Напоминание

Микроклимат семьи и его влияние на социализацию подростка


Автор: Кульцева Раиса Аркадьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ КСШ №1
Населённый пункт: г.Каргат Новосибирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Микроклимат семьи и его влияние на социализацию подростка
Раздел: полное образование





Назад





Тема: Микроклимат семьи и его влияние на социализацию подростка.
Что такое семья? Какая она, семья 21-го века? Что она представляет собой сегодня с точки зрения детей и родителей, совпадают ли мнения взрослых и детей в оценке сегодняшней семейной ситуации? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля. И конечно, мы не исключение. Хочу привести немного статистики. После того как отзвучал вальс Мендельсона, молодым людям, только что вступившим в брак был задан вопрос: что такое семья для вас? Из 32 пар: 10 пар ответили – это любовь друг к другу; 12 – взаимопонимание; 8 – уважение; 2 – отсутствие лжи в отношениях. Второй вопрос адресован родителям учащихся из разных классов: «Какими вы видите идеального ребёнка? Идеальный ребёнок – тот, который:  Слушается во всём своих родителей  Выполняет всё то, что ему поручают в школе и дома  Помогает старшим, не обижает младших  Умеет отвечать за свои поступки  Самостоятелен и активен  Имеет друзей и дорожит ими  Всегда говорит правду  Дорожит семьёй  Имеет в доме свои обязанности и ответственно относится к ним  Знает материальные возможности семьи и старается их придерживаться  Умеет и хочет трудится, с раннего детства определяет чего он хочет добиться в жизни. Прекрасный получился портрет. Но как говорит Януш Корчак: «Как редко ребёнок бывает таким, как нам хочется…». Я думаю каждый из родителей, сидящий в этом зале задумался над вопросом, а что от портрета идеального ребёнка есть в моём собственном? Что ещё не поздно изменить? Наверняка в зале есть родители, которые в этом портрете увидели не просто сходство, а копию своего чада. Помимо родителей, на поставленные вопросы отвечали и учащиеся. Вот ответы учащихся 9-х классов: Идеальные родители – это те, которые:  Понимают своих детей  Любят по-настоящему  Помогают решать проблемы  Не кричат на своих детей  Готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей  Не читать нотации  Не пьют. И последний вопрос, на который отвечают 8-ки: Какие запреты преобладают у твоих родителей в общении с тобой? 1. Не курить. 2. Не приходить поздно. 3. Не звонить постоянно по телефону друзьям. 4. Не приводить друзей домой.
5. Не ночевать у друзей. 6. Не болтаться праздно по дому. 7. Не общаться с теми ребятами, которые не нравятся родителям. 8. Не грубить взрослым. Это исследование показало: зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо в понимании самого ребёнка. Всё это приводит к тому, что взрослые и дети никак не могут понять друг друга, и это сказывается на их взаимоотношениях и реальных результатах семейного воспитания. Одна из главных проблем, которая поднимается детьми в исследовании – это проблема взаимопонимания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и слышали, не только принимали, но и поддерживали и помогали. Итак, мы подошли к проблемам воспитания. Система воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения: произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребёнка. Нарушены нравственные представления о браке и семье, следствием кризисного состояния семьи также является проблема здоровья детей, в последнее время обозначенная как главная проблема национальной безопасности России. Заметно увеличился, особенно в подростковой среде, рост социально- обусловленных заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания, СПИД. Можно ещё много перечислять негативного в нашей жизни, но ничто не освободит нас от ответственности за воспитание наших детей. Очень часто мы слышим фразу: «У хороших родителей вырастают хорошие дети». Что же такое хорошие родители? И можно ли стать хорошими родителями, изучив специальную литературу? Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими родителями тех, которые никогда не сомневаются в своей правоте, или тех, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, когда увидят неожиданное в поведении ребёнка? По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность и излишняя тревожность не содействует успешному родительству. В воспитательной деятельности такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями так же, как учимся секретам мастерства и профессионализма в любом деле. Поэтому в родительском труде, как во всяком другом возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами в том случае, если родители умеют любить, прощать и имеют терпение. Наше поведение и наши отношения, чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. В семейном общении важны нравственные принципы, главным из которых является уважение. В результате непонимания, неумения общаться приводит к нескладывающимся отношениям между мужем и женой, что способствует разрушению семьи. А когда разрушается семья – нет более сильной трагедии для детей. В это время у детей резко падает успеваемость, ухудшается поведение, появляется агрессивность – и это лишь то, что на поверхности, а сколько боли и горечи в душе ребёнка – это невозможно описать и передать словами. И никакие корни и суффиксы, синусы и косинусы не воспринимаются на уроках. Мы учим детей защищаться от многих соблазнов в этом нелёгком современном
мире, от того как не попасть под влияние наркотиков и т.д. и никому в голову не приходит, что удар могут нанести самые близкие люди – родители, которые могут заставить выбирать между мамой и папой, или поделить детей при разводе. По данным НИИ детства России из-за разводов ежедневно остаётся без одного из родителей 1288 детей, передаются в дома ребёнка -30, передаются под опеку и усыновление -132, отбираются у нерадивых родителей – 32, убегают из дома – 237. По нашей школе, также как и по всей стране в целом не менее значимая картина, как показатель назревшей проблемы: -  Падение жизненного уровня семей,  Рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей,  Увеличение неполных и имеющих одного ребёнка семей, А отсюда как вытекающие последствия: всё больше детей - социальных сирот, т.е. сирот при живых родителях; увеличение количества несовершеннолетних мам; количества детей с ослабленным здоровьем и с ЗПР. Всё это, безусловно, проявление дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в мире, обществе, государстве. Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности играет семья. Французский историк Ламартин сказал: «Учитель разума - в школе, учитель души – в кругу семьи». Социологи, юристы, психологи, педагоги единодушны в том, что в счастливой семье трудных детей не бывает. А В.А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают детей». Каждого седьмого подростка беспокоит отношения с родителями. 66% подростков на вопрос: «Чего бы вам хотелось больше всего добиться в жизни?» - отвечают – иметь хорошую семью. Однако не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье. Если бы все родители знали, что очень многие подростки, отвечая на вопрос анкеты написали, что ни в коем случае не намерены создавать будущую свою семью, наподобие той, которой наделила их судьба в образе отца и матери! Что родной дом не вызывает у них ничего, кроме чувства горечи, обиды, жгучего стыда. И эти высказывания не единичны. А вот отрывок из сочинения о семье – едва ли не единственный: «Если я выйду замуж, то только за такого человека как мой папа. А сама постараюсь быть похожей на маму. Как я их люблю за их спокойствие и выдержку, любовь и внимание друг к другу и ко мне! Я горжусь своими родителями. Многие девочки мне завидуют. Одна моя подружка пришла к нам и сказала: «Как у вас тихо и ласково! У нас так никогда не бывает». Мне стало очень жаль её. И эти слова я навсегда запомню. Думаю, что моя семья тоже будет хорошей и дружной, ласковой. И сама приложу для этого все усилия». Но счастье не приходит само собой, его добывают трудом, постоянным преодолением препятствий. Если в этом не убеждать детей, то они вырастут людьми, не привыкшими к преодолению трудностей. Люди не рождены для лёгкой жизни. Правильно поступают те родители, которые ориентируют детей на то, что жизнь – это непрерывный труд. И начинать надо приучать малыша к труду, заботе о домашнем очаге, о своих близких в возрасте от 2 до 5 лет. Поздно приучать к домашнему труду 14-летнего парня или девушку, положивших в карман паспорт гражданина России. Они уже обладают не только юношеским гонором, но и гражданскими правами, в том числе правом поступать по собственному разумению. И тогда уже конечно такие домашние работы как вынести мусорное ведро или не дай бог почистить унитаз – это унизительно, или это такой подвиг, за который родители должны расплачиваться долго и виновато.
Воспитательный потенциал семьи безграничен. Формы, методы и способы родители выбирают индивидуально, но хочется обозначить важные условия семейного воспитания, чтобы оно не стало свободным, как в нижеследующем примере: «В троллейбус вошла хорошо одетая мама с дочкой 5-6 лет. Та, усевшись удобно в кресло, протянула ноги на другое сидение. Через остановку в салон вошла пожилая, больная женщина с палочкой. Стоящие засуетились и обратили свой взор на сидящую девочку и её маму. Та стала возмущаться: ребёнок так хочет сидеть, и вообще у меня свободное воспитание. Стоящий неподалёку молодой парень стал в упор смотреть на маму, жуя жвачку. Не выдержав пристального взгляда, мама воскликнула» «Что вы на меня так смотрите?» В троллейбусе наступила гнетущая тишина, а парень, вытащив изо рта жвачку, одним махом прилепляет её на лоб мамы. Мама разразилась потоком самых «ярких» бранных слов и услышала в ответ: «А вы знаете, у меня тоже в детстве было свободное воспитание».(ж-л «Воспитание шк-ков) Безусловно, поступок юноши не вызывает одобрения, однако определённый смысл в нём есть. Школа, педагоги должны предупреждать родителей о последствиях такого «свободного» воспитания». Таким образом, семья выступает в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие состоит в том, что никто, кроме самых близких, не относится к ребёнку лучше, и вместе с тем никто не может потенциально нанести столько вреда в воспитании, сколько семья. Абсолютно прав А.С.Макаренко «Хорошее воспитание детей – это ваша счастливая старость. Плохое – это ваше горе, ваши слёзы».
Так что, уважаемые родители, хотите иметь хороших детей – будьте счастливы

сами!


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!