Напоминание

Метод устной контрольной работы


Автор: Волков Эдикт Константинович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Аликовская СОШ им. И.Я. Яковлева"
Населённый пункт: с. Аликово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Метод устной контрольной работы
Раздел: среднее образование





Назад





образовательные технологии

Устная контрольная

(контрольная – играючи)


Авторская разработка учителя

истории и обществознания МОУ «Аликовская СОШ им. И.Я. Яковлева» Волкова Эдикта Константиновича
Аликово 2016
11

Введение.
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук. Сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Работая в школе, нам всем приходилось сталкиваться как с общепризнанными достоинствами нашего образования, так и с его недостатками. О многих недостатках уже много сказано, и мне не хотелось мы на них останавливаться. Я хотел бы акцентировать внимание на проверочных работах, особенно на итоговых контрольных работах, которые мы все проводим в конце четверти или в конце большого и важного раздела. Из всех видов письменного контроля, имеющихся в арсенале современного учителя, наибольшее распространение и популярность приобрели тесты. Это легко объяснимое явление: тесты упрощают проверку, позволяют диагностировать уровень усвоения и степень осознанности знаний. С каждым годом всё большее количество учащихся проходит централизованное тестирование. Поэтому учителя должны готовить учащихся к новой форме проведения экзамена. Разумеется, тесты – это не только инструмент контроля. Задания такого типа способствуют и усвоению новой информации, и формированию интеллектуальных умений, и систематизации знаний. Основной недостаток тестов – опасность чрезмерного упрощения, 11
схематизации изучаемого. Абсолютизация любых средств преподавания, будь то использование опорных конспектов, схем, диаграмм, таблиц, графиков или тестов, может серьёзно исказить процесс усвоения гуманитарного знания, немыслимого без сложной игры нюансов, без неоднозначных интерпретаций и спорных суждений. Чтобы избежать подобной опасности, необходимо чувство меры, подсказывающее, когда и в каких количествах уместно использовать тесты. Поэтому в дополнение к тестовому контролю я провожу письменные работы по достаточно сложным вопросам, прямого ответа на которые нет в школьных учебниках. Возможны различные комбинации тестовых заданий, а также их использование в сочетании с контрольными вопросами, творческими заданиями и т.п. Сегодня в распоряжении учителя имеется обширный корпус учебно- методических пособий, содержащих тестовые задания практически по всему курсу отечественной истории. Поэтому нет необходимости приводить здесь авторские тесты в дополнение к опубликованным. Остановимся на других типах заданий, которые в отличие от тестов встречаются в пособиях гораздо реже. Это – вопросы к контрольным работам и творческие задания, которые используются мною уже более 10 лет. Они сообщаются учащимся в начале изучения темы вместе со списком литературы. Но на какие из предложенных вопросов каждый из них будет отвечать, учащиеся узнают только на контрольном уроке. Эффективность такого урока заключается в том, что пробуждается познавательный интерес к предмету, достигается высокая степень усвоения материала на основе эмоционального воздействия в процессе игры. К.А. Ушинский отмечал, что «в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания ... к такой врезавшейся в нас картине мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро». 11

Актуальность данной темы.


На сегодняшний день итоговые контрольные работы по социогуманитарным дисциплинам являются необходимой частью учебного плана, но они имеют существенные недостатки: 1. Затраты большого времени на проверку тетрадей. По сути, эта работа остается дополнительной нагрузкой для учителя, кроме всего данная деятельность учителя не оплачивается. 2. Вопросы в проверочной работе зачастую не затрагивают большого количества пройденного материала. 3. Необъективность оценки. Современные технологии позволяют детям быстро находить любую информацию и поделиться с ней с другими учащимися. 4. Практически полное отсутствие творческой деятельности на данном уроке. 5. Достаточно плоская шкала оценивания. Все учащиеся оцениваются в узких рамках: от «неуд» до «отлично». Резюмируя можно сказать, что контрольные работы стали необходимой рутиной, которая на сегодняшний день имеет много недостатков и является неэффективным способом проверки знаний учащихся. Разработанная и апробированная автором «Устная контрольная» должна решить некоторые вышеуказанные проблемы. Практическая значимость создания новой модели проверки знаний полностью соответствует концепции модернизации школы.
Цель работы:
Развитие у учащихся интеллектуальных способностей, повышение объективности оценок при проведении итоговых контрольных работ,.
Задача работы:
1. Анализ форм, методов и принципов организации итоговых проверочных 11
работ. 2. Конструирование научно-обоснованной системы проверки знаний в инновационной школе на основе модернизации традиционных и создания новых форм проверочных работ. 3. Превращение рутинной контрольной работы в игру - соревнование, яркое эмоциональное событие в жизни ученика. 4. Дифференцированная оценка знаний каждого ученика.
Проблема несовершенство методики контроля знаний.
Идеальной формой проведения контрольной работы по предмету является индивидуальная беседа учителя с учеником по всему пройденному материалу. Но реализовать это в практике невозможно. Контроль знаний практически везде проходит шаблонно: учитель создает несколько вариантов заданий и дальше дети отвечают на вопросы в тетради. В своей педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с несовершенством данной системы контроля знаний. Традиционные письменные контрольные по итогам четверти имеют большое количество недостатков: 1. Временные рамки стандартного урока не позволяют полноценно повторить весь пройденный материал. Получается, что часть вопросов остается в тени, и они больше не затрагиваются в процессе обучения. 2. Задания в контрольных работах мало побуждают ученика использовать логическое мышление. Здесь гораздо большее значение имеет знание фактического материала, но этот фактический материал зачастую быстро забывается. 3. Сложность объективной оценки. Достаточно трудно оценить фактические знания ученика по результатам контрольного среза. Причинами этого может быть тот факт, что ему может достаться вопрос, который он не 11
освоил в силу субъективных причин, ученик может благополучно списать ответ у соседа, подсмотреть в книге или других источниках информации. 4. Большое количество времени занимает проверка тетрадей. Данный вид деятельности всегда являлся дополнительной нагрузкой и неблагодарным т рудом для учителя, о собенно для у ч и т е л я социогуманитарных дисциплин. 5. Контрольные сами по себе превращаются в рутину и очень часто- через 3 – 4 дня, у учащихся стираются знания, накопленные к контрольным. Все вышеуказанные недостатки являются существенными, и пока современная наука ничего принципиального нового не предложила. В результате моей педагогической деятельности был создан механизм, позволяющий решить часть проблем. Данный вид контрольных не является единственным способом решения всех проблем, но за 12 лет практики он снискал любовь детей и родителей, а самое главное, при помощи его можно выработать у учеников быстроту мышления и умение лаконично выражать свою мысль.
Устная контрольная
В последнее время для проверки знаний, кроме тестов и творческих заданий, мною в практике применяется метод устной контрольной.

Главная задача, которой - решить вышеуказанные проблемы и позволить ученику в игровой форме повторить пройденный материал, получив соответствующие оценки. Важное значение имеет превращение рутинной контрольной работы по разделу в яркую, эмоциональную вспышку. По сути, эта контрольная представляет собой игру, где выигрышем является положительная оценка, личный рейтинг по данному предмету. А единственная возможность его заполучить – знание материала, быстрая реакция и творческое мышление. 11
Работа проходит в классе и не требует никакого оборудования, кроме планшета для учителя или того же журнала в роли планшета. Доска и тем более мультимедийное оборудование не требуется. Данная контрольная имеет несколько этапов проведения: 1. Подготовительная часть. 2. Контрольная – игра 3. Работа над ошибками. Исправление оценок. Подготовительная часть. Данный этап является самым сложным для учителя. Для успешного проведения этого мероприятия надо создать каталог вопросов ( около 100- 120), причем вопросы должны быть разбиты на три блока по сложности. И самое главное - надо все вопросы успеть озвучить и получить ответы на них. На все 45 минут. Очень неплохим подспорьем в процессе создания базы вопросов может сыграть интернет. Но нельзя забывать и учебник, и программу которым вопросы в контрольной работе должны соответствовать. Но по мере того, как база вопросов будет пополняться, учителю будет все проще готовиться к проверочной работе. Со временем этот этап деятельности будет занимать минимальное количество времени. Итак, возвратимся к трем блокам.
Блок «а»
Здесь должны быть вопросы повышенной сложности, требующие логических выводов, анализа. Кроме всего в этом блоке собираются вопросы несущие фундаментальные значения по данной теме и те, на которые надо дать достаточно развернутый и подробный ответ. Общее количество вопросов около 30-40. Например, так выглядят вопросы повышенной сложности по истории 11
Древнего мира – 5 класс. 1. Какие преимущества давало человеку его проживание в стаде? 2. Чем племя отличается от рода? ( назвать не менее трех признаков) 3. Какие 5 отличий имеет современный человек от австралопитека? 4. Какие категории населения Древнего Египта не выполняли государственные поручения? 5. Какие слои населения платили налоги на содержание войска? 6. Для чего древние египтяне ждали разлива реки Нил? 7. Почему быть писарем в Египте и почетно и очень трудно? 8. Периодичность разлива реки Нил привели к возникновению науки… 9. Для охоты на каких животных был придуман гарпун? В этом блоке вопросов за каждый правильный ответ можно поставить 1,5 баллов максимально. Все частично правильные ответы принимаются.
Блок «б»
Вопросы средней сложности, требующие знание ключевых понятий и терминов. За каждый ответ из этого блока – 1 балл. Например: 1. Как назывался крупный слон, покрытый шерстью? 2. Кто входил в совет старейшин? 3. Назовите древнейшее каменное орудие 4. Как назывался большой коллектив людей произошедших от одного человека? 5. Материал, из которого производили древнейшие орудия труда. 6. Как назывался первый металл, открытый людьми? 7. Как называли того, кто управлял племенем? 8. Когда появился современный человек? 9. На чем писали древние Египтяне?
Блок «в»
Вопросы, требующие односложного ответа состоящего из элементарных знаний. Это обычно термины, имена, даты. За каждый ответ - 0,5 баллов. Пример: Что означают нижеперечисленные слова? 1. Археология 2. Стадо 3. Рубило 11
4. Апоп 5. Геб 6. Нут 7. Бастет 8. Тот 9. Анибус 10. Амон Ра Контрольная - игра Данная часть является основной. К началу урока учитель должен распечатать вопросы и подготовить ведомость учета результатов контрольной работы. Ведомость выглядит следующим образом: Имя, фамилия учащегося Полученные баллы Резул ьтат Оценка Рейтинг Иванов А. Петрова С. Цой И. Ученики должны познакомиться с правилами игры. Правила. 1. Учитель спрашивает у того, кто первым поднял руку в классе. 2. За каждый правильный и полный ответ вы получаете баллы. 3. За грубые ошибки в ответе на вопрос учителя можно получить штрафные баллы. 4. Версии и предположения приветствуются и оцениваются положительно. 5. Оценка ученика зависит от работы его самого и всего класса. 6. Когда весь класс не может ответить на вопрос учителя, то класс теряет 11
«жизнь». 7. Потеряв 3 «жизни», максимальная оценка, которую может получить ученики, уменьшается на 1 балл. 8. Контрольная заканчивается: 1. После того как все получили оценки. 2. После того, когда класс потерял 9 «жизней». Ход контрольной работы со стороны выглядит очень просто: учитель задает вопрос – ученики поднимают руки. Преподаватель спрашивает того ученика, который первым поднял руку. При получении правильного ответа ученик зарабатывает свои баллы: от 0,5 до 1,5 в зависимости от полноты и правильности ответа. Детям очень нравиться соревноваться между собой, причем это происходит вне зависимости от возраста. Дети и в 10, 11 классе с удовольствием участвуют такого рода проверочных работах. По мере увеличения количества положительных баллов ученики получают свои оценки. Набрав 5 баллов, первые ученики завершают контрольную работу. Здесь мы выделяем отличников по рейтингу: первый набравший «5» баллов поучает лучшую по рейтингу пятерку, можем её назвать «золотой», потом идет «серебренная», потом «бронзовая». По мере прекращения участия в данном контрольном «отличников - шустриков» класс начинает испытывать трудности в ответах. Начинаются ошибки, класс теряет «жизни» и наступает момент, когда учитель объявляет, что после последнего вопроса, на которого он не смог поучить ответ, в классе оценку «5» никто не может получить. После этого сложные вопросы из блока «а» не задаются, переходим к блоку «б». Ребята, уже имея набранные баллы, продолжают отвечать на вопросы учителя, но они могут рассчитывать только на оценку « 4». Далее все повторяется по вышеописанной схеме – получаем свои 4 балла и оценку «4», первые получают «золотую» четверку и т.д. По мере выхода – получения оценок «хорошистами» остаются только «троечники». Для них все по той же схеме: используя набранные баллы, они 11
пытаются отвечать на самые простые вопросы. Набрав по 3 балла они получают свои оценки. Так ближе к звонку в классе без оценок остается только особый контингент, контингент учеников, которые не смогли набрать даже 2,5 баллов. Всем им объявляется, что они не справились с контрольной, но вот до числа Х они могут пересдать в индивидуальном порядке. Тем более, что в течении урока зачитаны все 100 - 120 вопросов и в классе прозвучали ответы на них. Работа над ошибками Далее следует исправление оценок. Объявляется период времени, в ходе которого можно будет пересдавать данную контрольную, и в этом случае ученик сдает индивидуально по всей пройденной теме. Обычно это единицы, так как, зная, что придется сдавать устно, дети пытаются избежать этого.
Некоторые выводы:
Надо учесть, что у вышеуказанной разработки есть как положительные, так и отрицательные стороны. Последние, на мой взгляд, не столь существенны. К наиболее явным отрицательным сторонам данной методики можно отнести: 1. Ученики с невысокой реакцией зачастую не успевают отвечать на вопросы. Но по моим наблюдениям таковых не более 5% учеников. Тем более, что всегда есть возможность пересдать данную контрольную. 2. Зачастую сильные ученики уже после 10-15 минут работы зарабатывают свои 5 баллов и в дальнейшем они ничем не заняты. Хотя первыми почти всегда бывают отличники, а вот отличникам 11
всегда есть чем заняться. Но игровая форма проведения позволяет даже в пассивном состоянии с большим интересом наблюдать за работой класса. Внимательно слушать вопросы, сопереживать. Или их можно вовлечь в судейскую коллегию. Они будут определять кто самый быстрый и правильный. Положительных сторон гораздо больше: 1. Возможность в течение контрольной работы повторить весь материал полностью. Причем, практически каждое, даже незначительное событие или факт будет непременно упомянут. 2. Эмоциональное напряжение позволяет акцентировать внимание учеников на информации, это в свою очередь способствует запоминанию информации на бессознательном уровне. 3. Соревновательная ф о рм а заставляет мобилизовать ресурсы учащегося и проявляет и укрепляет чувство лидерства и чувство ответственности. 4. Ув е л и ч и в а е т с я с ко р о с т ь мышления. 5. Объективность оценки. 6. Э ф ф е к т и в н ы й с п о с о б активизировать память. Каждый ответ, полученный за счет того, что ученик сумел быстрее всех ответить, глубоко и надолго врезается в память учащихся. 7. Обеспечение выставления объективной оценки знаний. Надо заметить, что ученик и сам может реально оценить свои знания. 8. Большое пространство для коррекции уровня сложности в зависимости с уровнем класса. 9. Удобство для учителя и для учеников, так как уже к концу урока все узнают свои оценки. Причем выставление оценок открытая и обьективная. Споров практически никогда не вызывает. 11
10. Учителю не надо заниматься проверкой тетрадей. 11. Не надо проводить работу по разбору контрольной работы. 12. Данная контрольная несет в себе и воспитательный характер. При появлении ситуации, когда решается вопрос о петере или сохранении «жизни» (из – за отсутствия ответов ) ученики чувствуют ответственность перед классом. И каждый пытается дать возможность себе и всему классу остаться на данном оценочном уровне. Таким образом, воспитывается чувство ответственности и в некоторой мере коллективизм, увеличивается сплоченность класса. 13. Н и к а к и х п р о б л е м с дисциплиной. Так как в любой игре судья всегда прав, так и здесь – учитель всегда прав. Все положительные стороны имеют место быть. И в ходе моей практики использования данной методики мне удалось качественно увеличить знания учеников по моим предметам. В ходе мониторинга было установлено, что учащиеся, сталкивающиеся с данной методикой, показывают знания на 20 – 30 % больше, чем другие. Наиболее приемлемой формой подготовки к контрольным является работа на компьютере. Создается папка, в которую постоянно можно вводить новую информацию и корректировать ее в зависимости от появления новых учебников и программ. Но при наличии всех положительных сторон не надо, на мой взгляд, увлекаться этим методом. Так как ученик должен уметь не только быстро находить решения, но и уметь проводить более фундаментальные работы. По этому надо варьировать устные контрольные с практическими работами. 11


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!