Напоминание

"Удивительное рядом"


Автор: Кузнецова Елена Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №12"
Населённый пункт: город Мариинск, Кемеровская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Удивительное рядом"
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 12»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА На заседании МО приказом МБОУ «ООШ №12» протокол от 28.08.2015 от 01.09.2015 №3
Рабочая программа
«Удивительное рядом» для 7 класса на 2015-2016 учебный год Мариинск 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с правовыми документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373, с изменениями от 26 ноября 2010 года №1241, от 17 декабря 2010 года №1897; Положением об организации внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №12», утверждённым приказом МБОУ «ООШ №12» от 16 октября 2013 г. №77; Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «ООШ №12» утверждённая приказом от 02.09.2013г. №21 «а». Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на ребеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области естествознания. Знания в области естествознания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации кружка, т.к. естественнонаучное образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Внеурочная деятельность организуется для учащихся 7-ого класса, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии, географии, физики с окружающим миром. Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: ● Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы; ● Добавлены практические работы; Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление естественнонаучных знаний, с опорой на практическую деятельность. Занятие позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания. Рабочая программа включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, географии, химии, физике, биологии.. Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью внеурочной деятельности, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет учащимся определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:

Образовательные
● Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека. ● Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний. ● Ознакомление с правилами поведения в природе; ● Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие

● Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом. ● Развитие навыков общение и коммуникации. ● Развитие творческих способностей ребенка. ● Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей. ● Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов. ● Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
● Воспитывать интерес к миру живых существ. ● Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа направлена на развитие интересов учащихся к изучению растений, животных, закрепление знаний, полученных на занятиях, а также на развитие экологической культуры. Образовательная деятельность направлена на: закрепление изученных теоретических знаний, и применение их на практике, формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни, воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни. В обучении используются лекции, работа в группах, обсуждения. С целью развития личности учащегося используется личностно-ориентированный подход и дифференцированное обучение.
Описание места учебного курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В результате изучения учебного курса «Удивительное рядом» учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на
личностном,

метапредметном и предметном уровне.
Личностные результаты Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды. Формирование потребности в здоровом образе жизни. Метапредметные результаты Овладеть составляющими проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения, объяснять и доказывать Уметь работать с различными источниками информации, анализировать информацию Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты Иметь представление о строении Вселенной Знать строение клетки Иметь представление о строении человека Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе и обществе.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной

деятельности
№п\п Темы Количество занятий Общее В том числе теоретических В том числе практических 1 Введение 1 0 1
2 Удивительное: звёзды, планеты, астрономия 5 4 1 3 Удивительное и биология 12 8 4 4 Удивительное и география 6 5 2 5 Удивительное и химия 4 1 3 6 Удивительное и физика 5 3 1 7 Повторение и обобщение 1 1 1 Всего 34 21 13
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса
1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое пособие. М., 2005. 2. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998. 3. Большая иллюстрированная энциклопедия. География. – М.: Махаон, 2005. 4. Большой географический атлас. – М.: Олма – Пресс, 2002 5. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997. 6. Вулканы. – М.: АСТ – Пресс, 2000. 7. География Земли. – М.: Росмэн, 2000. 8. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.:Пилигрим, 1999. 9. Дятлева Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра – Книжный клуб, 2003. 10. Землетрясения и вулканы. Перевод с английского языка – Е. В. Комиссаров. Москва. “РОСМЭН”, 1998. 11. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987. 12. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989. 13. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988. 14. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991. 15. Погода и климат. – М.:Терра – Книжный клуб, 1998. 16. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003. 17. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ», 2013
Планируемые результаты изучения учебного курса
По окончании курса учащиеся должны приобрести следующие теоретические знания и умения: Появление и поддержание мотивации к углубленному изучению предметов естественного цикла. Умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой; Формирование биолого-экологических знаний, умений и навыков. Ведение здорового образа жизни. Приложение №1 к рабочей программе по курсу «Удивительное рядом» для 7 класса, Утверждённой приказом МБОУ «ООШ №12»
От 01.09.2015 №3 Заняти я Тема занятия Кол-во часов Дата Введение (1 час) 1 Игра «Загадочный мир природы» Удивительное: звёзды, планеты, астрономия (5 часов) 2 Телескоп. Новый взгляд на Вселенную 3 Солнечная система - какая она? 4 Далёкая и близкая Луна 5 Солнце – ближайшая звезда 6 Путешествие по звёздной карте Удивительное и биология (12 часов) 7 Биология в загадках и ребусах 8 Природа под микроскопом. Практическая работа 9 Введение в биологию клетки. Лаборатория внутри нас. «Рассматривание клеток под микроскопом» 10 Великие натуралисты. Природа в нашем городе. 11 По страницам Красной книги. 12 Оранжерея на окне 13 Страна грибов 14 Парк Юрского периода 15 Познавательно – интеллектуальная игра «Люди, звери, рыбы, птицы на Земле должны ужиться!» 16 Человек. А что внутри? 17 Викторина «Узнай меня» 18 Как человек изменил Землю. (Экологические проблемы человечества) Удивительное и география (6 часов) 19 Малахитовая шкатулка (горные породы и минералы) 20 Практическая работа «Описание горных пород и минералов» 21 Из истории крупных землетрясений и извержений вулканов 22 Интересная погода ( Откуда
появляется ветер?) 23 Ориентирование на местности 24 Голубая планета (Круговорот воды) Удивительное и химия (4 часа) 25 Тайны воды. Практическая работа «Определение качества воды» 26 Химия на кухне. Практическая работа «Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли» 1 27 Химия в быту. Занятие - игра «Мыльные пузыри» 1 28 Практикум исследование «Газированные напитки» 1 Удивительное и физика (5 часов) 29 Откуда пошло выражение «Мерить на свой аршин»? (Из истории метрической системы единиц) 1 30 Представление древних ученых о природе вещества. Игра «Поле чудес» 1 31 Занимательные опыты по теме «Инерция» 1 32 Дирижабль-транспорт прошлого и транспорт будущего? Час загадок с физическим содержанием.(Давление в газах) 1 33 Сообщения «Вечный двигатель». 1 Повторение и обобщение (1 час) 34 Игра-обобщение «Хочу всё знать» 1


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!