Напоминание

"Использование оздоровительного бега в развитии ребенка - дошкольника"


Автор: Галеева Рамзиля Казхинуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №98 "Загадка"
Населённый пункт: Красноярский край г. Норильск р/н Кайеркан
Наименование материала: статья
Тема: "Использование оздоровительного бега в развитии ребенка - дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА В РАЗВИТИИ

РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА»


И в юности, и в старости Не бойтесь вы усталости, Вам будет бег полезен, Избавит от болезней. Нет ничего главнее, чем сохранить, и укрепить здоровье детей! Важнейшим структурным компонентом любого оздоровительного физкультурного мероприятия является медленный бег, который сам по себе уже является оздоровительной тренировкой. Традиционно бег рассматривается как средство совершенствования сердечно-сосудистой системы. Но он также является отличным средством профилактик психоэмоционального напряжения детей. На то, что бег улучшает подвижность нервных процессов и повышает психический тонус, указывают многие специалисты: медики, психологи, тренеры. У детей, регулярно занимающихся оздоровительным бегом, отмечается устойчивое положительное настроение. Например: К. Никитин объясняет это отвлечением от тревожащих эмоций, которые захватывают все функции организма, а также концентрацией внимания и образованием в центральной нервной системе сильных очагов возбуждения. Они в определенной степени подавляют стойкие доминантные очаги, обусловившие угнетенное или раздраженное состояние. Бег уравновешивающее действует на нервную систему, способствует душевному равновесию, даже в том случае, если человек был в спокойном состояние. Особое значение имеет бег для детей с функциональными заболеваниями нервной системы [1]. В детском саду определить таких детей нетрудно: они либо чрезмерно возбуждены, либо апатичны. Для них характерны нарушения сна и аппетита, наблюдается частая смена настроения, имеются трудности запоминания, резко снежена способность к концентрации внимания. На протяжении нескольких лет работаю над актуальным направлением: формирование у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью. В рамках реализации задачи, на основе проведенной диагностики разработала систему работы со всеми участниками образовательного процесса: составила перспективные планы работы с детьми, родителями, которые позволяют решать многие актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков здорового образа жизни. На основе современных оздоровительных технологий составила схему профилактических и оздоровительных мероприятий для детей с учетом индивидуальных особенностей здоровья и уровня физического развития:  разработала базовую оздоровительную программу беговых тренировок на среднюю, старшую, подготовительную группы;  индивидуальные программы для ослабленных детей, детей с избыточным весом или имеющих хроническую патологию здоровья;  комплексы вечерней гимнастики;
систематизировала серию упражнений направленных на расслабление мышц спины, рук, ног в режиме оздоровительного бега. Регулярные беговые тренировки способствуют: - развитию памяти и внимания, - устранению речевых нарушений, часто наблюдаемых у этих детей. - развитию уравновешенности. Я использую в своей работе основные правила организации оздоровительных беговых тренировок:  обязательная оценка физического состояния детей по внешним признакам. О неадекватной возможностям организма ребенка физической нагрузке говорят: - нарушения ритма дыхания, - сбивчивость речи, - дыхание ртом, - сильное покраснение лица с наличием белых пятен, - нарушение координации движений. Все это верные признаки того, что нагрузку следует уменьшить.  на начальном этапе беговые тренировки проводить не более двух раз в неделю. Иначе могут появиться мышечные боли. По мере развития выносливости детей беговые тренировки проводятся ежедневно, становятся обязательным элементом любого физкультурного мероприятия.  при проведении тренировок важно каждому ребенку подобрать оптимальную для него скорость. При правильно подобранной скорости дети обычно слегка увеличивают ее на второй половине дистанции. Это правильно и соответствует одному из принципов оздоровительного бега - «бежать как бежится!».  важно, чтобы дети получали от беговых тренировок максимум удовольствия. Иначе не будет оздоровительного эффекта. Поэтому воспитателям следует избегать делать замечаний детям. Шутки, смех – вот что должно слышаться на беговых тренировках.  физкультурном зале дети могут бегать, а одних трусиках (шортиках).  особое внимание необходимо обратить на обувь. Она должна быть на толстой (нескользящей) подошве. Это могут быть кроссовки или кеды с шерстенным носком.  так как наши климатические условия не позволяют, нам проводит оздоровительный бег на свежем воздухе, мы проводим его в хорошо проветренном спортивном зале. Так же в своей работе использовала технику оздоровительного бега в детском саду. Техника бега очень естественна, и ее освоение не требует от детей особых усилий. Основное внимание при обучении детей я, обращаю на момент приземления. Приземляться лучше не на носок, а на пятку или на всю стопу. Тогда вес тела распределится равномерно на всю длину ступни. Не имеет значения длина шага, сгибание колен или подъем голени сзади. Пусть ребенок бежит так, как ему более всего удобно. Главное — ставить ступню правильно.
На начальном этапе дети буквально срываются с места, резко увеличивая скорость. Я предлагаю детям секунд 15 бежать на месте с закрытыми глазами. Детям трудно понять, что значит бежать медленно, и они часто стараются бежать на носочках. Этого допускать нельзя. При этом давала детям задания типа: «шлепают утята по воде», «приклеиваются ножки к полу», «слышим, как стучать наши пяточки» помогают детям понять, как бежать правильно. До проведения беговых тренировок дети должны овладеть разминочными упражнениями, необходимыми для того, чтобы хорошенько разогреть мышцы и обеспечить подвижность суставов. Разминка предотвращает судороги, растяжения связок, перенапряжение мышц. Длительность разминки зависит от длительности бега. Чем длиннее становиться бег, тем короче разминка. Особо сложных упражнений разминка не требует: I часть – разминки должна включать упражнения на «проработку» ступни (ходьба на носках, на внешнем крае ступни, боковые передвижения на двух ступнях одновременно (вправо и влево), повороты, и.т.д.) II часть - разминки состоит из ОРУ (повороты туловища, наклоны, приседания, вращение рук из положения стоя, и. т. д.). Обязательным в этой части разминки являются упражнения: стоя лицом к стене наклонившись вперед и упираясь ладонями в стену на уровне глаз (туловище и ноги должны составлять прямую линию). Разминка повышенной сложности или в сырую погоду проводим в помещении, затем дети одеваются, и выходим на улицу, где сразу приступают к бегу (летом). Следующим этапом подготовки детей к медленному бегу является освоение расслабляющих упражнений и упражнений на восстановление дыхания. И наконец, нужно научить детей самостоятельно выполнять водные процедуры, поскольку все беговые тренировки должны ими заканчиваться. Детям, регулярно занимающимся бегом, рекомендуется перед сном мыть ноги с мылом. Обратите на это внимание родителей. Только после того как дети научатся разминке, расслаблению и выполнению водных процедур, можно заниматься оздоровительным бегом. Длительность бега определяем для каждого ребенка индивидуально. Он может быть на 30 секунд, и 2 -3 минуты. Это зависит от функциональных возможностей организма ребенка. Детям предлагаем пробежать 30, затем 50, затем 100 метров, снимая пульсовые показатели. Пульс при этому малышей не должен превышать 130 ударов в минуту, в средней группе- 140 ударов, а в старшей- 150 ударов в минуту. Это означает, что длительность бега составляет на первых порах 30 секунд. Далее каждые две недели увеличиваем длительность на 15 секунд. Дети средней группы бегают не более 4 минут, старшие не более 6 минут, а подготовительные - 7-8 минут. В свое работе я использую методику беговых тренировок, которую разработала для закрытых помещении.  Разминку взрослый должен делать вместе с детьми.  Всю дистанцию взрослый бежит вместе с детьми, переговариваясь, то с одним, то с другим ребенком. Это необходимо для того, чтобы
конт ролировать со стояние детей. Если ребенок н ач и н а е т проглатывать слоги, заикаться, то нагрузка великовата, следует снять его с дистанции, чтобы он мог отдышаться.  Нужно следить, чтобы дети дышали носом. Дыхание носом очень трудно дается детям, но оно тренирует диафрагму, приучает дыхательный центр излишкам углекислоты.  Необходимо периодически контролировать, как реагирует сердце ребенка на заданный темп бега. Для этого ежедневно у кого — либо из детей (по очереди, начиная с самых слабых) до начала и сразу после прекращения бега следует, посчитать пульс за 15 секунд.  Вначале дети должны бегать стайкой, потом они выровняются в колонку сами в зависимости от индивидуального бега. Взрослый должен бежать то впереди, «сбивая» темп детей, (так как они склонны его увеличить, то в середине стайки, чтобы проверить, как себя чувствуют дети), то в конце, подбадривая и поддерживая слабеньких. Важно постоянно напоминать детям, что если они устали, то следует передохнуть.  Закончить бег необходимо упражнениями на восстановление дыхания и специальными расслабляющими упражнениями.  По окончанию бега следует спросить детей, как они себя чувствовали во время бега, не было ли у кого неприятных ощущений, поощрять их и поблагодарить за потраченные усилия, обязательно напомнить, сколько метров они сегодня пробежали, отметить успехи каждого и перейти (если на этом физкультурное мероприятие заканчивается) к водным процедурам. Оздоровительный бег тесно связан с системой комплексных мероприятий по оздоровлению детей, которые проводится в детском саду это: Контрастное воздушное закаливание (по Кузнецововй М.Н. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ») Во время дневного сна: при открытых дверях проветривается функциональное помещение, в котором по графику должна проводиться вечерняя гимнастика. Температура воздуха понижается до 14 – 16 градусов. Форточка закрывается при достижении нужной температуры, незадолго до прихода детей. В 15 часов дети просыпаются, снимают спальную одежду встают босиком на пол рядом со своей кроватью. Выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие верхний плечевой пояс, пояс нижних конечностей. Во избежание травм следует избегать упражнений с большой амплитудой движения: наклоны в стороны, приседания. В комплексе оставить упражнения на движения головой, плечами, махи руками, повороты туловища вправо-влево, прыжки, подскоки на месте. Затем все дети выходят босиком из спальни, идут по ребристым дорожкам в приёмную – надевают шорты, обувают спортивную обувь.
В колонне по одному идут до функционального помещения. Затем 3круга медленного бега в функциональном помещении, после выбегают из помещения через дальнюю дверь относительно той, в которую входили. Идут по коридору спокойным шагом, одновременно выполняя движения руками, разогревая торс. Таким образом, выполняют 3 подхода по 3 круга по нарастающей. Разница температуры в двух помещениях, составляет вначале в «теплом» 21 – 24 градуса, а в «холодном» - на 3-5 градусов ниже. Увеличивается в течение 1,5 – 2 месяцев до 12 – 15 градусов за счет снижения температуры в «холодной» комнате. Температура воздуха в функциональном помещении понижается за счет интенсивного проветривания, вплоть до сквозняков летом. При контрастном воздушном закаливании неукоснительно соблюдается принцип постепенности увеличения дозы холодового воздействия: с минимального контраста температур в 3-4 градуса в начале проведения процедур до разницы 13 – 15 градусов для детей 3-4 лет и 15 – 20 градусов для детей 5-6 лет спустя 2-3 месяца. Такой контраст температур поддерживается в течение всего времени закаливания. Важным составным элементом комплексной процедуры закаливания является умеренная по интенсивности физическая деятельность. Она играет роль своеобразного фона активации физиологических систем. Благоприятствующей повышению терморегуляторной функции. Поэтому качество выполнения упражнений играет здесь второстепенную роль – первостепенное значение имеет количественная сторона, степень энергичности и продолжительность их выполнения. После острого респираторного заболевания одежда детей при проведении воздушно-контрастного закаливания должна быть индивидуально щадящей (гольфы или чешки, майка), а продолжительность процедуры впервые 5-7 дней сокращается вдвое. К проведению мероприятий с детьми по формированию навыков здорового образа жизни активно привлекаю родителей. Организовала «Клуб заботливых родителей», который ориентирован на партнерство и сотрудничество в вопросах воспитания здорового ребенка, сохранение и укрепление здоровья, как детей, так и родителей. В рамках клуба: составила сборник информационных, консультативных, практических материалов: консультации, буклеты, памятки, провела занятие в родительском университете «Использование оздоровительного бега в развитие дошкольника». Предложила родителям тренировки в квартире. Тренировка дома наиболее удобна: не надо никуда выходить, она не зависит от погоды, и имеющееся в распоряжении время можно использовать эффективно. Для серьезной и действенной тренировки на выносливость квартира, ограниченная четырьмя стенами, кончено, не идеальное спортивное место. Однако для начинающих тренировка в домашних условиях является предпочтительным методом, благодаря которому можно спокойно и просто готовиться к решению дальнейших задач. При такой тренировке проблема состоит в том, чтобы найти себе место в квартире ведь квартира не
гимнастический зал. Как же тренироваться на выносливость в этих условиях? Я рекомендую «бег на месте» - это самый простой метод. Всегда начинайте осторожно, проверяете свою подготовленность. Увеличивайте нагрузку постепенно. Тренировки в домашних условиях состоит из некоторых упражнений для развития силы мышц живота, спины и рук, а также упражнений на растяжение и расслабление, направленную на развитие выносливости. Для выполнения этих упражнений не надо никакого специального спортивного снаряжения. Только после разминки можно начинать бег. При такой тренировке упражняющийся считает количество шагов в минуту, для того чтобы нагрузку можно было оценивать. Как только почувствуете, что можете уже бежать долго и достаточно быстро, выходите на улицу. Бегать медленно в принципе можно где угодно. Подойдут спортивная площадка, лес, или улица. В непогоду можно потренироваться дома, но не забудьте при этом обеспечить постоянный приток свежего воздуха. А вот обучение лучше начинать дома и безопасно бегать босиком. После того как вы убедитесь, что освоили технику бега, бегать следует на улице. Каждую новую трассу следует осваивать очень осторожно. Вначале лучше пройти трассу пешком, обратив внимание на все ее особенности. Зимой дорожку необходимо посыпать песком, чтобы ноги не скользили. Выбор одежды для уличных тренировок будет завесить от температуры окружающего воздуха. Желательно не использовать одежду из синтетических тканей. Наилучший вариант — одежда из хлопка и шерсти. Темп бега самый медленный - бег трусцой. «Но, - указывает Н.М.Амосов в своей книге «1000 движений», - это совсем не значит, что трусца всегда лучше настоящего бега. Кто научился бегать в медленном темпе, кто достаточно здоров, пусть бегает быстрее». Литература. 1. Алямовская В.Г. «Физкультура в ДОУ». Москва 2004г. 2. Л.Ф. Тихомирова. «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5– 8 лет», популярное пособие для родителей и педагогов. Академия развития, Академия холдинг. Ярославль 2003г. 3. И.М. Новикова. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», пособие для педагогов дошкольных учреждений. Мозаик – синтез. Москва 2009г. 4. В.А. Деркунская. «Диагностика культуры здоровья дошкольников», учебное пособие. Педагогическое общество России. Москва 2006г.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!