Пособие по развитию речи для детей с ОНР "Заучи загадку"
Автор: Селиверстова Наталья Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад № 2 "Рябинка" Населённый пункт: Ленинградская область г. Волхов Наименование материала: Методическая разработка Тема: Пособие по развитию речи для детей с ОНР "Заучи загадку" Раздел: дошкольное образование
На сегодняшний день существует множество
проблем, связанных с речью детей. Одна из них – это
неспособность построить сюжетный или
описательный рассказ по лексической теме,
повторить и рассказать загадки, отсутствие
логического обоснования своих утверждений и
выводов.
•
Цель:
Помочь детям научиться связно, последовательно,
грамматически правильно излагать свои мысли,
запоминать загадки.
•
Задачи:
Овладеть приемами работы с мнемотаблицами.
Формировать умение пересказывать тексты,
заучивать загадки и стихи с использованием
мнемотаблиц.
Развивать основные психические процессы
(память, внимание, мышление, речь).
Развивать интерес к работе с мнемотаблицами.
Мнемотаблицы
– это карточки, в ячейках которых
помещаются те или иные графические изображения,
картинки, помогающие запомнить важную
информацию.
Главное
– нужно передать условно-наглядную схему,
изобразить так, чтобы нарисованное было понятно
детям.
Приёмы
мнемотехники
облегчают запоминание у
детей и увеличивают объём памяти путём
образования дополнительных ассоциаций.
Я разработала мнемотаблицы на заучивание
загадок по темам «Овощи», «Фрукты», «Посуда»
Что за фрукт поспел в садочке? Этот фрукт в рубашке яркой
Кость внутри, в веснушках щечки. Любит, чтобы было жарко.
Прилетел к нему рой ос. — Не растет среди осин
Сладкий, мягкий...
(абрикос)
Круглый, рыжий …
(апельсин)
Что за фрукт?
фрукт
Не растет
Фрукт похож на неваляшку, За кудрявый хохолок
Носит желтую рубашку. Лису из норки поволок.
Тишину в саду нарушив, На ощупь - очень гладкая,
С дерева упала...
(груша)
На вкус - как сахар сладкая.
(морковь)
Фрукт
За
Из
И оладьи, и омлет, На голове пуговка
И картошку на обед, В носу решето,
А блины – вот это да! Одна рука,
Жарит все … Да и та на спине.
(сковорода)
(чайник)
И
И
И
А
да!
На
в
Формирование умения заучивать загадки осуществляю в следующей последовательности:
сначала мною выразительно
читается загадка;
учитывая особенности детей
проводится беседа по
содержанию, разбираем
значение новых слов;
затем показываю
составленную к загадке
мнемотаблицу и читаю
загадку с опорой на нее;
каждая строка в этой
таблице это зашифрованная
в картинки и символы
строки.
затем повторяем каждую
строчку загадки с опорой,
на мнемотаблицу.
потом всей загадки
полностью.
заслушиваю чтение
загадки каждого ребенка,
с опорой на
мнемотаблицу.
в заключении проводим
игру (дети передают мяч
по кругу и называют по
строчке из выученной
загадки).
•
Я считаю, что мнемотаблицы особенно эффективны при
разучивании загадок, стихотворений. Использование опорных
рисунков для обучения заучиванию увлекает детей,
превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен
для детей с общим недоразвитием речи. Зрительный образ,
сохранившийся у ребенка после прослушивания,
сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет
значительно быстрее запомнить текст.
Категория 1
Категория 2
0
2
4
6
8
Ряд 3
Ряд 1