Автор: Сигова Наталья Алексеевна Должность: учитель биологии и химии Учебное заведение: МБОУ Лестранхозовская СОШ Населённый пункт: село Бирикчуль Наименование материала: методическая разработка Тема: Аннотации по биологии Раздел: среднее образование
Аннотация к рабочей программе по биологии для 5 класса
(по авторской программе
Т.С. Сухова, В.И. Строганов)
Рабочая
программа
соответствует
положениям
федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к
результатам освоения основной образовательной программы, Фундаментальному ядру
содержания общего образования, примерной программе по биологии основного общего
образования для 5 – 9 классов, авторов И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко и др. – М.:
Вентана-Граф.2015. – 304 с.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом)
для ступени основного общего образования. Общее число учебных часов - 35 (1ч в
неделю) в 5 классе.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии , изложенные
в пояснительной записке.
Планируемые
результаты
изучения
курса
«Биология
5
класс»
Система планируемых результатов : личностных, метапредметных и
предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс
взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач,
выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных
действий и опорным учебным материалом. В структуре планируемых
результатов выделяются:
• ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего
образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-
смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование
и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся
средствами предметов;
• планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ,
включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности
биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов:
проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные
биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать
биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по
изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать,
сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о
живых организмах, получаемую из разных источников; последствия
деятельности человека в природе.
Учащийся:
получит
возможность
научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими
приборами и инструментами;
выращивания и размножения культурных растений, домашних
животных; • выделять эстетические достоинства объектов живой
природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её
проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к
объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать
её и переводить из од ной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе.
Аннотация к рабочей программе по биологии для 6 класса
(по авторской программе И.Н Пономарёвой)
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной
программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6 – ого
класса «Биология – 6 (Раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники).
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 – го класс
предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного
общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности
растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции. Принципы
отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей
образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а
также с возрастными особенностями развития учащихся.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку
соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических
навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и
практические работы, предусмотренные Примерной программой.
В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала
расширен экологический. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении
учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений,
бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в
природе; ролью человека в природе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы.
Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.
Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2014. – 240 с.:ил.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучение биологии в 6 классе учащиеся должны:
знать/ понимать:
· признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений,
животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
· сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,
размножение;
уметь:
· объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира,
в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей
среды; необходимости защиты окружающей среды;
· изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать
и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных,
поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых
микропрепаратах и описывать биологические объекты;
· распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,
органы и системы органов животных;
· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и
делать выводы на основе сравнения;
· анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде,
влияние собственных поступков на живые организмы;
· проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника
отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения
биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых
организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
· соблюдения правил поведения в окружающей среде;
· выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними
Аннотация к рабочей программе по биологии для 7 класса
(по авторской программе И.Н Пономарёвой)
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной
программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го
класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной
школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 72 с., отражающей содержание Примерной
программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ
на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает
обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и
является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего
образования:
нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их
физическое и психическое здоровье;
соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития
учащихся, их особенностям и возможностям;
личностная ориентация содержания образования;
деятельностный характер образования, направленность содержания образования на
формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной,
познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на
получение учащимися опыта этой деятельности;
усиление воспитывающего потенциала;
формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные
знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических
задач;
обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков,
тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с
использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его
материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций,
видеофильмов и др.
Рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях,
умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта
познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или
профессиональной траектории.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как
биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности
людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать
информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах
здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами,
справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием
собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических
экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе
и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной
среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил
поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики
заболеваний.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении
приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования
являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Аннотация к рабочей программе по биологии для 8 класса
(по авторской программе И.Н Пономарёвой)
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего обра-
зования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 8 класса
общеобразовательных учреждений (курс «Человек и его здоровье», авторы Драгомилов А.Г., Маш
Р.Д.). Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов.
В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. Среди практических
работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику
оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными.
Включены
также
тренировочные
задания,
способствующие
развитию
наблюдательности,
внимания, памяти, воображения.
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
1.
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в
практической деятельности людей;
2.
овладение
умениями
применять
биологические
знания
для
объяснения
процессов
жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных
достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за
состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе проведения биологических экспериментов, работы с различными источниками
информации;
4.
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью
других людей;
5.
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о
собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий
своей деятельности по отношению собственному организму, здоровью других людей; для
соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и
стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Аннотация к рабочей программе по биологии для 9 класса
(по авторской программе И.Н Пономарёвой)
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной
программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего
образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой,
Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2014. - 72с.//,
отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования
к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая
программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. В
рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного
общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии.
Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11
классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе,
однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в
рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в
значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11
классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых
видов деятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для
формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе
«Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний):
термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы. Результаты обучения приведены в
графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в
деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей
программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению
проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня
знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные
Примерной программой.
Требование к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, гипотез в
формировании научного мировоззрения –носит обобщающий характер и включает в себя
следующие умения:
• Выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
• Определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
• Отличать научные методы, используемые в биологии;
• Определять место биологии в системе естественных наук;
• Доказывать, что организм – единое целое;
• Объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации
живой природы;
• Обосновывать единство органического мира;
• Выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
• Отличать теорию от гипотезы.
Аннотация к рабочей программе по биологии для 10-11 классов
(по авторской программе И.Н Пономарёвой)
Согласно действующему Базисному учебному плану программа для 10 класса предусматривает
обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, но за счет школьного компонента добавлен 1 час.
Поэтому данная рабочая программа обучения биологии 10 – 11 классов разработана в объеме
68часов в 10 классе и 66 часов в 11 классе ( 2 часа в неделю ). Программа разработана в полном
соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта 2004 года, с обязательным
минимумом содержания биологического образования среднего (полного) общего образования на
базовом уровне. Программа построена на основе авторской программы по биологии для 10-11
классов (Базовый уровень) Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Симоновой Л.К.
/ Под. ред. проф. И.Н. Пономаревой, - М., "Вентана-Граф", 2012.
Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры молодежи, а
также формированию компетентностных качеств личности учащихся.
Данная программа курса биологии 10-11 классов является непосредственным продолжением
программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством
профессора И.Н. Пономаревой ( М., Изд. центр "Вентана-Граф", 2014 гг.), где уровень основного
биологического образования (9 класс) завершается общебиологическим курсом "Основы общей
биологии". В связи с этим программа 10-11 классов представляет содержание курса общей
биологии как материалы второго, более высокого уровня обучения и построенного на
интегративной основе, что требует образовательный минимум старшей школы.
Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по разделам
и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации
жизни. Рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный,
популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание
курса биологии 10-11 классов.
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня
жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая
последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную,
преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11
классе биохимических процессов и явлений молекулярного уровня жизни - тесную связь с курсом
химии.
Увеличение количества часов некоторых разделов осуществляется за счёт распределения
предусмотренного авторской программой резервного времени.
Требования к уровню подготовки учащихся.
- характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы, их
компоненты, процессы и значение в природе; понятие о биосистеме; учение В.И. Вернадского о
биосфере и ноосфере, возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира; значение
живого вещества в биоло креском круговороте веществ и потоке энергии; биосферу как
глобальную биосистему и экосистему; роль хозяйственной деятельности человека на биосферу и
меры, направленные на ее сохранение; биогеоценозы как биосистему и экосистему,
агроэкосистему их структурные компоненты их значение в круговороте веществ и потоке энергии
в экосистеме; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в
биогеоценозе, их значение; правило экологической пирамиды, правило 10% в экосистеме;
саморегуляция; причины устойчивости и смены экосистем; роль биологического разнообразия в
устойчивости биогеоценоза ( экосистемы); регулирование численности популяций в сохранении
устойчивости экосистем; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу
эволюции; учение Ч. Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, причины
многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; видообразование как
процесс увеличения видов; происхождение человека и движущие силы антропогенеза; основные
направления эволюции, ароморфозы и идиоадаптации в растительном и животном мире;
закономерности эволюции; основные царства органического мира, бактерии, растения, животные,
грибы, вирусы, их роль в природе; учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных
растений; методы выведения сортов растений и пород животных, роль биотехнологии в селекции
растений; организм как биосистему; регуляция процессов жизнедеятельности организмов; половое
и бесполое размножение организмов; оплодотворение и его значение; онтогенез, зародышевое и
послезародышевое развитие организма; основную генетическую терминологию и символику,
методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности;
изменчивость ее виды (мутационная, комбинативная и модификационная) и причины; норму
реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа; мутаций в эволюции,
генетики для селекции и здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека;
многоклеточные и одноклеточные организмы; основные положения клеточной теории;
химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и
других неорганических веществ в жизни клетки; основные структурные элементы клетки и ее
части, ядро, цитоплазма, органоиды и включения; строение и функции прокариот и эукариот,
автотрофов и гетеротрофов; деление клетки митоз и мейоз; особенности половых клеток;
клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и
функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации; значение
видового постоянства числа, формы и размеров хромосом; ген и генетический код; основные
биополимерные молекулы; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров; роль ферментов
как регуляторов биомолекулярных процессов; регулирование численности популяций в
сохранении устойчивости экосистем
- сравнивать (распознавать, узнавать, определять) свойства биосистем разных уровней
организации; природные биогеоценозы и агробиоценозы; роль полового и бесполого размножения;
наследственную и ненаследственную изменчивость; естественный и искусственный отбор;
ароморфозы и идиоадаптации; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз; биосинтез
белка и фотосинтез; РНК и ДНК; кислородный и бескислородный способы энергетического
обмена;
- обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации
жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия
популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах; регулирование численности
популяций в сохранении устойчивости экосистем; роль продуцентов, консументов, редуцентов;
абиотического окружения и человека в экосистемах и агроэкосистемах; значение биологического
разнообразия в устойчивом развитии природы; меры охраны живой природы; роль эволюции в
развитии живой природы; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; роль законов
генетики для селекции; роль хромосом и генов в передаче наследственности;
- применять знания по биологии для формирования картины мира; для доказательства единства
органического мира; для оценки состояния окружающей среды; объяснения функций живого
вещества, происхождения жизни и этапов эволюции, типов связей и зависимостей в биогеоценозе;
в деле гуманного, этического поведения в природе; для охраны природы и редких, исчезающих
видов; для доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья;
- владеть умениями сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале;
пользоваться предметным и именным указателями при работе с определителями растений и
животных; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы
на основе работы с текстом учебника и литературы дополнительного чтения по биологии.