Тема: Шахматный король
Цель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король» и его ролью на шахматной дос-
ке.
Задачи:
1.
Обучающая: дать общее представление о шахматной фигуре «Король».
2.
Развивающая: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске.
3.
Воспитательная: прививать интерес к игре в шахматы.
Оборудование: магнитная доска с набором шахматных фигур, шахматные доски, шахмат-
ные фигуры, карточки со словами, компьютер, медиа проектор, ноутбуки, игра «Лабиринт»
на карточках, словарные слова, цветные карандаши, схема «Возможные ходы короля», кар-
тинки (солнышко, дождик, облачко) для рефлексии, короны для королей.
Изображения короля, ходы
ХОД УРОКА:
1 . Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Шахматный нас ждет урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сегодня будем мы
Узнавать и рассуждать,
Обязательно играть!
Ученик читает стихотворение:
На свете есть забавная
Волшебная игра.
В неё с утра до вечера
Играет детвора
Там мчатся кони резвые
Трубят поход слоны.
И клетки чёрно – белые
Чудес и тайн полны. -Что же это за страна?(Шахматная срана) .
2.Повторение.
-Ребята я хочу вас пригласить отправиться в необыкновенное путешествие в шахматное ко-
ролевство. Хотите отправиться туда? Но перед путешествием для начала мы должны пройти
подготовку.
Но для начала вспомним героев этой страны.
- Помогут в этом нам загадки и игры.
- ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК » Описание игры: Опустить руку в мешочек, достать
фигуру и определить, что это за фигура, назвать её, поставить на своё место на шахматной
доске
-А вы должны не только отгадать загадки, но и вспомнить. в каком домике живёт каждая фи-
гура и поселить её в нужное место.
Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла.
(Пешка)
Стою на самом краю, путь откроют – пойду.
Только прямо хожу, как зовут – не скажу.
(Ладья)
Не живет в зверинце, не берёт гостинцы,
По косой дорожке ходит, хоботом не водит.
(Слон)
Передвигается не косо и не прямо,
А буквой «Г» - так шахматисты говорят. (Конь)
Эта фигура выбирает свой собственный цвет —
белый на белом квадрате стоит,
чёрному чёрный удачу сулит. Фигура, которая ходит как ладья и слон. Является самой силь-
ной из всех фигур (Ферзь)
Сколько ферзей участвует в игре? Назовите адреса фигур и поместите фигуры на шахмат-
ную доску.
Дети поочерёдно выставляют свои фигуры на шахматную доску.
А УЧИТЕЛЬ – НА ДЕМОНСТРАЦИОННОЙ ДОСКЕ.
-Молодцы! Ребята, посмотрите, какой фигуры не хватает не шахматной доске? (Короля)
-Правильно!? От кого зависит спокойствие в королевстве? Ребята, а кто правит в шахматном
королевстве? ( Король )
- Как вы думаете, какова тема нашего занятия?
-Тема нашего занятия «Король». Мы познакомимся с королем и его ролью на шахматной
доске
3. Изучение нового материала.
( Тема крепится на доску ) А для этого мы оправляемся в Шахматное королевство, чтобы
больше узнать о короле.
- А что вы знаете о короле?
- Посмотрите на шахматную доску. Могут ли начать сражение фигуры? ( нет ) Почему? ( нет
королей ) а сколько королей на шахматной доске? ( Изображения королей крепятся к дос-
ке ). Где стоят короли? ( e1, e8 ) Покажите на магнитной доске.
- Молодцы! Жители Шахматного королевства приветствуют нас и хотят с нами познакомить-
ся, а для этого они нам прислали письмо, в котором рассказывают интересную историю. А
про кого – вы мне ответите на вопрос после прослушивания сказки. УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ
СКАЗКУ:
« Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было
у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич. Так их прозва-
ли потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой – в черный. Вскоре старый
король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, раз-
ругались и пошли друг на друга войной.
Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда - то и появился старый престарый
Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев померить.
Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки –
квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил
крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одина-
ковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника фер-
зя. Во втором ряду поставил пешки.
- Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.
- А где же армия брата? – спросил Белый Королевич.
И мудрец достал из котомки другие фигурки, только черного цвета, расставил их на противо-
положной стороне. По углам поставил крепостные башенки, рядом с ними коней, по сосед-
ству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре –
короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки.
- Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, - молвил Мудрец, указывая на чёрные фигу-
ры.
Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию,
про игру.
- Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы
забудете про ваши раздоры.
И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно
и сражения устраивали только на шахматной доске».
- Вы внимательно слушали сказку. Кто герой сказки?
- Как жили между собой королевичи? Кто помирил их?
- Мы продолжаем путешествие по шахматной стране, чтобы больше узнать о короле обра-
тимся к электронному пособию и попадём в гости к космическому пришельцу Шахматной
страны Динозаврику, который хочет нам рассказать много интересного про шахматного ко-
роля.
РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМ ДИСКОМ «Динозавры учат играть в шахматы».
КОРОЛЬ
Король может передвигаться по шахматной доске в любом направлении: вперед и назад,
вправо и влево, прямо и наискосок, но только на одну клетку. Перепрыгивать через клетки
королю запрещается. За ход пойти на одно из соседних полей — вот предел его возможно-
стей. Поэтому Его Величество считается самой медленной шахматной фигурой.
Предположим, что королю нужно попасть с 1-й горизонтали на 8-ю. Для этого он должен бу-
дет совершить 7 ходов. Другие фигуры могут одолеть этот путь за меньшее число ходов.
Словно король идет туда пешком, а другие фигуры передвигаются на транспорте. По шах-
матным правилам королю нельзя ходить на атакованные чужими фигурами поля. Это
единственная фигура, которая не может пойти под неприятельский удар.
Рубит король так же, как и ходит. Ему разрешено бить любые чужие фигуры, кроме короля.
Но если фигура соперника защищена другой своей фигурой, то король ее забрать не может.
Под бой-то он не ходит! Самого короля нельзя срубить ни
при каких обстоятельствах. Короля не рубят — ему ставят мат! Между собой короли всегда
соблюдают определенную дистанцию. Между ними должна быть как минимум одна клетка.
Стоять на соседних полях (рядом) им запрещается. Король с королем не встречаются! Таким
образом, король — самая главная шахматная фигура, но одновременно и самая слабая из-за
своего медленного способа передвижения.
Весьма значительную роль
Играет в шахматах король.
Но больно тихий он ходок:
Всего по клетке за разок!
Как ходит король
Стрелками показано, на какие поля может пойти каждый из королей. Видно,
что в центре доски белому королю доступны 8 полей, а на краю доски черному ко-
ролю — лишь 3 поля.
Как рубит король Стрелками показано, что белый король может срубить
черную пешку, а черный король — белую ладью.
Короли стоят напротив друг друга через одну клетку. Три соседних поля между
ними по 5-й горизонтали — запретная зона для королей. Здесь королям недоступны
два поля.
-Ну а сейчас подошло время отдохнуть.
4. Физкультминутка (под музыку)
Если нарисовать одновременно все возможные ходы короля, то рисунок будет похож на сол-
нышко. Я предлагаю с помощью движений рук изобразить это солнышко и согреть весь мир.
Руки вверх по вертикали,
Руки вверх по диагонали,
Руки в стороны по горизонтали,
Руки вниз по диагонали,
Руки вниз по вертикали. [9]
Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми. Игра в шахматы тесно
связана со спортом. Многие чемпионы мира по шахматам увлекаются разными видами спор-
та. На сколько вы сильны, быстры и ловкие, мы сейчас проверим. Я объявляю эстафе-
ту: «Перенеси фигуры».
Видно, что вы все в хорошей физической подготовке, поэтому можем смело
5.Практическая работа. Закрепление изученного материала.
- Продолжаем наше путешествие. Жители шахматной страны предлагают нам игры. Бьют
короли, так же как и ходят: любую фигуру на соседней клетке. Попробуем!
Игра «Кто быстрее?» Практическая работа в парах Отработка навыков при выполнении
практического задания. Дети играют друг с другом королями на уничтожение. Внимание!
Объявляется репетиция дуэли черного и белого короля! Результаты по истечению трех ми-
нут. В игре два короля. «Игра на уничтожение». Занять исходные позиции. Начали! По ис-
течении трех минут обмен опытом. Вывод: черный король и белый король не могут пред-
ставлять друг другу угрозы так как не могут атаковать друг друга.
В игре участвуют два ребенка: два короля – черный и белый. Задача королей взять все фигу-
ры противника, и не попасть под удар самому. На индивидуальных шахматных досках за
отдельными столами каждый ученик подходит к номеру своей доски – проверяет учитель у
каждого индивидуально. Задача: белым королем побить все черные фигуры.
Ученики читают стихи :
1 .Король любит гладкий , расчищенный путь :
В любую он сторону может шагнуть ,
Однако легко ты заметишь , дружок,
Что в силах он сделать не шаг . а шажок .
2 .Всего одно поле – вот шага длина,
Не очень проворен король –старина.
Зато на чеку королевская рать –
Должна короля она оберегать.
3. Ведь если б король беззащитный погиб,
Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни : король всех главней , всех важней,
Нет в шахматном войске важнее вождей!
Подведение итогов занятия - тест по теме «Король» - каждому ученику раздаются полос-
ки (Приложение 9) и по два цветных карандаша.
- Подведем итоги нашего путешествия по шахматному королевству. У каждого из вас есть по-
лоски, где нужно закрасить квадраты. Если вы даёте на вопрос ответ «Да», то закрашиваете
квадрат красным карандашом, если – «Нет» - синим.
Согласен ли ты, что:
1) король – самая высокая фигура? (да)
2) можно ли побить короля? (нет)
3) на шахматной доске два короля? (да)
4) король перепрыгивает через другие фигуры? (нет)
5) из угла доски король держит под ударом три поля? (да)
6) черный король может побить черного ферзя? (нет)
7) может ли король пойти с белого поля на чёрное? (да)
8) может ли король в начальном положении сделать первый ход? (нет)
-На что похож рисунок? (На горизонталь или вертикаль шахматной доски – словарная работа
со словами .
-Молодцы. Все хорошо работали. Я, думаю из вас мудрые шахматисты получатся.
Если зря не зазнаваться.
Каждый день тренироваться:
Бегать, прыгать, в шахматы играть –
Сильным шахматистом можно стать!»
Волшебник: «Вам понравилось в моём сказочном царстве?»
Дети: Да, понравилось!
-Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу, но впереди нас ждут ин-
тересные встречи с обитателями этого чудесного королевства.
В этой стране
Король с королевой живут без корон
Ладья без весел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки
А рядовые - не человечки.
Мы возвращаемся из Шахматного королевства и приземляемся на цветочной поляне.
- Наше путешествие, ребята, подходит к концу. И мне интересно знать какое настроение у
вас осталось после путешествия, а от нашего настроения зависит погода в шахматном коро-
левстве (Учитель кратко поясняет значение картинок на доске.
- Проверим погоду? ( Под музыку «Про следы» (мину совка) из мультфильма «Маша и
Медведь» . каждый ученик подходит к столу, берёт понравившуюся ему картинку и
крепит на шахматную магнитную доску )
- всё отлично;
– все хорошо;
- есть вопросы.