Напоминание

Значение дидактических игр в развитии речи воспитанников


Автор: Березина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 9 Структурное подразделение "Детский сад "Родничок"
Населённый пункт: Самарская область город Новокуйбышевск
Наименование материала: Статья
Тема: Значение дидактических игр в развитии речи воспитанников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Значение дидактических игр в развитии речи воспитанников
Детство ребенка начинается с игры. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Главная особенность любой дидактической игры в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что усваивают определённые знания, учатся культуре общения друг с другом и со взрослыми. Особую группу составляют дидактические игры для развития речи. Значение дидактических игр для развития речи детей: - пополняют и активизируют словарь детей; - развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли; - составлять рассказы о предметах и явлениях; - формируют правильное звукопроизношение - упражняют детей в подборе слов (синонимов, антонимов и т.д.). В дошкольном возрасте выделяется три класса игр: - игры, возникающие по инициативе ребенка - самостоятельные игры (игры - экспериментирование, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные); - игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью (дидактические, сюжетно – дидактические, игры - забавы, игры - развлечения, интеллектуальные); - игры, идущие от исторически сложившихся традиций – этноса, которые могут возникать по инициативе взрослого, так и более старших детей. Дидактическая игра - это разновидность игры с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях воспитания и обучения детей. Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность: 1. Дидактическая задача ( определяется целью обучения и воспитательного воздействия); 2. Игровые действия ( основа игры); 3. Правила игры(направлены на формирование личности ребенка, познавательное содержание);
4. Результат (достижение каждого ребенка). Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактической игры - обеспечить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Основные функции дидактических игр: - формирование устойчивого интереса; - формирование психического новообразования; - формирование собственно познавательной деятельности; - формирование навыков самоконтроля и самооценки; - формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей. Таким образом, дидактическая игра - сложное многогранное явление, для ее организации и проведения необходимы следующие условия: - наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр; - выразительность проведения игры; - необходимость включения педагога в игру; - оптимальное сочетание занимательности и обучения; - средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре; - использование наглядности должно быть простой, доступной, емкой. Дидактические игры можно разделить на три основных вида: Игры с предметами. В этих играх широко используются разнообразные игрушки. Ценность этих игр: - дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством; - решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач; - закрепляются знания об окружающей природной среде; - формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Настольные игры Такие игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи, формируются ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа. Словесные игры
Игры, построенные на словах и действиях играющих. Воспитанники самостоятельно решают мыслительные задачи, описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и т.д. С помощью словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. Словесные игры можно объединить в четыре основные группы: 1. Игры с помощью которых формируют умение выделять существительные признаки предметов, явлений («Отгадай-ка». «Магазин» и т.д.); 2. Игры для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения, («Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц» и другие); 3. Игры развивающие умение обогащать и классифицировать предметы по различным признакам («Кому что нужно?», «Назови три предмета». «Назови одним словом»); 4. Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления («Краски», «Летает – не летает» и другие) Предлагаю вам дидактические игры по развитию речи для воспитанников подготовительной группы:
Игры на развитие фонематического восприятия
Целью является - упражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа : «Какой звук есть в этом слове?», «Волшебный замок», «Рассказ о зайце», «Назови первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Подбери на последний в слове звук другое слово», «В каких словах звук лишний, в каких пропущен?», «Чем отличаются слова?».
В слове есть части - слоги
Цель предлагаемых игр – научить детей делить двух – трехсложные слова на части; показать последовательное звучание слогов в слове; научить самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из двух слогов в слова трехсложные: «Как Мишка научился говорить», «Раздели слова», « Составь слова из слогов»
Звучание слогов в словах

Цель игр - обратить внимание детей на то, что слоги в словах звучат по разному (один из них произносится немного протяжнее, громче) : «Как звучат части в слове», «О Мишутке несмышленыше», «Еще про то, как Мишутка говорить учился».
В слове есть ударные слоги
Цель данных игр - закреплять полученные детьми навыков выделения слогов слове; учить их замедленно проговаривать слова, вслушиваясь в разное звучание слогов в слове; придумывать самостоятельно задания о слогах в слове; самостоятельно переносить ударение с одного слога на другой: «Мишка узнает, что такое ударение». «Найди в слове ударение», « Звуковые часы», «Где твой круг», «Кто оказался в избушке?».
Лексические задания
«Вспомни пословицы», «Фразеологический зверинец», «Ни пуха ни пера». Соревнование «Кто больше» , «Загадки - складки», «Антонимы - синонимы», «Одинаковые слова», «Как об этом говорят?», «Пословицы», «Разъясни смысл пословиц».


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!