Экспериментирование как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром.
Автор: Дорохова Галина Григорьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №35 Населённый пункт: г. Белгород Наименование материала: статья Тема: Экспериментирование как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром. Раздел: дошкольное образование
Экспериментирование как средство ознакомления дошкольников
с окружающим миром.
подготовила
Дорохова Г.Г.
воспитатель МБДОУ д/с № 35 г. Белгорода.
Для современного этапа развития системы образования характерны
поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При
этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к лично-
сти ребенка. Одним из видов детской активности, используемых в процессе
воспитания и всестороннего развития личности, является экспериментирова-
ние.
Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ
духовно-практического освоения действительности, направленный на созда-
ние таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою
сущность, скрытую в обычных ситуациях.
М. Монтессори отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребен-
ком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это
означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что
его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого
труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинствен-
ная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помо-
щью собственных рук и собственного опыта он становится разумным челове-
ком». Поисковая активность является одной из главных и естественных про-
явлений детской психики. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориен-
тация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и
явлениями реальности. Уже в младшем возрасте, познавая окружающий мир,
он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, язы-
ком, понюхать, постучать и т.п. В старшем возрасте многие дети задумывают-
ся о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распростране-
ние звука в воздухе и воде, их интересует различная окраска объектов окру-
жающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета
на занятиях по изобразительному искусству.
В основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольни-
ков лежат жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и по-
требность
в
умственных
впечатлениях.
Известно,
что
ребенок
усваивает
прочно и надолго все то, что слышит, видит и делает сам.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспе-
риментирование является тем методом обучения, который позволяет детям
моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных
наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Ребенку необходимо отвечать не только на вопрос «Как я это делаю?», но и на
вопросы «Почему я это делаю именно так, а не иначе?», «Зачем я это
делаю?», «Что хочу узнать?», «Что получится в результате?».
Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в спе-
циально созданных условиях и составляет задачу экспериментальной дея-
тельности, которая является ведущим функциональным механизмом творче-
ства ребенка.
По убеждению П.В. Симонова и П.М. Ершова, творческие личности –
это люди, сохранившие в себе черты детства с его изумлением перед окружа-
ющим миром и свежестью взгляда, не отягощенного мыслительными стерео-
типами и готовыми решениями
Организация познавательно-исследовательской деятельности в летний
период направлена на сохранение полноценного здоровья и создание усло-
вий, в которых ребенок дошкольного возраста смог бы проявить себя как
пытливый исследователь окружающего мира.
Для развития познавательной активности и поддержания интереса
необходимо создать предметно-развивающую среду. Можно предложить де-
тям вместе с родителями собрать коллекции камней, ракушек, шишек. А по-
сле летнего отдыха, рассматривая эти коллекции, дети расскажут историю
каждого экспоната.
Наиболее доступны и благоприятные для детей традиционные опыты
с водой, песком и воздухом, которые не требуют больших затрат и могут быть
проведены на отдыхе с семьей, например:
– «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда»;
– Прозрачная вода может стать мутной»;
– «Вода бывает холодной, горячей, теплой. Вода не имеет цвета, но ее
можно покрасить»;
– «Воду можно лить, а можно разбрызгивать»;
– «Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени»;
– «Руки станут чище, если помыть их водой» и др.