Использование театрализованных игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Автор: Боробова Галина Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида Населённый пункт: Г. Комсомольск на Амуре Наименование материала: Статья из опыта работы Тема: Использование театрализованных игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида»
Комсомольск на Амуре Хабаровского края
«Использование театрализованных игр и
упражнений в развитии речи детей младшего
дошкольного возраста»
Из опыта работы
подготовила
Воспитатель
Боробова Галина Сергеевна
г. Комсомольск на Амуре
2016
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно
пройти
время,
чтобы
ребенок
начал
говорить.
А
мы
взрослые
должны
приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и
своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. В
современном
образовании
речь
рассматривается
как
одна
из
основ
воспитания и обучения детей, так, как от уровня овладения связной речью
зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и
общее интеллектуальное развитие.
В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста
играет
огромную
роль
театрализованные
игры.
Почему
именно
театрализованные
игры?
Театрализованные
игры
од и н
и з
с а м ы х
эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и
ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная
игра
оказывает
большое
влияние
на
речевое
развитие
ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса,
совершенствует
артикуляционный
аппарат.
Театрализация
сказок
очень
увлекает
детей.
Ребенок
усваивает
богатство
родного
языка,
его
выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации,
соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко,
чтобы его все поняли
Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь
становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать
новые слова, пословицы, поговорки из сценария.
Целью моей работы является: Развитие разных сторон речи детей младшего
дошкольного возраста по средством театрализованных игр и упражнений.
В соответствии с целью работы, я определила для себя задачи:
1.
1. Развивать диалогическую форму речи.
2.
2. В процессе инсценирования содержания сказок:
совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные
и некоторые согласные звуки,
Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы,
вырабатывать правильный темп речи,
развивать интонационную выразительность.
упражнять в согласовывать прилагательные с существительными,
употреблять в речи имена существительные в форме единственного и
множественного числа
активизировать словарный запас детей
3. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций к
потешкам, сказкам.
4. Развивать желание импровизировать при передачи несложных сюжетов
потешек, сказок.
Театрализованная
деятельность
в
группе
возможна
только
в
результате
активной
скоординированной
работы
воспитателя
и
родителей
ребенка.
музыкального
руководителя.
Изучение
методической
литературы
для
повышения педагогического мастерства. Составление перспективного плана
по
театрально-игровой
деятельности
.
Обогащение
развивающей
среды
(Подбор различных видов театра, иллюстраций по потешкам, составлена
картотека
пальчиковой
гимнастики,
потешек,
сказок
в
соответствии
с
возрастными
особенностями).
подобрала
соответствующие
настольно-
печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают
детям
закреплять
простейшие
речевые
навыки
и
знания
произведений
народного
жанра,
формировать
умения
самостоятельно
использовать
эти
знания. В книжном уголке разместила книги-раскладушки, книжки-малышки.
В театральном уголке поместила фигурки персонажей знакомых потешек,
стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты.)
( Вместе
с музыкальным руководителем мы отобрали репертуар, для
подготовки инсценирования различных кукольных спектаклей, мы в группе
читаем сказку а на муз. Занятиях закрепляем в ходе просмотра спектаклей .
Муз.
Руководитель
помогает
мне
проводя
театрализованные
этюды,
Педагогическое просвещение родителей( для того чтобы развитие речи детей
было результативным я предлагаю потешку или пальчиковую гимнастику
проделывать и дома для этого мы кладём распечатанный текст потешки в
кабинку. Тем самым привлекая родителей тоже помогать нам в достижении
цели
.
Кроме
того
родители
отзываются
на
просьбу
помочь
изготовить
различные игрушки , куколки для театрализованных игр.
Основные
направления
развития
театрализованной
игры
состоят
в
постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки
взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры
и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих
роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к
имитации
действий
в
сочетании
с
передачей
основных
эмоций
героя
и
освоению
роли
как
созданию
простого
"типичного"
образа
в
игре-
драматизации.
Любая задержка в развитии речи затрудняет общение ребенка со взрослым и
другими детьми, и даже исключает его из детских игр. Такие дети не могут
уловить сути на занятиях, не понимают предъявляемых требований. Малыши
были часто упрямы, раздражительны, плакали и их иногда было трудно
успокоить.
Играм
с
детьми
они
предпочитали
уединение.
Успокоить
их
помогали яркий персонаж Петрушки из кукольного театра, веселая потешка
или песенка.
Одними
из любимых театрализованных игр у наших детей-пальчиковый
театр, но для того чтобы дети могли освоить пальчиковый театр необходимо
начинать с пальчиковых игр: т. к необходимо, для развития речи, снятие
эмоционального напряжения, зажатости, развитие мелкой моторики рук Игры
эти
очень
эмоциональны,
увлекательны,
улучшают
двигательную
координацию,
помогают
преодолевать
скованность,
повышают
общий
уровень мышления ребенка. В. дальнейшем, дети, владеющие пальчиковыми
играми, лучше подготовлены к письму и чтению.
Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором,
стимулирующим
речевое
развитие
ребенка,
способствующим
улучшению
речевого аппарата, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно,
мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга,
стимулирующим развитие мышления ребенка. Так как при стимулировании
двигательного
центра
в
головном
мозге,
через
пальчиковые
игры
активизируется речевой центр.
Эту работу мы начинали с обычного ежедневного массажа каждого пальчика
вначале согревали, растирали, сгибали фаланги, затем переходили на всю
ладонь, заставляли работать вялые непослушные пальчики.
Не у всех детей движения пальцев получались сразу и правильно, но игровой
подход, веселые слова помогали им освоить материал, трудности постепенно
отходили, дети были довольны своими победами.
Этот массаж очень эффективно действовал и в период заболеваний гриппом.
Так
как,
воздействуя
на
аккупунктурные
точки
рук,
мы
тонизировали,
настраивали
весь
организм
на
активную
работу,
бодрость.
В
течение
длинного зимнего периода наши дети практически не болели.
Ученые
рассматривают
пальчиковые
игры
как
соединение
пальцевой
пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового
театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что
пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее
выразительность, формирование творческих способностей.
Начиная с простейших стихов, потешек «Эта ручка – правая, эта ручка –
левая»,
«Посмотри:
моя
ладошка,
как
веселая
гармошка»,
«Семья»,
«Пальчики
в
лесу»,
которые
я
читала
и
показывала,
играя
со
своими
пальцами,
а
дети
повторяли
движения,
переходили
к
более
сложным,
требующих от малыша внимания, терпения и старания: «Мышка лапками
скребет», «Капустка», «Апельсин», «Вот кудрявая овечка, шерстка белая в
колечках». Исполняя потешки, дети показывали фигуры и проговаривали
сами
слова
в
такт
с
движениями
пальцев.
Пальчиковые
игры
помогают
формировать словесную речь, налаживать коммуникативные отношения на
уровне
соприкосновения,
эмоционального
переживания,
контакта.
Игры
имеют
развивающее
значение,
так
как
дают
малышу
возможность
«прочувствовать» свои пальцы, ладони, познать возможности собственного
тела.
Одним из средств для развития движений пальцев и речи детей является
«Театр пальчиков». Эта замечательная «палочка-выручалочка» помогала в
моей работе, где мы шли от простого к сложному.
Пальчиковые
театры
это
прежде
всего:
вязанные
фигурки,
которые
надеваются на пальцы рук; из бумажной массы; из теннисных шариков на
которых
рисуются
лица
персонажей;
пальчиковые
куклы
сделанные
из
различных видов тканей; небольшая ширма и декораций.
Персонажи создаются из бумаги, маленьких коробочек, в которых делаются
отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров,
надевающиеся
на
пальцы.
Рисуются
фигурки
или
только
головки,
приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы
А
главное
при
помощи
фигурок
пальчикового
театра
перед
малышом
открывается
удивительный
мир
сказки,
которую
он
может
по
своему
желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он
может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и
автором
сценария
постановки.
Это
совсем
не
развлечение,
а
сложное
исследование,
ведь
у
малыша
появляется
возможность
разыграть
и
проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными
или
непонятными
ситуаций.
Это
могут
быть
проблемы,
связанные
с
общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов
и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного
выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную
педагогически-неоднозначную ситуацию, сможете лучше понять мотивы и
причины
того
или
иного
поведения
младших
дошкольников.
Даем
тему,
например:
"Маленький
бельчонок
не
захотел
слушаться
маму
и
ускакал
далеко
в
лес
один".
Задавайте
наводящие
вопросы:
"Что
случилось
с
бельчонком?", "Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело
гулять?", "Кого он встретил по пути?", "Как он нашел дорогу к дому?". При
помощи
инсценировок
можно
проиграть
и
важные
изменения
в
жизни
ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу
постановки
можно
подсказать
ребенку
правильную
модель
поведения
в
разных ситуациях.
Значительно
помогают
увеличить
запас
слов
разнообразные
формы
фольклора.
Их
звучность,
ритмичность,
напевность,
занимательность
привлекают
детей,
вызывают
желание
повторить,
запомнить.
Я
решила
обратиться к истокам нашей речи – русскому фольклору. Ведь всё также
звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, потешки.
И не случайно, последние годы, возрастает интерес к фольклористике, ведь в
переводе с английского, слово «фольклор» означает – «народная мудрость»,
которая заключается в том, что соединяет в себе стихи, потешки, песни,
прибаутки, игровые и театральные приемы, танцы
Для
более
успешной
работы
подобрала
соответствующие
настольно-
печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают
детям
закреплять
простейшие
речевые
навыки
и
знания
произведений
народного
жанра,
формировать
умения
самостоятельно
использовать
эти
знания. В книжном уголке разместила книги-раскладушки, книжки-малышки.
В театральном уголке поместила фигурки персонажей знакомых потешек,
стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты.
Все это сразу привлекло внимание детей. Они с интересом и радостью шли в
«книжный дом»: рассматривали иллюстрации, рассказывали полюбившиеся
потешки, стихи, играли с фигурками из театра.
Малые формы фольклора, представленные в картотеках, используются при
формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучение малышей
мыть руки сопровождается потешкой «Ай, лады, лады, лады! Не боимся мы
воды». Укладывая на сон – «Баю-баю-баю-бай, ты, собачка, не лай» или
«Этот пальчик хочет спать...».
Все это помогает запомнить ребятам веселую потешку и, как следствие,
последовательность
режимных
моментов.
В
дальнейшем
они
используют
потешки
в
играх,
стараясь
копировать
интонацию,
обращения,
жесты,
мимику.
Использование в работе по развитию речи потешек и прибауток, позволяет
совершенствовать звуковую культуру речи- уточнять и закреплять правильное
произношение
звуков.
Я использовала
различного
материала,
игры
«Как
мычит корова», кричит петух, пищит мышка,пароход гудит. Капли капают ,
Аукаем в лесу,, потешки. Ай дуду дуду дуду., Дон, дон. Дон, загорелся
кошкин
дом. .
Использование
полюбившихся
произведений
народного
творчества в играх значительно обогащало словарь детей, делало их речь
эмоционально выразительной. Например, на занятиях по конструированию
малыши строили домики-теремки. Затем по моему предложению каждый
выбрал понравившийся ему домик и при обыгрывании постройки отвечал на
вопросы: “Кто постучался в твой теремок? Как он просился жить в домике?
Что он стал делать там?” (Ответы детей: “Кошка на окошке рубашку шьёт”,
“Курочка в сапожках избёнку метет” и т.д.).
После того. Как мы с детьми разучили текст потешки и необходимо обыграть
с игрушками (различными видами театра). далее Можно переходить к играм
драматизациям потешек
Репертуар
игр
–драматизаций
потешек
зависит
от
особенностей
психоречевого развития детей. материалом для игр-драматизаций в группе3-4
лет служат потешки, прибаутки, не требующие прямой речи, например:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые, зубки белые.
Затем, предлагается драматизировать потешки более сложного содержания,
где дети включаются в диалог с воспитателем, например:
- Гуси вы, гуси, красные лапки !
Где вы бывали, что вы видали?
- Мы видали волка. Он унес гусенка.
- Гуси вы, гуси, красные лапки!
Ищите вы волка, спасайте гусенка.
драматизация потешки «Киска»: Ребёнку предлагается ситуация на дорожке
сидит киска мешает пройти. Ребёнку предлагается прочитать киске знакомую
потешку.
обыгрывание потешки «Петушок».
В процессе подготовки потешки к драматизации сначала мы рассматривали
иллюстрации к потешке, далее подключали игрушку или куклу различного
вида театра. Дети описывали персонаж, внешние особенности. В процессе
разучивания
с
детьми
обговаривалось
как
говорит
петушок.
С
какой
интонацией, сначала петушок говорит спокойным голосом, а в конце когда
кричит Кукареку повышает голос кричит громко.
Следующим этапом по развитию речи посредством театрализованных игр –
драматизация сказок. Я раскрывала содержание знакомых и любимых детьми
сказок через наглядность, где для восприятия и понимания требуется более
широкая
ориентировка
в
окружающем,
так
как
в
сказках
участвует
3-5
персонажей.
Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Волк и 7
козлят» я показывала в разных вариантах театра: настольный – плоскостной и
объемный,
фланелеграф,
пальчиковый,
би-ба-бо.
После
неоднократного
показа, бесед я предложила детям совместный показ сказок, на что они
откликнулись
с
большим
интересом
и
желанием.
Учились
передвигать
фигурки,
управлять
куклами,
произносить
монологи,
вступать
в
диалог
между персонажами.
Более активные дети: сразу включились в эти игры. Переодевшись в костюм
сказочного персонажа, изображали его перед зеркалом и детьми группы,
передавая характерные движения, интонацию, мимику. И это очень здорово у
них получалось. Постепенно остальные ребята втянулись и полюбили играть
в таких мини постановках. Язык народных сказок очень доступен и понятен
детям, так как приближен к бытовой речи, поэтому легко усваивается и
запоминается.
В процессе работы над выразительностью слов персонажей, собственных
в ы с к а з ы в а н и й
н е з а м е т н о
а к т и в и з и р о в а л с я
с л о в а р ь
д е т е й ,
совершенствовалась
звуковая
культура
речи,
ее
интонационный
строй.
Я
обратила
внимание
на
то,
что,
исполняя
роль,
произнося
фразы,
дети
стараются делать это ясно, четко. Постепенно улучшалась диалогическая
речь, ее грамматический строй. Дети активизировались в речевом общении
Особое
место
в
играх-драматизациях
я
отводила
небольшим
этюдам,
в
которых сама показывала образы героев, например, лисы: хитрая, красивая,
говорит ласково, ходит плавно, не спеша. И так каждый персонаж сказки я
показывала и проговаривала. Такая предварительная работа позволила детям
накопить свой опыт о характере, образе сказочных героев.
Увиденное
и
пережитое
в
самодеятельных
театральных
представлениях
расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле
своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию
речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической
ф о рм е . Регулярность
проведения
таких
занятий,
их
систематичность
позволили добиться высоких показателей.
Результатом
нашей
театрализованной
деятельности
были
постановки
по
сказкам
«Колобок»,
«Теремок»
и
«Репка».
Чем
чаще
мы
проигрывали
фрагменты сказок, тем свободней, эмоциональней, уверенней и активней
выступали дети. В играх-драматизациях дети знакомились с окружающим
миром
во
всем
его
многообразии
через
образы,
краски,
звуки,
а
умело
поставленные вопросы заставляли их думать, анализировать, делать выводы
и обобщения.
В первой младшей группе мы попробовали драматизировать сказку
«Колобок»
используя
куклы
театра
Би-ба-бо.
Речь
детей
носила
описательный характер ( описывался внешний вид героя сказки). Дети
импровизировали.
Имитировали
движения.
Повадки
персонажей
сказки, старались тембром , высотой голоса передать характер героя
(
злой
волк,
хитрая
лиса,).
Дети
проговаривали
отдельные
слова,
коротенькие
фразы
по
тексту
сказки
договаривая
за
воспитателем.
Совершенствовалось
умение
детей
внятно
произносить
в
словах
гласные и некоторые согласные звуки,
Дети старались отчетливо произносить слова и короткие фразы,
Во второй младшей группе мы с детьми попробовали драматизировать сказку
«Колобок».
Используя
пальчиковый
театр.
С
детьми
обговаривались
характерные
особенности
каждого
персонажа,
,
высота,
сила.
Голоса,интонация
с
которой
говорит
персонаж
сказки.
(
Волк
–
говорит,низким, грубым голосом, я просила детей показать как говорит злой,
голодный волк.,а у зайчика тоненький голос, и ребёнку необходимо было
проговорить диалог высоким тоненьким голосом.. Колобок – весёлый. И
следовательно ребёнок говорил. как весёлый колобок.
Дети разыгрывая
сказку, сами вступали в диалог от лица героев сказки . я говорила за автора.
Проведенная
работа
показала,
что
театрализованные
игры
и
упражнения
являются важным средством в развитии речи детей. Дети стали активнее
общаться друг с другом, расширился словесный запас, ребята могут выразить
свою
просьбу,
правильно
задать
вопрос
.Речь
детей
стала
более
интонационно выразительной.
Список использованной литературы
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.
4. Бочкарева, Л.П., Коршикова, Т.В. Культурологическое образование детей
дошкольного
возраста:
методическое
пособие.
Выпуск
4:
"Сердце
на
ладошке". [Текст] / Л.П. Бочкарева, Т.В. Коршикова. - СПб, 1999.
5. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под
редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-
Синтез.2007. – 240с.
6. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: КАРО, 2006.