Напоминание

"Чем отличается диалог от монолога:современные приёмы и формы работы.


Автор: Бобылева Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "ЛСОШ №1"
Населённый пункт: город Ленинск
Наименование материала: конспект
Тема: "Чем отличается диалог от монолога:современные приёмы и формы работы.
Раздел: начальное образование





Назад




Министерство образования и науки Волгоградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Волгоградская государственная академия последипломного образования»

(ГАОУ ДПО «ВГАПО»)

Кафедра дошкольного и начального общего образования

ПРОЕКТ

Чем отличается монолог от диалога
:
современные формы и приёмы работы

Выполнила:
учитель начальных классов, МКОУ «Ленинская СОШ №1» Бобылева Елена Анатольевна
Проверила:

Гончарова Елена Михайловна
_______________________________________ (ученая степень, ученое звание) Волгоград – 2015

Введение
Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, ведь речь - основа умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Воспитание всестороннее развитой личности невозможно без совершенствования такого развития речи учащихся, в настоящее время – одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь её начального звена. Главным условием развития речи младшего школьника разнообразие методов и приёмов обучения грамоте учащихся на уроках гуманитарного цикла, и их умелое применение учителем.
Цель проекта:
. познакомить обучающихся с современными приёмами и формами речи. . научить отличать монологическую речь от диалогической. . интонационно правильно читать монолог и диалог.
Задачи:
. употреблять в речи монолог и диалог . формировать умение различать данные виды речи .отрабатывать методические приёмы и решать проблему, поставленную в программе проекта
Планируемые результаты:

Предметные:
понимать, что такое монолог и диалог; уметь строить монологическую и диалогическую речь; знать, где используются эти формы речи;
Метапредметные:


Регулятивные УУД:

у
меть определять и формулировать цель на уроке; работать в группах и парах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД:
уметь отличать монолог от диалога; употреблять свои знания в речи; учиться оформлять данную форму речи на письме и умение проверять правильность оформления, как условие решения проблемы отличия монолога от диалога;
Коммуникативные

УУД:
учиться формулировать связную речь, уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения;

Содержание работы над проектом:

1.Цель проекта

2.

Задачи проекта

3.

Планируемые результаты

4.

Актуальность проекта

5.

Обобщение опыта

6.

Актуализация знаний

7.

Современные приёмы и формы работы

8.

Имитационные игры

9.

Моделирование


Актуальность проблемы
Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, ведь речь- основа умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Воспитание всестороннее развитой личности невозможно без совершенствования такого развития речи учащихся, в настоящее время – одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь её начального звена. . Главным условием развития речи младшего школьника разнообразие методов и приёмов обучения грамоте учащихся на уроках гуманитарного цикла, и их умелое применение учителем.

Этапы работы над проектом

Проблема:

Почему

я

выбрала

для

проекта

тему:

«Чем

отличается

монолог

от

диалога»?

Подготовительный
В работе над проектом принимали участие группа обучающихся 3 «В» класса МКОУ «Ленинская СОШ №1». Руководитель проекта Бобылева Е.А.  Книга - фундамент, на котором строится культура нации. Книга питает ум и сердце ребёнка, побуждает к самосознанию. Развивает речь, культуру общения, выразительность, ум, талант, творческие способности.  Привить ребёнку вкус к чтению, предоставить ему возможность читать - значит сделать его счастливым и уверенным. Осознав остроту проблемы, я поняла, что только разнообразие форм и методов работы с книгой может удержать внимание ребят.
Поисковый

Цель проекта:
.познакомить учащихся с авторскими наработками педагога, с современными приёмами и формами речи. . научить отличать монологическую речь от диалогической . . интонационно правильно читать монолог и диалог.
Аналитический
Учитель, обязан дать упражнение из устной речи детей и руководить этими упражнениями и при том, дать такие упражнения, которые возбуждают мысль ребёнка и вызывают желание выразить эту мысль в слове». (К. Д. Ушинский)

Практический
- По программе «Школа России» в учебнике Канакиной «Русский язык», 2 класс я знакомлю ребят с темой «Чем отличается диалог от монолога». - Ребята узнают, что такое монолог и диалог. Диалог (от греческого: диа – два, логос- слово) . общение .беседа . обмен впечатлениями . мимика .жесты (слайд 7) Монолог (от греческого : моно - один, логос – слово) . речь наедине с самим собой . процесс целенаправленного сообщения .развёрнутое высказывание одного лица (слайд 8)  Мы знакомимся с правилами оформления диалога и монолога на письме, учимся отличать монологическую речь от диалогической речи, узнаём, что отдельное высказывание в речи называется репликой, что монологическая речь может быть обращена к зрителю, слушателю ( слайд 9, 10)  Исходя из этого, я выработала свою систему работы над этой темой. Со своими наработками я хотела бы поделиться с вами. 
Какими современными приёмами и формами работы я пользуюсь?

(слайд 11)


1.

Театрализация

2.

Игры

3.

Опоры

4.

Приём «Профессиональные заморочки»
Театрализация На протяжении нескольких лет я сотрудничаю с детской районной библиотекой. Знакомство происходит в игровой форме. Ведут знакомство герои книг. Ребята становятся настоящими артистами. Проведено множество мероприятий, среди которых празднование «Книжкины именины». Ребята вошли в роль Волка и Красной Шапочки, Бабы- Яги и Деда Мороза (слайд 12, 13) «Путешествие в страну Читалия», мероприятие «Юные герои» ( слайд 14, 15). Учащиеся моего класса посещают ДЮЦ «Театральный кружок». Я считаю, что театрализация помогает ученику строить правильно предложения, видеть в речи диалог, умело читать его, используя звуковой тон, жесты, манеры, а также интересно рассказывать и уметь слушать других, умело выражать свои мысли. Игры Чтобы заинтересовать учащихся в работе я применяю ИГРУ. Игра «Словесная цепочка», «Помоги Алёнке собрать яблочки», «Словесный ручеек», «Пойми меня» (слайд 17) Игра «Словесная цепочка» В группах даётся слово и слушатели должны составить монолог или диалог, используя это слово и заданный вопрос к нему. Например: « сказка», следующее слово «герой», «волшебник». Комментарии учителя: такой приём развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, пополняя тем самым словарный запас.
Опоры Эту форму работы я использую очень часто на уроке. Ребята сами составляют опоры для определённого вида текста, или же опора появляется на экране. Учащиеся знают, что в диалоге могут быть слова автора а и реплика Р. По составленным опорам составляют диалоги. ( слайд 18) Приём «Профессиональные заморочки». Приём подражания образцам речи учителя. (слайд 19) Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу с вами провести демонстрацию форм и приёмов эффективной работы с учащимися.
. Работа в группах. (2 группы по 4 человека)

1.Составление диалога
А) составление диалога по теме: «Чему учат сказки?» Б) жеребьёвка (считалочка)  Каждая группа готовит вопрос и ответ. (3 вопроса и 3 ответа)  Сначала задает вопрос и ответ одна группа, а потом другая.(по вопросам и ответам выстраивается диалог между группами)
Комментарии

учителя
: работая в группе, происходит формирование коммуникативных УУД, регулятивных УУД, личностных УУД; развивает чувство коллективизма, ответственности.
2.Игра «Словесная цепочка»
Правила игры: декабрь, Новый год, каникулы
Члены каждой группы составляют монолог от своего лица в устной и письменной форме. Желающие зачитывают получившийся монолог.
Комментарии

учителя:
умение строить предложения, составлять рассказ, формирование орфографической зоркости, умение слушать, грамотно излагать свои мысли.
Презентационный

В работе над проектом была оформлена презентация по

теме: «Чем отличается монолог от диалога: современные

формы и приёмы работы».

Демонстрация

проекта

была

представлена

учащимся

начальных классов данной школы.

Контрольный
Защитив и презентовав данный проект были достигнуты цели, задачи, запланированные результаты, решена проблема. Данная тема затрагивает не только знание русского языка, но и отношение к литературному чтению, к выразительности чтения, умение общаться, смело и грамотно высказывать свои мысли. Именно поэтому, на протяжении нескольких лет я сотрудничаю с районной детской библиотекой. Библиотека является проводником книжной культуры среди обучающихся. Именно она предоставляет первый читательский опыт ребенку. Ребята являются членами клуба « Юный читатель». Проведено много тематических мероприятий. Они участвуют не только в проведении праздников, а также участвуют в организации книжных выставок, бесед, в конкурсе рисунков. Главной целью является побудить интерес ребёнка к книге. Громкие чтения книг, прослушивание записей с аудиокассет, просмотр DVD- дисков с произведениями известных писателей служат ярким побудительным мотивом к читательской деятельности.
Учащиеся моего класса посещают ДЮЦ «Театральный кружок». Я считаю, что театрализация помогает ученику строить правильно предложения, видеть в речи диалог, умело читать его, используя звуковой тон, жесты, манеры, а также интересно рассказывать и уметь слушать других, умело выражать свои мысли. Вот результат, к которому мы пришли с ребятами.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!