Знакомство старших дошкольников с историей города Волгограда посредством проектной деятельности
Автор: Колышева Татьяна Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ Центр развития ребёнка №10 Населённый пункт: Волгоградская область, город Волгоград Наименование материала: статья Тема: Знакомство старших дошкольников с историей города Волгограда посредством проектной деятельности Раздел: дошкольное образование
Знакомство старших дошкольников с историей города Волгограда
посредством проектной деятельности
МОУ «Центр развития ребёнка №10 Ворошиловского района Волгограда»
Автор статьи: Колышева Т.Б. - воспитатель высшей квалификационной
категории.
Мы живем в интересное и сложное время. Меняются взгляды и подходы,
многое
заново
открывается
и
переоценивается.
В
первую
очередь
это
относится
к
нашему
прошлому,
которое
мы,
оказывается,
знаем
очень
поверхностно. Обратиться к истокам - значит восстановить связь времен,
вернуть утерянные ценности.
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического
сознания детей является их ознакомление с историей родного города, края.
Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с
социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут
знания
детей
о
родном
городе,
его
людях,
традициях,
тем
более
действенными окажутся они в воспитании любви к Родине.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка
смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них,… -
значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и
плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. …равнодушен к
памятникам истории своей страны, - …. равнодушен к своей стране».
Одной
из
основных
задач
воспитания
дошкольников,
стоящих
на
современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников
патриотических чувств, интереса илюбви к Родине, родному краю, городу.
Представление у ребёнка о Родине начинается с семьи, детского сада, жизни
знакомых улиц района, города, т.е. с малой Родины.
Региональная
культура
–
это
первый
шаг
для
ребёнка
в
освоении
общечеловеческих ценностей мировой культуры, в формировании личности в
целом.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится
осознавать
себя
живущим
в
определенный
временной
период,
в
определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к
богатствам
национальной
и
мировой
культуры.Основная
идея
знакомства
детей с родным городом заключается в формировании у детей старшего
дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного
города, воспитании чувства любви к своей малой Родине, гордости за нее.
Волгоград
–
город
с
богатыми
традициями,
огромным
историческим
наследием.
В
нём
есть
свои
особенности
исторического
развития,
специфические
черты
культуры
и
природы,
составляющие
тот
феномен,
который формирует в каждом ребёнке интерес и привязанность к родному
краю, патриотические чувства.
Коллектив нашего дошкольного учреждения являлся участником городского
проекта «Воспитание дошкольника – гражданина Волгограда», результатом
которого
стала
разработанная
и
апробированная
региональная
программа
«Воспитание
маленького
волжанина».
Центральная
идея
программы
–
интеграция
семейной
и
общественных
систем,
ориентированных
на
воспитание гражданина и патриота малой Родины – Нижнего Поволжья,
России.
Ведущим
условием
воспитания
гражданина
и
патриота
на
культурно-
исторических
традициях
региона
является
развитие
конструктивных
взаимодействий в триаде РЕБЁНОК-РОДИТЕЛЬ-ПЕДАГОГ, где родитель и
педагог – источник культурного опыта, благородный гражданин, а ребёнок –
открытая система, способная к соразвитию с воспитывающими взрослыми.
Несомненно, важнейшей задачей дошкольного учреждения по формированию
культурного
облика
дошкольника,
гражданственности
является
отбор
и
апробация содержания работы с детьми, приёмов и методов; что позволило
бы
реализовать
принципы
личностно-ориентированного
образования,
оптимального соотношения между процессами развития, обусловленными
собственной
активностью
ребёнка.
И
этого
позволяет
достичь
именно,
технология проектирования.
Творческой группой нашего коллектива был разработан ряд проектов по
ознакомлению старших дошкольников с историей города Волгограда. Первой
ласточкой
стал
проект
«Мой
район».
Дети,
совместно
с
родителями,
занимались поиском информации об истории названия улиц родного района
(Ворошиловского), знакомились с архитектурными памятниками, а также,
памятниками, связанными с событиями героического прошлого города. По
тематике проекта педагогами были разработаны маршруты выходного дня к
различным
культурным
объектам
района,
а
также
буклеты
с
краткой
исторической справкой о них.
В процессе реализации проекта «Я - горожанин»,
дети познакомились с
понятиями
«Права»
и
«Обязанности»,
узнали
о
своих
обязанностях
по
отношению к родному городу. На презентации проекта были представлены
эмблемы с изображениями таких обязанностей.
Основной идеей проекта «Богатыри земли волгоградской» стало знакомство
детей с героическим прошлым города, знаменитыми людьми, которые не
только отстояли ценою своей жизни землю от врагов, но и создали тот
прекрасный мир, который окружает детей.
В процессе беседы о Сталинградской битве, ребята вместе с воспитателем
размышляли о судьбе детей, живших в Сталинграде в то тяжелое время. Так
родился проект «Дети Сталинграда», проблемой которого стал вопрос: что
мы знаем о военном детстве, о жизни и судьбе «Детей Сталинграда»? Было
организовано
праздничное
мероприятие,
куда
пригласили
бабушек
и
дедушек, которые в годы войны были детьми и жили в нашем городе. Позже
родители
организовали
посещение
музея
«Дети
Царицына-Сталинграда-
Волгограда». Результатом проекта стали: газета «Дети о войне и мире»;
тематический
альбом
«Сталинградской
битве
посвящается»,
куда
вошли
рисунки и рассказы детей, воспоминания бабушек о военном времени, о
тяжелых годах своего детства; фотографии посещения музея.
Проект «Волжане» превратился в фестиваль национальных культур, девизом
которого стало «Мы – дети разных национальностей, но всех нас объединила
волжская земля». Идея проведения данного проекта возникла в связи с тем,
что
наш
детский
сад
стал
как
никогда
многонационален
и
в
течение
длительного
времени
мы
не
раз
затрагивали
эту
тему
в
разных
видах
деятельности. В процессе подготовки фестиваля родители воспитанников
приносили
интересный
фото
и
видеоматериал,
помогали
в
оформлении
музыкального
зала,
налаживали
связь
с
организациями
–
участниками
фестиваля:
танцевальным
ансамблем
«Росинка»,
татарским
ансамблем
«Чечме» и другими.
Проекты «На улице Мира», «Город на Волге», «Символы города» и многие
другие, открыли перед нашими детьми страницы истории любимого города,
познакомили с его культурой, традициями; способствовали формированию
патриотических чувств, гражданственности.
Обращаясь к словам В.А. Сухомлинского «В сознании каждого человека на
всю
жизнь
запечатлеваются
вспоминания
детства,
навсегда
сохраняются
воспринятые
в
детские
годы
яркие
картины,
образы»,
мы
уверены,
что
впечатления детства у наших детей станут истоками патриотических чувств,
истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нём.
Источники:
Евдокимова
Е.
С.
Технология
проектирования
в
образовательном
пространстве
детского
сада:
Опыт
творческого
проектирования.
–
Волгоград: Перемена, 2001. – 83 с.
Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,
2008. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
Воспитание
маленького
волжанина:
Программа
для
педагогов
и
родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет /под ред. Е. С. Евдокимовой.
– М.: «Планета», 2012. – 154 с.