Автор: Каргина Вера Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "Шолоховский ЦТ" Населённый пункт: станица Вёшенская Ростовской области Наименование материала: статья Тема: Что такое детская газета? Раздел: дополнительное образование
Шолоховский район Ростовская область,
zorjanka97@mail
Что
такое
детская
газета?
Возможность
высказать
свою
точку
зрения?
Эффективный
информативный
инструмент?
Пространство
для
сближения
школьников разных возрастов и создания творческой атмосферы? … Сегодня от
обучающихся
требуются
не
только
знания,
но
и
активность,
инициативность,
способность принимать решения в трудной ситуации.
А поскольку учебный
процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то
нужно находить другие возможности для его проявления.
В Центре творчества Шолоховского района Ростовской области работает
объединение
«Пресс-центр»,
в
его
деятельности
принимают
участие
обучающиеся 1-11 -х классов школ района. Занятия ведутся по образовательной
программе «Юный журналист», результат – издание районной школьной газеты
«Зорянка».
Весь
процесс
подготовки
газеты
от
выбора
темы,
написания
материалов,
подбора
иллюстраций,
создания
коллажей,
вёрстки
макета
выполняется
кружковцами
самостоятельно
под
руководством
педагога
дополнительного образования.
Работа
обучающихся
в
пресс-центре
поддерживает
их
индивидуальное
развитие,
так
как
помогает
организовать
себя,
выразить
свои
мысли,
распространить
их
среди
других
людей,
помогает
лучше
познать
себя,
окружающий мир. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор
профессии. Школьная газета для родителей – это возможность почувствовать
сопричастность к школьной жизни ребенка, это осознание того, что твой ребенок
понимает актуальность своей роли и учится принимать решения.
Целью
создания
газеты
является
не
просто
раскрытие
творческих
способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно
работающей
информационной
среды,
но
и
демонстрация
технических
возможностей новых информационных технологий в образовании. Дети успешно
осваивают программу Microsoft Publisher, с помощью которой верстается каждый
номер газеты, работают над дизайном газеты. Таким образом, обучающиеся не
только закрепляют знания, полученные на уроках информатики, но и активно
повышают
свой
профессиональный
уровень
в
области
информационных
технологий.
Что же нужно сделать, чтобы начать издавать школьную газету? Начинаем с
создания команды единомышленников. Чтобы издавать и распространять газету,
прежде всего, нужна крепкая команда. Если команда большая, то с самого начала
необходимо распределить функции и определить специализацию каждого члена
группы в зависимости от наклонностей и компетенции. Для работы редакции
необходимы
корреспонденты,
дизайнеры,
фотокорреспонденты,
корректоры,
верстальщики, выпускающий редактор, главный редактор.
Далее, необходимо решить, какую газету вы собираетесь выпускать? До
начала
издания
необходимо
хорошо
обдумать
и
прийти
к
общему
мнению
относительно проекта. Определить содержание, дух газеты, ее форму. Для этого
необходимо ответить самим себе на такие вопросы: кто потенциальный читатель,
какого характера информацию он ищет в газете, с какой частотой будет выходить
газета (еженедельно, раз в месяц, раз в квартал), каков предполагаемый формат и
объем газеты? Наша газета содержит как творческие работы (рассказы, сказки,
стихи, рисунки…), так и тексты информационного и аналитического содержания
(о школе, о районе, о досуге…). Работа юнкоров – дело ответственное. Написать
статью на актуальную тему, поставить свою подпись, зная, что газету прочтет
множество людей – это ли не ответственность!
После
решения
всех
организационных
вопросов,
приступаем
непосредственно
к
изданию
газеты.
Для
этого
необходимо
организовать
обучающие занятия по специальностям: информационные технологии: работа с
программами: Acrobat Reader, Abode PhotoShop, Microsoft Word, Corel Draw, Abode
Page
Marker, Microsoft Publisher; работа с техникой: цифровым фотоаппаратом,
сканером,
компьютером;
русский
язык
и
литература,
культура
речи;
основы
журналистики.
Начинающие
журналисты
должны
ежедневно
пользоваться
сканером, цифровым фотоаппаратом, компьютером для набора, редактирования
материалов, подготовки материалов, подготовки фотографий, для дальнейшей их
обработки и верстки газеты.
Каждый
номер
газеты
представляет
своего
рода
задачу,
связанную
с
необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи
обучающихся общей идеей, а их работу сделать направленной. Школьная газета не
является
политической
и
не
пропагандирует
взгляды
каких-либо
партий,
религиозные воззрения. Тем не менее, в ней есть свои приоритеты. Издание
отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей:
мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д.
В
полномочия
пресс-центра
входит:
проведение
социологических
исследований, рейтингов, опросов; организация пресс-конференций с известными
людьми;
проведение
конкурсов,
праздников,
«Ток-шоу»,
публикация
в
газете
объявлений, рекламы, поздравлений.
Вёрстка газеты – не менее важный этап. "Что разместить в начале выпуска?",
"Чем мы собираемся открыть номер?" – именно такими вопросами начинается
каждое
редакционное
собрание.
Ответы
будут
различаться
в
зависимости
от
общей
направленности
издания
и
от
того,
как
представляет
себе
редакция
ожидания аудитории. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать
приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый
план
какое-то
особо
драматичное
и
яркое
событие;
рассказать
о
решении
администрации школы, которое может возыметь прямые последствия на жизнь
читателей. Первая полоса газеты – это ее витрина. Закончив разработку первой
полосы,
редакция
приступает
к
верстке
остальных
частей
газеты:
материалы
распределяются
по
темам
(репортажи,
поэзия,
читательская
почта,
школьная
жизнь и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель
мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы определяется
иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного
рода
обрамления
и
украшения,
шрифтовые
сочетания
должны
придать
всем
частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз. Главное правило, которым
мы
руководствуемся:
информация
должна
быть
подана
так,
чтобы
возбудить
желание приобрести и прочитать газету.
Школьная газета играет большую роль в жизни издающих ее подростков.
Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также ведёт к созданию
устойчивого
мини-социума,
действующей
модели
современного
мира.
В
результате работы пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует
собственную значимость и причастность к решению важных задач. Работа в пресс-
центре
«взращивает»
в
детях
необходимое
качество
–
ответственность.
Ведь
работа в команде – дело серьезное и трудное.
Для
достижения
поставленной
цели
педагогическим
работникам
необходимо помнить слова К. Ушинского: «Ученик – это не сосуд, который надо
наполнить, а факел, который нужно зажечь».