Напоминание

Методический листок учителя второго иностранного языка.


Автор: Макарова Наталья Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №53"
Населённый пункт: город Курган, Курганская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методический листок учителя второго иностранного языка.
Раздел: среднее образование





Назад





Методический листок учителя второго иностранного

языка.


Вся история развития человечества доказывает, что иностранный язык - это объективная потребность общества. Оно не может полноценно существовать, функционировать и развиваться без языка. И родной, и иностранные языки выполняют
две очень важные функции: познания и общения. В то же время есть одно большее различие - иностранный язык служит средством не только межличностного, но межнационального, межгосударственного, международного общения. Современный уровень развития общества повлек за собой взрыв практического интереса к иностранным языкам, знание которых - культурная и экономическая потребность. Поэтому предъявляются высокие требования к тем, кто учится, и к тем, кто учит. Кроме того, знание иностранного языка создает благоприятные условия для социальной адаптации учащихся к современной жизни. Человек, выходящий на уровень международного общения, должен в полной мере обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке. Именно личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации, является основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования. Повышение общей мотивации учащихся должно существенно помочь в достижении этой цели. В настоящее время изучение иностранных языков является неотъемлемым компонентом образования. Знание иностранных языков существенно облегчает возможность дальнейшего образования за границей и трудоустройства. Поэтому в обучении иностранным языкам используются всевозможные методики, которые облегчают и ускоряют изучение языка. Многие из них оказывают интенсивное эмоциональное воздействие на обучаемых. Иностранный язык как учебная дисциплина очень отличается от других предметов школьной программы, и тем самым, очевидно, у учеников появляются некоторые трудности при изучении этого предмета. 1 В исследованиях И.А.Зимней, В.В.Рыжова, Н.А.Саланович, и др.отмечается,что у современных подростков присутствуют неоднозначное отношение к иностранному языку как учебному предмету, недостаточная мотивированность к его усвоению. Организация психолого - педагогических условий в образовательных учреждениях не отвечает потребностям образования. Исследования показали, что существует связь между темпераментом ученика, особенностями его восприятия, внимания и памяти и имеющимся у него трудностями в изучении иностранного языка. Практикой доказано, что знания иностранного языка в школе не позволяют учащимся выражать свои мысли на языке, вступать в общение со своим партнером, поддерживать беседу, что порождает пессимизм и отрицательно отражается позже на деловых и культурных контактах. Обучаемые также не получают желаемого результата при чтении художественной литературы в оригинале и понимании речи собеседника на слух. Успешность обучения школьников второму иностранному языку в значи- тельной степени определяется внутренними факторами и находится в зависимости от знания и учета учителем определенных личностных особенностей каждого обучаемого. Эффективность обучения достигается не только путем совершенствования
программ, методов, форм обучения, но и благодаря правильному подходу к учащимся - знанию и учету их индивидуально-психологических особенностей. А.А.Реан подчеркивает, что успешность педагогической деятельности и успешность межличностного взаимодействия находится в прямой зависимости от адекватного познания преподавателем личности своего ученика. Отсюда и программа должна быть гибко приспособлена учителем к возможностям школьников, динамике их развития под влиянием обучения. В процессе обучения иностранному языку у учащихся проявляется широкий диапазон индивидуально-психологических особенностей. Все существующие психолого-педагогические, методические проблемы обучения иностранным языкам являются предметом детального изучения и относится к числу наиболее актуальных в области преподавания языка в средней общеобразовательной школе. При выборе педагогических технологий обучения второму иностранному языку в школе учителю необходимо знать, что они должны способствовать созданию доброжелательности, комфортной для ребенка атмосферы, стимулировать мотивацию к изучению предмета. Это может выражаться в создании учителем атмосферы терпения и доброжелательности, в использовании разнообразных форм поощрения и приемов оказания им помощи при выполнении учебных заданий. Выбор технологии обучения осуществляется с учетом психологических и возрастных особенностей школьников (повышенная эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения. Для эффективного обучения важно: а) изучать личность каждого ученика и коллектив в целом (путем наблюдения на уроке и вне его, обмена мнениями с коллегами, бесед с родителями), 2 б) при организации общения использовать по возможности такие ситуации и предлагать такие задачи, которые затрагивают интересы ученика, связанные с его личным опытом, побуждающие школьника использовать осваиваемый материал для выражения своих мыслей в соответствии с той или иной ситуацией общения, в) при организации парной и групповой форм работы поддерживать интерес к учащимся с низким речевым статусом и низким статусом популярности, г) систематически обращать внимание коллектива учащихся на успехи отдельных детей в деятельности. Все средства наглядности (иллюстрированные и жесты, которые использует учитель) создают эффект «присутствия» в какой-то конкретной ситуации общения и помогают сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать или воспринять. Наглядное восприятие является началом и исходным моментом человеческого познания и основой обучения, потому что оно обеспечивает легкое запечатление изучаемого явления, т. е. образования ясного, четкого представления о предмете или явлении. Наглядность является важнейшим моментом в развитии памяти, мышления человека. Психологическая особенность чувственно-наглядного преподнесения материала состоит в том, то оно мобилизирует психологическую активность обучающихся, снижает утомляемость, вызывает интерес к занятиям иностранным
языком, интенсифицирует учебный процесс, делает его более эффективным и более интересным. Так как основной задачей педагога является мотивирование школьника на обучение, то следует принять во внимание, что принятие точки зрения ученика и его желания развивать свои навыки может способствовать формированию мотива обучения. Для оптимальной организации процесса обучения помимо знания структуры урока, его содержания и психолого-педагогической характеристики интересующего нас возраста, необходимо помнить, что методической основой самого процесса обучения и деятельности педагога должна быть теоретически обоснованное направление, руководствуясь которым педагог будет действовать. Таковым направлением является – подход к обучению. Вывод: индивидуально-психологические особенности учащихся играют важную роль в процессе усвоения второго иностранного языка. Такие особенности психологической деятельности как: темп усвоения знаний, сензитивность, восприятие иностранной речи, пластичность и гибкость в ее переработке, и другие, становятся определяющими факторами усвоения иностранного языка в предлагаемом объеме. В руках учителя находится достаточно инструментов для обучения учащихся иностранному языку: профессионализм, любовь к детям, знание их психологии, коммуникабельность, современные средства обучения, совершенствование методов преподавания и уверенность в успехе деятельности – всё это должно быть использовано в той мере, которая требуется в каждом конкретном случае. 3


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!