Автор: Давыдова Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с.№1 "Колокольчик" Населённый пункт: Ростовская область Куйбышевский район с.Куйбышево Наименование материала: Родительское собрание Тема: ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА. Раздел: дошкольное образование
Цель:
Привлечение внимания родителей к проблеме детского дорожно-
транспортного травматизма, повышение активности родителей в обучении
детей правилам дорожного движения.
Задачи :
Активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам
дорожного движения.
Побудить родителей задуматься о важности изучения детьми правил
дорожного движения.
Ход собрания
1.Вступительное слово воспитателя:
– Уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной
проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на
улицах.
Сразу возникает вопрос: зачем объяснять детям особенности движения
транспорта, правила перехода улицы, если ребенок все равно переходит
дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по
изучению ПДД в детском саду? Ведь ваши дети пока еще не ходят
самостоятельно по улице, не пользуются самостоятельно городским
транспортом? Но не нужно забывать о том, что формирование сознательного
поведения – это процесс длительный. Сегодня ребенок всюду ходит за ручку
с мамой, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром
транспорта.
Давайте сегодня попробуем выбрать единую педагогическую позицию в
решении этой проблемы между педагогами детского сада и вами -
родителями. Так как только единство наших и ваших требований к детям –
это условие нашего успеха и безопасности наших детей. Сначала я вам
расскажу, какая работа проходит у нас в детском саду, а затем попробуем
выяснить ваши позиции.
Итак, в нашем дошкольном учреждении проводятся следующие формы
работы с детьми по ПДД: беседы, различные виды занятий, просмотр
плакатов, иллюстраций, конкурсы, игры, викторины, чтение художественной
литературы, оформление выставок детских рисунков по ПДД, проведение
минуток безопасности, посещение комнаты ОБЖ и проигрывание различных
дорожный ситуаций на специально изготовленном в ней макете местных улиц
и дорог, заучивание стихотворений.
Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители
или педагоги ДОУ, важно помнить, что самое большое влияние на
формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее
поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить
ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести
себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.
Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребёнка нужно
учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно.
Разговаривать с детьми следует серьёзно, как с взрослыми, без
уменьшительных слов – ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не
машинки!
Главная задача родителей и воспитателей – воспитать грамотного
пешехода .
Рекомендую составлять схему двора с указанием опасных мест.
Это поможет детям быстрее ориентироваться и избегать несчастных случаев.
По этим схемам предложите детям рассказать, как они будут играть во дворе:
где опасно кататься на велосипеде, играть в мяч и другие игры.
Расскажите и о том, где запрещено играть: стоянка автомобилей, гаражи,
мусорные ящики, разные строения. Это всё быстрее дисциплинирует детей,
они лучше понимают и запоминают то, что можно, а что нельзя.
Ребёнок учится законам дороги на примере родителей.
Пример старших должен способствовать выработке у ребёнка привычки
вести себя в соответствии с Правилами дорожного движения.
Иными словами, успех профилактики детского дорожного травматизма во
многом зависит от сознательности, личной культуры, а также и
дисциплинированности самих родителей.
Не оставайтесь равнодушными к поведению на дороге чужих, не ваших
детей. Быть может, замечание, сделанное Вами ребёнку, вовремя
протянутая рука помощи предотвратит возможную беду.
Просмотр презентации «Ловушки на дорогах».
СЛАЙД 1
Дорога… Жизнь…
Как похожи эти два понятия! Дорога жизни. Жизненный путь. Как близки
они друг другу. Дорога – это реальная модель всей нашей жизни. Как и в
жизни, дорога имеет свои законы, свои правила. Познакомить с ними детей,
объяснить важность этих законов и правил, научить предвидеть, что может
произойти в той или иной ситуации – значит, сохранить детям жизнь.
СЛАЙД 2
Дорожная «ловушка» - это ситуация обманчивой безопасности. Такие
«ловушки» надо уметь разгадать и избегать их. Давайте вместе с вами
рассмотрим ситуации – «ловушки» и уже по ходу обратим внимание на
опасные моменты.
СЛАЙД 3
«ЛОВУШКИ» ЗАКРЫТОГО ОБЗОРА
Это дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешехода
СЛАЙД 4
за кустами, деревьями, забором, сугробом,
СЛАЙД 5
стоящими и движущимися автомобилями. Обзору дороги могут мешать
повороты, спуски и подъемы самой дороги. Именно поэтому пешеходам
запрещено переходить проезжую часть в этих опасных местах.
СЛАЙД 6
Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается
в оба направления.
СЛАЙД 7
В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что
опасности нет, и только тогда переходить проезжую часть.
Еще одна ситуация, когда нет обзора дороги и нет возможности
заблаговременно увидеть движущийся автомобиль – это
СЛАЙД 8
выход из арок, дворов, проездов.
СЛАЙД 9
Остановитесь перед выходом из арки, осмотрите дорогу. И не допускайте,
чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его,
СЛАЙД 10
как и при любом переходе улицы, необходимо крепко держать за запястье,
чтобы ребёнок неожиданно не вырвался.
СЛАЙД 11
Также необходимо помнить, что резко ограничить обзор дороги для
пешеходов могут зонтики, капюшоны, воротники.
«Ловушки» закрытого обзора могут подстерегать пешехода и у светофора.
СЛАЙД 12
Сегодня на дорогах мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители
автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой
скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому
недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора,
необходимо убедиться, что все автомобили остановились и опасности для
перехода дороги нет.
СЛАЙД 13
Весьма обманчивым может быть и автомобиль, движущийся на небольшой
скорости. Во-первых, дети еще зачастую не могут правильно определить ни
скорость автомобиля, ни расстояние до него. А во-вторых –
СЛАЙД 14
медленно движущаяся машина может скрывать за собой другую, идущую на
большой скорости, о чем ребенок даже не подозревает.
СЛАЙД 15
«Ловушка» здесь заключается в том, что в первые мгновения только что
проехавший автомобиль нередко закрывает собой машину, движущуюся во
встречном направлении – под нее и может попасть ребенок, если сразу
побежит через дорогу.
СЛАЙД 16
«ЛОВУШКИ» В ЗОНЕ ОСТАНОВКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
Остановка – вообще, как ни странно, одно из наиболее аварийно опасных
мест на дороге.
СЛАЙД 17
В зоне остановок дети попадают в ДТП даже чаще, чем на перекрестках, и
причин тому несколько.
СЛАЙД 18
Прежде всего, когда ребенок спешит, например, на автобус, он вообще не
видит ничего вокруг. Кроме того, стоящие на остановке «крупногабаритные»
маршрутные транспортные средства
СЛАЙД 19
закрывают собой довольно большой участок дороги, по которому в этот
момент, вполне возможно, едут другие автомобили. Поэтому необходимо
научить ребенка быть особенно осторожным в этой ситуации.
СЛАЙД 20
И помните, что нельзя обходить автобус, трамвай, троллейбус ни спереди, ни
сзади.
СЛАЙД 21
Для того, чтобы перейти дорогу, необходимо дойти до ближайшего
пешеходного перехода. Или, по крайней мере, подождать, пока транспортное
средство отъедет от остановки, убедиться в безопасности и только после
этого переходить проезжую часть.
СЛАЙД 22
«ЛОВУШКИ» НА ПЕШЕХОДНОМ ПЕРЕХОДЕ
Переходя дорогу по пешеходному переходу, тоже будьте осторожны.
СЛАЙД 23
По правилам дорожного движения водитель обязан пропустить пешехода.
Часто случаются ситуации, когда машина, которая уже приблизилась к
наземному пешеходному переходу, притормаживает, а следующий за ним
автомобиль идет на обгон и может внезапно вынырнуть перед вами. Поэтому
просматривайте дорогу, передвигаясь по пешеходному переходу.
СЛАЙД 24
«ЛОВУШКИ» ОТВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Пешеход не замечает опасность, потому что его взгляд прикован к
интересующему его предмету –
СЛАЙД 25
автобус на другой стороне дороги, приятель, родные,
СЛАЙД 26
мяч, шляпа, которую сдул с головы ветер и т.д…
СЛАЙД 27 « ЛОВУШКИ» ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ ИЛИ
«ПУСТЫННАЯ ДОРОГА»
«Пустынная дорога» - это улица, окруженная жилыми домами, зеленью, здесь
часто играют дети.
СЛАЙД 28 По ней редко проезжает транспорт, и создается ложное
представление об отсутствии угрозы. У водителей тоже притупляется
внимание, и они едут быстрее обычного, не предполагая появления
пешеходов. Если улица пустынная, не видно движущегося транспорта, все
равно осмотритесь, прежде чем переходить ее.
СЛАЙД 29 «ЛОВУШКИ», ПОДСТЕРЕГАЮЩИЕ ВОЗЛЕ ДОМА
Объясните детям, что нельзя выбегать, не осмотревшись, из-за стоящего
транспорта.
СЛАЙД 30 Если возле дома стоит автомобиль, необходимо помнить, что он
может поехать вперед, не подав сигнал, или, что опаснее, – задним ходом.
Особенно опасны грузовики-фургоны, такси и автомобили скорой помощи.
СЛАЙД 31 «ЛОВУШКИ» СЕРЕДИНЫ ДОРОГИ
Переходя дорогу и останавливаясь на осевой линии,
СЛАЙД 32 следите не только за машинами, которые едут перед вами, но и за
теми, которые движутся сзади вас. Будьте внимательными, если пришлось
остановиться на середине дороги, не спешите бежать вперед, но и не
отступайте не глядя назад.
СЛАЙД 33 Итак, на дороге нас поджидает очень много «ловушек» и
неожиданных ситуаций, сориентироваться в которых зачастую бывает сложно
даже взрослому человеку, не говоря уж о самых юных участниках дорожного
движения. Приучайте детей с самого раннего возраста соблюдать правила
безопасного поведения на дороге.
СЛАЙД 34 Теперь возьмитесь за руки те, кому небезразлична
безопасность Ваших детей. Посмотрите друг на друга. Мы все такие разные,
но всегда можно найти то, что нас объединяет. В настоящий момент – это
проблема безопасности детей на улицах. И от того, насколько крепко мы
будем держаться за руки, зависит успешность решения данной проблемы.
Блиц-опрос:
– Сейчас я предлагаю вам немного поиграть, посоревноваться друг с другом в
знании правил дорожного движения. Для этого, пожалуйста, разделитесь на
подгруппы и сядьте так, чтобы группа была за одним столом. Попробуйте
ответить на мои вопросы. Учитываться будет правильность и быстрота
ответов.
Вопрос:
– Какие виды пешеходных переходов бывают, и какие должны знать
дошкольники?
Ответ:
– Регулируемые и нерегулируемые, наземные, подземные и надземные
пешеходные переходы.
Вопрос:
– Как следует переходить улицу, если отсутствует перекресток или
пешеходный переход?
Ответ:
– Разрешается переходить улицу под прямым углом к краю проезжей части на
участке, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Вопрос:
– Как следует держать ребенка за руку при переходе улицы?
Ответ:
– Крепко за запястье, чтобы ребенок не вырвал руку.
Вопрос:
– Как должен взрослый с ребенком входить в автобус?
Ответ:
– Ребенок входит первым, а взрослый – за ним.
Вопрос:
– Как должен взрослый с ребенком выходить из автобуса?
Ответ:
– Взрослый выходит первым, ребенок – за ним.
Вопрос:
– Почему на остановках транспорта надо находиться на некотором удалении
от проезжей части, наблюдая за приближающимся транспортом, особенно в
сырую погоду?
Ответ:
– Если площадка мокрая и скользкая, можно поскользнуться и попасть под
останавливающийся транспорт. При скользкой проезжей части транспортное
средство может занести на площадку, тротуар, обдать грязью.
Вопрос :
– Где и как надо ожидать автобус?
Ответ:
– Ожидать транспорт разрешается только на специальных посадочных
площадках, а если их нет, то на тротуаре или на обочине. Детей надо держать
за руку так, чтобы они стояли дальше от проезжей части, чем взрослый.
Ситуации для анализа:
1.
Мама идёт с сыном из детского сада по тротуару. Мальчик бежит
впереди нее, где попало и мешает пешеходам. Мама не реагирует на
это.
Вопрос. Как надо поступить маме?
2.
Мама идёт по улице с сыном. На противоположной стороне мальчик
видит папу и бросается к нему через дорогу.
Вопрос. Как надо было поступить маме?
3.
Мама идёт с сыном по улице. Около ларька толпится народ. Мама
отпускает руку ребёнка и подходит к ларьку.
Вопрос. Как нужно поступить маме?
4.
Папа идёт с ребёнком по тротуару. У ребёнка в руке мяч. Мяч падает и
катится к дороге. Ребёнок бежит за ним.
Вопрос. Как поступит папа? (ответы родителей)
Памятка для родителей.
Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на
проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен
привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как
бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах,
обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”.
Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В
противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую
часть.
Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой
на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся
поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев
предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать,
чтобы дети ее повторяли.
Не разрешайте играть вблизи дороги и на проезжей части.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемый родитель!
Отметьте, пожалуйста, высказывания знаком «V», если Вы с ними согласны.
1. Меня полностью удовлетворяет уровень воспитательно-образовательной
работы.
2. Я уверен (а) в хорошем отношении воспитателя к детям группы и к моему
ребенку в частности.
3. В воспитателях меня привлекает их компетентность, умение дать нужный
совет тактично и ненавязчиво.
4. При необходимости я получаю полную информацию о жизни моего
ребенка в группе детского сада.
5. Я имею возможность в любое время по присутствовать в группе.
6. Благодаря помощи педагогов детского сада мне удалось преодолеть многие
трудности в воспитании своего ребенка.
7. Посещая собрания, консультации, читая рекомендуемую литературу, я
стал(а) лучше разбираться в особенностях детей дошкольного возраста.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемый родитель!
Отметьте, пожалуйста, высказывания знаком «V», если Вы с ними согласны.
1. Меня полностью удовлетворяет уровень воспитательно-образовательной
работы.
2. Я уверен (а) в хорошем отношении воспитателя к детям группы и к моему
ребенку в частности.
3. В воспитателях меня привлекает их компетентность, умение дать нужный
совет тактично и ненавязчиво.
4. При необходимости я получаю полную информацию о жизни моего
ребенка в группе детского сада.
5. Я имею возможность в любое время по присутствовать в группе.
6. Благодаря помощи педагогов детского сада мне удалось преодолеть многие
трудности в воспитании своего ребенка.
7. Посещая собрания, консультации, читая рекомендуемую литературу, я
стал(а) лучше разбираться в особенностях детей дошкольного возраста.