Социальное партнерство образовательного учреждения и родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий
Автор: Лебедева Любовь Геннадьевна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 137" Населённый пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Социальное партнерство образовательного учреждения и родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий Раздел: дошкольное образование
и родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий»
2)
Сегодня мы все чаще сталкиваемся с проблемами недопонима-
ния между детьми и взрослыми, педагогами и родителями, поэтому со-
циальное партнерство , как взаимовыгодное взаимодействие различ-
ных секторов общества - в нашем случае педагогов и родителей, -
направленное на решение социальных проблем и обеспечение устой-
чивого развития социальных отношений КРАЙНЕ АКТУАЛЬНО. Особен-
но важным решение проблемы социального партнерства между роди-
телями и педагогами становится в вопросах формирования ЗОБЖ детей
дошкольного возраста.
3) Исходя из положений закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992
N 3266-1 «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны зало-
жить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка в раннем детском возрасте… Для воспитания детей
дошкольного возраста… в помощь семье действует сеть дошкольных
образовательных учреждений» (ст. 18, п. 1;3)
Таким образом, семья и детский сад связаны формой преемствен-
ности. Однако, дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки
педагогов. (4) Здесь важен не принцип параллельности, а взаимопро-
никновение двух социальных институтов,
создание системы диалогиче-
ского общения на основе социального партнёрства,
где важнейшим усло-
вием преемственности является установление доверительного, делово-
го контакта между семьей и ДОУ, в ходе которого образуется ДЕТСКО-
ВЗРОСЛОЕ СООБЩЕСТВО (родители – дети – педагоги).
5) Поэтому цель нашей работы:
Вовлечение родителей в формирование основ ЗОБЖ и создание
6) Для осуществления цели были поставлены задачи :
- выявить уровень отношений между родителями и педагогами
через систему мониторинга.
(какие из организационных (дни откр. дверей,
конференции,
клуб), коммуникативных (опросы, круглые столы, беседы), диа-
1
гностических (анкетирование, диагностики) форм имеют больший отклик у
родителей и оказывают позитивное воздействие на детей в вопросах ЗОБЖ);
-
создать необходимые условия для эффективного взаимодей-
ствия с родителями ;
- изучить положительный опыт семей, ведущих ЗОБЖ, и распро-
странить его среди родителей .
7) Взаимодействие с семьями воспитанников строится на следую-
щих принципах:
добровольность,
равноправие сторон,
уважение интересов друг друга,
соблюдение законов и иных нормативных актов (Сан-
ПиН, образовательная программа ДОУ, Устав…)
8) Для выявления уровня взаимодействия с семьями воспитанни-
ков был проведен мониторинг по следующим направлениям:
1.
Социальный портрет семьи
2.
Анкетирование родителей на тему «Культура здоровья
вашей семьи»;
3.
Опрос родителей на тему «Здоровый образ безопасно-
сти жизнедеятельности»
Результаты мониторинговых исследований вы можете увидеть на
диаграммах.
Анализ социального портрета семьи
Общие сведения об образовательном цензе родителей воспитанников
№
Наименование
2013
2014
2015
Кол-во членов семей
292
Кол-во членов семей
304
Кол-во членов семей
356
в ед.
в %
в ед.
в %
в ед.
в %
Сведения об образовательном цензе
1 Высшее образование
98
33,6%
101
33,2%
110
30,9%
2 Средне-специальное об-
разование
140
47,9%
141
46,4%
147
41,3
3 Среднее образование
54
18,5%
62
20,4%
75
27,8%
2
2010 г.
2011 г.
2012 г.
0,00%
10,00%
20,00%
30,00%
40,00%
50,00%
33,60%
33,20%
30,90%
47,90%
46,40%
41,30%
18,50%
20,40%
27,80%
высшее
средне-специальное
среднее
Общие сведения о семьях воспитанников
№
Наименование
2013
2014
2015
Кол-во семей
Кол-во семей
Кол-во семей
в ед.
в %
в ед.
в ед.
в %
в %
1 Общее количество семей
189
100%
186
100%
192
100%
2 Количество полных семей
138
73,0%
122
65,6%
164
85,4%
3 Количество неполных се-
мей
50
26,5%
64
34,4%
21
10,9%
4 Количество семей с 1 ре-
бенком
120
63,5%
99
53,2%
98
51%
5 Количество
семей
с
2
детьми
61
32,3%
74
39,2%
87
45,3%
6 Количество
семей
с
3
и
более детьми
8
4,3%
12
6,5%
7
3,6%
7 Количество
семей-опеку-
нов
1
0,5%
1
0,5%
2
1,04%
8 Количество неблагополуч-
ных семей
-
-
-
-
1
0,52%
2010 г.
2011 г.
2012 г.
0,00%
10,00%
20,00%
30,00%
40,00%
50,00%
60,00%
70,00%
80,00%
90,00%
73,00%
65,60%
85,40%
26,50%
34,40%
10,90%
4,30%
6,50%
3,60%
полные
неполные
многодетные
3
Результаты анкетирования родителей
«Культура здоровья вашей семьи»
(«Мониторинг в детском саду», ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой, с. 107)
2010 г.
2011 г.
0,00%
10,00%
20,00%
30,00%
40,00%
50,00%
60,00%
16,00%
22,00%
56,00%
52,00%
28,00%
26,00%
высокий
средний
низкий
Опрос родителей
«Здоровый образ безопасности жизнедеятельности»
(«Мониторинг в детском саду», ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой, с. 121)
2010 г.
2011 г.
0,00%
10,00%
20,00%
30,00%
40,00%
50,00%
60,00%
18,00%
22,00%
56,00%
52,00%
26,00%
26,00%
высокий
средний
низкий
Исходя
из
анализа
социального
«Портрета
семьи»
видно,
что
основной контингент родителей состоит из людей рабочих специально-
стей со средним и средне-специальным образованием.
9) Результаты анкетирования и опроса (опрошено около 80% семей)
показали, что уровень культуры здоровья и знаний по ЗОБЖ у роди-
телей на невысоком уровне, а интерес к данной проблеме возникает
лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психоло-
гическая помощь. Вначале многие родители не понимали, что здоровье
– это не только отсутствие заболеваний, а укрепление здоровья - не ле-
чебные и закаливающие мероприятия.
10) Для решения возникших проблем в ДОУ были сделаны разра-
ботки и созданы определенные условия :
Своевременное предоставление информации. На стен-
дах, в родительских уголках, в папках передвижках, периодически
4
издаются информационные бюллетени и объявления, с опреде-
ленной информацией родители могут ознакомиться на сайте ДОУ.
Равноправный диалог – этоуважительные взаимоотно-
шения во время проведения консультаций, семинаров-практику-
мов, деловых игр и тренингов и др.
Эффективная
обратная
связь ,
предусматривает
своевременные, компетентные ответы на запросы родителей, как
в устной, так и в письменной форме.
Лоббирование
интересов –
это содействие или (если
нужно) противостояние принятию какого-либо решения со сторо-
ны администрации ДОУ и родителей
(нахождение компромисса)
Поддержание
состояния
готовности
к
различным
переме-
нам путём заблаговременного предвидения запросов родителей (через
сбор информации о семьях, изучение социального статуса семей и т.д.).
Установление взаимопонимания с семьями воспитанников , со-
здание у родителей чувства ответственности и заинтересованности в со-
трудничестве с ДОУ в воспитании ЗОБЖ каждого ребенка. Все общение
строится на основе уважения, терпимости, корректности и вежливости.
11) Исходя из этого, в ДОУ была выстроена определенная система
работы с семьями воспитанников:
А) Ознакомление родителей с результатами диагностики, состоя-
ния здоровья ребенка и его психомоторного развития.
Б) Составление плана работы с детьми с учетом мнения родителей
и их предложений.
В) Санитарно-просветительская работа, пропагандирующая обще-
гигиенические требования, необходимость рационального режима и
полноценного питания, закаливания, соблюдения воздушного и темпе-
ратурного режима
Г) Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоро-
вительной работы с детьми в ДОУ
Д) Обучение конкретным приемам и методам оздоровления.
5
12) Для этого были использованы как традиционные, так и нетради-
ционные формы работы с родителями.
Родительские собрания
Дни открытых дверей
Дни здоровья (для детей, сотрудников и родителей)
Консультативный день для родителей
Анкетирование
Проведение семейных стартов и эстафет
Совместные спортивные праздники
Совместные прогулки
Проведение родительских конференций по здоровьес-
берегающей тематике
Работа родительского клуба «Здоровье».
13) В нашем ДОУ стало доброй традицией проведение родитель-
ских конференций с последующей дегустацией блюд здоровой пищи. В
первой части собрания родителям предлагаются советы специалистов
(врача, инструктора по физической культуре, психолога…) о новинках
здоровьесберегающих технологий. Вторая часть включает в себя прак-
тический тренинг полученных знаний, (14) а в заключительной части мы
предлагаем отведать блюда полезные для здоровья: дегустацию соков,
оздоровительных чаев, постных блюд из овощей и фруктов. Это, конеч-
но же, вызывает ответную реакцию со стороны родителей. Они с радо-
стью делятся своими домашними рецептами.
Используя в работе традиционные методы оздоровления детей, мы
увидели дефицит взаимодействия воспитанников с родителями, их не-
компетентности
в
вопросах
здоровьесбережения.
Поэтому
возникла
необходимость
организации
более
тесного
совместного
сотрудниче-
ства: педагоги – дети - родители. Используя данные вышеизложенного
анкетирования, мы выявили, что родители хотят взаимодействовать с
педагогами и детьми, но им не хватает знаний в вопросах здоровьесбе-
режения. (15) И когда объявили о создании клуба, многие родители с
удовольствием откликнулись на призыв. Но практика показала, что мно-
гие родители откладывали посещение клуба из-за большой занятости
на работе и дома. Только с помощью личного убеждения, работы инди-
видуально с каждым родителем по картам здоровья, (16) привлечени-
ем детей к выступлениям на спортивных праздниках помогло показать
6
родителям важность совместной детальности с педагогами по оздоров-
лению детей.
17) В клубе «Здоровье» мы вместе с родителями и детьми разучи-
ваем комплексы по профилактике плоскостопия, (18) сохранения и фор-
мирования правильной осанки, что бы эти знания применялись в семье
всеми ее членами. (19) В совместную деятельность включаются разно-
образные игры, тренинги, что помогает формированию у детей жизнен-
но важных двигательных навыков. Кроме того, постоянное наблюдение
и осуществление подстраховки со стороны взрослых, позволяют предо-
ставить детям большую свободу действий, что приводит к развитию
ловкости и освоению более сложных движений. (20) Не менее важно,
что деятельность ребенка в семейных клубах позволяет ему вступать в
контакты с детьми из других групп, и контактировать с другими взрос-
лыми. Такой расширенный круг общения создает среду развития, помо-
гает каждому ребенку стать полноценным членом общества.
21) Тесное и доверительное общение с родителями в клубе позво-
лило раскрыть спортивные традиции семей, результатом которого стал
конкурс стенгазет «Мама, папа, я – спортивная семья». (22) Так же неко-
торые семьи сдружились между собой и в выходные дни стали вместе
посещать бассейн, ходить на природу, на городской каток и т.д. (23) Ро-
дители охотно помогли в пополнении спортивного инвентаря в физ-
культурных центрах, тренажерном и физкультурном залах.
24) Поэтому, мы считаем, что самой эффективной формой работы с
семьей в физкультурно-оздоровительном направлении, является дея-
тельность семей в родительском клубе «Здоровье», позволяющих осу-
ществлять полноценный индивидуальный подход к физическому и пси-
хическому развитию ребенка, через взаимодействие родителей, доско-
нально знающих особенности своего ребенка, и педагогов, строящих
работу на основе профессиональных знаний педагогики и психологии.
Постепенно родители осознали экономичность (по времени) и эффек-
тивность системы взаимодействия (социального партнерства).
Таким образом, работа родительского клуба «Здоровье» не только
приобщает семьи к здоровому образу жизни, но и способствует само-
реализации каждого, создается микроклимат, в основе которого лежат
уважение к личности, забота друг о друге, доверительное отношение
7
между взрослыми и детьми, взаимопонимание между родителями и
педагогами (социальное партнерство). То есть обеспечивается взаи-
мосвязь всех составляющих здоровья - физического, психического и со-
циального, (25) что и показали результаты последнего мониторинга.
Сравнительные результаты анкетирования родителей
«Культура здоровья вашей семьи»
(«Мониторинг в детском саду», ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой, с. 107)
2010 г.
2011 г.
2012 г.
0,00%
10,00%
20,00%
30,00%
40,00%
50,00%
60,00%
16,00%
22,00%
34,00%
56,00%
52,00%
43,00%
28,00%
26,00%
23,00%
высокий
средний
низкий
«Здоровый образ безопасности жизнедеятельности»
(«Мониторинг в детском саду», ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой, с. 121)
2010 г.
2011 г.
2012 г.
0,00%
10,00%
20,00%
30,00%
40,00%
50,00%
60,00%
18,00%
22,00%
28,00%
56,00%
52,00%
49,00%
26,00%
26,00%
23,00%
высокий
средний
низкий
У родителей возросла культура здоровья и повысился уровень зна-
ний по ЗОБЖ, способствовало этому взаимопонимание и обоюдное до-
верие между родителями и педагогами. Система взаимодействия с се-
мьями
воспитанников,
стала
более
индивидуализирована,
функцио-
нальна и эффективна в формировании основ ЗОБЖ.
26) Таким образом, можно сделать выводы , что
1) социальное партнерство родителей и педагогов экономит время
на решение проблем и как следствие улучшение работы в вопросах
ЗОБЖ;
8
2)
возрастает
заинтересованность
родителей
и
педагогов
в
конструктивном и взаимовыгодном сотрудничестве;
3) социальное партнерство между родителями и педагогами - это
наиболее оптимальный способ достижения стабильности в вопросах
сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
27) Мы не останавливаемся на достигнутом, и прогнозируем разви-
тие социального партнерства:
- увеличение процента родителей, участвующих в различных фор-
мах работы ДОУ;
- вовлечение пап в деятельность клуба «Здоровье»;
- расширение информации на сайте ДОУ для родителей;
- распространение опыта социального партнерства среди ДОУ.
Мы уверенны, развитие системы социального партнерства создает
возможность достижения относительного баланса интересов педагогов
и родителей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социаль-
ному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания
эффективности и социальной справедливости.
28) Спасибо за внимание.
Принцип гуманистической направленности в воспитании ребенка (в основе физ-
культурно-оздоровительной деятельности находится ребенок и его отношение к здорово-
му образу жизни).
Принцип развивающего обучения (раскрытие потенциальных возможностей ребен-
ка (тезис Л.С. Выготского) через направляющую роль взрослых и взаимодействие со сверст-
никами).
Принцип
культуросообразности
(воспитание
личности,
принимающей,
как
свои
ценности здорового образа жизни).
Принцип природосообразности (воспитание с учетом гендерных и воз-
растных различий).
Принцип
единства (ознакомление семьи с целями и задачами воспита-
ния здорового ребенка, методами и приемами физкультурно-оздоровительной
работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспи-
тания)
Принцип систематичности и последовательности работы (в соот-
ветствии с конкретным планом)
9