Автор: Макарова Татьяна Олеговна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д/с " Лучик" Населённый пункт: город Балашов, Саратовская область Наименование материала: Статья Тема: Способы поддержки детской инициативы Раздел: дошкольное образование
Способы поддержки детской инициативы.
(I младшая группа )
В соответствии с психолого- педагогическими требованиями ФГОС ДО в
образовательном
процессе
ребёнок
и
взрослые
(педагоги,
родители,
медицинский
персонал)
выступают
как
субъекты
педагогической
деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы
их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир. Детям
предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов
деятельности,
выбор
которых
осуществляется
при
участии
взрослых
с
ориентацией на интересы, способности ребёнка. Ситуация выбора важна для
дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни
часто сталкиваться с необходимостью выбора. Наша задача в этом случае —
помочь
ребёнку
определиться
с
выбором,
направить
и
увлечь
его
той
деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени
может
удовлетворить
свои
образовательные
интересы
и
овладеть
определёнными способами деятельности, с другой — мы можем решить
собственно педагогические задачи. Уникальная природа ребёнка дошкольного
возраста
может
быть
охарактеризована
как
деятельностная.
Включаясь
в
разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир
самостоятельно за счёт возникающих инициатив. Все виды деятельности,
предусмотренные
программой
МДОУ,
используются
в
равной
степени
и
моделируются
в
соответствии
с
теми
задачами,
которые
реализуем
в
совместной
деятельности,
в
режимных
моментах
и
др.
Важно
владеть
способами поддержки детской инициативы. Взрослым необходимо научиться
тактично
сотрудничать
с
детьми:
не
стараться
всё
сразу
показывать
и
объяснять, не преподносить сразу какие- либо неожиданные сюрпризные,
шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом
догадывались
самостоятельно,
получали
от
этого
удовольствие.
Обязательным
условием
взаимодействия
педагога
с
ребёнком
является
создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами
деятельности
и
общения,
способствующей
формированию
таких
качеств
личности,
как:
активность,
инициативность,
доброжелательность
и
др.
Важную
роль
здесь
играет
сезонность
и
событийность
образования
дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем
больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка,
в его эмоциональном развитии. Приоритетной сферой проявления детской
инициативы
в
этом
возрасте
является
исследовательская
деятельность
с
предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного
опыта, восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы
мы в своей работе
даем
детям самостоятельность во всем, что не
представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать
собственные замыслы. Также мы:
- отмечаем и приветствуем даже самые минимальные успехи детей;
- не критикуем результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
- формируем у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные
занятия;
-приучаем свободно пользоваться игрушками и пособиями;
- знакомим детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского
сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
- побуждаем детей к разнообразным действиям с предметами, направленным
на
ознакомление
с
их
качествами
и
свойствами
(вкладыши,
разборные
игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
- поддерживаем интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в
разные режимные моменты;
- устанавливаем простые и понятные детям нормы жизни группы,
- четко исполняем правила поведения всеми детьми;
-
проводим
все
режимные
моменты
в
эмоционально
положительном
настроении, избегая ситуации спешки и потарапливания детей;
-
поощряем
занятия
двигательной,
игровой,
изобразительной,
конструктивной
деятельностью,
выражаем
одобрение
любому
результату
труда ребенка.
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все
знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение
окружающего
мира,
он
смотрит
вокруг
на
происходящее
с
восторгом
и
удивлением
и
открывает
для
себя
чудесный
мир,
где
много
интересных
предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. В
свою очередь детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной
деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать,
конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами
является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в
детском
саду.
Самостоятельная
деятельность
детей
протекает
преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня. Все
виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме
самостоятельной инициативной деятельности.
В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность
в
познавательном
общении
со
взрослыми,
о
чем
свидетельствуют
многочисленные вопросы, которые задают дети. Мы в своей деятельности
поощряем
познавательную
активность
каждого
ребенка,
развиваем
стремление
к
наблюдению,
сравнению,
обследованию
свойств
и
качеств
предметов.
Мы
проявляем
внимание
к
вопросам
детей,
побуждаем
и
поощряем
их
познавательную
активно сть,
создавая
си туац и и
самостоятельного
поиска
решения
возникающих
проблем.
А
также,
показывает детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить
обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в
мимике
и
жестах
проявление
яркого
эмоционального
состояния
людей.
Своим
одобрением
и
примером
мы
поддерживаем
стремление
к
положительным
поступкам,
способствует
становлению
положительной
самооценки, которой ребенок начинает дорожить. Младшие дошкольники —
это
в
первую
очередь
деятели,
а
не
наблюдатели.
Опыт
активной
разнообразной
деятельности
составляет
важнейшее
условие
их
развития.
Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он
получил
возможность
участвовать
в
разнообразных
делах:
в
играх,
двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств
предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в
творчестве
(имитации,
подражание
образам
животных,
танцевальные
импровизации и т. п.).
Таким
образом,
правильно
организованная
предметная
среда
и
ее
содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное
взаимодействие
с
родителями,
организация
совместной
практической
деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и
развития детской инициативы.