Автор: Кузнецова Елена Владимировна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ "ООШ №12" Населённый пункт: город Мариинск, Кемеровская область Наименование материала: учебная программа Тема: "Удивительное рядом" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 12»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
На заседании МО приказом МБОУ «ООШ №12»
протокол от 28.08.2015 от 01.09.2015 №3
Рабочая программа
«Удивительное рядом» для 7 класса
на 2015-2016 учебный год
Мариинск 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с правовыми документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утверждённым Приказом Министерства образования и науки РФ от 06
октября 2009 года №373, с изменениями от 26 ноября 2010 года №1241, от 17 декабря 2010
года №1897;
Положением об организации внеурочной деятельности муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №12»,
утверждённым приказом МБОУ «ООШ №12» от 16 октября 2013 г. №77;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «ООШ №12»
утверждённая приказом от 02.09.2013г. №21 «а».
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на ребеже 20-21
веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества,
экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в
области естествознания.
Знания в области естествознания необходимы не только специалистам, но и каждому
человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам
не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой
природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов,
научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации кружка, т.к.
естественнонаучное образование формирует у подрастающего поколения понимание
жизни как величайшей ценности.
Внеурочная деятельность организуется для учащихся 7-ого класса, которые уже знакомы
по урокам природоведения и биологии, географии, физики с окружающим миром.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы
можно назвать следующие:
● Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к
базовой учебной программе общеобразовательной школы;
● Добавлены практические работы;
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных
форм работы, направленных на дополнение и углубление естественнонаучных знаний, с
опорой на практическую деятельность.
Занятие позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой
природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания.
Рабочая программа включает теоретические и практические занятия по экологии,
микробиологии, географии, химии, физике, биологии..
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью внеурочной
деятельности, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно,
поможет учащимся определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но
хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за
миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении
экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и
собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
● Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
● Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
● Ознакомление с правилами поведения в природе;
● Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
● Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и
систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с
микроскопом.
● Развитие навыков общение и коммуникации.
● Развитие творческих способностей ребенка.
● Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние
окружающей среды с учетом региональных особенностей.
● Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и
исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности,
проведения опытов.
● Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
● Воспитывать интерес к миру живых существ.
● Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа направлена на развитие интересов учащихся к изучению растений,
животных, закрепление знаний, полученных на занятиях, а также на развитие
экологической культуры. Образовательная деятельность направлена на: закрепление
изученных теоретических знаний, и применение их на практике, формирование и развитие
знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни,
воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни. В обучении используются
лекции, работа в группах, обсуждения.
С целью развития личности учащегося используется личностно-ориентированный подход
и дифференцированное обучение.
Описание места учебного курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В результате изучения учебного курса «Удивительное рядом» учащиеся должны овладеть
универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном,
метапредметном и предметном уровне.
Личностные результаты
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние
окружающей среды.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Метапредметные результаты
Овладеть составляющими проектной деятельности, включая умение видеть проблему,
ставить вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения, объяснять и
доказывать
Уметь работать с различными источниками информации, анализировать информацию
Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты
Иметь представление о строении Вселенной
Знать строение клетки
Иметь представление о строении человека
Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе и обществе.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной
деятельности
№п\п
Темы
Количество занятий
Общее
В том числе
теоретических
В том числе
практических
1
Введение
1
0
1
2
Удивительное: звёзды,
планеты, астрономия
5
4
1
3
Удивительное и
биология
12
8
4
4
Удивительное и
география
6
5
2
5
Удивительное и химия
4
1
3
6
Удивительное и физика
5
3
1
7
Повторение и
обобщение
1
1
1
Всего
34
21
13
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое пособие. М., 2005.
2. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998.
3. Большая иллюстрированная энциклопедия. География. – М.: Махаон, 2005.
4. Большой географический атлас. – М.: Олма – Пресс, 2002
5. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая
среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
6. Вулканы. – М.: АСТ – Пресс, 2000.
7. География Земли. – М.: Росмэн, 2000.
8. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.:Пилигрим, 1999.
9. Дятлева Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра – Книжный клуб, 2003.
10. Землетрясения и вулканы. Перевод с английского языка – Е. В. Комиссаров. Москва.
“РОСМЭН”, 1998.
11. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.:
Просвещение, 1987.
12. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.
13. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. -
Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.
14. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под
ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.
15. Погода и климат. – М.:Терра – Книжный клуб, 1998.
16. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз
Дайджест",2003.
17. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО
"Издательство АСТ», 2013
Планируемые результаты изучения учебного курса
По окончании курса учащиеся должны приобрести следующие теоретические знания и
умения:
Появление и поддержание мотивации к углубленному изучению предметов естественного
цикла.
Умение пользоваться современными источниками информации и давать
аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной
и учебной литературой;
Формирование биолого-экологических знаний, умений и навыков.
Ведение здорового образа жизни.
Приложение №1
к рабочей программе по курсу
«Удивительное рядом» для 7 класса,
Утверждённой приказом МБОУ «ООШ №12»
От 01.09.2015 №3
Заняти
я
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
Введение (1 час)
1
Игра «Загадочный мир природы»
Удивительное: звёзды, планеты, астрономия (5 часов)
2
Телескоп. Новый взгляд на
Вселенную
3
Солнечная система - какая она?
4
Далёкая и близкая Луна
5
Солнце – ближайшая звезда
6
Путешествие по звёздной карте
Удивительное и биология (12 часов)
7
Биология в загадках и ребусах
8
Природа под микроскопом.
Практическая работа
9
Введение в биологию клетки.
Лаборатория внутри нас.
«Рассматривание клеток под
микроскопом»
10
Великие натуралисты.
Природа в нашем городе.
11
По страницам Красной книги.
12
Оранжерея на окне
13
Страна грибов
14
Парк Юрского периода
15
Познавательно – интеллектуальная
игра «Люди, звери, рыбы, птицы на
Земле должны ужиться!»
16
Человек. А что внутри?
17
Викторина «Узнай меня»
18
Как человек изменил Землю.
(Экологические проблемы
человечества)
Удивительное и география (6 часов)
19
Малахитовая шкатулка (горные
породы и минералы)
20
Практическая работа «Описание
горных пород и минералов»
21
Из истории крупных землетрясений
и извержений вулканов
22
Интересная погода ( Откуда
появляется ветер?)
23
Ориентирование на местности
24
Голубая планета (Круговорот воды)
Удивительное и химия (4 часа)
25
Тайны воды. Практическая работа
«Определение качества воды»
26
Химия на кухне. Практическая
работа «Выделение растворённых
веществ методом выпаривания и
кристаллизации на примере раствора
поваренной соли»
1
27
Химия в быту. Занятие - игра
«Мыльные пузыри»
1
28
Практикум исследование
«Газированные напитки»
1
Удивительное и физика (5 часов)
29
Откуда пошло выражение «Мерить
на свой аршин»? (Из истории
метрической системы единиц)
1
30
Представление
древних
ученых
о
природе вещества.
Игра «Поле чудес»
1
31
Занимательные опыты по теме
«Инерция»
1
32
Дирижабль-транспорт прошлого и
транспорт будущего?
Час загадок с физическим
содержанием.(Давление в газах)
1
33
Сообщения «Вечный двигатель».
1
Повторение и обобщение (1 час)
34
Игра-обобщение «Хочу всё знать»
1