Напоминание

Социальное партнерство образовательного учреждения и родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий


Автор: Лебедева Любовь Геннадьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 137"
Населённый пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Социальное партнерство образовательного учреждения и родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий
Раздел: дошкольное образование





Назад





1)

«Социальное партнерство образовательного учрежде-

ния

и родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий»

2)
Сегодня мы все чаще сталкиваемся с проблемами недопонима- ния между детьми и взрослыми, педагогами и родителями, поэтому
со-

циальное партнерство
, как
взаимовыгодное взаимодействие различ-

ных секторов общества - в нашем случае педагогов и родителей, -

направленное на решение социальных проблем и обеспечение устой-

чивого развития социальных отношений
КРАЙНЕ АКТУАЛЬНО. Особен- но важным решение проблемы социального партнерства между роди- телями и педагогами становится в вопросах формирования ЗОБЖ детей дошкольного возраста.
3)
Исходя из положений закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны зало- жить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте… Для воспитания детей дошкольного возраста… в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений» (ст. 18, п. 1;3) Таким образом, семья и детский сад связаны формой преемствен- ности. Однако, дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов.
(4)
Здесь важен не принцип параллельности, а взаимопро- никновение двух социальных институтов, создание системы диалогиче- ского общения на основе социального партнёрства, где важнейшим усло- вием преемственности является установление доверительного, делово- го контакта между семьей и ДОУ, в ходе которого образуется ДЕТСКО- ВЗРОСЛОЕ СООБЩЕСТВО (родители – дети – педагоги).
5)
Поэтому
цель
нашей работы:
Вовлечение родителей в формирование основ ЗОБЖ и создание

партнерских

отношений

для

укрепления

здоровья,

физического

и

психического развития, эмоционального благополучия ребенка.

6)
Для осуществления цели были поставлены
задачи
: -
выявить уровень отношений между родителями и педагогами

через систему мониторинга.
(какие из организационных (дни откр. дверей, конференции, клуб), коммуникативных (опросы, круглые столы, беседы), диа- 1
гностических (анкетирование, диагностики) форм имеют больший отклик у родителей и оказывают позитивное воздействие на детей в вопросах ЗОБЖ); -
создать необходимые условия для эффективного взаимодей-

ствия с родителями
; -
изучить положительный опыт семей, ведущих ЗОБЖ, и распро-

странить его среди родителей
.
7)
Взаимодействие с семьями воспитанников строится на следую- щих
принципах:
 добровольность,  равноправие сторон,  уважение интересов друг друга,  соблюдение законов и иных нормативных актов (Сан- ПиН, образовательная программа ДОУ, Устав…)
8)
Для выявления уровня взаимодействия с семьями воспитанни- ков был проведен мониторинг по следующим направлениям: 1. Социальный портрет семьи 2. Анкетирование родителей на тему «Культура здоровья вашей семьи»; 3. Опрос родителей на тему «Здоровый образ безопасно- сти жизнедеятельности» Результаты мониторинговых исследований вы можете увидеть на диаграммах.
Анализ социального портрета семьи

Общие сведения об образовательном цензе родителей воспитанников
№ Наименование 2013 2014 2015 Кол-во членов семей 292 Кол-во членов семей 304 Кол-во членов семей 356 в ед. в % в ед. в % в ед. в % Сведения об образовательном цензе 1 Высшее образование 98
33,6%
101
33,2%
110
30,9%
2 Средне-специальное об- разование 140
47,9%
141
46,4%
147
41,3
3 Среднее образование 54
18,5%
62
20,4%
75
27,8%
2
2010 г. 2011 г. 2012 г. 0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 33,60% 33,20% 30,90% 47,90% 46,40% 41,30% 18,50% 20,40% 27,80% высшее средне-специальное среднее
Общие сведения о семьях воспитанников
№ Наименование 2013 2014 2015 Кол-во семей Кол-во семей Кол-во семей в ед. в % в ед. в ед. в % в % 1 Общее количество семей 189
100%
186
100%
192
100%
2 Количество полных семей 138
73,0%
122
65,6%
164
85,4%
3 Количество неполных се- мей 50
26,5%
64
34,4%
21
10,9%
4 Количество семей с 1 ре- бенком 120
63,5%
99
53,2%
98
51%
5 Количество семей с 2 детьми 61
32,3%
74
39,2%
87
45,3%
6 Количество семей с 3 и более детьми 8
4,3%
12
6,5%
7
3,6%
7 Количество семей-опеку- нов 1
0,5%
1
0,5%
2
1,04%
8 Количество неблагополуч- ных семей - - - - 1
0,52%
2010 г. 2011 г. 2012 г. 0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 80,00% 90,00% 73,00% 65,60% 85,40% 26,50% 34,40% 10,90% 4,30% 6,50% 3,60% полные неполные многодетные 3

Результаты анкетирования родителей

«Культура здоровья вашей семьи»
(«Мониторинг в детском саду», ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой, с. 107) 2010 г. 2011 г. 0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 16,00% 22,00% 56,00% 52,00% 28,00% 26,00% высокий средний низкий
Опрос родителей

«Здоровый образ безопасности жизнедеятельности»
(«Мониторинг в детском саду», ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой, с. 121) 2010 г. 2011 г. 0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 18,00% 22,00% 56,00% 52,00% 26,00% 26,00% высокий средний низкий Исходя из анализа социального «Портрета семьи» видно, что основной контингент родителей состоит из людей рабочих специально- стей со средним и средне-специальным образованием.
9)
Результаты анкетирования и опроса (опрошено около 80% семей) показали, что уровень культуры здоровья и знаний по ЗОБЖ у роди- телей на невысоком уровне, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психоло- гическая помощь. Вначале многие родители не понимали, что здоровье – это не только отсутствие заболеваний, а укрепление здоровья - не ле- чебные и закаливающие мероприятия.
10)
Для решения возникших проблем в ДОУ были сделаны разра- ботки и созданы определенные
условия
: 
Своевременное предоставление информации.
На стен- дах, в родительских уголках, в папках передвижках, периодически 4
издаются информационные бюллетени и объявления, с опреде- ленной информацией родители могут ознакомиться на сайте ДОУ. 
Равноправный диалог
– этоуважительные взаимоотно- шения во время проведения консультаций, семинаров-практику- мов, деловых игр и тренингов и др. 
Эффективная

обратная

связь
, предусматривает своевременные, компетентные ответы на запросы родителей, как в устной, так и в письменной форме. 
Лоббирование

интересов
– это содействие или (если нужно) противостояние принятию какого-либо решения со сторо- ны администрации ДОУ и родителей (нахождение компромисса) 
Поддержание

состояния

готовности

к

различным

переме-

нам
путём заблаговременного предвидения запросов родителей (через сбор информации о семьях, изучение социального статуса семей и т.д.). 
Установление взаимопонимания с семьями воспитанников
, со- здание у родителей чувства ответственности и заинтересованности в со- трудничестве с ДОУ в воспитании ЗОБЖ каждого ребенка. Все общение строится на основе уважения, терпимости, корректности и вежливости.
11)
Исходя из этого, в ДОУ была выстроена определенная
система

работы
с семьями воспитанников: А) Ознакомление родителей с результатами диагностики, состоя- ния здоровья ребенка и его психомоторного развития. Б) Составление плана работы с детьми с учетом мнения родителей и их предложений. В) Санитарно-просветительская работа, пропагандирующая обще- гигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного питания, закаливания, соблюдения воздушного и темпе- ратурного режима Г) Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоро- вительной работы с детьми в ДОУ Д) Обучение конкретным приемам и методам оздоровления. 5

12)
Для этого были использованы как традиционные, так и нетради- ционные
формы работы
с родителями.  Родительские собрания  Дни открытых дверей  Дни здоровья (для детей, сотрудников и родителей)  Консультативный день для родителей  Анкетирование  Проведение семейных стартов и эстафет  Совместные спортивные праздники  Совместные прогулки  Проведение родительских конференций по здоровьес- берегающей тематике  Работа родительского клуба «Здоровье».
13)
В нашем ДОУ стало доброй традицией проведение родитель- ских конференций с последующей дегустацией блюд здоровой пищи. В первой части собрания родителям предлагаются советы специалистов (врача, инструктора по физической культуре, психолога…) о новинках здоровьесберегающих технологий. Вторая часть включает в себя прак- тический тренинг полученных знаний,
(14)
а в заключительной части мы предлагаем отведать блюда полезные для здоровья: дегустацию соков, оздоровительных чаев, постных блюд из овощей и фруктов. Это, конеч- но же, вызывает ответную реакцию со стороны родителей. Они с радо- стью делятся своими домашними рецептами. Используя в работе традиционные методы оздоровления детей, мы увидели дефицит взаимодействия воспитанников с родителями, их не- компетентности в вопросах здоровьесбережения. Поэтому возникла необходимость организации более тесного совместного сотрудниче- ства: педагоги – дети - родители. Используя данные вышеизложенного анкетирования, мы выявили, что родители хотят взаимодействовать с педагогами и детьми, но им не хватает знаний в вопросах здоровьесбе- режения.
(15)
И когда объявили о создании клуба, многие родители с удовольствием откликнулись на призыв. Но практика показала, что мно- гие родители откладывали посещение клуба из-за большой занятости на работе и дома. Только с помощью личного убеждения, работы инди- видуально с каждым родителем по картам здоровья,
(16)
привлечени- ем детей к выступлениям на спортивных праздниках помогло показать 6
родителям важность совместной детальности с педагогами по оздоров- лению детей.
17)
В клубе «Здоровье» мы вместе с родителями и детьми разучи- ваем комплексы по профилактике плоскостопия,
(18)
сохранения и фор- мирования правильной осанки, что бы эти знания применялись в семье всеми ее членами.
(19)
В совместную деятельность включаются разно- образные игры, тренинги, что помогает формированию у детей жизнен- но важных двигательных навыков. Кроме того, постоянное наблюдение и осуществление подстраховки со стороны взрослых, позволяют предо- ставить детям большую свободу действий, что приводит к развитию ловкости и освоению более сложных движений.
(20)
Не менее важно, что деятельность ребенка в семейных клубах позволяет ему вступать в контакты с детьми из других групп, и контактировать с другими взрос- лыми. Такой расширенный круг общения создает среду развития, помо- гает каждому ребенку стать полноценным членом общества.
21)
Тесное и доверительное общение с родителями в клубе позво- лило раскрыть спортивные традиции семей, результатом которого стал конкурс стенгазет «Мама, папа, я – спортивная семья».
(22)
Так же неко- торые семьи сдружились между собой и в выходные дни стали вместе посещать бассейн, ходить на природу, на городской каток и т.д.
(23)
Ро- дители охотно помогли в пополнении спортивного инвентаря в физ- культурных центрах, тренажерном и физкультурном залах.
24)
Поэтому, мы считаем, что самой эффективной формой работы с семьей в физкультурно-оздоровительном направлении, является дея- тельность семей в родительском клубе «Здоровье», позволяющих осу- ществлять полноценный индивидуальный подход к физическому и пси- хическому развитию ребенка, через взаимодействие родителей, доско- нально знающих особенности своего ребенка, и педагогов, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики и психологии. Постепенно родители осознали экономичность (по времени) и эффек- тивность системы взаимодействия (социального партнерства). Таким образом, работа родительского клуба «Здоровье» не только приобщает семьи к здоровому образу жизни, но и способствует само- реализации каждого, создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности, забота друг о друге, доверительное отношение 7
между взрослыми и детьми, взаимопонимание между родителями и педагогами (социальное партнерство). То есть обеспечивается взаи- мосвязь всех составляющих здоровья - физического, психического и со- циального,
(25)
что и показали результаты последнего мониторинга.
Сравнительные результаты анкетирования родителей

«Культура здоровья вашей семьи»
(«Мониторинг в детском саду», ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой, с. 107) 2010 г. 2011 г. 2012 г. 0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 16,00% 22,00% 34,00% 56,00% 52,00% 43,00% 28,00% 26,00% 23,00% высокий средний низкий
«Здоровый образ безопасности жизнедеятельности»
(«Мониторинг в детском саду», ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой, с. 121) 2010 г. 2011 г. 2012 г. 0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 18,00% 22,00% 28,00% 56,00% 52,00% 49,00% 26,00% 26,00% 23,00% высокий средний низкий У родителей возросла культура здоровья и повысился уровень зна- ний по ЗОБЖ, способствовало этому взаимопонимание и обоюдное до- верие между родителями и педагогами. Система взаимодействия с се- мьями воспитанников, стала более индивидуализирована, функцио- нальна и эффективна в формировании основ ЗОБЖ.
26)
Таким образом, можно сделать
выводы
, что 1) социальное партнерство родителей и педагогов экономит время на решение проблем и как следствие улучшение работы в вопросах ЗОБЖ; 8
2) возрастает заинтересованность родителей и педагогов в конструктивном и взаимовыгодном сотрудничестве; 3) социальное партнерство между родителями и педагогами - это наиболее оптимальный способ достижения стабильности в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
27)
Мы не останавливаемся на достигнутом, и прогнозируем разви- тие социального партнерства: - увеличение процента родителей, участвующих в различных фор- мах работы ДОУ; - вовлечение пап в деятельность клуба «Здоровье»; - расширение информации на сайте ДОУ для родителей; - распространение опыта социального партнерства среди ДОУ. Мы уверенны, развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов педагогов и родителей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социаль- ному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания эффективности и социальной справедливости.
28)
Спасибо за внимание.
Принцип гуманистической направленности
в воспитании ребенка (в основе физ- культурно-оздоровительной деятельности находится ребенок и его отношение к здорово- му образу жизни). 
Принцип развивающего обучения
(раскрытие потенциальных возможностей ребен- ка (тезис Л.С. Выготского) через направляющую роль взрослых и взаимодействие со сверст- никами). 
Принцип

культуросообразности
(воспитание личности, принимающей, как свои ценности здорового образа жизни). 
Принцип природосообразности
(воспитание с учетом гендерных и воз- растных различий). 
Принцип

единства
(ознакомление семьи с целями и задачами воспита- ния здорового ребенка, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспи- тания) 
Принцип систематичности и последовательности работы
(в соот- ветствии с конкретным планом) 9


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!