Автор: Гедзь Наталья Викторовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ - детский сад присмотра и оздоровления №333 Населённый пункт: г. Екатеринбург Наименование материала: методическая разработка Тема: Экологические игры-превращения для дошкольников Раздел: дошкольное образование
Задачи:
1.
Развивать у детей воображение, фантазию;
2.
Способность идентифицировать себя с капельками дождя.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям представить, что она мама- тучка, а все
дети- капельки дождя и под музыку выполнять те действия, которые она
будет озвучивать (Звучит музыка, напоминающая дождь):
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю.
Попрыгали, поиграли. Скучно им стало. Собрались они вместе и потекли
маленькими, весёлыми ручейками (дети берутся за руки). Встретились
ручейки и стали большой рекой (дети соединяются в одну цепочку). Плывут
капельки в большой реке, путешествуют, хорошо им вместе. Текла-текла
речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по
кругу).
Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-тучка
наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали
капельки лёгкими, потянулись вверх (дети присели, а затем стали
подниматься на носочки и вытягивать руки вверх). Испарились они под
лучами солнышка, вернулись к маме-тучке (дети поочередно подбегают к
педагогу).
После проведения игры, педагог уточняет, понравилось ли детям быть в
роли капелек дождя и почему, когда засветило солнышко, они вернулись к
маме-тучке.
Двигательный этюд «Путешествие капелек»
(Рассказ сопровождается движениями, выполняемыми вместе с педагогом
под музыку).
Задачи:
1.
Проверить уровень усвоения экологических знаний и
представлений к концу учебного года.
2.
Формировать интерес к природе.
3.
Закреплять знания о многообразии природных объектов; о
взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы;
навыки экологически грамотного поведения в природе.
Ход игры:
Путешествие водяной капельки.
Удобно устроившись в бутоне цветка, Капелька не спешила открывать свои
хрустальные глазки. Она очень любила эти короткие минуты раннего утра,
когда ещё не взошло солнце. «Так неприятно, когда оно начинает припекать, а
то ещё, чего доброго, совсем иссушит меня», - думала Капелька, прячась
глубже в сердцевину цветка. (Дети сидят на ковре в позе «клубочек».) Но всё
живое тянулось к солнцу, и цветок тоже повернул своё яркое соцветие к
теплу. Лепестки раскрылись, и жаркие солнечные лучи обожгли Капельку.
«Ох…», - жалобно простонала она и тут же почувствовала, как
непреодолимая сила стала поднимать её в воздух. (Тянем ручки вверх,
раскрываем ладошки, медленно поднимаемся.) Вместе с нею начали
испаряться и другие капельки. Многие из них, взявшись за руки, образовали
хоровод. И вот уже лёгкие танцующие облачка где-то группами, а кое-кто
поодиночке, поплыли в дальние края, всё дальше и дальше от родной
сторонки. (Дети берутся за руки, образуют хоровод и начинают движение
по кругу.)
«Оказывается, испаряться совсем не страшно, - подумала Капелька, - и
сверху мне даже лучше видно…». Красочные картинки менялись одна за
другой. Когда скорость танца движущихся облаков становилась быстрее,
капелька не успевала рассматривать землю. Вдруг порыв ветра перемешал
облачный хоровод («капельки» кружатся вокруг себя). Капелька оглянулась и
с ужасом увидела, что белые воздушные платьица её подружек
превратились в плотные и серые, точно грязная вата прилипла к небосводу.
Радовало одно: маленькие водяные хрусталики были все вместе, и ничто не
могло помешать их полёту. (Дети, взявшись за руки, сходятся в середину
круга.) И вот вдали показались горы. Будто вырастая по волшебству, с
каждым мгновением они приближались всё ближе и ближе. Облака пытались
слегка обойти их, но жуткие чёрные исполины, один из которых был в белой
шапке, встали стеной. Серые облака почернели от горя в ожидании
неминуемой беды. Капельки попрощались друг с другом и бросились вниз.
(Дети отпускают ручки и разбегаются в стороны, потом приседают.) А
белые шапочки высоких холодных гор протянули руку помощи своим
сёстрам-капелькам – холодные ручейки побежали с крутых горных вершин
вниз, где их с благодарностью принимала земля. (Детям раздаются голубые
ленточки, они превращаются в ручейки.) Прозрачное и прохладное тельце
Капельки коснулось земли и проникло в неё. От каждого мига погружения в
почву становилось всё прохладнее. Мутные грязные потоки бурлили и
делались полноводнее. (Бежим с ленточками по кругу, наращивая темп.)
Шум от водяных потоков оглушал Капельку. Непонятная стихия уносила её
всё дальше и дальше в неизведанное. Вдруг кромешная тьма окружила
Капельку. (Дети сходятся в центре, ленточки поднимают наверх.)
«Наверное, я попала в подземную реку», - догадалась она. И пока
путешественница раздумывала над случившимся, прозрачные воды вынесли
её к морю. (Дети расходятся, образую большой круг, ленточки оставить на
полу.) «Да здесь капельки со всего мира, - восхищалась она, - неужели с ними
приключилось то же самое, что и со мной?» «Да-да-да» - ответил ей бурный
поток, унося её всё дальше в море. Наконец, ненастье улеглось. Море
успокоилось. Капелька лежала на поверхности водной глади и отдыхала.
(Медленные покачивающие движения вправо и влево.) Ничто не предвещало
беды. Но вот выглянуло солнце. Его обжигающие лучи подхватили Капельку
и подняли в воздух (Потянули ручки вверх и закружились.) И снова облачный
хоровод в невесомом танце перенёс её в другие края. «Кап-кап-кап», -
заплакали облака, и обильный дождик начал поливать растения…
(Дети приседают и стучат ладошками по ковру.) Капелька падала с высоты
и при этом совсем не боялась. Теперь она знала точно, что не погибнет.
Капелька просочилась вглубь почвы, а там её приняли корни прекрасного
цветка. По стеблю она добралась до листьев и, наконец, до бутона. В цветке
она сможет выспаться и отдохнуть до первых жарких солнечных лучей,
чтобы потом снова отправиться в путешествие. (Сворачиваются в позу
«клубочек».) А придёт время – она расскажет своим детям и внукам об этих
путешествиях в дальние страны, о прекрасном облачном танце, о подземных
бушующих водах и о жарком солнце, которого совсем не стоит бояться…
«Зимние узоры»
Задачи:
1. Совершенствовать слуховое внимание детей и чувство ритма.
2. Развивать творческое воображение детей.
3. Расширять представления об окружающей природе и явлениях,
происходящих в ней.
(Для этой игры используется музыка С. Слонимского «Рондо».)
Педагог читает стихотворение Г. Ладонщикова:
Не рисовал ни я, ни ты,-
Откуда ж на окне цветы?
Пока я спал, пока он спал,
Их Дед Мороз нарисовал!
На окне старик Мороз
Льдинкой росписи нанес!
Ход игры:
Педагог предлагает детям, используя ледяные палочки, тоже
попробовать рисовать снежные узоры, как Дед Мороз, только на ковре. Дети
стоят в кругу, у каждого в руках по две серебристые палочки. (Палочки
можно сделать из карандашей, обернув их фольгой). На первую часть музыки
все бегут друг за другом по кругу, ритмично поднимая и опуская палочки. На
вторую часть останавливаются лицом к центру круга и по команде педагога
все вместе выполняют какое-нибудь движение палочками - «рисуют»: стучат
ими, ударяют легко по коленям, по полу, трут между ладошками, катают по
полу, дирижируют и т.д. Затем каждый ребенок делает из своих двух палочек
любой «узор», положив их произвольно на полу перед собой (без музыки).
Когда все узоры готовы, дети под музыку, стоя на месте, рассматривают их,
хлопают в ладоши и с окончанием музыки снова берут палочки.
Игра повторяется сначала, но теперь дети составляют узор вдвоем - из
четырех палочек и вчетвером - из восьми. Затем, когда ребята научаться
совместной коллективной работе, можно попробовать сделать узор группой
из восьми человек. Узор не обязательно должен быть похож на что-то
определенное-снежинку или солнышко. В конце игры рассмотрите большие
красивые узоры и поаплодируйте художникам под музыку.
Музыкально-дидактическая игра «Садовник »
Цель: дать детям первоначальное представление о праве на жизнь, на
хорошие условия жизни; воспитывать бережное отношение друг к другу;
учить слышать смену характера музыки во время игры; развивать
динамический слух.
Репертуар: П. Чайковский «Вальс цветов»
М. Глинка «Вальс фантазия»
Ход игры.
Музыкальный руководитель : Ребята, что нужно цветку, чтобы жить?
(ответы детей). Маленький принц полюбил свою Розу и был рад её служить,
ведь она была такая маленькая, слабая и беззащитная. Он поливал свой
цветок чистой ключевой водой, укрывал её стеклянным колпаком от холода и
сквозняков, пропалывал сорняки, спасал от гусениц… А вы хотите стать
садовниками?
Дети разбиваются на пары по желанию. Один из них – «садовник», другой –
«цветок». Звучит музыка. Дети - «садовники» изображают, как они
вскапывают землю, сажают, поливают цветы, рыхлят почву. Дети – «цветы» -
как растут, тянутся к солнцу, потому что за ними хорошо ухаживают. Ребёнок
может изображать конкретный цветок, который он выберет. Затем игроки
меняются местами.
После игры дети делятся впечатлениями, какая музыка звучала во время
«посадки цветов» и в то время, когда «цветы растут». Вместе с педагогом
приходят к выводу: каждый человек имеет право на жизнь и на хорошие
условия жизни. Жизнь – это прекрасный, но хрупкий цветок, который нужно
беречь.
На лесной опушке
Задача:
1.
Закреплять знания детей о том, как нужно вести себя в лесу.
2.
Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни.
Ход игры:
Под музыку и стихотворное сопровождение дети выполняют различные
движения:
Нам пора и поразмяться.
Предлагаем прогуляться.
Темным лесом, сочным лугом
Мы шагаем друг за другом.
(Выполняют обычную ходьбу)
Чтоб цветочки не помять,
Ноги нужно поднимать!
(Ходьба с высоко поднятыми коленями)
По тропинкам мы бежим,
Не мешаем, не шумим.
(Бег змейкой друг за другом)
На полянке бабочкам
Весело летать.
(Махи руками одновременно с бегом)
Мы слегка присядем,
Будем наблюдать.
(Приседания)
Прыгают лягушки
На лесной опушке.
(Прыжки из положения приседа)
Очень их боятся
Комары и мушки.
Чтобы ветки не ломать,
Будем тихо мы шагать.
(Ходьба спокойным шагом)
С лесом в дружбе мы живем,
Лесу песенки поем.
(Остановка на месте)
Потянулись, подышали,
В группу дружно пошагали.