"Чем отличается диалог от монолога:современные приёмы и формы работы.
Автор: Бобылева Елена Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "ЛСОШ №1" Населённый пункт: город Ленинск Наименование материала: конспект Тема: "Чем отличается диалог от монолога:современные приёмы и формы работы. Раздел: начальное образование
Министерство образования и науки Волгоградской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Волгоградская государственная академия последипломного образования»
(ГАОУ ДПО «ВГАПО»)
Кафедра дошкольного и начального общего образования
ПРОЕКТ
Чем отличается монолог от диалога :
современные формы и приёмы работы
Гончарова Елена Михайловна
_______________________________________
(ученая степень, ученое звание)
Волгоград – 2015
Введение
Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, ведь речь -
основа умственной и практической деятельности, средство человеческого
общения.
Воспитание
всестороннее
развитой
личности
невозможно
без
совершенствования такого развития речи учащихся, в настоящее время –
одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь её
начального звена.
Главным условием развития речи младшего школьника разнообразие
методов и приёмов обучения грамоте учащихся на уроках гуманитарного
цикла, и их умелое применение учителем.
Цель проекта:
. познакомить обучающихся с современными приёмами и формами речи.
. научить отличать монологическую речь от диалогической.
. интонационно правильно читать монолог и диалог.
Задачи:
. употреблять в речи монолог и диалог
. формировать умение различать данные виды речи
.отрабатывать методические приёмы и решать проблему, поставленную в
программе проекта
Планируемые результаты:
Предметные: понимать,
что
такое
монолог
и
диалог;
уметь
строить
монологическую и диалогическую речь; знать, где используются эти формы
речи;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
у меть
определять
и
формулировать
цель
на
уроке;
работать в группах и парах; планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей;
Познавательные УУД: уметь отличать монолог от диалога; употреблять свои
знания в речи; учиться оформлять данную форму речи на письме и умение
проверять
правильность
оформления,
как
условие
решения
проблемы
отличия монолога от диалога;
Коммуникативные
УУД: учиться
формулировать
связную
речь,
уметь
совместно договариваться о правилах поведения и общения;
Содержание работы над проектом:
1.Цель проекта
2.
Задачи проекта
3.
Планируемые результаты
4.
Актуальность проекта
5.
Обобщение опыта
6.
Актуализация знаний
7.
Современные приёмы и формы работы
8.
Имитационные игры
9.
Моделирование
Актуальность проблемы
Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, ведь речь-
основа умственной и практической деятельности, средство человеческого
общения.
Воспитание
всестороннее
развитой
личности
невозможно
без
совершенствования такого развития речи учащихся, в настоящее время –
одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь её
начального звена.
.
Главным
условием
развития
речи
младшего
школьника
разнообразие
методов и приёмов обучения грамоте учащихся на уроках гуманитарного
цикла, и их умелое применение учителем.
Этапы работы над проектом
Проблема:
Почему
я
выбрала
для
проекта
тему:
«Чем
отличается
монолог
от
диалога»?
Подготовительный
В работе над проектом принимали участие группа обучающихся 3 «В»
класса МКОУ «Ленинская СОШ №1». Руководитель проекта Бобылева Е.А.
Книга - фундамент, на котором строится культура нации. Книга питает
ум
и
сердце
ребёнка,
побуждает
к
самосознанию.
Развивает
речь,
культуру
общения,
выразительность,
ум,
талант,
творческие
способности.
Привить ребёнку вкус к чтению, предоставить ему возможность читать
- значит сделать его счастливым и уверенным.
Осознав остроту проблемы, я поняла, что только разнообразие форм и
методов работы с книгой может удержать внимание ребят.
Поисковый
Цель проекта:
.познакомить
учащихся
с
авторскими
наработками
педагога,
с
современными приёмами и формами речи.
. научить отличать монологическую речь от диалогической .
. интонационно правильно читать монолог и диалог.
Аналитический
Учитель, обязан дать упражнение из устной речи детей и руководить этими
упражнениями и при том,
дать такие упражнения, которые возбуждают
мысль ребёнка и вызывают желание выразить эту мысль в слове». (К. Д.
Ушинский)
Практический
- По программе «Школа России» в учебнике Канакиной «Русский язык», 2
класс я знакомлю ребят с темой «Чем отличается диалог от монолога».
- Ребята узнают, что такое монолог и диалог.
Диалог (от греческого: диа – два, логос- слово)
. общение
.беседа
. обмен впечатлениями
. мимика
.жесты
(слайд 7)
Монолог (от греческого : моно - один, логос – слово)
. речь наедине с самим собой
. процесс целенаправленного сообщения
.развёрнутое высказывание одного лица
(слайд 8)
Мы
знакомимся
с
правилами
оформления
диалога
и
монолога
на
письме, учимся отличать монологическую речь от диалогической речи,
узнаём, что отдельное высказывание в речи называется репликой, что
монологическая
речь
может
быть
обращена
к
зрителю,
слушателю
( слайд 9, 10)
Исходя из этого, я выработала свою систему работы над этой темой. Со
своими наработками я хотела бы поделиться с вами.
Какими современными приёмами и формами работы я пользуюсь?
(слайд 11)
1.
Театрализация
2.
Игры
3.
Опоры
4.
Приём «Профессиональные заморочки»
Театрализация
На
протяжении
нескольких
лет
я
сотрудничаю
с
детской
районной
библиотекой. Знакомство происходит в игровой форме. Ведут знакомство
герои книг. Ребята становятся настоящими артистами. Проведено множество
мероприятий, среди которых празднование «Книжкины именины». Ребята
вошли в роль Волка и Красной Шапочки, Бабы- Яги и Деда Мороза (слайд 12,
13)
«Путешествие в страну Читалия», мероприятие «Юные герои» ( слайд 14,
15).
Учащиеся моего класса посещают ДЮЦ «Театральный кружок». Я считаю, что
театрализация помогает ученику строить правильно предложения, видеть в
речи диалог, умело читать его, используя звуковой тон, жесты, манеры, а
также интересно рассказывать и уметь слушать других, умело выражать свои
мысли.
Игры
Чтобы заинтересовать учащихся в работе я применяю ИГРУ.
Игра «Словесная цепочка», «Помоги Алёнке собрать яблочки», «Словесный
ручеек», «Пойми меня» (слайд 17)
Игра «Словесная цепочка»
В группах даётся слово и слушатели должны составить монолог или диалог,
используя это слово и заданный вопрос к нему.
Например: « сказка», следующее слово «герой», «волшебник».
Комментарии учителя: такой приём развивает мыслительную активность
детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга,
пополняя тем самым словарный запас.
Опоры
Эту форму работы я использую очень часто на уроке. Ребята сами составляют
опоры для определённого вида текста, или же опора появляется на экране.
Учащиеся знают, что в диалоге могут быть слова автора а и реплика Р. По
составленным опорам составляют диалоги.
( слайд 18)
Приём «Профессиональные заморочки».
Приём подражания образцам речи учителя.
(слайд 19)
Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу с вами провести демонстрацию форм и
приёмов эффективной работы с учащимися.
. Работа в группах. (2 группы по 4 человека)
1.Составление диалога
А) составление диалога по теме: «Чему учат сказки?»
Б) жеребьёвка (считалочка)
Каждая группа готовит вопрос и ответ. (3 вопроса и 3 ответа)
Сначала
задает
вопрос
и
ответ
одна
группа,
а
потом
другая.(по
вопросам и ответам выстраивается диалог между группами)
Комментарии
учителя :
работая
в
группе,
происходит
формирование
коммуникативных
УУД,
регулятивных
УУД,
личностных
УУД;
развивает
чувство коллективизма, ответственности.
2.Игра «Словесная цепочка»
Правила игры: декабрь, Новый год, каникулы
Члены
каждой
группы
составляют
монолог
от
своего
лица
в
устной
и
письменной форме.
Желающие зачитывают получившийся монолог.
Комментарии
учителя: умение строить предложения, составлять рассказ,
формирование
орфографической
зоркости,
умение
слушать,
грамотно
излагать свои мысли.
Презентационный
В работе над проектом была оформлена презентация по
теме: «Чем отличается монолог от диалога: современные
формы и приёмы работы».
Демонстрация
проекта
была
представлена
учащимся
начальных классов данной школы.
Контрольный
Защитив
и
презентовав
данный
проект
были
достигнуты
цели,
задачи,
запланированные результаты, решена проблема.
Данная тема затрагивает не только знание русского языка, но и отношение к
литературному чтению, к выразительности чтения, умение общаться, смело
и
грамотно
высказывать
свои
мысли.
Именно
поэтому,
на
протяжении
нескольких лет я сотрудничаю с районной детской библиотекой.
Библиотека является проводником книжной культуры среди обучающихся.
Именно она предоставляет первый читательский опыт ребенку.
Ребята
являются
членами
клуба
«
Юный
читатель».
Проведено
много
тематических мероприятий.
Они участвуют не только в проведении праздников, а также участвуют в
организации книжных выставок, бесед, в конкурсе рисунков. Главной целью
является побудить интерес ребёнка к книге. Громкие чтения книг,
прослушивание записей с аудиокассет, просмотр DVD- дисков с
произведениями известных писателей служат ярким побудительным мотивом
к читательской деятельности.
Учащиеся моего класса посещают ДЮЦ «Театральный кружок». Я считаю, что
театрализация помогает ученику строить правильно предложения, видеть в
речи диалог, умело читать его, используя звуковой тон, жесты, манеры, а
также интересно рассказывать и уметь слушать других, умело выражать свои
мысли.
Вот результат, к которому мы пришли с ребятами.