Сопровождение и сотрудничество как формы педагогического наставничества
Автор: Кириллова Ирина Олеговна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №198" Населённый пункт: г.Северск Томской области Наименование материала: статья Тема: Сопровождение и сотрудничество как формы педагогического наставничества Раздел: начальное образование
Сопровождение и сотрудничество как базовые категории
современного педагогического наставничества
Кириллова Ирина Олеговна,
учитель МБОУ «СОШ №198»
Профессия
учителя
зачастую
определяет
не
только
особенности
профессиональной деятельности, но и образ жизни человека, её избравшего.
Учительство – жизнь, посвящённая детям. Учитель – образец для подражания
в
любой
житейской
ситуации.
Предназначение
учительства
традиционно
определялось
как
утверждение
высоких
нравственных
идеалов
в
жизни
общества,
как
сохранение
культурно-исторической
преемственности,
как
живая связь времен и поколений.
Как воспитать учителя? Достаточны ли для этого знания методики
предмета
или
навыки
организации
работы
с
детьми?
Вырастет
ли
из
вчерашнего студента завтрашний учитель? Сможет ли он сформироваться сам
или этому нужно способствовать извне?
Школьное
наставничество
сегодня
-
это
разновидно сть
индивидуальной
воспитательной
работы
с
учителями,
не
имеющими
трудового
стажа
педагогической
деятельности
в
образовательных
учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, на которой
они
не
имеют
опыта
работы.
Целью
школьного
наставничества
в
образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям
в
их
профессиональном
становлении,
а
также
формирование
в
школе
кадрового ядра.
Наставничество
устанавливается
над
следующими
категориями
сотрудников образовательного учреждения:
· впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими
трудового
стажа
педагогической
деятельности
в
образовательных
учреждениях;
· выпускниками очных высших и средних специальных учебных
заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению;
·
выпускниками
непедагогических
профессиональных
образовательных
учреждений,
завершивших
очное,
заочное
или
вечернее
обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в
образовательных учреждениях;
· учителями, переведенными на другую работу, если выполнение
ими
служебных
обязанностей
требует
расширения
и
углубления
профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
· учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для
проведения уроков по определенной тематике.
Задача
наставника
–
помочь
молодому
учителю
реализовать
себя,
развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Но
при
назначении
наставника
администрация
образовательного
учреждения
должна
помнить,
что
наставничество
–
это
общественное
поручение,
основанное
на
принципе
добровольности,
и
учитывать
следующее:
педагог-
наст авник
должен
обладать
в ы с о к и м и
профессиональными
качествами,
коммуникативными
способностями,
пользоваться
авторитетом
в
коллективе
среди
коллег,
учащихся
(воспитанников), родителей.
Какими именно качествами должен обладать наставник?
Независимо от сферы приложения своей наставнической деятельности
специалисты выделяют следующие необходимые качества наставника:
•
является
профессионалом
в
своем
деле,
обладает
хорошей
теоретической
базой,
практическими
навыками
и
достаточным
опытом
работы;
•
всегда находит контакт с наставляемыми и,
в первую очередь,
заботится о создании благоприятной обстановки для работы;
• полностью понимает цели наставничества
(как для наставляемого,
так и для учреждения) и получает нужный результат;
•
составляет
четкие,
прозрачные
и
достижимые
планы
работы
с
наставляемым;
•
находит интересные, нестандартные формы постановки задач для
наставляемых, в том числе с учетом их индивидуальных особенностей и
интересов;
•
владеет
разнообразными
методиками
педагогической
работы
и
применяет
их
в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями
наставляемых;
•
постоянно занимается своим саморазвитием, поиском новых форм
обучения и развития;
•
имеет
высокую
степень
заинтересованности
в
воспитании
специалиста и передаче ему своего опыта.
Традиционными
формами
работы
наставника
являются
совместное
планирование
педагогической
деятельности
(от
составления
календарно-
тематического
плана
на
год
до
плана
конкретного
урока,
занятия,
мероприятия),
взамопосещение
уроков
и
занятий
с
их
последующим
анализом
(вычленение
сильных
и
слабых
сторон
деятельности
как
наставника, так и молодого специалиста – элементы коучинга), работа по
самообразованию (поиск общих профессиональных интересов – элементы
тьюторинга),
отработка
конкретных
профессиональных
приёмов
на
модельных занятиях (шлифовка мастерства – элементы менторинга).
Отдельным видом педагогического наставничества, отличающимся от
воспитания, образования, обучения, несущим особый педагогический смысл
становится сопровождение. Сущность и своеобразие сопровождения связано
с
оказанием
помощи
в
саморазвитии
и
осуществлении
самостоятельных
профессиональных
действий
молодому
специалисту.
Педагогическое
сопровождение, по мнению М.В. Шакуровой, это «вспомогательный процесс
становления и развития социокультурной идентичности личности, имеющий
конкретные
задачи
и
обеспечивающий
основной
процесс
необходимыми
ресурсами и структурами».
Собственно сопровождение профессионального становления молодого
специалиста может выстраиваться в различных подходах:
с о п р о в о ж д е н и е
с а м о о п р е д е л е н и я
и
т в о р ч е с к о й
индивидуальности;
сопровождение развития субъектности и качества продуктивной
деятельности человека;
сопровождение
ценно стно-смысловой
ориентации
и
м е ж л и ч н о с т н о го
в з а м од е й с т в и я
в
с о от в е т с т в и и
с
профессиональными и социальными требованиями;
сопровождение
профессиональной
адаптации,
создание
благоприятных
условий
для
социализации
личности
в
коллективе.
Таким образом, сопровождение является одной из базовых категорий
современного
наставничества,
особым
гуманистически
ориентированным
процессом
оказания
помощи
молодому
специалисту.
Сопровождение
способствует
развитию
самоопределения,
повышению
каче ства
самостоятельной деятельности, решению профессиональных и жизненных
проблем субъектов образовательного процесса.
Литература
1. Барыбина, И.А. Организация наставничества в школе / И.А. Барыбина //
Справ. педагога-психолога. Школа. – 2012. – №7. – 67 c.
2. Дворядкина, Д.А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной
школе: Материалы IV Международной студенческой электронной научной
конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2012
года / Д.А. Дворядкина. – Ростов на/Д, 2012. – 35 с.
3. Зарина, Г.Д. Адаптация молодого специалиста / Г.Д. Зарина // Директор шк.
– 2009. – №2. – 84c.