Микроклимат семьи и его влияние на социализацию подростка
Автор: Кульцева Раиса Аркадьевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МКОУ КСШ №1 Населённый пункт: г.Каргат Новосибирской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Микроклимат семьи и его влияние на социализацию подростка Раздел: полное образование
Тема: Микроклимат семьи и его влияние на социализацию подростка.
Что такое семья? Какая она, семья 21-го века? Что она представляет собой сегодня с
точки
зрения
детей
и
родителей,
совпадают
ли
мнения
взрослых
и
детей
в
оценке
сегодняшней семейной ситуации?
На эти и другие вопросы
пытается давать ответы человек в течение стольких
тысячелетий, сколько существует сама планета Земля. И конечно, мы не исключение. Хочу
привести немного статистики.
После
того
как
отзвучал
вальс
Мендельсона,
молодым
людям,
только
что
вступившим в брак был задан вопрос: что такое семья для вас? Из 32 пар:
10 пар ответили – это любовь друг к другу;
12 – взаимопонимание;
8 – уважение;
2 – отсутствие лжи в отношениях.
Второй вопрос адресован родителям учащихся из разных классов: «Какими вы
видите идеального ребёнка?
Идеальный ребёнок – тот, который:
Слушается во всём своих родителей
Выполняет всё то, что ему поручают в школе и дома
Помогает старшим, не обижает младших
Умеет отвечать за свои поступки
Самостоятелен и активен
Имеет друзей и дорожит ими
Всегда говорит правду
Дорожит семьёй
Имеет в доме свои обязанности и ответственно относится к ним
Знает материальные возможности семьи и старается их придерживаться
Умеет и хочет трудится, с раннего детства определяет чего он хочет добиться в
жизни.
Прекрасный получился портрет. Но как говорит Януш Корчак: «Как редко ребёнок бывает
таким, как нам хочется…». Я думаю каждый из родителей, сидящий в этом зале задумался
над вопросом, а что от портрета идеального ребёнка есть в моём собственном? Что ещё не
поздно изменить? Наверняка в зале есть родители, которые в этом портрете увидели не
просто сходство, а копию своего чада.
Помимо родителей, на поставленные вопросы отвечали и учащиеся. Вот ответы
учащихся 9-х классов:
Идеальные родители – это те, которые:
Понимают своих детей
Любят по-настоящему
Помогают решать проблемы
Не кричат на своих детей
Готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей
Не читать нотации
Не пьют.
И последний вопрос, на который отвечают 8-ки:
Какие запреты преобладают у твоих родителей в общении с тобой?
1.
Не курить.
2.
Не приходить поздно.
3.
Не звонить постоянно по телефону друзьям.
4.
Не приводить друзей домой.
5.
Не ночевать у друзей.
6.
Не болтаться праздно по дому.
7.
Не общаться с теми ребятами, которые не нравятся родителям.
8.
Не грубить взрослым.
Это исследование показало: зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их
детей, совершенно не значимо в понимании самого ребёнка. Всё это приводит к тому, что
взрослые
и
дети
никак
не
могут
понять
друг
друга,
и
это
сказывается
на
их
взаимоотношениях и реальных результатах семейного воспитания.
Одна из главных проблем, которая поднимается детьми в исследовании – это проблема
взаимопонимания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и
слышали, не только принимали, но и поддерживали и помогали.
Итак, мы подошли к проблемам воспитания. Система воспитания в последнее время
претерпевает
значительные
изменения:
произошло
разрушение
статуса
семьи,
как
воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует
взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.
Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и
неблагоприятный
психологический
климат,
неумение
строить
внутрисемейные
отношения,
нанося
значительный
вред
духовному
и
психологическому
развитию
становления личности ребёнка. Нарушены нравственные представления о браке и семье,
следствием
кризисного
состояния
семьи
также
является
проблема
здоровья
детей,
в
последнее время обозначенная как главная проблема национальной безопасности России.
Заметно увеличился, особенно в подростковой среде, рост социально- обусловленных
заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания, СПИД.
Можно ещё много перечислять негативного в нашей жизни, но ничто не освободит нас
от ответственности за воспитание наших детей.
Очень часто мы слышим фразу: «У хороших родителей вырастают хорошие дети». Что
же
такое
хорошие
родители?
И
можно
ли
стать
хорошими
родителями,
изучив
специальную
литературу?
Несомненно,
педагогические
и
психологические
знания
необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими родителями тех,
которые
никогда
не
сомневаются
в
своей
правоте,
или
тех,
которые
пребывают
в
постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, когда увидят неожиданное в
поведении ребёнка? По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших
родителей.
И
повышенная
родительская
уверенность
и
излишняя
тревожность
не
содействует успешному родительству. В воспитательной деятельности такой абсолютной
нормы
не
существует.
Мы
учимся
быть
родителями
так
же,
как
учимся
секретам
мастерства и профессионализма в любом деле.
Поэтому в родительском труде, как во всяком другом возможны и ошибки, и сомнения,
и
временные
неудачи,
поражения,
которые
сменяются
победами
в
том
случае,
если
родители умеют любить, прощать и имеют терпение.
Наше
поведение
и
наши
отношения,
чувства
к
детям
сложны,
изменчивы
и
противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на
другого
дети.
Отношения
с
ребёнком,
так
же
как
и
с
каждым
человеком,
глубоко
индивидуальны и неповторимы.
В семейном общении важны нравственные принципы, главным из которых является
уважение. В результате непонимания, неумения общаться приводит к нескладывающимся
отношениям
между
мужем
и
женой,
что
способствует
разрушению
семьи.
А
когда
разрушается семья – нет более сильной трагедии для детей. В это время у детей резко
падает успеваемость, ухудшается поведение, появляется агрессивность – и это лишь то,
что на поверхности, а сколько боли и горечи в душе ребёнка – это невозможно описать и
передать словами. И никакие корни и суффиксы, синусы и косинусы не воспринимаются
на уроках. Мы учим детей защищаться от многих соблазнов в этом нелёгком современном
мире, от того как не попасть под влияние наркотиков и т.д. и никому в голову не приходит,
что
удар
могут
нанести
самые
близкие
люди
–
родители,
которые
могут
заставить
выбирать между мамой и папой, или поделить детей при разводе.
По данным НИИ детства России из-за разводов ежедневно остаётся без одного из
родителей
1288
детей,
передаются
в
дома
ребёнка
-30,
передаются
под
опеку
и
усыновление -132, отбираются у нерадивых родителей – 32, убегают из дома – 237.
По нашей школе, также как и по всей стране в целом не менее значимая картина, как
показатель назревшей проблемы: -
Падение жизненного уровня семей,
Рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей,
Увеличение неполных и имеющих одного ребёнка семей,
А отсюда как вытекающие последствия: всё больше детей - социальных сирот, т.е. сирот
при живых родителях; увеличение количества несовершеннолетних мам; количества детей
с ослабленным здоровьем и с ЗПР.
Всё это, безусловно, проявление дезорганизации семьи, отражающей негативные
процессы в мире, обществе, государстве.
Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в
его эффективности играет семья.
Французский историк Ламартин сказал: «Учитель разума - в школе, учитель души
– в кругу семьи».
Социологи, юристы, психологи, педагоги единодушны в том, что в счастливой семье
трудных детей не бывает. А В.А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех
семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают
детей».
Каждого седьмого подростка беспокоит отношения с родителями. 66% подростков
на вопрос: «Чего бы вам хотелось больше всего добиться в жизни?» - отвечают – иметь
хорошую семью.
Однако не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье.
Если бы все родители знали, что очень многие подростки, отвечая на вопрос анкеты
написали, что ни в коем случае не намерены создавать будущую свою семью, наподобие
той, которой наделила их судьба в образе отца и матери! Что родной дом не вызывает у
них
ничего,
кроме
чувства
горечи,
обиды,
жгучего
стыда.
И
эти
высказывания
не
единичны. А вот отрывок из сочинения о семье – едва ли не единственный:
«Если
я
выйду
замуж,
то
только
за
такого
человека
как
мой
папа.
А
сама
постараюсь быть похожей на
маму. Как я их люблю за их спокойствие и выдержку,
любовь и внимание друг к другу и ко мне! Я горжусь своими родителями. Многие девочки
мне завидуют. Одна моя подружка пришла к нам и сказала: «Как у вас тихо и ласково! У
нас так никогда не бывает». Мне стало очень жаль её. И эти слова я навсегда запомню.
Думаю, что моя семья тоже будет хорошей и дружной, ласковой. И сама приложу для этого
все усилия».
Но
счастье
не
приходит
само
собой,
его
добывают
трудом,
постоянным
преодолением препятствий. Если в этом не убеждать детей, то они вырастут людьми, не
привыкшими к преодолению трудностей. Люди не рождены для лёгкой жизни. Правильно
поступают те родители, которые ориентируют детей на то, что жизнь – это непрерывный
труд. И начинать надо приучать малыша к труду, заботе о домашнем очаге, о своих
близких в возрасте от 2 до 5 лет.
Поздно приучать к домашнему труду 14-летнего парня или девушку, положивших в
карман паспорт гражданина России. Они уже обладают не только юношеским гонором, но
и гражданскими правами, в том числе правом поступать по собственному разумению. И
тогда уже конечно такие домашние работы как вынести мусорное ведро или не дай бог
почистить унитаз – это унизительно, или это такой подвиг, за который родители должны
расплачиваться долго и виновато.
Воспитательный
потенциал
семьи
безграничен.
Формы,
методы
и
способы
родители выбирают индивидуально, но хочется обозначить важные условия семейного
воспитания, чтобы оно не стало свободным, как в нижеследующем примере:
«В троллейбус вошла хорошо одетая мама с дочкой 5-6 лет. Та, усевшись удобно в
кресло, протянула ноги на другое сидение. Через остановку в салон вошла
пожилая,
больная женщина с палочкой. Стоящие засуетились и обратили свой взор на сидящую
девочку и её маму. Та стала возмущаться: ребёнок так хочет сидеть, и вообще у меня
свободное воспитание. Стоящий неподалёку молодой парень стал в упор смотреть на
маму, жуя жвачку. Не выдержав пристального взгляда, мама воскликнула» «Что вы на
меня так смотрите?» В троллейбусе наступила гнетущая тишина, а парень, вытащив изо
рта жвачку, одним махом прилепляет её на лоб мамы. Мама разразилась потоком самых
«ярких» бранных слов и услышала в ответ: «А вы знаете, у меня тоже в детстве было
свободное воспитание».(ж-л «Воспитание шк-ков)
Безусловно, поступок юноши не вызывает одобрения, однако определённый смысл в нём
есть.
Школа,
педагоги
должны
предупреждать
родителей
о
последствиях
такого
«свободного» воспитания».
Таким
образом,
семья
выступает
в
качестве
как
положительного,
так
и
отрицательного
фактора
воспитания.
Положительное
воздействие
состоит
в
том,
что
никто, кроме самых близких, не относится к ребёнку лучше, и вместе с тем никто не
может потенциально нанести столько вреда в воспитании, сколько семья.
Абсолютно прав А.С.Макаренко «Хорошее воспитание детей – это ваша счастливая
старость. Плохое – это ваше горе, ваши слёзы».
Так что, уважаемые родители, хотите иметь хороших детей – будьте счастливы