Автор: Ханбекова Светлана Петровна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МОУ СОШ№3 Населённый пункт: город Вольск Саратовская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Сила, Красота, Грация". Раздел: полное образование
для учащихся 10 - 11 класса (девушки).
Автор:
Ханбекова Светлана Петровна
Учитель физкультуры высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ №3 г. Вольска Саратовской области»
г.Вольск
2015 г
Аннотация
Представляю методическую разработку урока по физической культуре для учащихся 10-11 класса (девушек).
Урок подготовлен для раздела программы «гимнастика» и «основы знаний» (теоретическая часть) с применением
компьютерной
технологии
(презентации).
Тема
презентации
«Ты
-
скульптор
своего
тела.
Что
такое
фитбол?».
Презентация подготовлена из 6 слайдов. Просмотр слайдов предусмотрен в вводной части урока в спортивном зале на 4
минуты. Данные слайды содержат материал для ознакомления девушек с понятием правильная и красивая осанка, со
средствами физической культуры, которыми можно формировать и корректировать свою осанку. Просмотр позволит
девушкам узнать о влиянии физических упражнений на формирование красивого тела, увидеть наглядно его красоту.
В основной части урока девушкам предлагается выполнить упражнения мячами «Фитбол».
Специально подобранные задания в основной части урока направлены на укрепление всех групп мышц и развитие
физических качеств силы, выносливости, гибкости.
В урок включены элементы
из оздоровительной гимнастики,
упражнения йоги. Эти упражнения направлены на улучшение психологического состояния обучающихся, способствуют
преодолению нарастающего утомления, усиливают заданный характер движений (темп, амплитуду, нужное напряжение
мышц) и ускоряют овладение техникой движений, кроме того
формируют у них
умение правильно дышать.
В
заключительной части урока девушкам предлагаются задания на релаксацию с целью расслабления и восстановления,
поднятия у них настроения.
Содержание урока подчинено достижению следующих результатов:
- содействие формированию личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья;
- выработка умений использовать средства физической культуры для укрепления здоровья;
-воспитание
желания
к
самостоятельным
занятиям
физическими
упражнениями
с
целью
формирования
красивой
осанки.
Введение
Повышение эффективности и качества физического воспитания школьников находится в центре внимания педагогов.
Однако в целом система физического воспитания в общеобразовательных школах все еще не отвечает современным
требованиям в связи с действием ряда объективных факторов:
– возрастанием гиподинамии школьников, обусловленной дальнейшей интенсификацией их умственного труда, с одной
стороны, и снижением двигательной активности – с другой, что вызывает такие тревожные явления, как сердечно-
сосудистые заболевания, ожирение, нарушение осанки и др.;
– массовым падением интереса школьников к физической культуре в связи с появлением других, более сильных
интересов;
– слабой материальной базой.
Наибольший оздоровительный эффект на занятиях достигается при комплексном использовании общеразвивающих
упражнений, упражнений оздоровительной аэробики, стретчинга и фитбола. Такое сочетание обеспечивает: во-первых,
равномерное распределение физической нагрузки основные мышечные группы: общеразвивающее упражнение
на
мышцы
верхних
конечностей,
на
мышцы
нижних
конечностей,
на
мышцы
туловища;
во-вторых,
не
приводит
к
однообразию, и снижению эмоциональности занятий.
Начинать
обучение
лучше
всего
с
показа
и
объяснения
наиболее
простых
упражнений
локального
характера.
Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу
несколько суставов и групп мышц, частей тела. Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер
разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на
правильной технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение. На первом занятии девушкам
предлагаются
элементарные
комплексы
упражнений
с
мячом
фитбола,
объясняется
их
сущность,
указывается
на
функцию данного упражнения, исправляются ошибки, допускаемые обучающимися. Сначала упражнения выполняются
под счёт, а затем, по мере усвоения, под музыку. Для закрепления упражнений необходимо их варьировать, изменяя
исходные и конечные положения, меняя темп и ритм музыки.
Музыка,
особенно
легкая,
ритмичная
положительно
влияет
на
работоспособность
занимающихся
и
их
восстановительные процессы. Физические упражнения
под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают
большой оздоровительный эффект.
Конспект урока физической культуры
10 - 11 класс (девушки)
Тема программы: гимнастика
Тема урока: «Сила, Красота, Грация».
Тип урока: урок с оздоровительной направленности.
Вид урока: комбинированный.
Цели методические: формировать мотивацию к занятиям физическими упражнениями с целью укрепления здоровья и
строения правильной осанки.
Цели образовательные:
формирование навыков правильной осанки;
разучивание комплекса упражнений с мячом «Фитбол»;
знакомство с элементами упражнений йоги;
развитие силовых качеств, гибкости, выносливости.
Материально – техническое обеспечение: мультимедийный проектор , мячи для фитбола , гимнастическая скамейка.
Метод организации: индивидуальный, фронтальный, групповой.
Место проведения: спортивный зал.
Продолжительность: 45 минут.
№
Содержание
Дозировка
Организационно методические
указания
Валеологические
приемы
I
Подготовительная часть
13 мин
1. Приветствие. Сообщение задач
урока.
2 .Просмотр слайдов. (См
.Приложение) 1)Беседа с
обучающимися.
Ваше представление о понятии
человеческая красота?
С чего начать формирование красивой
фигуры?
А) Ноги. Б) Спина. В) Грудь, Г) Живот.
Д) Талия.
Что нужно помнить?
1мин
4мин
Посадить по кругу
2 слайд, 3 слайд
4 слайд, 5 слайд, 6 слайд.
Формирование навыков
следить за осанкой.
Поднятие
эмоционального настроя
учащихся.
Формирование мотивации
к здоровому образу жизни
с помощью презентации.
3.Упражнения на растяжение.
Растяжка способствует нам всю
жизнь. Растяжка – это гибкость,
гибкость – это молодость, здоровье,
хорошее настроение и уверенность в
себе.
1 .ИП - упор присев, стопы вместе, на
носках. Встать, не опускаясь на
пятки. Потянуться руками вверх,
сохраняя равновесие. Напрячь
мышцы. Опуститься на пятки. И.П.
2. ИП - стойка ноги врозь, руки вверх.
Вытянуться вверх, наклониться
вправо. И.П. Затем влево.
3. ИП - тоже, руки вниз. Поднять
правую руку вверх, согнув в локте над
головой, вытянуться вверх,
наклониться влево. Вернуться в
исходное положение. Выполнить
упражнение в другую сторону.
4. ИП – тоже, руки вверх. Вытянитесь
вверх, слегка согните колени для
равновесия, наклонитесь назад.
8мин
5-6
5-6
5-6
5-6
Все упражнения выполняются
плавно, без рывков.
Вставать медленно.
Опуститься, расслабится.
При выполнении движения
стопы не отрываются от пола.
При наклонах живот втянуть.
Живот втянуть и сохранять
до конца выполнения
упражнения.
Наклоняясь, тянуться как можно
дальше.
Контроль за осанкой
Выпрямитесь, наклонитесь вперед с
прямыми ногами и выполните три
пружинистых наклона.
5 . ИП - стойка ноги вместе с опорой.
Поднять
правую
ногу,
согнуть
ее
в
колене. Выполнить мах ногой назад и
вперед один раз.
Выпрямить ногу и
вновь выполнить мах назад и вперед.
И.П.
Затем
выполнить
упражнение
левой ногой.
6. ИП
-
стойка
пятки
вместе,
носки
врозь.
Пятки
и
носки
соединены.
Выполнить
глубокий
присед,
встать,
повторите
пять
раз.
Вернуться
в
исходное положение.
7. ИП - сидя ноги врозь на полу.
Поднять руки вверх. Втянуть живот,
вытянуться вверх и выполнить наклон
вперед до касания пола пальцами рук.
Сделать пять маленьких пружинистых
наклонов вперед. И.П.
4-5
4-5
4-5
3-4
Спина в исходном положении
прямая. Живот втянуть.
Приседая, спина прямая.
Голову поднять
Ноги в коленях не сгибать.
Коснуться пальцами пола как
можно дальше.
Спина прямая.
8. ИП - сидя на полу "по-восточному",
стопы сомкнуты, руки на стопах.
Сохраняя сомкнутое положение стоп,
выполнить движение коленями к полу.
Повторить движение пять раз, при
последнем движении выполнить
изометрическое напряжение. И.П.
10. ИП - упор стоя на коленях.
Округлить спину, подтянуть колено
правой ноги к лицу, затем выпрямить
ногу назад и прогнуться в пояснице,
подняв голову. И.П. Выполните
упражнение другой ногой.
4-5
Прогнуться в спине.
Носок потянуть.
II
Основная часть
27 мин
Показать презентацию
разноцветные мячи «Фитбол» (см.
Приложение)
Показать презентацию
разноцветные мячи
«Фитбол»
3. Упражнения с мячами «Фитбол»
Исходное положение: см.
Иллюстрацию
Упражнение: двигайте мяч под
вашими ягодицами в различных
7 мин
5-6
руки на поясе или
Укрепление мышц ног и
стоп, стабилизация
корпуса, тренировка
направлениях.
2 . Исходное положение : Затем
скругляя спину и укладывая позвонок
за позвонком, опускайтесь вниз, пока
ваши лопатки не будут лежать на мяче.
Одновременно ваши ноги будут
двигаться вперед.
3.Упражнение: вытяните ваши руки
за головой и удерживайте это
положение в течение короткого
периода времени. Затем вернитесь в
исходное положение.
Вариант 2: вытяните руки в стороны
на уровне плеч.
4.Исходное положение : одна пятка
лежит на мяче, другая нога вытянута
вверх к потолку.
Упражнение: упираясь пяткой в мяч,
приподнимите таз вверх, скругляя
спину, до уровня лопаток. Затем
опуститесь в исходное положение,
когда вся поверхность спины лежит на
полу.
5-6
5-6
5-6
в стороны
угол между бедром
и голенью должен составлять 90
градусов
равновесия
Контроль дыхания при
выполнении упражнений.
Укрепление мышц
спины, пресса и ног,
растяжка мышц рук
Мышцы спины (лежа на
5.Исходное положение : ноги согнуты
в коленях, голени удобно лежат на
мяче, задняя поверхность бедер
касается мяча.
Упражнение: покатайте фитнес-мяч
вправо и влево, ноги по-прежнему
лежат на мяче. Вы также можете
приподнять нижнюю часть корпуса до
уровня середины мяча.
6.
исходное положение: в стать на
колени и лечь на живот на мяч
опустить руки и расслабиться.
5-6
5-6
после
возвращения в исходное
положение, удостоверьтесь, что
вся поверхность спины лежит на
полу (не прогибайтесь в
пояснице). Внимание: мяч
должен оставаться
неподвижным.
спине, ноги подняты
вверх)
Растяжка и укрепление
мышц задней
поверхности бедер,
укрепление ягодиц,
мышц пресса и тазового
дна
Йога – Восточная система
оздоровительной гимнастики.
Существуют элементы йоги, которые
являются эффективными средствам
оздоровления людей. Это «искусства
трех умений»: 1-мышечного
6-7 мин
Мысленно настраивать на
выполнение позы.
Время фиксации 5-7 секунд
расслабления, 2-рационального
дыхания. 3-концентрации внимания.
Сейчас мы разучим четыре позы.
Упражнения йоги
1 поза пальма
И.П.:стоя, ноги врозь. Голова, шея,
спина – прямая линия. Одновременно
с вдохом плавно поднять руки вверх,
вытягивая позвоночник, встать на
носки. Зафиксировать это положение
5-7 секунд, затем И.П. с
одновременным выдохом.
Концентрация внимания - на
позвоночнике.
2 поза алмаза – эта поза исходное
положение для некоторых поз.
И.П.- встать на колени, сесть на пятки
так, чтобы ноги от кончиков пальцев
до колен касались коврика, и на них
приходилась вся тяжесть тела. Колени
держать вместе; голова, шея, туловище
образуют прямую линию. Ладони
положить на колени.
3 поза плуга
И.П.: лежа на спине, руки слегка
2-3
2-3
2-3
Время фиксации позы 1 минута
После выхода из позы отдых.
Выполнять медленно и
осторожно.
Время фиксации 10 секунд.
Затем прибавляя по 10 секунд,
довести удержание до 1 минуты.
Оздоровительный эффект:
оказывает тонизирующее
воздействие
Оздоровительный эффект:
активизирует
пищеварительные
процессы, развивает
эластичность коленных
суставов и голеностопных
связок.
Оздоровительный эффект:
стимулирует деятельность
мозга, предупреждает
жировые отложения
вокруг бедер и живота,
разведены ладонями вниз. 1-я фаза:
медленный вдох. Поднять обе ноги до
касания носками пола около головы.
Остаться в позе 8-10 секунд, медленно
ритмично дыша. 2-я фаза. Отодвинуть
ноги дальше головы, перенести вес
ближе к верху спины, колени
выпрямлены. Глубоко дышать.
оказывает укрепляющее
воздействие на органы
грудной клетки и область
шеи.
5 .Ходьба по коврику «Цветочная
поляна»
6.Ходьба по рейке с мешочком на
голове.
3 мин
2 мин
Упражнения выполнять
босиком.
Следить за осанкой
Оздоровительный эффект:
массаж стопы,
профилактика и лечение
плоскостопия.
3
Заключительная часть
5 мин
1. Упражнения на релаксацию и
дыхание.
2. Домашнее задание.
3. Итог урока.
2 мин
1 мин
2 мин
Образуем круг, сед, скрестив
ноги по-турецки, руки на
коленях, спина и шея
расслаблены. Закройте глаза и
представьте, что вы лежите на
спине в траве. Прекрасный
летний день. Вы смотрите в
чистое голубое небо, оно такое
необыкновенное. Вы
Под музыку
наслаждаетесь им. Вы
полностью расслаблены,
довольны и улыбаетесь.
Заключение
Предложенный урок « Ты - скульптор своего тела. Что такое фитбол?» по своей актуальности и значимости является
носителем
здоровья.
В
основе
оздоровления
лежат
представление
о
здоровом
ребёнке.
Безусловно,
подготовка
к
здоровому образу жизни школьника, с позиции здоровьесбережения, должна стать приоритетным направлением в
деятельности каждого учителя, то есть каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут
востребованы им в дальнейшей жизни. А работа с фитболом учителя физической культуры состоит в создании условий
для усиления здоровьесберегающего потенциала урока и привития интереса к продолжению занятиями в домашних
условиях.
Наращиванию
и
эффективной
реализации
потенциала
урока
физкультуры
способствуют
специальные
упражнения для формирования осанки, упражнения для её коррекции, упражнения для профилактики плоскостопия.
Физкультурно – оздоровительная направленность уроков физической культуры на примере работы с фитболом
является
составной
частью
системой
оздоровительного
комплекса,
направленного
на
здоровье
сбережение
подрастающего
поколения.
В
процессе
занятий
физической
культурой,
в
основу
которых
положено
широкое
использование двигательных действий и имитационных движений, у девушек формируется навыки и умения, воля и
сознания. Это помогает поддерживать дисциплину и создаёт положительный и эмоциональный фон.
.
Список используемых источников
Материалы для создания презентации были взяты из методической литературы:
1. В.И. Лях. Физическая культура. Учебник для учащихся 10 - 11 класса Москва «Просвещение» 2005.
2. С.Е. Голомидова .Нестандартные уроки физкультуры 10-11 класс. «Учитель - АСТ» 2005
3. Ресурсы Интернета.