Автор: Кудрявцева Алла Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №1 "Колокольчик" Населённый пункт: с. Куйбышево, Ростовская область Наименование материала: Родительское собрание Тема: "Игра забава" Раздел: дошкольное образование
Родительского собрания в форме круглого стола
«Игра – забава?»
Игра не пустая забава.
Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития.
Д.В. Менджерицкая
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации
игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи.
Задачи:
1. Развивать активный интерес у родителей к воспитанию своего ребенка.
2. Расширять педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития
детей в играх.
3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.
4. Диагностирование детей в конце учебного года.
5. Инструктаж «Охрана жизни и здоровья детей в летнее время»
6. Разное.
7. Выступление родительского собрания.
Форма проведения: круглый стол
Участники: воспитатели, родители
Подготовительная работа: анкетирование родителей, индивидуальные приглашения (,
памятки для родителей, игра-забава «Кукла Маша» , оформление группы, музыкальное
сопровождение, материалы для творческой работы.
Оборудование:
- столы расставлены по кругу, «Памятки для родителей» по игре;
- на отдельном столе - карточки и оборудование для творческой работы родителей;
- низкорослые комнатные цветы для оформления зала;
- красивая кукла;
- музыкальная игрушка;
- мягкая игрушка – солнышко;
- магнитофон.
Ход мероприятия
I. Вступительная часть
– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым
столом. Предлагаем Вашему вниманию следующую тему для обсуждения: «Игра –
забава?». Сегодня мы поделимся опытом обустройства детского уголка, поговорим о
видах игрушек, а в конце Вас ожидает «острое блюдо».
Психологическая разминка «Улыбка»
- Но сначала я хотела бы узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его
другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении?
Конечно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и
улучшить настроение. А чтобы нам всем сейчас захотелось улыбнуться, я вас
познакомлю с этим симпатичным зайчиком. (Зайчик поет веселое двустишие).
2 . Анализ результатов микроисследования (приложение 1)
- При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование родителей. Все
родители в своих ответах на вопрос «Есть ли у ребёнка игровой уголок?» ответили
положительно. Среди любимых игрушек детей вы выделяете следующие: и т.д.
(Высказывания воспитателя по анализу анкет.)
Сейчас мы более подробно обсудим вопросы об организации игровой среды в
условиях семьи.
3 . Дискуссия
- Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая
развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка.
Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и
правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными.
Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому
дети растут крепкими, сильными, ловкими. Игра развивает у детей
сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать
друг другу, заботиться о товарищах.
Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно
переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко
всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность
детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину (Д.В.
Менджерицкая).
- Как и во что играют наши дети дома? От чего это зависит? В первую очередь
поговорим с вами об игровом уголке. Хорошо, когда позволяют жилищные условия и у
малыша есть отдельная комната. Но если отдельной комнаты нет, нужен ли отдельный
игровой уголок для ребенка?
(ответы родителей)
- Ребенок первой половины раннего возраста от рождения до 2х лет существует в
тесной связке с близким взрослым, его самостоятельные занятия очень
кратковременны, он все время привлекает к ним взрослого. В то же время
расширяющиеся возможности ходьбы и речи отрывают его от взрослого и влекут к
освоению домашнего пространства. Что при этом происходит?
(ответы родителей)
- Да, конечно, получается, что ребенок везде, его игрушки перемещаются вместе с
ребенком туда, где находится взрослый, и можно наблюдать такую картину - например,
в гостиной малыш одним поиграл - бросил, другим поиграл- бросил, и вся комната
усеяна игрушками, а взрослый и ребенок на них натыкаются и запинаются об них. И
вот после 2х лет подходит время, когда у ребенка должен появиться игровой уголок -
место, где он сможет играть или заниматься какой- либо деятельностью.
- Что, по-вашему мнению, может или должно находиться в игровом уголке ребенка?
(ответы родителей)
- Прежде всего, детский стол с гладкой поверхностью без рисунков размером 50 на 70
см, а также детский стульчик. Возможно ли «отдать» малышу в этом возрасте
письменный стол?
(ответы родителей)
- Конечно, этого не нужно делать. Письменный стол высокий, к нему невозможно
подойти с разных сторон и что-то делать, просто стоя за ним. В лучшем случае,
письменный стол становится эквивалентом полки, на которую складываются игрушки.
- Что ещё может находиться в игровом уголке ребенка?
(ответы родителей)
- Обязательные элементы игрового уголка – открытый низкий стеллаж или этажерка из
2х -3х полок, доступных по высоте руке малыша, несколько больших пластиковых или
картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала.
- Если уголок занимает часть комнаты, можно как-то обозначит границы участка?
(ответы родителей)
- Желательно предусмотреть в этом месте коврик 70 на 70 см, где ребенок сможет
расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков и оставить её там на
какое-то время без помех для окружающих.
- В ходе совместного обсуждения мы определили, какой именно должен быть детский
уголок. Таким образом, теперь вы можете привести уголок вашего малыша в должный
вид, т.к. это важно для его полноценного развития.
4. Обмен семейным опытом по выбору игрушек. (работа с памяткой, приложение 3)
- Итак, пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить? Поговорим об
игрушках. У вас на столах памятки, в которых описаны разные виды игрушек. Для
удобства я пронумеровала их. Предлагаю зачитывать по очереди, а обсуждать будем
все вместе.
1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель,
посуда, предметы домашнего обихода, коляски и т.д.
-Для чего нужны ребенку эти игрушки?
(ответы родителей)
Конечно же, играя в эти игрушки, малыш отображает реальный мир. Психологи
считают, что игрушка является важной составляющей любой культуры. Общество
передает ребенку в особой «свернутой форме» - через игрушку, как культурное орудие,
основные духовные ориентиры, направление движения общества.
2. Технические игрушки - различные виды транспорта, конструкторы.
- Можем ли мы отнести эти игрушки к предыдущей группе как сюжетно-
отобразительные?
(ответы родителей).
– Конечно, особенно транспорт. Тем не менее я все-таки разделила их на разные
подгруппы. Почему?
(ответы родителей).
– Совершенно верно, куклами, колясками играют в основном девочки, транспортом и
конструктором в основном мальчики. Я сказала «в основном», потому что можно
наблюдать, как в группе девочки с удовольствием могут машинку покатать, а мальчики
иногда с увлечением играют с посудкой - «кушают» за столом, а также катают коляски
с сидящими в них куклами.
3. Игрушки - забавы: смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например:
Зайчик, играющий на барабане, скачущий петушок, ползущий и жужжащий жучок.
- Каково назначение этих игрушек?
(ответы родителей)
– Совершенно верно, позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость,
воспитать чувство юмора.
4. Спортивно - моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные,
обручи, скакалки, велосипеды.
- Что развивают эти игрушки?
(ответы родителей)
- Эти игрушки способствуют развитию двигательной активности детей, развитию
координации движений, ориентировки в пространстве.
5. Дидактические игрушки- разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки,
матрешки, мозаики, паззлы, лото и др.
- Чему научаются дети, играя в них?
(ответы родителей)
– Дети учатся различать цвет, форму, знакомятся с величиной предметов, занятия с
этими игрушками воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость,
целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствует развитию
мелкой моторики рук.
6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки,
металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные
инструменты.
- Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки?
- Какая из игрушек очень важна для детей раннего возраста? Важную роль среди
музыкальных игрушек отводят именно дудочке - в первую очередь потому, что
упражнения с дудочкой способствуют развитию речевого дыхания, что очень важно
для развития речи детей в этом возрасте. Также музыкальные игрушки способствуют
развитию звуковысотного слуха.
7. Театральные игрушки- куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.
- Нужны ли эти игрушки детям?
(ответы родителей)
- Конечно, эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя
роль.
8. Военные игрушки: мечи, пистолеты, автоматы и другие.
- Выскажите своё отношение к этим игрушкам.
(ответы родителей)
- Во всем мире нет однозначного отношения к этим игрушкам. Одни видят только
негативное влияние на детей, другие - сторонники позитивного влияния. С одной
стороны – мы хотим вырастить из мальчиков защитников Родины, с другой стороны,
как правильно это сделать, чтобы не воспитать излишне агрессивных членов
общества.
9. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски,
пластилин, различные наборы для ручного труда, цветная бумага, клей и т. д.
- Чем должен руководствоваться родитель, приобретая эти игрушки для ребенка 2- 2,5
лет?
(ответы родителей)
- Конечно, прежде всего соответствием возрасту. Пластилин, карандаши, краски гуашь
- обязательно! После 3х лет - ножницы с закругленными концами, цветная бумага,
кусочки ткани, наборы для рукоделия и др.
- Чем родители должны руководствоваться при подборе игрушек для малыша?
(ответы родителей)
- Любая игрушка должна быть:
1. эстетичной;
2. безопасной (в плане краски, качества материала);
3. развивать;
4. развлекать ребенка.
По анализу анкет можно сделать вывод, что чаще всего родители приобретают
сюжетно – отобразительные игрушки и дидактические. Теперь после совместного
обсуждения видов игрушек вы сами можете определить, каких игрушек у вас много, а
каких нет вообще и разнообразить тот состав игрушек, который имеется у вашего
ребенка.
5. Игровая пауза.
- Ваши ребятки очень любят играть. Я вам предлагаю сейчас немного отдохнуть и
поучаствовать в их любимой игре-забаве «Кукла Маша»
.
Дети сидят на стульчиках (или стоят), расположенных полукругом. Неподалёку стоит
за стульчиком кукла. Воспитатель поёт:
Спрячу куклу Машу,
Спрячу куклу нашу.
(Имя) к куколке пойдёт, Ребёнок, которого назвали по
(Имя) куколку найдёт. имени, подходит и берёт куклу.
С куколкой Машей (имя) попляшет. Дети и воспитатель хлопают в
Хлопнем в ладошки, ладоши и поют. Ребёнок, держа
Пусть пляшут ножки. куклу в руках, выполняет простые
танцевальные движения
Затем воспитатель начинает петь снова, называя другого малыша.
6. «Острое блюдо» - игры на кухне
- А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы
приготовили «острое блюдо», т.е. острый вопрос из перечницы. (В перечнице
находятся бумажки с вопросами.)
- Желающие могут дополнить ответ. (Звучит музыка, перечница движется по кругу.
Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась перечница.)
- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы
думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок,
используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из перечницы)
1. «Скорлупа от яиц»
Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами.
Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку
выложить узор или рисунок из скорлупы.
2. «Тесто»
Лепите все, что захочется.
3. «Макаронные изделия»
Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и
цвета.
4. «Манка и фасоль»
Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.
5. «Горох»
Пересыпать горох из одного стаканчика в другой.
6. «Геркулес»
Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.
7. «Различные мелкие крупы»
Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких –
пересыпать крупу из миски в миску ложкой.
8. «Венчик для взбивания»
Налить в миску воды, немного шампуня и поставить в раковину. Поставьте ребенка на
стул к раковине и пусть он взбивает мыльную пену.
9. «Одноразовые стаканчики»
Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.
10. «Сухие завтраки- колечки» и т.п.
Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и
браслеты.
7. У нас с вами есть ещё небольшое, но очень важное событие. Ваши дети целый год
ходили в ясли. Они пришли к нам маленькими, всего боялись и плакали, и, конечно же,
звали маму. А теперь, посмотрите, какими они стали. Предлагаем посмотреть
фрагменты из жизни группы.
Просмотр презентаций «Осень золотая», «Здравствуй сказка», «группа Гномики»,
физкультурно-оздоровительная работа, игры для адаптации детей в ДОУ, где
зафиксированы деятельность и осуществление режимных моментов в группе.
8.
С целью определения уровня освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования и эффективности организации образовательного
процесса в группе в период с 20 апреля по 20 мая был проведен мониторинг освоения
детьми (в количестве 16 человек) образовательных областей. Мониторинг проводился
на основе наблюдения, анализа продуктов детской деятельности и критериальных
диагностических методик.
Результаты освоения образовательной области «Физическое развитие»: Дети освоили
образовательную область «Физическое развитие» и овладели необходимыми знаниями,
умениями и навыками: умеют выполнять бег и ходьбу, не наталкиваясь на других
детей; могут прыгать на двух ногах с продвижением вперед; умеют бросать, держать,
переносить, класть, бросать, катать мяч; умеют ползать, подлезать под веревку,
перелезать через бревно, лежащее на полу.
Результаты освоения образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие»: Воспитанники освоили образовательную область «Социально-
коммуникативное развитие» и овладели необходимыми знаниями, умениями и
навыками: могут играть рядом, не мешая другим детям; эмоционально откликаться на
игру, предложенную взрослым; самостоятельно выполнять игровые действия с
предметами; использовать в игре замещение недостающих предметов; следят за
действиями героев кукольного театра.
Результаты освоения образовательной области «Познавательное развитие»:
Воспитанники освоили образовательную область «Познавательное развитие» и
овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками: Продуктивная
(конструктивная) деятельность: различают основные формы деталей строительного
материала; с помощью взрослого сооружают разнообразные постройки, разворачивают
игру вокруг постройки. ФЭМП: различают один и много предметов, их размер; узнают
шар и куб; могут образовать группу из однородных предметов. ФЦКМ: различают и
называют предметы ближайшего окружения; узнают и называют домашних и диких
животных и их детенышей; различают некоторые овощи, фрукты, деревья; имеют
представления о сезонных изменениях в природе.
Результаты освоения образовательной области «Речевое развитие»: Воспитанники
освоили образовательную область «Речевое развитие» и овладели необходимыми
знаниями, умениями и навыками: могут поделиться информацией; сопровождают
речью игровые и бытовые действия; слушают небольшие рассказы без наглядного
сопровождения.
Результаты освоения образовательной области «Художественно-эстетическое
развитие»: Воспитанники освоили образовательную область «Художественно-
эстетическое развитие» и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками:
знают, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать;
различают цвета.
Индивидуальная работа воспитателей в течение года была направлена на
совершенствование звуковой стороны речи, развитие фонематического слуха,
интонационной выразительности речи.
Вам родители рекомендую выполнять с детьми артикуляционную гимнастику; больше
общаться, читать, рассматривать иллюстрации к произведениям и беседовать по их
содержанию.
Заключительная часть.
- Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то,
что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. Думаю, что теперь
каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания «Игра – забава?» И в
заключении, хочу вам предложить игру «Солнышко».
- Все люди любят солнце, скучают по нему, когда оно долго не показывается осенними
или зимними пасмурными днями. Оно такое жаркое, что сможет согреть всех вас
своим теплом. Быть может, тепло этого солнышка будет греть вас весь остаток дня.
Хотелось бы надеяться, что у кого было хорошее настроение, оно ещё улучшилось, а
кто был печален или равнодушен - стал чуточку радостней. Расскажите какое
настроение у Вас стало после нашего собрания, передавая солнышко друг другу.
Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра –
прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального
самочувствия ребёнка. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное
средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий
взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и
увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять
любознательность вашего ребёнка. До новых встреч!