Напоминание

Знакомство старших дошкольников с историей города Волгограда посредством проектной деятельности


Автор: Колышева Татьяна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Центр развития ребёнка №10
Населённый пункт: Волгоградская область, город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Знакомство старших дошкольников с историей города Волгограда посредством проектной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад





Знакомство старших дошкольников с историей города Волгограда

посредством проектной деятельности
МОУ «Центр развития ребёнка №10 Ворошиловского района Волгограда» Автор статьи: Колышева Т.Б. - воспитатель высшей квалификационной категории. Мы живем в интересное и сложное время. Меняются взгляды и подходы, многое заново открывается и переоценивается. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Обратиться к истокам - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного города, края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном городе, его людях, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к Родине. Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них,… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. …равнодушен к памятникам истории своей страны, - …. равнодушен к своей стране». Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников патриотических чувств, интереса илюбви к Родине, родному краю, городу. Представление у ребёнка о Родине начинается с семьи, детского сада, жизни знакомых улиц района, города, т.е. с малой Родины. Региональная культура – это первый шаг для ребёнка в освоении общечеловеческих ценностей мировой культуры, в формировании личности в целом.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой Родине, гордости за нее. Волгоград – город с богатыми традициями, огромным историческим наследием. В нём есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом ребёнке интерес и привязанность к родному краю, патриотические чувства. Коллектив нашего дошкольного учреждения являлся участником городского проекта «Воспитание дошкольника – гражданина Волгограда», результатом которого стала разработанная и апробированная региональная программа «Воспитание маленького волжанина». Центральная идея программы – интеграция семейной и общественных систем, ориентированных на воспитание гражданина и патриота малой Родины – Нижнего Поволжья, России. Ведущим условием воспитания гражданина и патриота на культурно- исторических традициях региона является развитие конструктивных взаимодействий в триаде РЕБЁНОК-РОДИТЕЛЬ-ПЕДАГОГ, где родитель и педагог – источник культурного опыта, благородный гражданин, а ребёнок – открытая система, способная к соразвитию с воспитывающими взрослыми. Несомненно, важнейшей задачей дошкольного учреждения по формированию культурного облика дошкольника, гражданственности является отбор и апробация содержания работы с детьми, приёмов и методов; что позволило бы реализовать принципы личностно-ориентированного образования, оптимального соотношения между процессами развития, обусловленными
собственной активностью ребёнка. И этого позволяет достичь именно, технология проектирования. Творческой группой нашего коллектива был разработан ряд проектов по ознакомлению старших дошкольников с историей города Волгограда. Первой ласточкой стал проект «Мой район». Дети, совместно с родителями, занимались поиском информации об истории названия улиц родного района (Ворошиловского), знакомились с архитектурными памятниками, а также, памятниками, связанными с событиями героического прошлого города. По тематике проекта педагогами были разработаны маршруты выходного дня к различным культурным объектам района, а также буклеты с краткой исторической справкой о них. В процессе реализации проекта «Я - горожанин», дети познакомились с понятиями «Права» и «Обязанности», узнали о своих обязанностях по отношению к родному городу. На презентации проекта были представлены эмблемы с изображениями таких обязанностей. Основной идеей проекта «Богатыри земли волгоградской» стало знакомство детей с героическим прошлым города, знаменитыми людьми, которые не только отстояли ценою своей жизни землю от врагов, но и создали тот прекрасный мир, который окружает детей. В процессе беседы о Сталинградской битве, ребята вместе с воспитателем размышляли о судьбе детей, живших в Сталинграде в то тяжелое время. Так родился проект «Дети Сталинграда», проблемой которого стал вопрос: что мы знаем о военном детстве, о жизни и судьбе «Детей Сталинграда»? Было организовано праздничное мероприятие, куда пригласили бабушек и дедушек, которые в годы войны были детьми и жили в нашем городе. Позже родители организовали посещение музея «Дети Царицына-Сталинграда- Волгограда». Результатом проекта стали: газета «Дети о войне и мире»; тематический альбом «Сталинградской битве посвящается», куда вошли рисунки и рассказы детей, воспоминания бабушек о военном времени, о тяжелых годах своего детства; фотографии посещения музея.
Проект «Волжане» превратился в фестиваль национальных культур, девизом которого стало «Мы – дети разных национальностей, но всех нас объединила волжская земля». Идея проведения данного проекта возникла в связи с тем, что наш детский сад стал как никогда многонационален и в течение длительного времени мы не раз затрагивали эту тему в разных видах деятельности. В процессе подготовки фестиваля родители воспитанников приносили интересный фото и видеоматериал, помогали в оформлении музыкального зала, налаживали связь с организациями – участниками фестиваля: танцевальным ансамблем «Росинка», татарским ансамблем «Чечме» и другими. Проекты «На улице Мира», «Город на Волге», «Символы города» и многие другие, открыли перед нашими детьми страницы истории любимого города, познакомили с его культурой, традициями; способствовали формированию патриотических чувств, гражданственности. Обращаясь к словам В.А. Сухомлинского «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются вспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы», мы уверены, что впечатления детства у наших детей станут истоками патриотических чувств, истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нём.
Источники:
 Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада: Опыт творческого проектирования. – Волгоград: Перемена, 2001. – 83 с.  Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).  Воспитание маленького волжанина: Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет /под ред. Е. С. Евдокимовой. – М.: «Планета», 2012. – 154 с.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!