ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ будущих первоклассников Выявление готовности ребёнка к школе
Автор: Залилова Анжелика Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ № 15 Населённый пункт: город Шахтёрск, Сахалинская область Наименование материала: Статья для родителей и педагогов Тема: ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ будущих первоклассников Выявление готовности ребёнка к школе Раздел: дошкольное образование
Выявление готовности ребёнка к школе
Прежде чем раскрыть составляющие психологической готовности ребенка к
школьному обучению, надо ответить на вопросы: к чему он должен быть готов,
и какая именно готовность требуется от него.
Во-первых,
ребенку предстоит
усваивать школьную программу,
во-вторых,
ему необходимо будет привыкнуть
к новым условиям, в которые он попадет. Новизна состоит в следующем:
- начинается новая для ребенка деятельность - целиком учебная, а не игровая;
- он должен ежедневно находиться в новом для него коллективе детей и
учителей;
- ребенок впервые попадает в условия экспертизы,
когда его знания и успехи
оцениваются.
Психологическая готовность к школе включает следующие составляющие:
- мотивационную готовность;
- волевую готовность;
- готовность познавательных функций;
- готовность руки к овладению письмом;
- социальную готовность.
Для того,
чтобы оценить уровень готовности ребенка к школе,
проводится
собеседование с психологом. При этом оценивается наличие не знаний (знает ли
ребенок буквы,
умеет ли он читать и считать) , а указанных составляющих
готовности
к
школе,
так
как
именно
это
в
дальнейшем
позволит
легко
адаптироваться к школьному обучению и быстро приобрести навыки чтения,
письма и счета.
Таким образом,
психологическая готовность ребенка к школе
определяется не набором знаний и умений,
а определенной степенью зрелости
его мозговых структур.
Мотивационная готовность к обучению
Когда мы говорим о мотивационной или личностной готовности ребенка к
школе,
то имеем в виду его желание или нежелание идти в нее.
На вопрос:
"Хочешь ли ты идти в школу,
или тебе больше нравится в детском саду? " он
может ответить,
что в детском саду ему уже все известно,
и поэтому он хочет
идти в школу.
Но пояснения,
что именно привлекает его в школе,
могут быть
самыми разными: потому что некоторые друзья уже учатся в школе; потому что
там не укладывают спать днем;
потому что хочется иметь новый портфель;
потому что на переменах можно бегать по коридору и т.
д.
К сожалению,
подобные ответы свидетельствуют о том,
что школа привлекает ребенка,
но
личностно он еще не готов к учебной деятельности.
Подобные интересы могут
быстро угаснуть (через три дня портфель уже утратит для ребенка всякую
привлекательность).
Перечисленные мотивы не придадут ребенку достаточно сил (внимания,
прилежания) для преодоления трудностей, с которыми он неизбежно столкнется
в школьной обстановке.
А если ребенок собирается в школу,
потому что ему
надо научиться читать, писать, считать или потому что он хочет стать таким, как
папа или мама, то родители могут быть уверены, что интерес к обучению у него
будет длительным.
Волевая готовность к обучению
К началу школьного обучения ребенок должен научиться концентрировать
свое внимание не на тех занятиях,
которые ему интересны в данный момент
(поиграть,
порисовать), а на том,
что говорит ему учитель.
Дошкольник еще не
всегда
способен
воспринять
слово
"надо"
как
руководство
к
действию
и
подчинить ему свои желания. Он более импульсивен, его поведением управляют
желания и интересы,
которые не отличаются стойкостью.
Их легко возбудить
новой игрушкой или новой игрой, но они легко и угасают.
Волевая
готовность,
или
произвольность,
- это
способность
ребенка
действовать
по
инструкции
взрослого
(по
заданному
им
правилу),
ориентироваться на заданную систему требований.
Как правило,
произвольное
поведение ребенка формируется к 6-7 годам.
Во время собеседования психолог
оценивает,
насколько он внимателен,
может ли он действовать по заданию
взрослого,
организовать
свою
деятельность
в
соответствии
с
заданием,
контролировать ее результаты и сличать их с заданным образцом.
Готовность познавательных функций
Процесс
учения
обеспечивается
основными
познавательными
функциями
человека:
вниманием,
мышлением,
восприятием,
памятью,
речью,
пространственными представлениями.
Эти функции развиваются у ребенка с
рождения
и
до
15-18 лет.
Достаточная
степень
зрелости
этих
функций
к
моменту начала школьного обучения обеспечивает успешный старт учебной
деятельности в школе. Особенность состоит в том, что познавательные функции
развиваются у ребенка не одновременно (одни из них могут опережать другие) и
не
одинаково
(у
некоторых
детей
в
силу
разных
причин
формирование
некоторых функций задерживается).
Готовность руки ребенка к овладению письмом
Один из навыков,
который должен быть сформирован к тому времени,
когда
ребенок
пойдет
в
школу,
- это
развитие
точных
движений
руки
(тонкая
моторика) . В психическом развитии человека очень многое определяется тем,
насколько он способен управлять своими руками.
Причем это очень сложная
зависимость:
развитие центральной нервной системы позволяет соотнести то,
что
человек
видит
и
слышит,
с
траекторией
совершаемых
движений,
а
совершенствование движений рук,
в свою очередь,
ускоряет развитие речевых
центров
головного
мозга.
Если
тонкая
моторика
у
ребенка
сформирована
недостаточно,
то
у
него
может
быть
плохой
почерк
(как
правило,
это
свидетельствует
о
недостаточной
мышечно-суставной
чувствительности
пальцев) , или рука быстро устает при письме (из-за повышенного мышечного
тонуса) . При
обследовании
ребенка
педагог
обязательно
попросит
его
что-
нибудь нарисовать (человека, дом) или срисовать узор с образца для того, чтобы
оценить, насколько рука ребенка готова к письму.
Социальная готовность
Социальная
зрелость
подразумевает
потребность
ребенка
в
общении
со
сверстниками
и
умение
подчинять
свое
поведение
законам
детских
групп,
способность принимать роль ученика,
умение слушать и выполнять указания
учителя.
При
оценке
социальной
готовности
выясняется,
насколько
легко
ребенок входит в контакт, вызывают ли у него повышенную тревогу новые лица
и необходимость общаться с ними. Этим определяется то, как ребенок впишется
в новый для него коллектив.
Таким образом, если мы хотим, чтобы наши дети были умными и успешными в
школе, надо ограничить их общение с телевизором и компьютером и расширить
общение
с
наиболее
близкими
им
людьми.
Самое
дорогое,
что
мы
можем
подарить ребенку, - это посвящаемое ему время.