Напоминание

"Нашествие с востока"


Автор: Довгешко Анатолий Васильевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №430
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: Технологическая карта урока истории
Тема: "Нашествие с востока"
Раздел: среднее образование





Назад





Технологическая карта урока

Класс 6

Тема урока «Нашествие с востока»

Тип урока комбинированный с элементами групповой работы

Средства обучения (УМК):
Базовый учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVΙ в.». М.:«Просвещение»,2014
Цель (задачи) :
Сформировать представление о завоевании Руси монголами Развивать навыки работы с исторической картой и источниками Показать героизм и мужество русских людей в борьбе с монголо-татарами
Задачи:
Узнать об устройстве Монгольского государства. Выдвинуть гипотезу о причинах завоевания русской земли монголо-татарами Изучить ход завоевания Руси Сравнить тактику и вооружение монголо-татарского и русского войска и сделать вывод о причинах завоевания русских городов
Планируемые результаты -

Личностные
: Дать оценку и выразить свое отношение к трагической и героической эпохе; объяснять поведение людей с точки зрения исторической обусловленности. Сформировать чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины, воспитывать негативное отношения к войне.
Метапредметные
: Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей
Познавательные
: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс деятельности.
Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей в совместном сотрудничестве; задают вопросы, необходимые для организации совместной деятельности
Предметные /знать, уметь/
: - показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; -описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар; - выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей; - уметь показывать на карте направления главных ударов монголов и места решающих битв.; - излагать суждения о причинах поражения русских княжеств в ходе монгольского нашествия.
(Внимание!!! В нижеприведенном образце таблицы при ее заполнении конкретными заданиями отдельные типы УУД могут быть пропущены (если

не ставится цель их формирования в планируемом задании!!!))

Ход урока

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые задания и результаты деятельности уч-ся


Этапы

(модули)

Цель
Задания формируемые УУД Мотивационно- целевой Мотивация, постановка учебной цели, ее принятие Урок мы начнём со знакомства с двумя высказываниями, которые относятся к 13 веку: "О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.." "Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..." Напомню, что эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Что необычного вы отметите? Почему произошло изменение, что случилось на Руси в 13 веке? Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой, она на доске не обозначена, вы определите её сами. Для этого выполним задание. Откройте карты “Феодальная раздробленность Руси в XII – первой половине XIII в” и “Борьба с иноземными захватчиками в XIII в”. Рассмотрите их внимательно. Что общего вы увидели на картах и что особенного отметите? Общее: Раздробление государства на княжества, наступления на Русь кочевников Различное: Выявляется факт, что в XIII веке начинается вторжение иноземных захватчиков на Русь с востока.
Какую тему урока вы бы

сформулировали, исследуя карты?
Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД. 1. Анализировать (выделять главное). Коммуникативные УУД 1. Умение работать в группе 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД 1. Сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность.2.Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству

«Нашествие в Востока
»,
а какую цель
:
Цель урока; «Выявить причины

поражения русских княжеств от войск

Батыя»
Ориентацион- ный Актуализация,
введение в тему;
создание проблемной ситуации, принятие цели УПД Просмотреть параграф 12 и назвать пункты: 1.создание державы Чингисхана; 2.Сражение на реке Калке. 3,Разгром Рязани. 4.Разгром Владимирского княжества.5.Поход на Новгород. 6. Нашествие на Юго-Западную Русь. План большой какие способы чтобы успеть за урок (работа в группе по каждому пункту) 1 группа – Сражение на Калке (стр.104-105) 2 группа – Разгром Рязани (стр. 105-107) 3 группа – Разгром Владимирского княжества (стр.107-108) 4 группа – Поход на Новгород (стр.108-111) 5 группа – Нашествие на Юго-Западную Русь (стр.111)
Постановка проблемной ситуации.

Почему русские князья , имевшие

успешный опыт отражения натиска

иноплеменников, не устояли перед

монгольским нашествием?
Познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме, устанавливают причинно- следственные связи событий и явлений. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности Регулятивные :ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено , и того, что еще неизвестно; принимают и сохраняют учебную задачу.
Содержательно -операционный Решение учебной задачи, освоение и интериоризация содержания, способов деятельности, первичный контроль, коррекция 4.
По первому пункту Создание державы

Чингисхана просмотр фрагмента

видеофильма «О создании державы

Чингисхана»
и вопросы к нему Кто такой Чингисхан ? В каком году он был провозглашён правителем Монгольского государства ? Где он был провозглашён Проверка; 1.Кто такой Чингисхан : Темучин , глава монгольских племен. 2.В каком году он был провозглашён правителем Монгольского государства : 1206 год 3. Где он был провозглашён : На Курултае ( Съезде монгольской знати)
5.По второму пункту «Битва на реке Калке»
Выступление от группы + слайд без ответов1) Чем закончилась битва?2) Почему русские князья в этой битве потерпели поражение? Вопросы классу: Дата :Место: Противоборствующие силы Причины поражения: Проверка Дата : 31 мая 1223года Место: Река Калка Противоборствующие силы : Русские и Половцы против Монголо-татар Причины поражения: Не имели общего командования , постоянно спорили между собой 6.По третьему пункту «Разгром Рязани» Выступление от группы + слайд без ответов Вопросы группе; 1) Какие условия выдвинул хан, чего потребовал? 2) Как жители Рязани встретили неприятеля?3) Что сделали завоеватели с рязанцами? Вопросы классу: Кто: Когда : Куда:Народный герой: Проверка: Кто: Батый Когда : 1237 год Куда: По Рязанскому княжеству , 6 дней , 21 декабря была взята Народный герой: Евпатий Коловрат 7.По четвёртому пункту «Разгром Владимирского княжества» Выступление от группы + слайд без ответов 1) Что использовали монголы при штурме? Какую технику? 2) Почему не было князя Юрия? 3) Кто остался воеводой?4) Как погиб город Владимир и какова участь его жителей? Вопросы классу; 1Когда произошло вторжение в Коломну, Коммуникативные УУД – устанавливают рабочие отношения в парах для исследования материала. Используют разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее) при работе с исторической картой, документом; Познавательные УУД - знать хронологию событий завоевательных походов на Русь монголов; находить в источнике достоверную информацию, необходимую для решения проблемного задания Регулятивные УУД - Определять проблему в деятельности по выполнению заданий к тексту Личностные УУД - Устанавливать причинно- следственные связи завоевательных походов монголов;
Москву:2.Кто руководил обороной Москвы: 3Кто руководил обороной Владимира : 4.Дата и итог битвы на реке Сити : Проверка: 1.Когда вторжение вторжение в Коломну, Москву: Январь 1238 года 2Кто руководил обороной Москвы: Филипп Нянька 3.Кто руководил обороной Владимира : Петр Ослядюкович : 3 февраля 1238 – 7 февраля 1238 года Дата и итог битвы на реке Сити : Март 1238 года . Итог: Поражение русских войск 8По пятому пункту «Поход на Новгород» Выступление от группы + слайд без ответов:1.Какой город был целю Батыя : 2.Достиг он ее: 3.«Злой город»- это : Проверка; 1.Какой город был целю Батыя : Новгород 2.Достиг он ее: Не достиг , потому что город имел мощные укрепления и хорошо подготовленные войска . Март 1238 года 3«Злой город»- это : Козельск . Два месяца обороны, не могли ни как взять Батый отказался от наступления на Новгород по ряду причин: В Новгороде были профессиональные войска – княжеская дружина. Город был хорошо защищен. Бои с новгородцами могли затянуться и тогда голодной монгольской армии, пришлось бы считаться с весенней распутицей в случае отступления. Боеспособность Батыевых войск к этому времени заметно упала и вероятность поражения под Новгородом могла сорвать выполнение главной задачи завещанной Чингисханом – поход к «последнему морю». 9.Итог первого похода Выступление учителя Первый поход Батыя на Русь не привел к окончательному ее подчинению монголам , хотя значительная часть северо-восточных земель подверглась страшному разгрому
.
10.По шестому пункту «Нашествие на Юго- Западную Русь» Выступление от группы + слайд
без ответовВопросы классу : По Нашествие на Юго-западную Русь и Центральную Европу Начало второго похода ЦельКто руководил обороной Киева Проверка: 1.Начало второго похода : 1239 год 2.Цель : Завоевание южных земель , а так же вторжение в Европу 3.Кто руководил обороной Киева : 5 сентября 1240 года , 3 месяца , обороной руководил : воевода Дмитрий Контрольно- оценочный Контроль, оценка, рефлексия (соотнесение результата и цели) 11. Итог Учитель Предлагает поделиться впечатлениями об уроке. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы: Меня поразило…..Я узнал…..Мне было интересно….. Домашнее задание. Подготовить опорный конспект по теме. Почему Руси не удалось защититься от монголо –татар? 1. Сила монгольской армии (численность, жесткая дисциплина, организованность и вооруженность). 2. Использование монголами воинов покоренных народов.3. Раздробленность русских земель, каждая из которых пыталась в одиночку противостоять Батыю. Познавательные: используют знаково- символические средства для решения учебной задачи; воспроизводят по памяти информацию Коммуникативные УУД Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают их.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!