Некоторые аспекты обучения детей с врожденной миопией
Автор: Лещакова Татьяна Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СОШ №3 Населённый пункт: город Вольск,Саратовская область Наименование материала: статья Тема: Некоторые аспекты обучения детей с врожденной миопией Раздел: начальное образование
Статья.
Лещакова Татьяна Александровна.
МОУ СОШ №3 Г.Вольск Саратовская область, учитель начальных классов.
Некоторые аспекты обучения младших школьников с врожденных миопий
высокой степени.
Данная тема была выбрана не случайно. К сожалению, проблемы со зрением
у детей школьного возраста за последние годы стали бичом нашего времени.
Близорукость, приобретенная в школьном возрасте, стала довольно частым
явлением. На личном опыте я столкнулась с другим видом близорукости у
детей-врожденная миопия.
Близорукость у ребенка чаще всего бывает приобретенной (развивается с
возрастом), реже — врожденной. Приобретенная начинается в раннем
возрасте и развивается по мере роста глаз. Врожденная обусловлена
патологией глаз, возникшей еще в период внутриутробного развития. Такие
детки рождаются уже с патологией глазного яблока.
Учителю для работы с такими детьми необходимо знать об этом заболевании,
об особенностях развития таких детей. Высокая степень миопии не является
каким-то ограничением, и ребенок может пойти в обычную школу, в
обычный класс. Но отношение к такому ребенку должно быть особенным.
Это связанно с особенностями психического развития таких деток.
Особенности психического развития детей с нарушением зрения.
Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в
овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке,
вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в
неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже
агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое
состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть,
нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Нужно иметь в виду,
что дети с нарушением зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще,
чем их нормально видящие сверстники. Постоянно высокое эмоциональное
напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать
эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и
торможения в коре головного мозга. А.Г. Литвак (1998) отмечает, что среди
детей с нарушением зрения можно встретить обладающих замечательными
волевыми качествами, и наряду с этим наблюдаются такие дефекты воли, как
импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм.
Особенности внимания. Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное
внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного
внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к
расторможенности -- низкому объему внимания, хаотичности, т. е. не
целенаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или,
наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню
переключаемости внимания. Внимание часто переключается на
второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется
переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей.
Поэтому у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у
нормально видящих сверстников. Здесь следует обратить внимание на
сложность с обучение чтению. Дети с проблемным зрением не должны
начинать обучение чтению раньше 6-7 лет. Даже если и попробовать начать
обучение, то результат может быть лишь в малом проценте случаев. Ребенку
сложно сложить слоги и удержать внимание и, как правило, быстро забывает
то что прочитал. В моем случае ребенок знает все буквы, но не может начать
читать. Не нужно торопить таких детей, проявите терпение.
Особенности памяти. Рассматривая специфические особенности памяти
слабовидящих, А.Г. Литвак (1998) отмечает, что дефекты зрительного
анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и
торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое
забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным
количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью
объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения
могут получить только вербальное знание! Ограниченный объем, сниженная
скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения
имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а
вызываемыми им отклонениями в психическом развитии.
У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической
памяти. Но, тут следует отметить, что, обладая хорошим запасом слов часто
эти дети имеют поверхностное знание о мире. Им сложно бывает наладить
диалог со сверстниками потому что они плохо представляют многое из того,
о чем говорят. Мир такого ребенка как бы сузился до него одного. Здесь
необходима помощь учителя для того чтобы ребенок стал частью коллектива.
Для работы требуется организация совместных игр, где дети начнут
воспринимать такого ребенка.
Особенности восприятия. У детей с проблемами зрения ослаблены
зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти
затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов
отображаемых предметов и действий, но они могут только изменить тип
восприятия, но не влияют на физиологический механизм восприятия. В
зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена
целостность восприятия. У слабовидящих доминирует зрительно-
двигательно-слуховое восприятие. Объем внимания у младших школьников
мал. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или
отдельные элементы движений. Особенности мышления. Дети с нарушением
зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в
целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков,
доступных их восприятию.
Индивидуальные отклонения обусловлены рядом причин:
расстройством функций зрения на основе органических нарушений,
сопровождающихся трудностями формирования физических качеств;
ограничением возможностей зрительного подражания, порождающим
искаженное представление об окружающей действительности;
неблагоприятным периодом дошкольного воспитания (у детей, не
посещающих детские дошкольные учреждения), тормозящим развитие
познавательной и двигательной активности;
снижением иммунитета к инфекционным и простудным заболеваниям, и как
следствие, к пропускам академических занятий, снижению успеваемости
учащихся.
Известно, что наибольший коррекционный эффект обучения детей с
проблемами в развитии зависит от выбора оптимального возрастного этапа.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным,
сенситивным для освоения различных видов деятельности,
формирования у школьников привычки к систематическим занятиям
физическими упражнениям, привития навыка здорового образа жизни,
детей с нарушением зрени я. В младшем школьном возрасте развиваются
мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и осязательный
контроль за выполнением движений, совершенствуется координация между
зрительными ощущениями и выполнением движений. И.М. Сеченов отмечал,
что согласованность движений рук и глаз человека разучивается с детства.
Всякий раз рука играет роль хватательного орудия и без руководства глаз
служить таким орудием не может.
Необходимо помнить ,что у таких детей часто возникают проблемы с
письмом так как сопутствующее заболевание - минимальная мозговая
дисфункция (ММД).
Оно характеризуется негрубым поражением центральной нервной системы,
сопровождается мышечной дистонией -- неуклюжестью, неловкостью,
скованностью в движениях, трудностями в освоении письма, точности
моторики. Наиболее характерны для ММД двигательная расторможенность,
суетливость, чрезмерная двигательная активность, шаловливость, плохая
обучаемость, низкая дисциплина и неорганизованность. Периодически
появляются вспышки гнева. Такие дети сталкиваются с непониманием со
стороны сверстников, оказываются в эпицентре конфликтов. В результате они
накапливают отрицательный опыт межличностных отношений. Нередко у
них развивается невроз в виде неврастении. Такой ребенок биологически не
способен быть тихоней, сдержанным и целеустремленным. Эти качества
необходимо терпеливо прививать, умело направлять его сверх активность в
русло продуктивных игр, физических упражнений, интересной деятельности.
При правильной коррекционной работе с таким ребенком к 10--11 годам
отрицательные проявления сглаживаются, он будет нормально учиться и
упорядочит свое поведение, станет достаточно контактным и адекватным в
поведенческих реакциях.
Итак, работая с детьми с нарушением зрения учитель должен помочь такому
ребенку социализироваться, и работа эта закладывается именно в начальной
школе. Существует хорошая статистика для таких деток при правильном
педагогическом подходе. Ребенок, который подвиг меня на занятие этой
проблемой показывает положительную динамику развития и социализации.
Сильные стороны таких детей обычно иностранные языки и музыка. На
уроках ребенку нужна постоянная смена деятельности, чаще чем для
обычных детей, разгрузка глазных мышц, что полезно для всех детей
младшего школьного возраста. Я стараюсь проводить гимнастику для глаз на
каждом уроке. На переменах организую детей в играх. Индивидуальный
подход необходим к выполнению домашнего задания. Дети с нарушением
зрения должны получать меньшую нагрузку. Трудности могут возникать на
уроках технологии, не нужно торопить ребенка медленно, но верно он
поймет, как создать заданное. Конечно, большая работа лежит на родителях
таких детей, дома родители должны помочь ребенку нагонять сверстников.
Здесь необходимо проводить постоянные беседы с родителями, выявить
степень их знаний о болезни ребенка. Рассказать о психологических
особенностях таких детей. Ребенок с проблемным зрением очень
привязывается к педагогу, который понимает его и делает все возможное что
бы помочь в социализации таких детей.
Приложение.
Упражнения, которые помогут укрепить глазодвигательные
мышцы, сохранить упругость кожи век. Выполнять их
следует
примерно в течение 10минут.
Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с
интерваломв30секунд.
Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную
сторону.
Упражнения 2-е и 3-е рекомендуется делать не только с
открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя,
повторяя каждое упражнение 3—4 раза с интервалом в 1—2
минуты.
У
пражнения, снимающие утомление глаз.
Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, затем
открыть на 3—5 секунд. Повторить 6—8 раз. Упражнение укрепляет
мышцы век, способствует улучшению кровообращения и
расслаблению мышц глаза.
Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1—2 минут.
Способствует улучшению кровообращения.
Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2—3 секунды.
Затем поставить палец руки на расстоянии 25—30 см от глаз,
перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3—5 секунд.
Опустите руку. Повторить 10—12 раз. Упражнение снимает
утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком
расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять
упражнения, не снимая их.
Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажимать на
верхнее веко в течение 1—2 секунд, затем снять пальцы. Повторить
3—4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазных
жидкостей.
Использованные источники и литература.
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Пб., РГПТУ им. А.И.
Герцена, 1998.
Маллаев ДМ. Игры для слепых и слабовидящих: Уч. пос. - .:Советский спорт,
2002.