Напоминание

Экспериментирование как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром.


Автор: Дорохова Галина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №35
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Экспериментирование как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экспериментирование как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром. подготовила Дорохова Г.Г. воспитатель МБДОУ д/с № 35 г. Белгорода. Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к лично- сти ребенка. Одним из видов детской активности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития личности, является экспериментирова- ние. Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на созда- ние таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. М. Монтессори отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребен- ком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинствен- ная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помо- щью собственных рук и собственного опыта он становится разумным челове- ком». Поисковая активность является одной из главных и естественных про- явлений детской психики. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориен- тация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, язы- ком, понюхать, постучать и т.п. В старшем возрасте многие дети задумывают- ся о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распростране- ние звука в воздухе и воде, их интересует различная окраска объектов окру- жающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству. В основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольни- ков лежат жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и по- требность в умственных впечатлениях. Известно, что ребенок усваивает прочно и надолго все то, что слышит, видит и делает сам. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспе- риментирование является тем методом обучения, который позволяет детям моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Ребенку необходимо отвечать не только на вопрос «Как я это делаю?», но и на вопросы «Почему я это делаю именно так, а не иначе?», «Зачем я это делаю?», «Что хочу узнать?», «Что получится в результате?».
Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в спе- циально созданных условиях и составляет задачу экспериментальной дея- тельности, которая является ведущим функциональным механизмом творче- ства ребенка. По убеждению П.В. Симонова и П.М. Ершова, творческие личности – это люди, сохранившие в себе черты детства с его изумлением перед окружа- ющим миром и свежестью взгляда, не отягощенного мыслительными стерео- типами и готовыми решениями Организация познавательно-исследовательской деятельности в летний период направлена на сохранение полноценного здоровья и создание усло- вий, в которых ребенок дошкольного возраста смог бы проявить себя как пытливый исследователь окружающего мира. Для развития познавательной активности и поддержания интереса необходимо создать предметно-развивающую среду. Можно предложить де- тям вместе с родителями собрать коллекции камней, ракушек, шишек. А по- сле летнего отдыха, рассматривая эти коллекции, дети расскажут историю каждого экспоната. Наиболее доступны и благоприятные для детей традиционные опыты с водой, песком и воздухом, которые не требуют больших затрат и могут быть проведены на отдыхе с семьей, например: – «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда»; – Прозрачная вода может стать мутной»; – «Вода бывает холодной, горячей, теплой. Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить»; – «Воду можно лить, а можно разбрызгивать»; – «Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени»; – «Руки станут чище, если помыть их водой» и др.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!