Напоминание

Способы поддержки детской инициативы


Автор: Макарова Татьяна Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с " Лучик"
Населённый пункт: город Балашов, Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Способы поддержки детской инициативы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Способы поддержки детской инициативы. (I младшая группа ) В соответствии с психолого- педагогическими требованиями ФГОС ДО в образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир. Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка. Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Наша задача в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — мы можем решить собственно педагогические задачи. Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив. Все виды деятельности, предусмотренные программой МДОУ, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализуем в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Важно владеть способами поддержки детской инициативы. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие- либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие. Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является
создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии. Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта, восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы мы в своей работе даем детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы. Также мы: - отмечаем и приветствуем даже самые минимальные успехи детей; - не критикуем результаты деятельности ребенка и его самого как личность; - формируем у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; -приучаем свободно пользоваться игрушками и пособиями; - знакомим детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности; - побуждаем детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру); - поддерживаем интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты; - устанавливаем простые и понятные детям нормы жизни группы,
- четко исполняем правила поведения всеми детьми; - проводим все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегая ситуации спешки и потарапливания детей; - поощряем занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражаем одобрение любому результату труда ребенка. Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. В свою очередь детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня. Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности. В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Мы в своей деятельности поощряем познавательную активность каждого ребенка, развиваем стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Мы проявляем внимание к вопросам детей, побуждаем и поощряем их познавательную активно сть, создавая си туац и и самостоятельного поиска решения возникающих проблем. А также, показывает детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить
обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением и примером мы поддерживаем стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить. Младшие дошкольники — это в первую очередь деятели, а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.). Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской инициативы.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!