Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?"
Автор: Сорочинская Светлана Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №2 с.Тёпловка Новобурасского района" Населённый пункт: село Тёпловка Наименование материала: статья Тема: Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2
с.Тёпловка Саратовской области Новобурасского района»
Доклад « Детское изобразительное творчество: что под
этим следует понимать?»
Сорочинская Светлана Юрьевна
воспитатель первой
квалификационной категории
Через красивое - к человечному
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической
теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в
дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого –
изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает
разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал
сам, огорчаются, если что-то не получается. Но самое главное: создавая
изображение, ребенок:
*приобретает различные знания;
*уточняются и углубляются его представления об окружающем;
*в процессе работы он начинает осмысливать качество предметов,
запоминать их характерные особенности и детали;
*овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их
использовать.
Еще Аристотель отмечал: занятия рисованием способствует
разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги
прошлого – Я. А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель – и многие
отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют:
занятия рисованием и другими видами художественной деятельности
создают основу:
*для полноценного содержательного общения детей между собой и с
взрослыми;
*выполняют терапевтическую функцию: отвлекая детей от грустных,
печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают
радостное, приподнятое настроение;
*обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс
разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь
каждый ребёнок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни
было давления со стороны взрослого.
Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка
дошкольного возраста?
Творчество – это создание человеком объективно и субъективно нового.
Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности
детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и
наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно
новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не
имеет. Но субъективная ценность его значительная.
Вместе с тем и сама изобразительная деятельность как типично детская,
включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему
развитию ребенка.
Исследователь детского творчества Е.А. Флерина оценивает его как
сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке,
лепке, конструировании, отражения, которое построено на работе
воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений,
полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не
пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным
опытом, отношением к изображаемому.
А.А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества - разностороннее и
сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых
принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер
(смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом,
мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка
для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. «Главное условие,
которое надо обеспечить в детском творчестве,- искренность. Без нее все
другие достоинства теряют значение». Б. М. Теплов.
Работая над изображением, ребёнок приобретает знания, уточняются и
углубляется его представления об окружающем. Ребенок не только
овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями,
расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их
использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического
развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного
предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно
должно выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества,
которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно
придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда
создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое
решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения.
Развернутый анализ детских рисунков, лепки или аппликаций
необязателен для каждого занятия. Это определяется особенностью и
назначением создаваемых изображений. Но вот что важно: обсуждение работ,
их анализ педагог проводит каждый раз по- новому.
Так, если дети изготовляли елочные украшения, то в конце занятия все
игрушки развешиваются на мохнатой красавице. Если создавали
коллективную композицию, то по завершению роботы педагог обращает
внимание на общий вид картины и предлагает подумать, можно ли дополнить
панораму, сделать ее более богатой, а потому и интересной. Если дети
украшали платье куклы, то все лучшие работы «выставляются в магазине»,
чтобы кукла или несколько кукол могли «выбрать» понравившееся.
Показатели, характеризующие эстетическое отношение, интересы и
способности.
3)Применение
усвоенных ранее
способов изображения
или средств
выразительности в
новой ситуаций (для
изображения
предметов знакомой
формы)
1)Создание
субъективно нового
(значимого для
ребёнка прежде всего)
продукта (рисунок,
лепка, рассказ, танец,
песенка) игра)
Художественное творчество
2)Создание (придумывание) к
известному, ранее не
используемых деталей, по-
новому характеризующих
создаваемый образ (в рисунке,
рассказе и т.п.), разных
вариантов изображения,
ситуаций, движений, своего
начала. конца, новых
действий, характеристик
героев.
4)Проявление
инициативы во всем.
1.
Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется
прошлый опыт, способность «вхождение» в изображаемые
обстоятельства, в условные ситуации.
2.
Увлеченность, захваченность деятельностью – качество,
способствующее активизации волевых усилий при достижении
творческой цели.
3.
Искренность, правдивость, непосредственность переживания.
4.
Специальные художественные способности (образное видение,
поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать
творческие задания.
5.
Изменение мотивов деятельности, доставляющей удовольствие своими
результатами. (Этот показатель, по существу, характеризует
направленность воображения, подчинения его творческой задаче.)
6.
Возникновение потребности в творчестве.
Показатели, характеризующие способы творческих действий.
1.
Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого
материала, применение известного в новых ситуациях, создание
новых комбинаций из усвоенных ранее элементов.
2.
Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения творческой
задачи.
3.
Нахождение новых, оригинальных приемов решения,
самостоятельность, инициатива.
4.
Быстрота реакций, находчивость в действиях, ориентировка в новых
условиях, беглость, гибкость.
Показатели, характеризующие качество художественной деятельности.
1.
Нахождение адекватных изобразительно - выразительных средств, для
воплощения образа.
2.
«Индивидуальный почерк» рисунков, своеобразие манеры исполнение
и характера выражение своего отношения.
3.
Соответствие рисунков элементарным художественным требованиям.
«Творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно