"Модуль по формированию и развитию ИКТ- компетентности пятиклассников
Автор: Журкина Анжелика Леонидовна Должность: учитель изобразительного искусства, информатики Учебное заведение: МБОУ лицей "Вектор" Населённый пункт: город Хабаровск Наименование материала: Методическая разработка программы модуля по формированию и развитию ИКТ - компетентности пятиклассников Тема: "Модуль по формированию и развитию ИКТ- компетентности пятиклассников Раздел: среднее образование
Журкина Анжелика Леонидовна
Программа модуля по формированию и развитию ИКТ - компетентности пятиклассников
На основе ФГОС в рамках ООП ООО, в соответствии с учебным планом школы и программой формирования и
развития
универсальных
учебных
действий
разработана
отдельная
программа
формирования
и
развития
ИКТ
–
компетентности обучающихся.
Программа формирования и развития ИКТ-компетентности содержит следующие разделы:
1. пояснительную записку, содержащую описание основных целей и задач программы, ее места и роли в реализации
требований стандарта, описание структуры программы;
2. состав и характеристики основных компонентов ИКТ-компетентности;
3. календарно тематическое планирование
Перечень
навыков
и
умений
в
порядке
повышения
сложности
познавательных
(когнитивных)
действий,
необходимых для их выполнения:
– определение информации – способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего
представления необходимой информации;
– доступ к информации – умение собирать и/или извлекать информацию;
– управление информацией – умение применять существующую схему организации или классификации;
– интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение,
сравнение и противопоставление данных;
– оценивание
информации
–
умение
выносить
суждение
о
качестве,
важности,
полезности
или
эффективности
информации;
–
создание информации
–
умение
генерировать
информацию,
адаптируя,
применяя,
проектируя,
изобретая
или
разрабатывая ее;
Журкина Анжелика Леонидовна
–
передача
информации
–
способность
должным
образом
передавать
информацию
в
среде
ИКТ.
Сюда
входит
способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем
направлении.
К о г н и т и в н ы е
д е й с т в и я
Определение
(идентификация)
умение точно интерпретировать вопрос;
умение детализировать вопрос;
нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде;
идентификация терминов, понятий;
обоснование сделанного запроса;
Доступ
(поиск)
выбор терминов поиска с учетом уровня детализации;
соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки);
формирование стратегии поиска;
качество синтаксиса.
Управление
создание схемы классификации для структурирования информации;
использование
предложенных
схем
классификации
для;
структурирования
информации.
Интеграция
умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников;
умение исключать несоответствующую и несущественную информацию;
умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию.
Оценка
выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью;
выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям;
умение остановить поиск.
Создание
умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании
полученной информации, в том числе противоречивой;
умение
сделать
вывод
о
нацеленности
имеющейся
информации
на
решение
конкретной проблемы;
умение обосновать свои выводы;
Журкина Анжелика Леонидовна
умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации;
структурирование
созданной
информации
с
целью
повышения
убедительности
выводов
Сообщение
(передача)
ум е н и е адаптировать
информацию
для конкретной
аудитории
(путем
выбора
соответствующих средств, языка и зрительного ряда);
умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав);
обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации;
умение воздерживаться от использования провокационных
Общий принцип формирования ИКТ - компетентности состоит в том, что конкретные технологические умения и
навыки и универсальные учебные действия формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных
задач, стоящих перед учащимся.
Общий принцип формирования ИКТ-компетентности в предметных областях
Модуль формирует у учащихся знания, дает их теоретическое обоснование, вписывает конкретную технологическую
деятельность в информационную картину мира.
Элементами образовательной ИКТ - компетентности являются:
1.
Обращение
с
устройствами
ИКТ,
как
с
электроустройствами,
передающими
информацию
по
проводам
(проводящим электромагнитные колебания) и в эфире, и обрабатывающими информацию, взаимодействующими с
человеком, обеспечивающими внешнее представление информации и коммуникацию между людьми:
– понимание основных принципов работы устройств ИКТ;
–подключение устройств ИКТ к электрической сети, использование аккумуляторов;
– включение и выключение устройств ИКТ; вход в операционную систему;
– базовые действия с экранными объектами;
– соединение устройств ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий;
Журкина Анжелика Леонидовна
– информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
– размещение информационного объекта (сообщения) в информационной среде;
– обеспечение надежного функционирования устройств ИКТ;
– вывод информации на бумагу и в трехмерную материальную среду (печать); обращение с расходными материалами;
– использование основных законов восприятия, обработки и хранения информации;
– соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами
ИКТ,
в
частности,
учитывающие
специфику
работы
со
светящимся
экраном,
в
том
числе
–
отражающим,
и
с
несветящимся отражающим экраном.
2. Фиксация, запись изображений и звуков, их обработка
– цифровая фотография, трехмерное сканирование, цифровая звукозапись, цифровая видеосъемка;
– создание мультипликации как последовательности фотоизображений;
– обработка фотографий;
– видеомонтаж и озвучивание видео сообщений
3. Создание письменных текстов
Сканирование текста и распознавание сканированного текста:
– ввод русского и иноязычного текста слепым десятипальцевым методом;
– базовое экранное редактирование текста;
– структурирование русского и иностранного текста средствами текстового редактора (номера страниц, колонтитулы,
абзацы, ссылки, заголовки,
оглавление, шрифтовые выделения);
–
создание
текста
на
основе
расшифровки
аудиозаписи,
в
том
числе
нескольких
участников
обсуждения
–
транскрибирование (преобразование устной речи в письменную), письменное резюмирование высказываний в ходе
обсуждения;
– использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке;
Журкина Анжелика Леонидовна
– издательские технологии.
4. Создание графических объектов
– создание геометрических объектов;
– создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных,
родства и др.) в соответствии с задачами;
– создание специализированных карт и диаграмм: географических (ГИС), хронологических;
– создание графических произведений с проведением рукой произвольных линий;
– создание мультипликации в соответствии с задачами;
– создание виртуальных моделей трехмерных объектов.
5. Создание музыкальных и звуковых объектов
– использование музыкальных и звуковых редакторов
– использование клавишных и кинестетических синтезаторов
6. Создание сообщений (гипермедиа)
– создание и организация информационных объектов различных видов, в виде линейного или включающего ссылки
сопровождения выступления, объекта для самостоятельного просмотра через браузер;
– цитирование и использование внешних ссылок;
– проектирование (дизайн) сообщения в соответствии с его задачами и средствами доставки;
7. Восприятие, понимание и использование сообщений (гипермедиа)
–
понимание
сообщений,
использование
при
восприятии
внутренних
и
внешних
ссылок,
инструментов
поиска,
справочных источников (включая двуязычные);
– формулирование вопросов к сообщению;
– разметка сообщений, в том числе – внутренними и внешними ссылками и комментариями;
Журкина Анжелика Леонидовна
– деконструкция сообщений, выделение в них элементов и фрагментов, цитирование;
– описание сообщения (краткое содержание, автор, форма и т. д.);
–
работа
с
особыми
видами
сообщений:
диаграммы
(алгоритмические,
концептуальные,
классификационные,
организационные, родства и др.), карты (географические, хронологические) и спутниковые фотографии, в том числе –
как элемент навигаторов (систем глобального позиционирования);
– избирательное отношение к информации, способность к отказу от потребления ненужной информации;
8. Коммуникация и социальное взаимодействие
– выступление с аудио-видео поддержкой, включая дистанционную аудиторию;
– участие в обсуждении (видео-аудио, текст);
– посылка письма, сообщения (гипермедиа), ответ на письмо (при необходимости, с реакцией на отдельные положения и
письмо в целом) тема, бланки, обращения, подписи;
– личный дневник (блог);
– вещание, рассылка на целевую аудиторию, подкастинг;
– форум;
– игровое взаимодействие;
– театральное взаимодействие;
– взаимодействие в социальных группах и сетях, групповая работа над сообщением (вики);
– видео-аудио-фиксация и текстовое комментирование фрагментов образовательного процесса;
–
образовательное
взаимодействие
(получение
и
выполнение
заданий,
получение
комментариев,
формирование
портфолио);
– информационная культура, этика и право. Частная информация. Массовые рассылки. Уважение информационных прав
других людей.
9. Поиск информации
Журкина Анжелика Леонидовна
– приемы поиска информации в Интернет, поисковые сервисы. Построение запросов для поиска информации. Анализ
результатов запросов;
– приемы поиска информации на персональном компьютере;
– особенности поиска информации в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.
10. Организация хранения информации
– описание сообщений. Книги и библиотечные каталоги, использование каталогов для поиска необходимых книг;
–
система
окон
и
папок
в
графическом
интерфейсе.
Информационные
инструменты
(выполняемые
файлы)
и
информационные источники (открываемые файлы), их использование и связь;
– формирование собственного информационного пространства: создание системы папок и размещение в ней нужных
информационных источников, размещение, размещение информации в Интернет;
– поиск в базе данных, заполнение базы данных, создание базы данных
– определители: использование, заполнение, создание;
11. Анализ информации, математическая обработка данных
– проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных их
обработка, в том числе – статистическая, и визуализация. Соединение средств цифровой и видео фиксации. Построение
математических моделей;
– постановка эксперимента и исследование в виртуальных лабораториях по естественным наукам и математике и
информатике
12. Моделирование и проектирование. Управление
– моделирование с использованием виртуальных конструкторов;
– конструирование, моделирование с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и
обратной связью;
– моделирование с использованием средств программирования;
– проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов. Системы автоматизированного проектирования;
Журкина Анжелика Леонидовна
– проектирование и организация своей индивидуальной и групповой деятельности, организация своего времени с
использованием ИКТ
Эффективная модель формирования ИКТ – компетентности – обучение в режиме лекции, в режиме работы в малой
группе и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные
результаты для всех участников.
В курсе модуля работа направлена на формирование основ следующих элементов ИКТ – компетентности: поиск
информации, анализ и обработка данных, создание письменных текстов, коммуникация и социальное взаимодействие,
организация и хранение информации.
Цель модуля: учащиеся получат возможность создания собственного информационного ресурса.
Задачи модуля:
сформировать
основные
приемы
поиска
информации
в
окружающем
пятиклассников
информационном
пространстве;
развить умение критически относиться к полученной информации, выделяя главное и второстепенное;
сформировать умение создавать текст на основе найденной и проанализированной учащимися информации и
представлять ее, используя средства ИКТ;
формировать информационную культуру;
подвести к пониманию необходимости соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
подвести к пониманию групповой работы как эффективной формы сотрудничества;
создать информационные объекты (ресурсы) различных видов (проектирование и дизайн сообщения)
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
1
Профессия журналиста и издателя
1
2
Источники информации
1
3
Основные приемы поиска
информации
2
Журкина Анжелика Леонидовна
4
Критический взгляд на полученную
информацию
2
5
Формы представления информации
4
6
Создание информационной статьи
2
7
Верстка (проектирование)
информационного объекта
3
8
Дизайн информационного объекта
2
Журкина Анжелика Леонидовна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
модуля по формированию и развитию ИКТ - компетентности пятиклассников
2015 год
Журкина Анжелика Леонидовна
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа модуля по формированию и развитию ИКТ компетентности составлена на основе ФГОС в рамках ООП ООО, в
соответствии с учебным планом школы и программой формирования и развития универсальных учебных действий.
Рабочая программа предназначена для реализации в 2015-2016 учебном году.
Структура программы
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка ,
основное содержание , примерное распределение учебных
часов, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, календарно-тематическое планирование учебного материала.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе модуля работа направлена на формирование основ следующих элементов ИКТ – компетентности: поиск информации,
анализ и обработка данных (критическая оценка, отбор информации; организация информации, представление информации) , создание
письменных текстов, коммуникация и социальное взаимодействие, организация и хранение информации.
Практическая
часть
курса
направлена
на
освоение
учащимися
навыков
использования
средств
информационных
технологий,
являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации учащихся, последующей деятельности
выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Цель модуля: учащиеся получат возможность создания собственного информационного ресурса.
Задачи модуля:
сформировать основные приемы поиска информации в окружающем пятиклассников информационном пространстве;
развить умение критически относиться к полученной информации, выделяя главное и второстепенное;
сформировать умение создавать текст на основе найденной и проанализированной учащимися информации и представлять ее,
используя средства ИКТ;
формировать информационную культуру;
подвести к пониманию необходимости соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
подвести к пониманию групповой работы как эффективной формы сотрудничества;
создать информационные объекты (ресурсы) различных видов (проектирование и дизайн сообщения)
Место предмета
Программа модуля разработана для учащихся 5 х классов.
На изучение курса отводится 17 часовза учебный год из расчета 1 час в неделю (17 учебных недель). Количество практических работ -10.
Журкина Анжелика Леонидовна
Личностные, метапредметные результаты освоения курса
В сфере личностных результатов освоения курса будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной
деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к необходимости овладения ИКТ навыками;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: здоровьесберегающего поведения;
В сфере метапредметных результатов освоения курса будут сформированы следующие универсальные учебные действия :
находить достоверную информацию;
анализировать и обобщать, делать выводы, определять понятия на простом уровне;
сравнивать объекты по заданным определенным критериям;
представлять информацию в разных формах;
выдвигать версии, выбирать средства для достижения цели в группе и индивидуально;
работать по плану, находить и исправлять ошибки;
излагать свое мнение, аргументируя его подтверждая фактами;
создавать устные и письменные тексты для решения разных задач;
использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
Компьютеры, заключенные в локальную сеть, с выходом в Интернет. Пакет программ MS Office.
Журкина Анжелика Леонидовна
Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень / Под ред. Н.В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2013.
Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь № 1. Начальный уровень — СПб.: Питер, 2013.
Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь № 2. Начальный уровень — СПб.: Питер, 2013.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Практическая
часть
УУД к курсу
Основные
виды
деятельности
Дата
познавательные
регулятивные
коммуникативные
план
факт
1
Профессия журналиста
и издателя.
1
Общеучебные
(самостоятельны
й поиск
информации,
умение
структурировать
знания в устной
форме,
извлечение и
синтез
необходимой
информации,
полученной в
результате
обсуждения и из
прошлого
опыта).
Логические
(анализ и
переработка
информации с
последующим
умозаключением
).
целеполагание
, коррекция и
внесение
дополнений в
результате
обсуждения
ответов,
оценивание
учащимися и
учителем.
способность
учиться, то есть
соблюдать правила
урока, выполнять
задания
(саморегуляция);
уметь работать
индивидуально, в
группе, уметь
ориентироваться на
прошлый опыт,
ориентироваться на
сохранение
здоровья и
соблюдение ЗОЖ.
Анализируют,
доказывают,
делают
выводы,
излагают свое
мнение.
2
Источники
информации.
1
Выдвигают
версии,
анализируют.
3
Основные приемы
поиска информации
1
Сравнивают
объекты по
заданным
критериям.
Основные приемы
поиска информации
1
Практическая
работа
Используют
ИКТ как
инструмент
для
достижения
своих целей.
4
Критический взгляд на
полученную
информацию.
1
Анализируют
и обобщают,
полученную
информацию.
Критический взгляд на
полученную
информацию
1
Практическая
работа
Доказываю и
обосновывают
свой выбор.
Журкина Анжелика Леонидовна
5
Формы представления
информации
1
Сравнивают
объекты по
заданным
критериям.
Формы представления
информации
3
Практическая
работа
Представляют
информацию в
разных
формах,
используют
ИКТ как
инструмент
для
достижения
своих целей.
6
Создание
информационной
статьи.
1
Создают
устные и
письменные
тексты.
Создание
информационной
статьи.
1
Практическая
работа
Используют
ИКТ как
инструмент
для
достижения
своих целей.
7
Верстка
(проектирование)
информационного
объекта
1
Используют
ИКТ как
инструмент
для
достижения
своих целей
Верстка
(проектирование)
информационного
объекта
2
Практическая
работа
Используют
ИКТ как
инструмент
для
достижения
своих целей
8
Дизайн
информационного
2
Практическая
работа
Используют
ИКТ как
Журкина Анжелика Леонидовна
объекта
инструмент
для
достижения
своих целей
Приложения к программе: Результатом изучения курса является печатная газета «Интересные люди лицея».