Психическое здоровье как одно из условий успешного обучения младшего школьника
Автор: Еремеева Анастасия Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 Населённый пункт: Красный Сулин, Ростовская обл. Наименование материала: статья Тема: Психическое здоровье как одно из условий успешного обучения младшего школьника Раздел: начальное образование
как одно из условий успешного обучения младшего школьника
Долгое время проблема психического здоровья ребенка в отечественной медицине
и педагогике решалась как вопрос определения и поиска критериев нормы и патологии
психического развития и отделении больных детей от здоровых в процессе обучения. При
этом дети с дефектами и задержками развития, с различными психическими нарушениями
попадали в сферу внимания психиатров, дефектологоя, специализированных школ. Тогда
как
дети
без
выраженных
психических
отклонений
оказывались
вне
поля
зрения
специалистов. Обычная школа имела дело с условной массой усредненных учеников,
безликой и бесполой. Вместе с тем любому педагогу приходится сталкиваться в своей
практике с трудными, неординарными детьми, успеваемость и поведение которых не
укладываются в общепринятые рамки и внушают озабоченность и беспокойство. Не гово-
ря уже о том, что каждый человек в классе— это, целый мир со своими проблемами,
эмоциональными реакциями, особенностями психики.
На современном этапе развития современной школы можно отметить рост низкого
уровня
коммуникативной
компетентности,
что
находит
отражение
в
увеличении
количества
детей
с
высокой
социальной
и
межличностной
тревожностью.
Все
чаще
наблюдаются
случаи
отвержения
и
травли
детей
одноклассниками,
переживания
одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.
Неслучайно
в
последние
голы
намечается
тенденция
более
бережного
и
внимательного отношения к психике школьника. В школьных учреждениях повсеместно
расширяется
сеть
психологической
службы,
призванной
участвовать
в
охране
и
профилактике психического здоровья детей.
Что
же
такое
психическое
здоровье
младшего
школьника
и
какие
факторы
оказывают на него существенное влияние? Пол понятием "психическое здоровье" обычно
подразумевается
общее
состояние
и
функционирование
здоровой
психики,
что
проявляется
в
качестве
протекания
познавательных
процессов
(восприятия,
памяти,
внимания, мышления), в эмоциональных реакциях, в потребностях и желаниях, в на-
правленности личности, в поведении. В концепции психического здоровья заложены
также представления о степени социальной адаптации и личностной адекватности, о
компенсаторных возможностях и существовании резервных сил психики человека. Это
особенно важно иметь в виду при профилактике нарушений психического здоровья и
психологического сопровождения, которое обеспечивает изучение психического здоровья
учащихся
начальной
школы.
Для
того
чтобы
наши
дети
могли
стать
успешными,
необходимо постоянно вести наблюдения за их ростом и развитием.
Одна из основополагающих проблем касается процесса адаптации к школе. Особую
актуальность
она
приобретает
в
первом
классе.
Как
правило,
к
7
годам
у
ребенка
складывается
заинтересованность
и
общее
положительное
отношение
к
школе,
что
свидетельствует о его социальной зрелости, соответствующей возрасту, и готовности к
участию в учебном процессе. Однако, как бы ни было велико его желание учиться и как
бы ни был он хорошо подготовлен к школе, начало обучения — это всегда стресс,
вызванный сменой привычного стереотипа и возрастанием психической напряженности.
Меняется
очень
многое:
окружение,
"среда
обитания",
распорядок
дня,
нагрузки,
требования, статус. И, как при любом существенном жизненном изменении, в этом случае
необходим адаптационный период. В среднем проходит около полугода, пока вырабатыва-
ются
привычки
(рано
вставать,
не
опаздывать,
каждый
день
делать
уроки
и
т.п.),
формируются
новые
учебные
умения
и
навыки,
устанавливаются
отношения
со
сверстниками и учителями. Безусловно, эти процессы будут продолжаться и зависеть от
конкретных обстоятельств, личностных особенностей и способностей ребенка, условий
его домашнего воспитания. Но даже при отсутствии серьезных поводов для беспокойства
требуется время для того, чтобы ребенок начал привыкать к новой роли.
Некоторые дети приспосабливаются очень долго и иногда до конца начального
обучения не могут привыкнуть к требованиям школы. Они в первую очередь должны быть
объектом пристального внимания учителей и родителей.
Предлагаем методики, которые позволяют выделить тревожных детей, изучить
личностные
характеристики
ребенка,
оценить
самооценку
ребенка,
его
здоровье
и
самоощущение в мире
.
Тест «Какое у тебя здоровье?» ( для учащихся 4 классов)
Здоровье — нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного
организма. Насколько здоровый образ жизни ты ведешь, поможет узнать этот тест.
1. Регулярно ли ты ешь свежие фрукты и овощи?
Да — 3 балла, нет — 0.
2. Ограничиваешь ли себя в употреблении животных жиров?
Да — 5, нет — 0.
3. Регулярно ли ты ешь волокнистую пищу, хлеб грубого помола или из отрубей?
Да — 2, нет — 0.
4. Ограничиваешь ли ты себя в потреблении сахара?
Да — 3, нет — 0.
5. Умеешь ли ты отдыхать?
Да — 5, нет — 0.
6. Есть ли у тебя развлечения помимо учебы?
Да — 4, нет — 0.
7. Нравится ли тебе учиться?
Да — 4, нет — 0.
8. Есть ли у тебя друг, которому ты полностью доверяешь?
Да — 3, нет — 0.
9. Считаешь ли ты, что должен(на) более ответственно относиться к учебе?
Да — 0, нет — 2.
10. Считаешь ли, что должен(на) брать на себя меньше обязательств?
Да — 0, нет — 2.
11. Часто ли ты испытываешь скуку?
Да — 0, нет — 2.
12. Ты куришь?
Да — 0, нет — 6.
13. Употребляешь ли ты алкоголь?
Нет — 3, иногда — 2, каждый день — 0.
14. Регулярно ли ты делаешь зарядку?
Да — 2, нет — 0.
15.Бавает ли у тебя бессонница?
Да — 0, нет — 1.
16. Часто ли ты понапрасну беспокоишься или волнуешься?
Да — 0, нет — 5.
Подсчитай набранные баллы.
45-52 балла . Ты ведешь здоровый образ жизни. Твое здоровье не внушает опасений.
20-44 балла. Тебе необходимо изменить свой образ жизни. Постарайся сделать это как
можно скорее, иначе тебя ожидают неприятности.
0-19 баллов . Тебе следует всерьез задуматься над тем, какой образ жизни ты ведешь, и
постарайся изменить его немедленно. Твое здоровье в опасности.
Тест “Уровень агрессивности ребенка”(для родителей)
Каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1
балл.
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Показатели:
Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
Средняя агрессивность —7—14 баллов.
Низкая агрессивность —1—6 баллов.
Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и
взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее
чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности,
необходима помощь специалиста: психолога или врача.
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Цель методики : Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для
детей 6-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной
приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к
определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений
ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
Экспериментальный материал : 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для
девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик).
Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.
Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок
снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно
соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков
изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.
Проведение исследования : Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном
порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку
рисунок, исследователь дает инструкцию.
Инструкция.
Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или
печальное? Он (она) играет с малышами»
Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или
печальное?»
Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он
(она) одевается»
Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое
или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
печальное или веселое? Он (она) идет спать»
Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он
(она) в ванной»
Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или
печальное?»
Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное
или веселое?»
Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или
печальное? Он (она) убирает игрушки»
Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или
печальное? Он (она) со своими мамой и папой»
Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или
веселое? Он (она) ест».
Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица.
Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно
зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).
Образец протокола:
Имя: Никита .Возраст: 7 лет Дата: 14.11.2013г.
Рисунок
Высказывание
Выбор
Весело
е
Печальное
лицо
лицо
1. Игра с младшими детьми
Ему надоело играть
+
2. Ребенок и мать с младенцем
Гуляет с мамой, люблю гулять с
мамой
+
3. Объект агрессии
Хочется ударить его стулом.
У него грустное лицо
+
4. Одевание
Он пойдет гулять. Надо одеваться
+
5. Игра со старшими детьми
Потому что у него дети
+
6. Укладывание спать в
одиночестве
Я всегда беру спать игрушку
+
7. Умывание
Потому что он умывается
+
8. Выговор
Мама хочет уйти от него
+
9. Игнорирование
Потому что тут малыш
+
10. Агрессивность
Потому что кто-то отбирает игрушку
+
11. Собирание игрушек
Мама заставляет его, а он не хочет
+
12. Изоляция
Они не хотят играть с ним
+
13. Ребенок с родителями
Мама и папа гуляют с ним
+
14. Еда в одиночестве
Пьет молоко, и я люблю нить
молоко
+
Анализ результатов : Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и
качественному анализу.
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ),
который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов
(печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ =
Число эмоциональных негативных выборов
х100%
14
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Качественный анализ.
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно
возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации.
Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6
(«Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих
ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать
высоким ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях,
изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9
(«Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать
высоким или средним ИТ.
Как
правило,
наибольший
уровень
тревожности
проявляется
в
ситуациях,
моделирующих
отношения
ребенок-ребенок
(«Игра
с
младшими
детьми»,
«Объект
агрессии»,
«Игра
со
старшими
детьми»,
«Агрессивное
нападение»,
«Изоляция»).
Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок -
взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с
родителями»),
и
в
ситуациях,
моделирующих
повседневные
действия
(«Одевание»,
«Укладывание
спать
в
одиночестве»,
«Умывание»,
«Собирание
игрушек»,
«Еда
в
одиночестве»).
Иллюстративный материал к тесту тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
(для девочек)
Иллюстративный материал к тесту тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
( для мальчиков)
Тест “Уровень тревожности ребёнка”(для родителей и учителя)
Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1
балл
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество баллов, чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность — 15—20 баллов
Средняя — 7—14 баллов
Низкая — 1—6 баллов.
Тест “Рисунок несуществующего животного”
( для детей 6-7 лет)
Цель методики : Определить есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с
окружающим миром.
Для исследования необходимо: стандартный лист белой и простой карандаш средней
твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже
нежелательны.
Инструкция ребенку : придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его
несуществующим именем. Животное должно быть придумано именно им самим, создать
такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже
увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок.
После того, как рисунок будет готов, расспросить художника о том существе,
которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение
необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними
отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него
характер. Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на
изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают
от лица животного о своих проблемах.
Анализ рисунка (инструкция для учителя )
Расположение на листе.
В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее.
Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне
притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять,
что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение
неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и
самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать от того, что его
недооценили.
Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в
себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению - вот что свойственно
такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия,
если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к
удовлетворению возникающих у него потребностей.
Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии.
Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется "бунтарство" по отношению
к чему-то важному для рисующего.
Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что
ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других
претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим
"правящим". В этом случае "правящими" могут оказаться и родители, и учителя, и дети,
пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива.
Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность,
застенчивость, интроверсию.
Эти закономерности могут не работать, если рисунок выходит за край листа.
Признак дезадаптированности - недовольство своей ролью в коллективе, и на это
необходимо обратить особое внимание. Расположение рисунка - только один из критериев,
в процессе анализа .
Голова или заменяющие ее элементы.
Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то
художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда
принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и
осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться
результата.
Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к
размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и
не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая
ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности,
поэтому необходимо обратить на это внимание.
Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или
бесконтрольности в поведении.
Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко
ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.
Глаза.
Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает
постоянный страх.
Прорисовка ресниц - показатель заинтересованности в восхищении со стороны
окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.
Рот.
Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия
защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от
нападок окружающих.
Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа - большие
болтушки.
Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный -
признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.
Уши.
Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация
окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на
то, что о нем думают и говорят.
Дополнительные детали.
Рога - защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной - агрессия спонтанная
или защитно-ответная.
Перья - стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.
Грива, шерсть, подобие прически - чувствительность.
Лапы животного, постамент, опора и тому подобное нужно оценивать по форме и
соразмерности со всей фигурой.
Если
опорная
часть
основательна,
то
ребенок
обладает
рациональностью,
склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он
имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест,
который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.
О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует
изображение облегченной опорной части - маленькие лапки, например.
Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за
своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение - высокий уровень,
небрежное и слабое - склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем
мнении.
Бывает,
что
у
фигуры
появляются
части,
которые
возвышаются
над
общими
очертаниями рисунка. Это могут быть крылья, дополнительные конечности, щупальца,
детали
панциря,
перья...
Они
могут
служить
украшением
или
носить
утилитарный
характер. Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то
вида
деятельности
животного,
скорее
всего,
тестируемый
энергичен,
стремится
к
самоутверждению.
Декоративные
части
рисуют
дети,
стремящиеся
обратить
на
себя
внимание
окружающих.
Хвост (отражает самооценку ребенка).
Если он повернут влево - мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо
- действий и поведения.
Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость.
Опущенный вниз - недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о
сказанном и сделанном.
Разветвленные хвосты, несколько хвостов - зависимость или противоречивость
самооценки.
Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши - самооценка ребенка
сильно зависит от мнения окружающих.
Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого
панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности
психологической
защиты
ребенка.
Степень
агрессивной
защиты
характеризуется
наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том,
что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить,
запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, учителя.
Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок
боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится
в таком положении, боится потерять авторитет у детей.
Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой
ситуации и готовые к защите.
Линии
Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением
сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом,
рисует слабые, паутинообразные линии.
Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а
тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом,
чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что
если ребенок учится рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно,
штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.
Другие детали.
Необычные детали - например, вмонтированные в тело механические предметы -
могут быть признаком психопатологии или просто проявлением особой оригинальности,
как, впрочем, и отголоском чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой.
Название животного.
Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере
ребенка.
Рациональное
содержание
смысловых
частей
-
летающий
заяц,
бегокот
и
тому
подобное - говорит о рациональном складе ума ребенка.
Словообразования
с
книжно-научным,
латинским
окончанием
-
рептилиус
-
выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции.
Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном
отношении к окружающему.
Иронично-юмористичные - пузыроид, пельмеш - выражает такое же иронично-
снисходи-тельное отношение и к действительности.
Повторяющиеся
элементы
-
тру-тру,
кус-кус
-
возможно,
обозначают
инфантильность.
Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что,
возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.
Когда проанализированы все детали, выпишите их все, рассмотрите полученные
результаты и сведите их в одно целое. Полноценный психологический портрет,
невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика,
выявляет дезадаптацию ребенка в обществе.
В заключение своей статьи, хотелось бы сказать, что начало обучения в школе – это
новый и важный этап в воспитании и развитии ребёнка. Став школьником, он впервые
включается в систематическую, общественно значимую деятельность. Многие важные
черты
духовного мира ребёнка закладываются в начальных классах. Именно здесь он
получает основы систематических знаний. Здесь формируется его нравственный облик,
развивается характер, воля. Воспитание личности младшего школьника являет собой
создание условий для его самореализации как социального субъекта. Задача учителя –
создание среды обучающей,
воспитывающей, развивающей, создающей условия для
творческой реализации личности, самостоятельности и активности. Как же сделать так,
чтобы учёба вызывала прилив энергии, а обучение было в радость?
Возможность и эффективность педагогического влияния на процесс реализации
личности
младшего
школьника
определяется
стилем
педагогической
деятельности,
формой взаимодействия с ним учителя. На мой взгляд, высокая степень эффективности
педагогического
влияния
на
ученика
достигается
при
демократическом
стиле
педагогической
деятельности,
высшей
формой
проявления
которого
является
диалогическая форма общения, характеризуемая как субъект –субъектные отношения.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий
энергию
для
преодоления
трудностей,
желания
учиться.
На
уроках
наши
учителя
стараются, чтобы каждый
из учащихся пережил
радость достижения, осознал свои
возможности, поверил в себя. Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к школе
и учебным занятиям. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации
успеха
–
субъективное
переживание
удовлетворения
от
процесса
и
результата
самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается
рядом
операций,
которые
осуществляются
в
психологической
атмосфере
радости
и
одобрения,
создаваемые
вербальными
(речевыми)
и
невербальными
(мимико-
пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность
речи и корректность обращений, так же как и открытая поза и доброжелательная мимика,
создают
благоприятный
психологический
фон,
помогающий
ребёнку
справиться
с
поставленной
перед
ним
задачей.
Проявления
гуманного
отношения
к
детям,
перечисленные в качестве факторов образовательного
процесса, такие как любовь к
детям,
и
оптимистичная
вера
в
них,
отсутствие
прямого
принуждения,
приоритет
положительного
стимулирования,
терпимости
к
детским
недостаткам,
в
сочетании
с
проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на
ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику
учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого
уровня психологического здоровья.
Технологические операции создания ситуации успеха:
1.
Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных
силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и
ищем, только так может что-то получиться», «Контрольная работа довольно лёгкая,
этот материал мы с вами проходили»
2.
Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить
свою
твёрдую
убеждённость
в
том,
что
его
ученик
обязательно
справится
с
поставленной задачей.
Это внушает ребёнку уверенность в свои силы. «У вас
обязательно получится»
3.
Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершения
действий – помогает избежать поражения. «Возможно, лучше всего начать с …»
«Выполняя работу, не забудьте о …»
4.
Внесение мотива – показывает ради чего, ради кого совершается эта
деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Твоим товарищам без твоей
помощи не справиться»
5.
Персональная
исключительность
–
обозначает
важность
усилий
ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы..»,
«Только тебе я и могу доверить…»
6.
Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает
к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу», «Так
хочется поскорее увидеть…»
7.
Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не
результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то
объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось..»
С о з д а н и ю
п с и хо л о г и ч е с ко го
ко м ф о р т а
н а
у р о к е
с п о с о б с т в у е т
дифференцированный
подход
к
обучающимся.
На
уроках
учителя
начальной
школы
стараются дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество,
избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное
обучение позволяет каждому ученику работать в своём темпе, возможность справиться с
заданием,
способствует
повышению
интереса
к
учебной
деятельности,
формирует
положительные мотивы учения, тем самым сохраняя психическое здоровье ребёнка.