Москва?
-Где был заложен город?
-Что такое герб?
(Показ картинки.)
-Многие города нашей страны имеют
свои гербы, и каждый из них
неповторим. Что изображено на гербе
Москвы?
-На гербе Москвы изображен Георгий
Победоносец поражающий копьем
дракона.
-Как же нам не заблудиться в Москве?
(Ответы детей).
(Дети читают текст).
-Юрий Долгорукий.
-Москва была заложена более
850 лет назад.
-Город был заложен на берегах
Москвы-реки.
-Это эмблема города.
Ответы детей.
Ответы детей.
-На плане видны улицы, реки.
-Крепость защищала жителей от
врагов.
-Белокаменный.
- Из них стреляли по
неприятелю.
-В них укрывались воины,
жители города, в них находилась
Формирование
представлений об
истории города.
Формирование
представлений о
гербе Москвы.
Формирование
представлений о
плане города.
Формирование
представлений об
истории развития
города.
Закрепление
представлений о
башнях Кремля.
Развитие общей
моторики
Формирование
психологического
напряжения.
V. Продолжение
работы по теме урока.
1.Беседа о
достопримечательностя
х Кремля.
2.Беседа о
Достопримечательнос
тях Москвы.
3.Игра «Назови
достопримечательнос
ть».
VI. Итог.
Что нам может в этом помочь?
-Путешествовать по Москве нам
поможет план. План- это чертеж
местности.
(с.99 учебника.)
-Что вы видите на плане?
-Еще на плане можно увидеть
достопримечательности столицы.
-Поговорим об истории Москвы.
Москва – это огромный город. Но такой
большой Москва была не всегда.
(Показ картинки с изображением
деревянного Кремля.)
Сначала это было небольшое поселение
на Боровицком холме. Юрий
Долгорукий решил построить крепость.
Село огородили крепкой деревянной
стеной. Вы правильно сказали, что
город назвали по имени реки, у которой
стоял город. Река называется Москва и
город назвали Москвой.
Как вы думаете, для чего нужна была
крепость?
-Верно. И еще вокруг крепости был ров,
наполненный водой, и земляной вал.
-Москва во время нашествия врагов
часто горела. И князь Дмитрий Донской
построил Кремль из другого материала-
вода, продовольствие.
-На Спасской башне находятся
Кремлевские куранты - часы.
-Боровицкую башню построили
на месте бора – соснового леса.
-Кутафьей называли неуклюже
одетую женщину.
-В ней находился колодец, она
снабжала воинов водой.
-В ней находился склад оружия.
-В ней был подземный ход к
Москве-реке.
Учащиеся повторяют движения и
слова.
-Звонили в колокола, и народ
спешил тушить пожар.
-На Ивановской площади читали
царские указы, сообщения.
-Это Царь-пушка.
-Царь-колокол.
(Ответы детей).
(Ответы детей).
-Красная площадь.
-Нет. Красная, значит красивая
площадь.
(Ответы детей).
-В цирке.
-Известному клоуну Юрию
представлений о
достопримечательно
стях Кремля.
Формирование
представлений о
достопримечательно
стях Москвы.
Закрепление
представлений о
достопримечательно
стях Москвы.
из известняка, а он белого цвета.
(Показ картинки с изображением
белокаменного Кремля).
-Как назвали Кремль?
-Белокаменный Кремль простоял 100
лет. Его стены обветшали. Князь Иван
III (Грозный) приказал построить
крепость из кирпича.
(Показ картинки с изображением
современного Кремля.)
-Стены у новой крепости были крепкие,
толщиной 6 метров. По верху
протянулись зубцы с бойницами. Для
чего они были нужны?
-В крепости были и башни. В самой
Кремлевской стене было 19 башен и еще
одна вынесена перед стенами.
-Как вы думаете, для чего нужны были
башни?
(В случае затруднений учитель помогает
детям ответить).
-В крепости есть проездные башни,
через которые можно въехать в Кремль:
Спасская, Боровицкая и Троицкая.
(Показ картинок с изображением
башен).
-Обратите внимание, эти башни
квадратные.
Никулину.
-В зоопарке.
(Ответы детей).
(Дети по очереди выходят к
доске и выполняют задание).
-Чем известна Спасская башня?
-Спасская башня самая высокая, она
занимает 10 этажей, 3 этажа занимают
механизмы курантов. Через ворота
Спасской башни въезжает наше
правительство.
-Откуда пошло название Боровицкая
башня.
-Это проездная башня. У нее есть
ворота. Эта башня напоминает
пирамиду, имеет ступенчатый верх.
-Троицкая башня самая молодая из всех
башен, ее позже всех построили.
- Через Троицкую башню мы проходим,
когда идем гулять в Кремль.
-Но, чтобы пройти через Троицкую
башню, сначала нужно пройти через
одну небольшую башню. Она
называется Кутафья башня.
(Показ картинки).
-Почему ее так назвали?
-Есть у крепости и круглые башни. Они
расположены по углам.
(Показ картинки с изображением
Водовзводной, Арсенальной, Тайницкой
башни).
-Одна из них Водовзводная Башня.
-Почему она так называлась?
-Следующая угловая башня
Арсенальная. Почему ее так назвали?
-И еще одна башня. Она самая старая из
всех башен. Это Тайницкая башня.
Откуда такое название? Что за тайна с
ней связана?
-А теперь заглянем за стены Кремля.
Вот колокольня Ивана Великого.
(Показ картинки).
-Она долго была самым высоким
строением на Руси. С ее высоты
дозорные могли увидеть
приближающегося врага. Но не только
сторожевой башней была колокольня
Ивана Великого. Если случался пожар,
что происходило?
-Перед колокольней находится
Ивановская площадь. Что происходило
на ней, ведь телевизоров и радио не
было?
-В Кремле много соборов, они
окружают целую площадь, которая так и
называется Соборной. Самые известные
из них три: Успенский, Благовещенский
и Архангельский.
(Показ картинок).
(Учитель демонстрирует картинку с
изображением Царь-пушки).
-Что это?
-Царь-пушка предназначалась для
обороны Кремля, но из нее никогда не
стреляли. Ее вес 40 тонн. Огромные
ядра, которые лежат рядом никакого
отношения к пушке не имеют, т.к. она
должна была стрелять мелкими
камнями, кусочками железа.
-Это царь-пушка. А еще есть Царь…?
(Показ картинки).
-Почему он так называется?
-Когда колокол был готов, в Москве
случился пожар. Сгорели все
Кремлевские постройки. Вот огонь
подобрался и к колоколу. Испугались
мастера, что колокол может
расплавиться, и стали заливать колокол
водой. И от разницы температур от
колокола откололся «кусочек». Так
колокол ни разу и не зазвонил.
-Что вы запомнили о Царь-пушке и о
Царь-колоколе?
-Итак, Кремль – главная
достопримечательность Москвы. Рядом
с Кремлем какая находится площадь?
(Показ картинки).
-Почему она так называется, она что
действительно красного цвета?
-А теперь отправимся в путешествие по
Москве. В Москве очень много
достопримечательностей. Например,
Храм Христа Спасителя.
(Показ картинки).
-Этот храм построили в честь воинов
русской армии, павших в Отечественной
войне1812г. деньги на храм собирал
народ. Строили его почти 50 лет.
-В честь чего построили Храм Христа
Спасителя?
-В Москве много театров. Например,
Большой театр.
(Показ картинки).
-Также известен другой театр – театр
Дуровой.
(Показ картинки).
-В нем можно увидеть выступления
зверей.
-А где еще можно увидеть выступления
зверей?
-Самый известный цирк – цирк на
Цветном Бульваре.
(Показ картинки).
-Кто из вас в нем был?
-Кому стоит памятник рядом с цирком?
-А где можно еще посмотреть зверей?
-Да, в Москве есть зоопарк.
(Показ картинки).
-В Москве также много музеев.
Например, Третьяковская галерея.
(Показ картинки).
-Что можно увидеть в Третьяковской
галерее?
-В Третьяковской галерее можно
увидеть картины. А называется она так,
потому что ее основали два брата Павел
и Сергей Третьяков.
(На столе учителя лежат открытки с
изображением достопримечательностей
Кремля и Москвы).
-Выберите картинку, назовите, что за
достопримечательность на ней
изображены, и расскажите, что вы о ней
запомнили.
-О чем мы говорили на уроке?
-Что вам показалось самым
интересным?
Литература:
1.Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. – М., Изд. «Просвещение», 2011.
2.Московский Кремль. Сост. Родимцева И. А. – Ленинград, Изд. «Аврора», 1987.
3.Дошкольникам о Москве. Сост. Р. Х. Хабибулин. – М., «Издат – школа», 1998.