Напоминание

"Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (дети с задержкой психического развития)


Автор: Боровинских Ольга Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ПГО "СОШ№18"
Населённый пункт: Свердловская область, город Полевской
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (дети с задержкой психического развития)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Боровинских Ольга Михайловна, педагог-психолог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №18»
«Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными

возможностями здоровья»

(дети с задержкой психического развития)
C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. В нашем образовательном учреждении за последние годы обозначилась проблема увеличения количества детей, нуждающихся в психолого- педагогическом сопровождении специалистов разного профиля. В основном категория детей с ОВЗ, обучающихся в нашей школе - это дети с задержкой психического развития, нарушениями речи, СДВГ. Различные исследователи отмечают у детей с ЗПР дефицитарность основных свойств внимания (концентрации, объема, распределения), недостаточную сформированность произвольного внимания, снижение продуктивности непроизвольного запоминания, недостаточно высокий уровень сформированности всех основных мыслительных операций (анализа, обобщения, абстракции, переноса), отчетливые дефекты речи на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности. Детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, слабость волевых процессов. Отмечают свойственные им проявления гиперактивности, импульсивности, повышение уровня тревожности и агрессивности, эмоциональную неустойчивость, склонность к подражанию, недостаточную дифференцированность и неадекватность эмоциональных реакций на воздействия окружающей среды. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы речи, задержка психического развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, 1
проблемы в эмоционально – личностном развитии) сложен. Нам, педагогам, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Кроме того, одна из задач ФГОСнацеливает на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». В связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых важное место занимает
арт-терапия
.
Арт-терапия
- это метод коррекции и развития по средством художественного творчества. Практический опыт психокоррекционной работы средствами арт-терапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии. Проводя психолого-педагогические и коррекционные мероприятия, я включаю в них: пальчиковую гимнастику, манипулирование с различными предметами, продуктивные виды деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация, конструирование, часто прибегаю к методу изотерапии. Занятия проходят в увлекательной игровой форме, в непринужденной и уютной атмосфере. Не секрет, что самое лучшее обучение — это то, которого ты не замечаешь. Каждому ребенку нравится окунать пальчик в краску и оставлять отпечаток на бумаге. Это позволяет понять радость творчества. Все рисунки выполняются кончиками пальцев, ладонью или кулачком, что позволяет придумывать разнообразные формы и сюжеты. Дети придумывают и создают новые фигурки, что развивает не только детскую фантазию, но и мелкую моторику руки, а одновременно с этим и речь ребенка. Детям эмоционально зажатым, с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям предлагаются краски, большие кисти, большие листы бумаги (ватман), прикрепленные на стене, глину, пластилин, рисование мелом. Это может быть и работа в малых подгруппах. Это необходимо для закрепления навыков коммуникации. Также работу в малых подгруппах можно использовать для логического завершения работы (память для руководителя о группе), подведения итогов (вот к чему мы пришли; какие мы стали: умелые, дружные, веселые и т.п.). Я помогаю ребёнку отыскать в рисунке самых разных персонажей. Если ребёнок владеет речью, то он может самостоятельно прочитать рисунок, если речь скудная, то у ребёнка через ощущения формируется внутренняя речь 2
что способствует развитию познавательной деятельности. Для этого задаю наводящие вопросы и помогаю ребёнку дорисовать рисунок. С помощью арт-терапии возможна и коррекция неврозов, страхов, стрессов, ощущение у ребёнка глубокой печали
.
Как-то нашла следующее упражнение: «Выговариваю печаль чёрным цветом». Теперь постоянно использую его в своей работе. Берем 3 листа белой бумаги, акварельные краски и кисть. На первом листе ставим несколько чёрных пятен, встряхивая кистью. Прошу детей посмотреть внимательно, увидеть в этих пятнах какое-то изображение, можно соединить их слегка и подправить. Возможно, это будут чёрные листья, чёрные птицы и т.п. Затем взять второй лист бумаги, серую краску и проделать тоже -самое. Внимательно посмотреть, что получилось, на что похоже. На третьем листе повторить то же самое, что они делали на первом и втором листах, но только делать ярко-жёлтой, зелёной и красной красками. Зд е с ь д е т и оживляются, видят удивительные цветы, волшебные узоры, диковинных животных. Совершенно по-другому, смотрят на мир более радостно, уверенней, т.е. работа с яркими красками помогла улучшить настроение, изменить внутренний настрой. Ребёнок понимает, что любовь, радость, печаль можно выразить цветом. Много положительных эмоций вызывает у детей игры такие, как:
Рисуем лёгкими:
техника «Мыльные пузырьки» берём гуашь, мыло, воду, гуаши взять 5столовых ложек, мыла-1столовую ложку, воды-1чайную ложку. Опустить в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги и осторожно прикасаться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу (как переводную картинку). Получаются удивительные отпечатки. На что же они похожи? Можно дорисовать и сделать картину, открытку и т.д.
Техника
выдувание
:
позволяет нарисовать красивые цветы. Для этого нужно поставить каплю красной краски на бумагу, взять трубочку, дуть резко на каплю сверху так, чтобы капля разлеталась в стороны и получилась звездочка, рядом с красной нарисовать жёлтую звездочку, получится живописный цветок, рядом нарисовать способом примакивания листики вокруг цветов: опустить одной стороной в жёлтую краску, другой стороной опустить кисть в зелёную краску, приложить кисть боком к бумаге, получится двухцветный отпечаток, нанести темно-зеленым цветом по контуру листика усики.
Прижми и отпечатай».
Отпечатывать можно всё, что захочется листья, цветы, и т.д. Цель таких игр - научить ребёнка, освобождаться от негативных мыслей, думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. На занятиях всегда использую музыку. Музыка воздействует на кору головного мозга, вызывает ассоциации, она влияет на ребёнка через ритм, которому 3
подчинены все функции организма: ритмично бьется сердце, дышат легкие при этом следует также учитывать характер музыки, ее мелодию и ритм. Как ритмичный раздражитель музыка стимулирует физиологические процессы организма не только в двигательной, но и в вегетативной (направляющей деятельность внутренних органов и систем) сфере. Я вижу результаты арттерапевтических занятий, у детей вырабатываются положительные черты характера, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства, эмоции других и легче выражают свои. У детей формируется чувство сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе, повышается самооценка. Изотерапия оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций. 4


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!