Напоминание

Сопровождение и сотрудничество как формы педагогического наставничества


Автор: Кириллова Ирина Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №198"
Населённый пункт: г.Северск Томской области
Наименование материала: статья
Тема: Сопровождение и сотрудничество как формы педагогического наставничества
Раздел: начальное образование





Назад





Сопровождение и сотрудничество как базовые категории

современного педагогического наставничества
Кириллова Ирина Олеговна, учитель МБОУ «СОШ №198» Профессия учителя зачастую определяет не только особенности профессиональной деятельности, но и образ жизни человека, её избравшего. Учительство – жизнь, посвящённая детям. Учитель – образец для подражания в любой житейской ситуации. Предназначение учительства традиционно определялось как утверждение высоких нравственных идеалов в жизни общества, как сохранение культурно-исторической преемственности, как живая связь времен и поколений. Как воспитать учителя? Достаточны ли для этого знания методики предмета или навыки организации работы с детьми? Вырастет ли из вчерашнего студента завтрашний учитель? Сможет ли он сформироваться сам или этому нужно способствовать извне? Школьное наставничество сегодня - это разновидно сть индивидуальной воспитательной работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, на которой они не имеют опыта работы. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения: · впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
· выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению; · выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях; · учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; · учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков по определенной тематике. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог- наст авник должен обладать в ы с о к и м и профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Какими именно качествами должен обладать наставник? Независимо от сферы приложения своей наставнической деятельности специалисты выделяют следующие необходимые качества наставника: • является профессионалом в своем деле, обладает хорошей теоретической базой, практическими навыками и достаточным опытом работы; • всегда находит контакт с наставляемыми и, в первую очередь, заботится о создании благоприятной обстановки для работы; • полностью понимает цели наставничества (как для наставляемого, так и для учреждения) и получает нужный результат;
• составляет четкие, прозрачные и достижимые планы работы с наставляемым; • находит интересные, нестандартные формы постановки задач для наставляемых, в том числе с учетом их индивидуальных особенностей и интересов; • владеет разнообразными методиками педагогической работы и применяет их в соответствии с индивидуальными особенностями наставляемых; • постоянно занимается своим саморазвитием, поиском новых форм обучения и развития; • имеет высокую степень заинтересованности в воспитании специалиста и передаче ему своего опыта. Традиционными формами работы наставника являются совместное планирование педагогической деятельности (от составления календарно- тематического плана на год до плана конкретного урока, занятия, мероприятия), взамопосещение уроков и занятий с их последующим анализом (вычленение сильных и слабых сторон деятельности как наставника, так и молодого специалиста – элементы коучинга), работа по самообразованию (поиск общих профессиональных интересов – элементы тьюторинга), отработка конкретных профессиональных приёмов на модельных занятиях (шлифовка мастерства – элементы менторинга). Отдельным видом педагогического наставничества, отличающимся от воспитания, образования, обучения, несущим особый педагогический смысл становится сопровождение. Сущность и своеобразие сопровождения связано с оказанием помощи в саморазвитии и осуществлении самостоятельных профессиональных действий молодому специалисту. Педагогическое сопровождение, по мнению М.В. Шакуровой, это «вспомогательный процесс становления и развития социокультурной идентичности личности, имеющий конкретные задачи и обеспечивающий основной процесс необходимыми ресурсами и структурами».
Собственно сопровождение профессионального становления молодого специалиста может выстраиваться в различных подходах:  с о п р о в о ж д е н и е с а м о о п р е д е л е н и я и т в о р ч е с к о й индивидуальности;  сопровождение развития субъектности и качества продуктивной деятельности человека;  сопровождение ценно стно-смысловой ориентации и м е ж л и ч н о с т н о го в з а м од е й с т в и я в с о от в е т с т в и и с профессиональными и социальными требованиями;  сопровождение профессиональной адаптации, создание благоприятных условий для социализации личности в коллективе. Таким образом, сопровождение является одной из базовых категорий современного наставничества, особым гуманистически ориентированным процессом оказания помощи молодому специалисту. Сопровождение способствует развитию самоопределения, повышению каче ства самостоятельной деятельности, решению профессиональных и жизненных проблем субъектов образовательного процесса.
Литература
1. Барыбина, И.А. Организация наставничества в школе / И.А. Барыбина // Справ. педагога-психолога. Школа. – 2012. – №7. – 67 c. 2. Дворядкина, Д.А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной школе: Материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2012 года / Д.А. Дворядкина. – Ростов на/Д, 2012. – 35 с. 3. Зарина, Г.Д. Адаптация молодого специалиста / Г.Д. Зарина // Директор шк. – 2009. – №2. – 84c.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!