Напоминание

"Модуль по формированию и развитию ИКТ- компетентности пятиклассников


Автор: Журкина Анжелика Леонидовна
Должность: учитель изобразительного искусства, информатики
Учебное заведение: МБОУ лицей "Вектор"
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: Методическая разработка программы модуля по формированию и развитию ИКТ - компетентности пятиклассников
Тема: "Модуль по формированию и развитию ИКТ- компетентности пятиклассников
Раздел: среднее образование





Назад




Журкина Анжелика Леонидовна
Программа модуля по формированию и развитию ИКТ - компетентности пятиклассников
На основе ФГОС в рамках ООП ООО, в соответствии с учебным планом школы и программой формирования и развития универсальных учебных действий разработана отдельная программа формирования и развития ИКТ – компетентности обучающихся.
Программа формирования и развития ИКТ-компетентности содержит следующие разделы:
1. пояснительную записку, содержащую описание основных целей и задач программы, ее места и роли в реализации требований стандарта, описание структуры программы; 2. состав и характеристики основных компонентов ИКТ-компетентности; 3. календарно тематическое планирование
Перечень

навыков

и

умений

в

порядке

повышения

сложности

познавательных

(когнитивных)

действий,

необходимых для их выполнения:

определение
информации – способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации; –
доступ
к информации – умение собирать и/или извлекать информацию; –
управление
информацией – умение применять существующую схему организации или классификации; –
интегрирование
информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных; –
оценивание
информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации; –
создание
информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
Журкина Анжелика Леонидовна –
передача
информации – способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении. К о г н и т и в н ы е д е й с т в и я
Определение
(идентификация) умение точно интерпретировать вопрос; умение детализировать вопрос; нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде; идентификация терминов, понятий; обоснование сделанного запроса;
Доступ
(поиск) выбор терминов поиска с учетом уровня детализации; соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки); формирование стратегии поиска; качество синтаксиса.
Управление
создание схемы классификации для структурирования информации; использование предложенных схем классификации для; структурирования информации.
Интеграция
умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников; умение исключать несоответствующую и несущественную информацию; умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию.
Оценка
выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью; выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям; умение остановить поиск.
Создание
умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой; умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы; умение обосновать свои выводы;
Журкина Анжелика Леонидовна умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации; структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов
Сообщение

(передача)
ум е н и е адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда); умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав); обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации; умение воздерживаться от использования провокационных
Общий принцип
формирования ИКТ - компетентности состоит в том, что конкретные технологические умения и навыки и универсальные учебные действия формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимся.
Общий принцип формирования ИКТ-компетентности в предметных областях
Модуль формирует у учащихся знания, дает их теоретическое обоснование, вписывает конкретную технологическую деятельность в информационную картину мира.
Элементами образовательной ИКТ - компетентности являются:

1.

Обращение

с

устройствами

ИКТ,

как

с

электроустройствами,

передающими

информацию

по

проводам

(проводящим электромагнитные колебания) и в эфире, и обрабатывающими информацию, взаимодействующими с

человеком, обеспечивающими внешнее представление информации и коммуникацию между людьми:
– понимание основных принципов работы устройств ИКТ; –подключение устройств ИКТ к электрической сети, использование аккумуляторов; – включение и выключение устройств ИКТ; вход в операционную систему; – базовые действия с экранными объектами; – соединение устройств ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий;
Журкина Анжелика Леонидовна – информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; – размещение информационного объекта (сообщения) в информационной среде; – обеспечение надежного функционирования устройств ИКТ; – вывод информации на бумагу и в трехмерную материальную среду (печать); обращение с расходными материалами; – использование основных законов восприятия, обработки и хранения информации; – соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы со светящимся экраном, в том числе – отражающим, и с несветящимся отражающим экраном.
2. Фиксация, запись изображений и звуков, их обработка
– цифровая фотография, трехмерное сканирование, цифровая звукозапись, цифровая видеосъемка; – создание мультипликации как последовательности фотоизображений; – обработка фотографий; – видеомонтаж и озвучивание видео сообщений
3. Создание письменных текстов
Сканирование текста и распознавание сканированного текста: – ввод русского и иноязычного текста слепым десятипальцевым методом; – базовое экранное редактирование текста; – структурирование русского и иностранного текста средствами текстового редактора (номера страниц, колонтитулы, абзацы, ссылки, заголовки, оглавление, шрифтовые выделения); – создание текста на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения – транскрибирование (преобразование устной речи в письменную), письменное резюмирование высказываний в ходе обсуждения; – использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке;
Журкина Анжелика Леонидовна – издательские технологии.
4. Создание графических объектов
– создание геометрических объектов; – создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с задачами; – создание специализированных карт и диаграмм: географических (ГИС), хронологических; – создание графических произведений с проведением рукой произвольных линий; – создание мультипликации в соответствии с задачами; – создание виртуальных моделей трехмерных объектов.
5. Создание музыкальных и звуковых объектов
– использование музыкальных и звуковых редакторов – использование клавишных и кинестетических синтезаторов
6. Создание сообщений (гипермедиа)
– создание и организация информационных объектов различных видов, в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, объекта для самостоятельного просмотра через браузер; – цитирование и использование внешних ссылок; – проектирование (дизайн) сообщения в соответствии с его задачами и средствами доставки;
7. Восприятие, понимание и использование сообщений (гипермедиа)
– понимание сообщений, использование при восприятии внутренних и внешних ссылок, инструментов поиска, справочных источников (включая двуязычные); – формулирование вопросов к сообщению; – разметка сообщений, в том числе – внутренними и внешними ссылками и комментариями;
Журкина Анжелика Леонидовна – деконструкция сообщений, выделение в них элементов и фрагментов, цитирование; – описание сообщения (краткое содержание, автор, форма и т. д.); – работа с особыми видами сообщений: диаграммы (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), карты (географические, хронологические) и спутниковые фотографии, в том числе – как элемент навигаторов (систем глобального позиционирования); – избирательное отношение к информации, способность к отказу от потребления ненужной информации;
8. Коммуникация и социальное взаимодействие
– выступление с аудио-видео поддержкой, включая дистанционную аудиторию; – участие в обсуждении (видео-аудио, текст); – посылка письма, сообщения (гипермедиа), ответ на письмо (при необходимости, с реакцией на отдельные положения и письмо в целом) тема, бланки, обращения, подписи; – личный дневник (блог); – вещание, рассылка на целевую аудиторию, подкастинг; – форум; – игровое взаимодействие; – театральное взаимодействие; – взаимодействие в социальных группах и сетях, групповая работа над сообщением (вики); – видео-аудио-фиксация и текстовое комментирование фрагментов образовательного процесса; – образовательное взаимодействие (получение и выполнение заданий, получение комментариев, формирование портфолио); – информационная культура, этика и право. Частная информация. Массовые рассылки. Уважение информационных прав других людей.
9. Поиск информации

Журкина Анжелика Леонидовна – приемы поиска информации в Интернет, поисковые сервисы. Построение запросов для поиска информации. Анализ результатов запросов; – приемы поиска информации на персональном компьютере; – особенности поиска информации в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.
10. Организация хранения информации
– описание сообщений. Книги и библиотечные каталоги, использование каталогов для поиска необходимых книг; – система окон и папок в графическом интерфейсе. Информационные инструменты (выполняемые файлы) и информационные источники (открываемые файлы), их использование и связь; – формирование собственного информационного пространства: создание системы папок и размещение в ней нужных информационных источников, размещение, размещение информации в Интернет; – поиск в базе данных, заполнение базы данных, создание базы данных – определители: использование, заполнение, создание;
11. Анализ информации, математическая обработка данных
– проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных их обработка, в том числе – статистическая, и визуализация. Соединение средств цифровой и видео фиксации. Построение математических моделей; – постановка эксперимента и исследование в виртуальных лабораториях по естественным наукам и математике и информатике
12. Моделирование и проектирование. Управление
– моделирование с использованием виртуальных конструкторов; – конструирование, моделирование с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью; – моделирование с использованием средств программирования; – проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов. Системы автоматизированного проектирования;
Журкина Анжелика Леонидовна – проектирование и организация своей индивидуальной и групповой деятельности, организация своего времени с использованием ИКТ Эффективная модель формирования ИКТ – компетентности – обучение в режиме лекции, в режиме работы в малой группе и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников. В курсе модуля работа направлена на формирование основ следующих элементов ИКТ – компетентности: поиск информации, анализ и обработка данных, создание письменных текстов, коммуникация и социальное взаимодействие, организация и хранение информации.
Цель модуля:
учащиеся получат возможность создания собственного информационного ресурса.
Задачи модуля:
 сформировать основные приемы поиска информации в окружающем пятиклассников информационном пространстве;  развить умение критически относиться к полученной информации, выделяя главное и второстепенное;  сформировать умение создавать текст на основе найденной и проанализированной учащимися информации и представлять ее, используя средства ИКТ;  формировать информационную культуру;  подвести к пониманию необходимости соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;  подвести к пониманию групповой работы как эффективной формы сотрудничества;  создать информационные объекты (ресурсы) различных видов (проектирование и дизайн сообщения) № п/п Тема занятия Количество часов 1 Профессия журналиста и издателя 1 2 Источники информации 1 3 Основные приемы поиска информации 2
Журкина Анжелика Леонидовна 4 Критический взгляд на полученную информацию 2 5 Формы представления информации 4 6 Создание информационной статьи 2 7 Верстка (проектирование) информационного объекта 3 8 Дизайн информационного объекта 2
Журкина Анжелика Леонидовна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

модуля по формированию и развитию ИКТ - компетентности пятиклассников

2015 год

Журкина Анжелика Леонидовна
Пояснительная записка

Статус документа
Рабочая программа модуля по формированию и развитию ИКТ компетентности составлена на основе ФГОС в рамках ООП ООО, в соответствии с учебным планом школы и программой формирования и развития универсальных учебных действий. Рабочая программа предназначена для реализации в 2015-2016 учебном году.
Структура программы
Рабочая программа включает следующие разделы:
пояснительная записка
,
основное содержание
, примерное распределение учебных часов,
требования
к уровню подготовки учащихся данного класса, календарно-тематическое планирование учебного материала.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе модуля работа направлена на формирование основ следующих элементов ИКТ – компетентности: поиск информации, анализ и обработка данных (критическая оценка, отбор информации; организация информации, представление информации) , создание письменных текстов, коммуникация и социальное взаимодействие, организация и хранение информации. Практическая часть курса направлена на освоение учащимися навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации учащихся, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Цель модуля:
учащиеся получат возможность создания собственного информационного ресурса.
Задачи модуля:
 сформировать основные приемы поиска информации в окружающем пятиклассников информационном пространстве;  развить умение критически относиться к полученной информации, выделяя главное и второстепенное;  сформировать умение создавать текст на основе найденной и проанализированной учащимися информации и представлять ее, используя средства ИКТ;  формировать информационную культуру;  подвести к пониманию необходимости соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;  подвести к пониманию групповой работы как эффективной формы сотрудничества;  создать информационные объекты (ресурсы) различных видов (проектирование и дизайн сообщения)
Место предмета
Программа модуля разработана для учащихся 5 х классов. На изучение курса отводится 17 часовза учебный
год
из расчета
1 час в неделю (17 учебных недель).
Количество практических работ -10.
Журкина Анжелика Леонидовна
Личностные, метапредметные результаты освоения курса
В
сфере личностных результатов освоения курса
будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение:  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к необходимости овладения ИКТ навыками;  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;  ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;  развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;  установка на здоровый образ жизни;  основы экологической культуры: здоровьесберегающего поведения; В
сфере метапредметных результатов освоения курса
будут сформированы следующие универсальные учебные действия
:
 находить достоверную информацию;  анализировать и обобщать, делать выводы, определять понятия на простом уровне;  сравнивать объекты по заданным определенным критериям;  представлять информацию в разных формах;  выдвигать версии, выбирать средства для достижения цели в группе и индивидуально;  работать по плану, находить и исправлять ошибки;  излагать свое мнение, аргументируя его подтверждая фактами;  создавать устные и письменные тексты для решения разных задач;  использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
 Компьютеры, заключенные в локальную сеть, с выходом в Интернет. Пакет программ MS Office.
Журкина Анжелика Леонидовна  Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень / Под ред. Н.В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2013.  Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь № 1. Начальный уровень — СПб.: Питер, 2013.  Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь № 2. Начальный уровень — СПб.: Питер, 2013.
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п Тема урока Кол-во часов Практическая часть УУД к курсу Основные виды деятельности Дата познавательные регулятивные коммуникативные план факт 1 Профессия журналиста и издателя. 1 Общеучебные (самостоятельны й поиск информации, умение структурировать знания в устной форме, извлечение и синтез необходимой информации, полученной в результате обсуждения и из прошлого опыта). Логические (анализ и переработка информации с последующим умозаключением ). целеполагание , коррекция и внесение дополнений в результате обсуждения ответов, оценивание учащимися и учителем. способность учиться, то есть соблюдать правила урока, выполнять задания (саморегуляция); уметь работать индивидуально, в группе, уметь ориентироваться на прошлый опыт, ориентироваться на сохранение здоровья и соблюдение ЗОЖ. Анализируют, доказывают, делают выводы, излагают свое мнение. 2 Источники информации. 1 Выдвигают версии, анализируют. 3 Основные приемы поиска информации 1 Сравнивают объекты по заданным критериям. Основные приемы поиска информации 1 Практическая работа Используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей. 4 Критический взгляд на полученную информацию. 1 Анализируют и обобщают, полученную информацию. Критический взгляд на полученную информацию 1 Практическая работа Доказываю и обосновывают свой выбор.
Журкина Анжелика Леонидовна 5 Формы представления информации 1 Сравнивают объекты по заданным критериям. Формы представления информации 3 Практическая работа Представляют информацию в разных формах, используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей. 6 Создание информационной статьи. 1 Создают устные и письменные тексты. Создание информационной статьи. 1 Практическая работа Используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей. 7 Верстка (проектирование) информационного объекта 1 Используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей Верстка (проектирование) информационного объекта 2 Практическая работа Используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей 8 Дизайн информационного 2 Практическая работа Используют ИКТ как
Журкина Анжелика Леонидовна объекта инструмент для достижения своих целей Приложения к программе: Результатом изучения курса является печатная газета «Интересные люди лицея».


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!