Значение дидактических игр в развитии речи воспитанников
Автор: Березина Ирина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 9 Структурное подразделение "Детский сад "Родничок" Населённый пункт: Самарская область город Новокуйбышевск Наименование материала: Статья Тема: Значение дидактических игр в развитии речи воспитанников Раздел: дошкольное образование
Значение дидактических игр в развитии речи воспитанников
Детство ребенка начинается с игры. Особым видом игровой деятельности
является дидактическая игра. Главная особенность любой дидактической
игры в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Дети играют,
не подозревая, что усваивают определённые знания, учатся культуре общения
друг с другом и со взрослыми.
Особую группу составляют дидактические
игры для развития речи.
Значение дидактических игр для развития речи детей:
- пополняют и активизируют словарь детей;
- развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли;
- составлять рассказы о предметах и явлениях;
- формируют правильное звукопроизношение
- упражняют детей в подборе слов (синонимов, антонимов и т.д.).
В дошкольном возрасте выделяется три класса игр:
- игры, возникающие по инициативе ребенка - самостоятельные игры
(игры - экспериментирование, сюжетно-ролевые, режиссерские,
театрализованные);
- игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с
образовательной и воспитательной целью (дидактические, сюжетно –
дидактические, игры - забавы, игры - развлечения, интеллектуальные);
- игры, идущие от исторически сложившихся традиций – этноса, которые
могут возникать по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Дидактическая игра - это разновидность игры с правилами, специально
создаваемых педагогической школой в целях воспитания и обучения детей.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру
как форму обучения и игровую деятельность:
1.
Дидактическая задача ( определяется целью обучения и воспитательного
воздействия);
2.
Игровые действия ( основа игры);
3.
Правила игры(направлены на формирование личности ребенка,
познавательное содержание);
4.
Результат (достижение каждого ребенка).
Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка, а для
взрослого – это способ обучения.
Цель дидактической игры - обеспечить переход к учебным задачам, сделать
его постепенным.
Основные функции дидактических игр:
- формирование устойчивого интереса;
- формирование психического новообразования;
- формирование собственно познавательной деятельности;
- формирование навыков самоконтроля и самооценки;
- формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.
Таким образом, дидактическая игра - сложное многогранное явление, для ее
организации и проведения необходимы следующие условия:
- наличие у педагога определенных знаний и умений относительно
дидактических игр;
- выразительность проведения игры;
- необходимость включения педагога в игру;
- оптимальное сочетание занимательности и обучения;
- средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре;
- использование наглядности должно быть простой, доступной, емкой.
Дидактические игры можно разделить на три основных вида:
Игры с предметами.
В этих играх широко используются разнообразные игрушки. Ценность
этих игр:
- дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом,
величиной, формой, качеством;
- решаются задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности в решении задач;
- закрепляются знания об окружающей природной среде;
- формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Настольные игры
Такие игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды
лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие
задачи, формируются ценные качества личности ребенка, как способность к
перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры
Игры, построенные на словах и действиях играющих. Воспитанники
самостоятельно решают мыслительные задачи, описывают предметы,
выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят
признаки сходства и различия; группируют предметы по различным
свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и т.д.
С помощью словесных игр у детей воспитывается желание заниматься
умственным трудом.
Словесные игры можно объединить в четыре основные группы:
1.
Игры с помощью которых формируют умение выделять существительные
признаки предметов, явлений («Отгадай-ка». «Магазин» и т.д.);
2.
Игры для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные
умозаключения, («Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц» и
другие);
3.
Игры развивающие умение обогащать и классифицировать предметы по
различным признакам («Кому что нужно?», «Назови три предмета». «Назови
одним словом»);
4.
Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления
(«Краски», «Летает – не летает» и другие)
Предлагаю вам дидактические игры по развитию речи для воспитанников
подготовительной группы:
Игры на развитие фонематического восприятия
Целью является - упражнять детей в четком произношении
изолированных звуков, развивать фонематическое восприятие, элементы
звукового анализа : «Какой звук есть в этом слове?», «Волшебный замок»,
«Рассказ о зайце», «Назови первый звук в слове», «Назови последний звук в
слове», «Подбери на последний в слове звук другое слово», «В каких словах
звук лишний, в каких пропущен?», «Чем отличаются слова?».
В слове есть части - слоги
Цель предлагаемых игр – научить детей делить двух – трехсложные слова
на части; показать последовательное звучание слогов в слове; научить
самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из двух слогов в слова
трехсложные: «Как Мишка научился говорить», «Раздели слова», « Составь
слова из слогов»
Звучание слогов в словах
Цель игр - обратить внимание детей на то, что слоги в словах звучат по
разному (один из них произносится немного протяжнее, громче) : «Как
звучат части в слове», «О Мишутке несмышленыше», «Еще про то, как
Мишутка говорить учился».
В слове есть ударные слоги
Цель данных игр - закреплять полученные детьми навыков выделения
слогов слове; учить их замедленно проговаривать слова, вслушиваясь в
разное звучание слогов в слове; придумывать самостоятельно задания о
слогах в слове; самостоятельно переносить ударение с одного слога на
другой: «Мишка узнает, что такое ударение». «Найди в слове ударение», «
Звуковые часы», «Где твой круг», «Кто оказался в избушке?».
Лексические задания
«Вспомни пословицы», «Фразеологический зверинец», «Ни пуха ни пера».
Соревнование «Кто больше» , «Загадки - складки», «Антонимы - синонимы»,
«Одинаковые слова», «Как об этом говорят?», «Пословицы», «Разъясни
смысл пословиц».