Методический листок учителя второго иностранного языка.
Автор: Макарова Наталья Владимировна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ "СОШ №53" Населённый пункт: город Курган, Курганская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Методический листок учителя второго иностранного языка. Раздел: среднее образование
Вся история развития человечества доказывает, что иностранный язык - это
объективная потребность общества. Оно не может полноценно существовать,
функционировать и развиваться без языка. И родной, и иностранные языки выполняют
две очень важные функции: познания и общения. В то же время есть одно большее
различие - иностранный язык служит средством не только межличностного, но
межнационального, межгосударственного, международного общения. Современный
уровень развития общества повлек за собой взрыв практического интереса к
иностранным языкам, знание которых - культурная и экономическая потребность.
Поэтому предъявляются высокие требования к тем, кто учится, и к тем, кто учит.
Кроме того, знание иностранного языка создает благоприятные условия для
социальной адаптации учащихся к современной жизни. Человек, выходящий на
уровень международного общения, должен в полной мере обладать умениями и
навыками выражения своих мыслей на английском языке. Именно личность
учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации,
является основной целью обучения иностранному языку на современном этапе
развития образования. Повышение общей мотивации учащихся должно существенно
помочь в достижении этой цели.
В настоящее время изучение иностранных языков является неотъемлемым
компонентом образования. Знание иностранных языков существенно облегчает
возможность дальнейшего образования за границей и трудоустройства. Поэтому в
обучении иностранным языкам используются всевозможные методики, которые
облегчают и ускоряют изучение языка. Многие из них оказывают интенсивное
эмоциональное воздействие на обучаемых.
Иностранный язык как учебная дисциплина очень отличается от других
предметов школьной программы, и тем самым, очевидно, у учеников появляются
некоторые трудности при изучении этого предмета.
1
В исследованиях И.А.Зимней, В.В.Рыжова, Н.А.Саланович, и др.отмечается,что
у современных подростков присутствуют неоднозначное отношение к иностранному
языку как учебному предмету, недостаточная мотивированность к его усвоению.
Организация психолого - педагогических условий в образовательных учреждениях не
отвечает потребностям образования.
Исследования показали, что существует связь между темпераментом ученика,
особенностями его восприятия, внимания и памяти и имеющимся у него трудностями
в изучении иностранного языка. Практикой доказано, что знания иностранного языка в
школе не позволяют учащимся выражать свои мысли на языке, вступать в общение со
своим партнером, поддерживать беседу, что порождает пессимизм и отрицательно
отражается позже на деловых и культурных контактах. Обучаемые также не получают
желаемого результата при чтении художественной литературы в оригинале и
понимании речи собеседника на слух.
Успешность обучения школьников второму иностранному языку в значи-
тельной степени определяется внутренними факторами и находится в зависимости от
знания и учета учителем определенных личностных особенностей каждого
обучаемого. Эффективность обучения достигается не только путем совершенствования
программ, методов, форм обучения, но и благодаря правильному подходу к учащимся -
знанию и учету их индивидуально-психологических особенностей. А.А.Реан
подчеркивает, что успешность педагогической деятельности и успешность
межличностного взаимодействия находится в прямой зависимости от адекватного
познания преподавателем личности своего ученика. Отсюда и программа должна быть
гибко приспособлена учителем к возможностям школьников, динамике их развития
под влиянием обучения.
В процессе обучения иностранному языку у учащихся проявляется широкий
диапазон индивидуально-психологических особенностей. Все существующие
психолого-педагогические, методические проблемы обучения иностранным языкам
являются предметом детального изучения и относится к числу наиболее актуальных в
области преподавания языка в средней общеобразовательной школе.
При выборе педагогических технологий обучения второму иностранному языку
в школе учителю необходимо знать, что они должны способствовать созданию
доброжелательности, комфортной для ребенка атмосферы, стимулировать мотивацию
к изучению предмета. Это может выражаться в создании учителем атмосферы
терпения и доброжелательности, в использовании разнообразных форм поощрения и
приемов оказания им помощи при выполнении учебных заданий.
Выбор технологии обучения осуществляется с учетом психологических и
возрастных особенностей школьников (повышенная эмоциональность, подвижность,
чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм,
методов и приемов обучения.
Для эффективного обучения важно:
а) изучать личность каждого ученика и коллектив в целом (путем наблюдения на
уроке и вне его, обмена мнениями с коллегами, бесед с родителями),
2
б) при организации общения использовать по возможности такие ситуации и
предлагать такие задачи, которые затрагивают интересы ученика, связанные с его
личным опытом, побуждающие школьника использовать осваиваемый материал для
выражения своих мыслей в соответствии с той или иной ситуацией общения,
в) при организации парной и групповой форм работы поддерживать интерес к
учащимся с низким речевым статусом и низким статусом популярности,
г) систематически обращать внимание коллектива учащихся на успехи
отдельных детей в деятельности.
Все средства наглядности (иллюстрированные и жесты, которые использует
учитель) создают эффект «присутствия» в какой-то конкретной ситуации общения и
помогают сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать или
воспринять.
Наглядное восприятие является началом и исходным моментом человеческого
познания и основой обучения, потому что оно обеспечивает легкое запечатление
изучаемого явления, т. е. образования ясного, четкого представления о предмете или
явлении. Наглядность является важнейшим моментом в развитии памяти, мышления
человека. Психологическая особенность чувственно-наглядного преподнесения
материала состоит в том, то оно мобилизирует психологическую активность
обучающихся, снижает утомляемость, вызывает интерес к занятиям иностранным
языком, интенсифицирует учебный процесс, делает его более эффективным и более
интересным.
Так как основной задачей педагога является мотивирование школьника на
обучение, то следует принять во внимание, что принятие точки зрения ученика и его
желания развивать свои навыки может способствовать формированию мотива
обучения.
Для оптимальной организации процесса обучения помимо знания структуры
урока, его содержания и психолого-педагогической характеристики интересующего
нас возраста, необходимо помнить, что методической основой самого процесса
обучения и деятельности педагога должна быть теоретически обоснованное
направление, руководствуясь которым педагог будет действовать. Таковым
направлением является – подход к обучению.
Вывод: индивидуально-психологические особенности учащихся играют важную
роль в процессе усвоения второго иностранного языка. Такие особенности
психологической деятельности как: темп усвоения знаний, сензитивность, восприятие
иностранной речи, пластичность и гибкость в ее переработке, и другие, становятся
определяющими факторами усвоения иностранного языка в предлагаемом объеме.
В руках учителя находится достаточно инструментов для обучения учащихся
иностранному языку: профессионализм, любовь к детям, знание их психологии,
коммуникабельность, современные средства обучения, совершенствование методов
преподавания и уверенность в успехе деятельности – всё это должно быть
использовано в той мере, которая требуется в каждом конкретном случае.
3