Реализация системно-деятельностного подхода на уроках коми языка
Автор: Морокова Елена Ивановна Должность: учитель русского языка, литературы, коми языка Учебное заведение: МАОУ "СОШ" с.Летка Населённый пункт: Республика Коми, Прилузский район, село Летка Наименование материала: статья Тема: Реализация системно-деятельностного подхода на уроках коми языка Раздел: среднее образование
Морокова Елена Ивановна,
Учитель русского языка и литературы, коми языка
МАОУ «СОШ» с.Летка
Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках коми языка»
Цель:
Помочь осмыслить возможности использования технологии деятельностного подхода
в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе;
Помочь
приобрести
практический
опыт
использования
некоторых
приемов
технологии деятельностного подхода.
Задачи мастер-класса:
Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования
роста творческого потенциала педагогов;
Распространить педагогический опыт.
Ход занятия:
1.
Подготовительно-организационный момент.
А) Вступительное слово:
(Слайд
1)
-
Добрый
день,
уважаемые
коллеги!
Видза
оланныд!
Иногда
во
время
напряжённого трудового дня вам хочется немного расслабиться, восстановить свои силы. Так
как, по словам учёных, мысль материальна, предлагаю вам поздороваться на разных языках,
пожелать здоровья друг другу: кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно,
не забывая называть , на каком языке приветствие, а мы хором поприветствуем нашего
коллегу на этом же языке. Я начну на коми:
(2 слайд)- Видза оланныд! (Коми)
- Зэчбуресь! (Удмуртский)
- Салам лиже (Марийский)
- Пася олэм! (Мансийский)
-Hyvä päivä! (Финский)
1
- Terveh! (Карельский)
- Шумбрат! (Мордовский)
- Tere! (Эстонский)
- Олат-вылат (Коми-пермяцкий)
- Вуща волаты! (Хантыйский)
- Молодцы!
(3 слайд) Б) Приём «Верите ли вы…»
- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
- Верите ли вы, что устанете работать во время мастер-класса?
-
Верите
ли
вы,
что
по
окончании
мастер-класса
вы
что-нибудь
возьмёте
для
своей
педагогической копилки?
Я тоже в это верю, итак, начнём!
2.
Краткая характеристика системно-деятельностного подхода.
(4
слайд)
Тема
моего
мастер-класса
«Реализация
системно-деятельностного
подхода
на
уроках коми языка». Тема, затрагиваемая сегодня, неслучайна. (5 слайд) В условиях перехода
общеобразовательных школ на ФГОС и учителя должны стать «новыми». Как же нам
обновиться? Я думаю, мы должны пересмотреть
свои принципы и методы обучения и
оставить те из них, которые помогут нам учить детей учиться.
(6
слайд)
Умение
учиться
сводится
к
овладению
учащимися
общеучебными
умениями, среди которых следует выделить:
Умения организовать свою деятельность;
Умения результативно мыслить;
Умения общаться, взаимодействовать с людьми.
(7 слайд) Значит, мы должны перейти от школы «памяти» к «школе саморазвития». Ведущим
фактором развития является деятельность. Что же такое деятельность?
В свободной энциклопедии Википедии я прочитала:
2
(8
слайд)
«Деятельность
(активность)
–
процесс
активного
взаимодействия
субъекта
с
объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает
цели…»
Ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда он
будет знать, для чего это ему надо, т.е. появится мотивация. Ведь мыслить человек начинает
тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. Значит, прежде всего на каждом
уроке
нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной
мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать. (9
слайд) А учитель, как образно замечает Л.С.Выготский, «…должен быть рельсами, по
которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление
собственного движения».
Т.е.
учитель
играет
роль
режиссёра
учебного
процесса.
Он
мотивирует
школьников
к
самостоятельному принятию решения. Корректирует их действия. Это в целом ведёт к (10
слайд)
формированию
УУД
(универсальных
учебных
действий):
личностных,
коммуникативных, познавательных и регулятивных.
Уроки коми языка – особая головная боль учителей среднего звена. Детей, понимающих коми
язык, становится всё меньше. Родители также испытывают трудности в оказании помощи
при изучении ребёнком коми языка. Казалось бы могли помочь словари, но здесь тоже
возникли проблемы:
Сложность в приобретении коми-русских словарей;
Сложность в использовании словарей и грамматических справочников детьми и их
родителями;
Словари не иллюстрированы.
(11 слайд)Первым этапом для эффективного обучения коми языка стало создание своих
словарей по изучаемым разделам. На слайде представлены лексические темы. Словарь 5-
классника.
Работа
по
созданию
учащимися
коми-русского
словаря
справочника,который
можно систематически дополнять и использовать в урочной и внеурочной деятельности,
развивает коммуникативную компетенцию учащихся и повышает уровень их подготовки по
коми языку.
(12 слайд) Применима ли технология деятельностного метода к урокам коми языка? Прежде
всего давайте вспомним этапы урока технологии деятельностного метода. Перед вами есть
все
эти
этапы,
давайте
попробуем
их
установить.
Работа
в
группах:
восстановление
последовательности этапов уроков по технологии деятельностного метода.
3
(13 слайд) Вот что у нас получилось:
1.
Мотивация к учебной деятельности;
2.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробной действии;
3.
Выявление места и причины затруднения;
4.
Построение проекта выхода из затруднения;
5.
Реализация построенного проекта;
6.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8.
Включение в систему знаний и повторение;
9.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Как осуществить деятельностный подход на уроке?
(14 слайд) Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
1.
Моделирование и анализ жизненных ситуаций на уроках;
2.
Использование активных и интерактивных методик;
3.
Участие
в
проектной
деятельности,
владение
приёмами
исследовательской
деятельности;
4.
Вовлечение
учащихся
в
игровую,
оценочно-дискуссионную,
рефлексивную
деятельность, а также проектную деятельность – обеспечивающих свободный поиск
эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задач.
(15 слайд) Учащиеся:
1.
Работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
2.
Критически
осмысляют
актуальную
социальную
информацию,
поступающую
из
разных источников;
3.
Решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные задачи;
4.
Анализируют современные общественные явления и события;
5.
Аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в
дискуссиях, дебатах;
6.
Выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность.
Так,
в
практике
работы
учителей
системно-деятельностный
подход
осуществляется
на
различных этапах урока.
Какими же виды деятельности я использую в своей работе? Это (Слайд 16) ; Результатом
(слайды 17, 18) работы на уроке являются листовки, буклеты, поздравительные открытки,
проектные работы, презентации, видеоролики.
Сегодня
я
хочу
продемонстрировать
один
из
приёмов
использования
системно-
деятельностного подхода на этапах постановки учебной задачи и открытия новых знаний. На
4
данных этапах идет поиск, анализ, структуирование информации. Проводятся виртуальные
исследования. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах
постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности.
3.
(19 слайд) Практическая часть
- Итак, уважаемые коллеги, давайте немного пофантазируем и перенесёмся в прошлое. Вы –
ученики 5 класса. У нас урок коми языка. Миян коми кыв урок.
(на экране солнышки: весёлые и грустные).
(20 слайд) -К нам на урок заглянуло солнышко. Какое из них вам больше нравится?
- Я очень рада, что у вас хорошее настроение и я надеюсь, что у нас всё получится и руко
будет интересным.
(21 слайд) Радейта асывсö –
Ставыс на водзын,
Шондiлысь югöрсö
Кута ме соддзын.
(А.Мишарина)
- Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнём наш урок.
Постановка учебных задач.
- Ребята, у нас урок коми языка. А что такое предмет «Коми язык»?
- Всё ли мы знаем о коми языке? Мы можем на уроке открыть для себя что-то новое из курса
коми языка?
-
какими
качествами
должен
обладать
ученик,
чтобы
узнать
новое?
(Быть
активным,
старательным, внимательным, наблюдательным).
- Вот мы с вами и поставили задачи на урок.
- А вот каким он получится, зависит от того, как вы будете помогать мне и друг другу.
Постановка проблемы.
- Послушайте стихотворение, посмотрите на экран и подумайте, о чём мы будем сегодня
(22слайд)говорить (Тулыс йылысь кывбур, В.Т.Чисталёв)
- Сегодня мы будем говорить
времени, когда пробуждается природа, когда солнышко
начинает сильно греть. И это время года – Весна! (23 слайд)Весна богата различными
праздниками. А какие весенние праздники вам известны? Оцените свои знания. (24 слайд)
- Если знаете всё – поднимите зелёный кружок.
- Если знаете, но не всё – жёлтый.
5
- если ничего не знаете – красный.
Рассмотрите технокарту нашего урока. Прочитайте название темы, который будем изучать.
(Весенние праздники).
- прочитайте название раздела, который записан на вашей технокарте (Пасха, Вербное
воскресенье, Масленица).
- Как вы думаете, что за разделы которые у вас записаны? (Это весенние праздники). Почему
они у всех разные? (Будем искать только ту информацию, которая характерна для своего
праздника).
Изучение нового материала.
- Сейчас попробуем сделать первое открытие.
-(25 слайд) Посмотрите на экран. Что видите? (картинки). Картинки находятся и у вас на
столе. Вам необходимо выбрать лишь те картинки, которые относятся к вашему празднику.
- На ваших столах достаточно материала, чтобы вы смогли сейчас создать мини-проект по
определенному весеннему празднику. Подберите нужные картинки, пословицы, нужную
информацию из учебника и создайте мини-проект. Далее ваша задача представить свой
проект перед одноклассниками, рассказать о своём весеннем празднике.
Вот мы и сделали с вами открытие новых знаний.
- Вот таким образом я постаралась сформировать первоначальное представление о весенних
праздниках.
В завершении хочу сказать, что на каждом уроке нам, учителям, необходимо создавать
условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы учащийся понял,
чего он не знает, и, самое главное, чтобы захотел это узнать.
(26 слайд) Свое выступление мне хочется закончить притчей:
Жил-был мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает
далеко не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в
руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая -
выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
Всё в наших руках, уважаемые коллеги. Мы в пути, приглашаем и вас присоединиться
к
нам
и
вместе
с
нами
осваивать
специфику
уроков
разной
целевой
напрвленности
в
технологии деятельностного метода.
4.
(26 слайд) Рефлексия: Вам необходимо создать синквейн на тему «Деятельность» -
подытожить работу на мастер-классе.
(27 слайд) – Спасибо за внимание!
6
7