Формы организации уроков математики в начальных классах при реализации ФГОС
Автор: Кузнецова Надежда Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ БГО СОШ №4 Населённый пункт: г.Борисоглебск Воронежская область Наименование материала: статья Тема: Формы организации уроков математики в начальных классах при реализации ФГОС Раздел: начальное образование
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССАХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Кузнецова Н.В., учитель начальных классов
МБОУ БГО СОШ №4, г. Борисоглебска
На сегодняшний день одной из самых актуальных и обсуждаемых
тем
в
образовании
является
применение
и
реализация
новых
образовательных стандартов. Согласно целям ФГОС НОО школа должна
формировать
целостную
систему
универсальных
знаний,
умений
и
навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности
обучающихся,
то
есть
ключевые
компетенции,
которые
определяются
современным образованием.
Особенность ФГОС - их деятельностный характер, который ставит
главной
задачей
развитие
личности
ученика.
Изменяются
технологии
обучения,
информационно-коммуникационные
технологии
открывают
большие возможности расширения образовательных рамок по каждому
предмету, в том числе и по математике в начальной школе.
В
основе
стандарта
лежит
системно
-
деятельностный
подход.
Позиция ученика - активная, он является инициатором, а не пассивным
слушателем. Во главу угла в стандартах нового поколения становятся не
знания,
умения,
навыки,
а
универсальные
учебные
действия.
Форма
организации урока в условиях системно – деятельностного подхода тоже
меняется. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний, а
выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию.
Как
заинтересовать
ученика
изучением
предмета
математики
в
начальной школе,
сделать урок любимыми, увлекательными, а также
повысить его мотивацию к обучению? В данном случае могут
помочь
нетрадиционные формы занятий по математике.
Нестандартный уроки – это особый подход к преподаванию учебного
предмета. Эти уроки повышают познавательную активность учащихся,
способствуют
поддержанию
интереса
к
учебной
работе,
лучшему
усвоению программного материала.
Задания, которые получают дети на
нетрадиционных
уроках,
помогают
им
жить
в
атмосфере
творческого
поиска.
Задания
могут
быть
самые
разнообразные. Дети
охотно
включаются в такие занятия, им нужно проявить не только свои знания, но
и смекалку, творчество. Учитель
является координатором деятельности
учащихся,
стимулирует
их
творческий
потенциал.
Использование
нетрадиционных форм уроков помогает также обеспечить благоприятный
климат в классе, эмоциональную устойчивость, уровень положительной
школьной мотивации учащихся.
При обучении математики в начальных классах можно использовать
такие нетрадиционные формы работы как ролевые игры, математические
викторины, блиц-турниры, уроки-соревнования, конкурсы, урок-проект.
Например,
блиц-турниры.
На
этих
уроках
предлагаются
загадки,
скороговорки, кроссворды. Такие уроки проводятся в конце четверти на
завершающем
уроке.
Разгадывание
головоломок,
ребусов,
чайнвордов
развивает смекалку и укрепляет память.
Урок-проект формирует умения самостоятельной работы, развивает
активное
самостоятельное
мышление,
учит
не
просто
запоминать
и
воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Работа по
проектной методике требует от детей высокой степени самостоятельности
поисковой
деятельности,
координации
своих
действий,
активного
исследовательского,
исполнительного
и
ком м у н и кат и в н о го
взаимодействия.
Таким
образом,
внедрение
в
практику
нетрадиционных
форм
проведения
уроков
по
математике
позволяет
внести
новизну
в
образовательный
процесс,
сделать
его
более
эффективным.
Применять
полученные знания в жизни, развивать интеллект, эрудицию учеников,
творческую самостоятельность.
Литература.
1.
Волкова С.И. Математика и конструирование 1-4 класс // Начальная
школа. (2008)
2.
Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Нетрадиционные уроки в
начальной
школе.
Выпуск
1.
Математика,
природоведение:
Практическое пособие для учителей начальных классов. – Ростов ТЦ
« Учитель», 2008.
3.
Пчелина Л.В. Нестандартные уроки в начальной школе. - Изд.:
Учитель, 2007
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес
учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.
Литература
1.
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе //
Начальная школа. (1998, № 4)
2.
Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс “Развивающие игры с элементами логики” для
первых классов начальной школы // Психологическое обозрение. (1996, № 2).
3.
Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. (1997, № 5.)
4.
Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа.(1996, № 9.)
5.
Буя Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника // Начальная школа.
(1997, № 2)
6.
Волкова С.И. Математика и конструирование 1-4 класс // Начальная школа. (2008)
7.
Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе //
Начальная школа. (1997, № 1)
8.
Истомина Н.Б. Развивающее обучение // Начальная школа. (1996, № 12)
9.
Канакина В.П. Радость познания – в слове//М.Новая школа, (1996)
10.
Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики // Начальная школа.
(1997, № 2)
11.
НаймушинаЛ.И. Кроссворды на уроках русского языка // Начальная школа.(1997, №5)
12.
Панкратова Н.В. Развитие речи младших школьников в играх и игровых
упражнениях // Начальная школа. (1997, № 3)
13.
Пчелина Л.В. Нестандартные уроки в начальной школе//Издательство “Учитель”.
(2003)
14.
Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте //
Начальная школа. (1997, № 2.)
15.
Яковенко Н.П. Использование средств наглядности и занимательного материала на
уроках русского языка // Начальная школа. (1997, № 3.)
16.
Яковлева В.И. Пути совершенствования уроков чтения // Начальная школа. (1996, №
6)
Презентация