Автор: Мерзлякова Надежда Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска детский сад №52 "Самолётик" Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Неделя здоровья в детском саду Раздел: дошкольное образование
Цель
:
Неделя
здоровья
посвящена
физкультурно
-
оздоровительной
работе
,
внедрению
в
педагогический
процесс
здоровье
сберегающих
технологий
,
формирование
у
детей
способности
к
выработке
потребности
в
ЗОЖ
.
Участники
:
воспитатели
,
дети
,
родители
.
Девиз
недели
:
"
Здоровье
—
это
вершина
,
которую
должен
каждый
покорить
сам
" (
восточная
мудрость
)
Понедельник
Девиз
дня
: «
В
здоровом
теле
–
здоровый
дух
»
Беседа
«
Что
такое
ЗОЖ
»
Чтение
художественной
литературы
К
.
И
.
Чуковский
«
Айболит
»
Сюжетно
ролевая
игра
«
Больница
».
Консультация
для
родителей
«
Пальчиковые
игры
с
нестандартным
оборудованием
»
Вторник
Девиз
дня
: «
Мы
есть
то
,
что
мы
едим
»
Чтение
стихотворения
Ю
.
Тувима
«
Овощи
»
Дидактическая
игра
«
Полезная
и
вредная
еда
»
Дидактическая
игра
«
Определи
на
ощупь
»
Беседа
«
Витамины
и
полезные
продукты
» (
рассказать
о
пользе
витаминов
и
их
значении
для
здоровья
человека
)
Рекомендации
для
родителей
«
Аллергия
у
детей
»
Среда
Девиз
дня
: «
Сохраним
душевное
здоровье
»
Беседа
«
Ребята
давайте
жить
дружно
»
Игра
«
Водяной
»
Минутки
релаксации
и
психогимнастики
Рекомендации
для
родителей
«
Как
научить
детей
дружить
»
Четверг
Девиз
дня
: «
Гигиена
—
подруга
здоровья
»
Беседа
«
Чистота
залог
здоровья
»
Презентации
для
детей
«
У
здоровья
есть
враги
,
с
ними
дружбы
не
води
», «
Как
устроен
человек
? »
Чтение
: «
Девочка
чумазая
»
А
.
Барто
Рекомендации
для
родителей
«
Формирование
гигиенических
навыков
у
детей
дошкольного
возраста
»
Пятница
Девиз
дня
: «
Движение
—
кладовая
жизни
»
Беседы
о
спорте
Рассматривание
альбома
«
Виды
спорта
»
Спортивный
досуг
(
между
старшими
группами
)
Выбираем
спортивную
секцию
с
умом
(
советы
любящим
родителям
)
НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ
Приложение
Консультация
для
родителей
«
Пальчиковые
игры
с
нестандартным
оборудованием
»
Чистый
Ёж
(
с
мячиком
)
Дождик
вылился
из
тучки
,
(
Дети
берут
мячик
в
любую
руку
и
«
прыгают
»
им
по
ладони
другой
руки
,
затем
меняют
руки
.)
Вымыл
ежику
колючки
.
Еж
доволен
-
сыт
,
умыт
,
(
Катают
мячик
в
руках
,
делая
движения
вперёд
–
назад
,
вправо
–
влево
между
ладонями
)
На
кроватке
сладко
спит
!
(
Дети
кладут
мячик
на
правую
ладонь
и
накрывают
мячик
левой
ладонью
.)
Ежонок
.
На
жаре
в
лесу
спросонок
Умывается
ежонок
.
(
Дети
катают
мячик
в
руках
,
делая
движения
вперёд
–
назад
,
вправо
–
влево
между
ладонями
.)
Мать
ежиха
таз
берёт
,
Мордочку
ежонку
трёт
.
(
Дети
кладут
мячик
на
правую
ладонь
.
Каждым
пальцем
левой
руки
поочерёдно
нажимают
на
бугорки
мячика
,
затем
меняют
руки
.)
Весёлая
поездка
(
с
бигуди
)
На
ладошке
ехали
,
до
угла
доехали
Сели
на
машину
,
(
Дети
катают
бигуди
между
ладонями
вперед
-
назад
,
руки
держат
перед
собой
.
Дети
кладут
бигуди
на
колени
или
на
любую
ровную
поверхность
. )
Налили
бензину
.
(
Выполняют
логопедическое
упражнение
«
Индюк
»)
На
машине
ехали
,
до
реки
доехали
,
Тр
-
р
-
р
.
Стоп
.
Разворот
.
(
Катают
бигуди
между
ладонями
вперед
-
назад
,
руки
держат
перед
собой
.
Перестают
катать
и
переворачивают
бигуди
)
На
реке
-
пароход
!
Пароходом
ехали
,
До
горы
,
доехали
.
Пароход
не
везёт
.
(
Катают
бигуди
между
ладонями
вперед
-
назад
,
руки
держат
перед
собой
. )
Надо
сесть
в
самолет
,
самолет
летит
В
нем
мотор
гудит
-
У
-
у
-
у
-
у
-
у
-
у
-
у
-
у
-!
(
Катают
бигуди
между
ладонями
вперед
-
назад
,
руки
направляют
вверх
над
головой
. )
Мальчик
с
пальчик
(
с
резинками
для
волос
)
-
Мальчик
с
пальчик
,
где
ты
был
?
(
Дети
«
здороваются
»,
дотрагиваясь
указательными
пальцами
обеих
рук
.)
-
Долго
по
лесу
бродил
!
(
Указательные
и
средние
пальцы
обеих
рук
«
шагают
»
по
любой
ровной
поверхности
.)
Затем
дети
надевают
резинку
для
волос
на
каждый
палец
руки
.
Начиная
с
большого
пальца
и
заканчивая
мизинцем
,
затем
меняют
руки
.
Встретил
я
медведя
,
(
Надевают
резинку
на
большой
палец
)
Волка
, (
на
указательный
),
дятла
, (
на
средний
),
зайку
, (
на
безымянный
),
ёжика
в
иголках
! (
на
мизинец
)
Теперь
надевают
резинку
на
пальцы
другой
руки
.
Встретил
белочку
, (
на
большой
палец
),
синичку
, (
на
указательный
),
лося
, (
на
средний
),
мышку
и
(
на
безымянный
),
лисичку
! (
на
мизинец
).
Кто
живёт
в
моей
квартире
?
(
Дети
берут
в
руки
зубную
щётку
)
Раз
,
два
,
три
,
четыре
,
пять
–
Кто
живёт
в
моей
квартире
?
(
Дети
под
счёт
растирают
щёткой
подушечки
пальцев
любой
руки
,
начиная
с
большого
пальца
и
заканчивая
мизинцем
)
Раз
,
два
,
три
,
четыре
,
пять
–
(
Дети
растирают
щёткой
ладонь
.
Под
счёт
растирают
щёткой
подушечки
пальцев
другой
руки
,
начиная
с
большого
пальца
и
заканчивая
мизинцем
)
Всех
могу
пересчитать
:
(
Дети
растирают
щёткой
ладонь
)
Папа
, (
растирают
большой
палец
),
мама
(
растирают
указательный
),
брат
(
растирают
средний
),
сестрёнка
(
растирают
безымянный
),
кошка
Мурка
(
растирают
мизинец
).
Перекладывают
щётку
в
другую
руку
.
Два
котёнка
, (
растирают
большой
палец
),
мой
щегол
(
растирают
указательный
)
бурундучок
(
растирают
средний
),
сверчок
(
растирают
безымянный
)
И
я
! (
растирают
мизинец
).
Сгибают
и
разгибают
пальцы
обеих
рук
.
Вот
и
вся
моя
семья
!
Пернатые
(
с
прищепками
)
Наши
уточки
с
утра
:
–
Кря
-
кря
-
кря
!
Наши
гуси
у
пруда
:
–
Га
-
га
-
га
А
индюк
среди
двора
:
–
Бал
-
бал
-
бал
Наши
курочки
в
окно
:
–
Ко
-
ко
-
ко
!
А
как
Петя
-
петушок
Ранним
утром
поутру
Нам
споет
«
Ку
-
ка
-
ре
-
ку
!”
(
Дети
бельевой
прищепляют
ногтевые
фаланги
пальцев
правой
,
а
затем
левой
руки
на
каждый
ударный
слог
–
от
большого
пальца
к
мизинцу
).
Комары
Что
за
маленькие
злюки
искусали
наши
руки
,
Покусали
наши
лица
,
Так
,
что
нам
теперь
не
спится
?
И
,
жужжа
,
над
нами
вьются
,
В
наши
руки
не
даются
!
Злые
,
словно
крокодилы
,
Львы
,
гиены
и
мандрилы
!
Летуны
ночной
поры
,
А
зовут
их
комары
!
(
Дети
бельевой
прищепляют
ногтевые
фаланги
пальцев
правой
,
а
затем
левой
руки
на
каждый
ударный
слог
–
от
большого
пальца
к
мизинцу
).
Рекомендации
для
родителей
по
профилактике
детских
конфликтов
«
Как
научить
детей
дружить
»
Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни ребенка дошкольного возраст,
умение общаться – одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей
социализации ребенка.
Отдавая ребенка в детский сад, родители часто уверены, что там-то он и научится общаться,
приобретет друзей. Но нередко именно с этим возникают проблемы. Неудачно сложившиеся
взаимоотношения в группе детского сада могут привести к стойким нарушениям в сфере
общения. Дети достаточно часто конфликтуют, им тяжело согласовывать свои действия,
уступать
другим,
сопереживать.
В
конфликтных
ситуациях
ребенок
видит
только,
что
сверстник ему мешает в достижении его целей (ломает постройку, хочет забрать игрушку).
Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста еще не понимает, что другой ребенок –
это личность, со своими чувствами, интересами.
Особенности
общения
детей
со
сверстниками
меняются
с
возрастом.
Обычно
в
раннем
возрасте малыши с удовольствием начинают играть со сверстниками, но хватает их ненадолго,
и игра часто заканчивается слезами. К концу дошкольного детства возникают конфликты по
поводу распределения ролей в игре, соблюдение правил игры.
Важную
роль
в
профилактике
детских
конфликтов
играют
именно
родители.
Избежать
конфликтов в детском саду невозможно, да и необходимости в этом нет, так как решение
конфликтных ситуаций сейчас помогает социализации ребенка в будущем. А вот научить
ребенка правильно себя вести во время споров родителям необходимо. Тут родители часто
впадают в крайности: или проявляют чрезмерное участие в ссорах малыша, пытаясь защитить
его, или же совсем не принимают участие, и не помогают ребенку, даже когда в этом есть
необходимость.
Нужно
учить
детей
дружить!
А
следовательно,
нужно
учить
детей
справляться
с
проявлениями
собственного
эгоизма,
уважать
мнение
других,
сопереживать
и
помогать
другим людям.
Как же это сделать?
1. Научите детей знакомиться!
Знакомство – важный этап детской дружбы, поэтому необходимо учить детей знакомиться!
Можно
поиграть
с
детьми
в
игру
«Давай
познакомимся!
»
Пусть
знакомятся
игрушки,
подскажите, как можно подойти к другому ребенку, улыбнуться, предложить познакомиться,
представиться, узнать его имя, предложить поиграть. Также проиграйте ситуацию, в которой
ребенок получил отказ, объясните, что нужно реагировать спокойно, так как другой ребенок
может быть просто стесняется. Меняйтесь ролями. Такие ролевые игры объяснят ребенку все
гораздо доступнее, чем обычные нравоучения и воспитательные беседы.
2. Покажите собственный пример.
Если родители сами не очень общительны, и видят в людях только их отрицательные черты,
обсуждая
это
дома,
то
такую
же
модель
поведения
может
позаимствовать
и
ребенок.
Приглашайте гостей, ходите в гости, радуйтесь встрече с друзьями, хвалите их, помогайте им
– это лучший урок общения для ребенка. Кроме того, рассказывайте ребенку о друзьях своего
детства, как познакомились, во что играли, из-за чего могли поссориться и как мирились. То
поможет ребенку не только научиться дружить, но и улучшит ваши с ним отношения.
3. Способствуйте расширению круга общения ребенка.
Помогите своему ребенку найти друзей. Ходите на детские площадки, различные детские
мероприятия, приглашайте в гости знакомых с детьми. Не обсуждайте и не осуждайте при
ребенке поступки других детей, не вешайте «ярлыки» - «Вася - плохой мальчик», дайте
ребенку самому разобраться и выбрать себе друзей. Ребенку необходим опыт первой дружбы,
ему нужно усвоить навыки общения до того как он пойдет в школу.
4. Читайте сказки и смотрите мультфильмы о дружбе!
Тема дружбы прекрасно раскрыта в детских книгах и мультфильмах, а может быть они будут
поучительны и для вас. После просмотра или чтения у ребенка постепенно будет складываться
свое видение дружбы, понимание как хорошо уметь дружить и иметь друзей. Возможно, ему
захочется тоже быть настоящим другом, быть добрым, щедрым, защищать слабых. После
просмотра или чтения можно обсудить с ребенком, какой персонаж ему понравился, почему,
поступал ли он хорошо, и как можно еще поступить в данной ситуации.
Дружите сами и учите дружить своих детей!
Рекомендации
для
родителей
«
Формирование
гигиенических
навыков
у
детей
дошкольного
возраста
»
Является
ли
чистота
залогом
здоровья
?
Большинство
из
нас
ответят
"
да
"
и
будут
правы
.
"…
Чистота
приближает
человека
к
божеству
",
–
заметил
один
европейский
социолог
.
Гигиенические
навыки
очень
важная
часть
культуры
поведения
.
Необходимость
опрятности
,
содержание
в
чистоте
лица
,
тела
,
прически
,
одежды
,
обуви
,
они
продиктована
не
только
требованиями
гигиены
,
но
и
нормами
человеческих
отношений
.
Дети
должны
понимать
,
что
если
они
регулярно
будут
соблюдать
эти
правила
,
то
у
них
проявляется
уважение
к
окружающим
и
возникнет
представление
о
том
,
что
неряшливый
человек
,
не
умеющий
следить
за
собой
,
своей
внешностью
,
поступками
,
как
правило
,
не
будет
одобрен
окружающими
людьми
.
Воспитание
у
детей
навыков
личной
и
общественной
гигиены
играет
важнейшую
роль
в
охране
их
здоровья
,
способствует
правильному
поведению
в
быту
,
в
общественных
местах
.
В
конечном
счете
,
от
знания
и
выполнения
детьми
необходимых
гигиенических
правил
и
норм
поведения
зависит
не
только
их
здоровье
,
но
и
здоровье
других
.
В
процессе
повседневной
работы
с
детьми
необходимо
стремиться
к
тому
,
чтобы
выполнение
правил
личной
гигиены
стало
для
них
естественным
,
а
гигиенические
навыки
с
возрастом
постоянно
совершенствовались
.
В
начале
детей
приучают
к
выполнению
элементарных
правил
:
самостоятельно
мыть
руки
с
мылом
,
намыливая
их
до
образования
пены
и
насухо
их
вытирать
,
пользоваться
индивидуальным
полотенцем
,
расческой
,
стаканом
для
полоскания
рта
,
следить
,
чтобы
все
вещи
содержались
в
чистоте
.
Поэтому
работа
по
формированию
у
детей
навыков
личной
гигиены
должна
начинаться
в
раннем
дошкольном
возрасте
.
Для
воспитания
у
детей
хорошей
привычки
мыть
руки
можно
пользоваться
маленькими
стишками
:
***
Водичка
,
водичка
,
Умой
моё
личико
,
Чтобы
глазоньки
блестели
,
Чтобы
щечки
краснели
,
Чтоб
смеялся
роток
,
Чтоб
кусался
зубок
.
***
Без
воды
умылся
котик
.
Лапкой
вымыл
глазки
,
ротик
.
А
вот
мне
нельзя
так
мыться
Мама
может
рассердиться
…
В
.
Науменко
Вода
и
мыло
-
Грязнуля
ты
!
На
лбу
твоем
чернила
! –
Воскликнула
Вода
,
Увидев
Мыло
.
-
Да
, -
Мыло
говорит
, -
Я
это
знаю
,
Зато
других
от
грязи
Я
спасаю
!
Р
.
Помбо
Задача
взрослых
при
формировании
культурно
-
гигиенических
навыков
,
развивать
самоконтроль
при
выполнении
правил
и
норм
личной
гигиены
.
Предлагаем
вместе
с
детьми
научиться
,
правильно
мыть
руки
.
Обя
занность
родителей
–
постоянно
закреплять
гигиенические
навыки
,
воспитываемые
у
ребенка
в
детском
саду
.
Важно
,
чтобы
взрослые
подавали
ребенку
пример
,
сами
всегда
их
соблюдали
.
Надеемся
,
что
наши
рекомендации
помогут
Вам
.
Выбираем
спортивную
секцию
с
умом
(советы любящим родителям)
Каждый
родитель
хочет
,
чтобы
его
ребёнок
был
здоровым
и
физически
крепким
.
Если
ребёнку
исполнилось
4-5
лет
,
то
пора
задуматься
о
том
,
в
какую
спортивную
секцию
его
отдать
.
Если
ребёнок
обладает
задатками
и
талантом
к
определённому
виду
спорта
,
то
вам
стоит
его
записать
в
секцию
спортивной
школы
,
где
основным
направлением
является
спорт
высоких
достижений
.
Если
у
ребенка
нет
ярко
выраженных
способностей
к
избранному
виду
спорта
,
но
есть
интерес
и
желание
им
заниматься
,
то
вам
можно
записаться
в
спортивную
секцию
клуба
по
месту
жительства
или
физкультурно
-
оздоровительного
комплекса
.
Здесь
приоритетное
направление
-
это
любительский
спорт
.
Прежде
чем
отдать
ребёнка
в
ту
или
иную
спортивную
секцию
,
обязательно
проконсультируйтесь
с
врачом
.
По
мнению
педиатров
,
в
секции
гимнастики
,
плаванья
и
тенниса
можно
отдавать
ребенка
с
6-8
лет
.
Баскетболом
и
лыжами
без
вреда
для
здоровья
можно
заниматься
с
9-11
лет
;
волейболом
,
футболом
,
борьбой
и
стрельбой
с
10-11
лет
.
Для
бокса
и
велосипедного
спорта
лучше
подождать
,
пока
ребенку
исполнится
12-13
лет
.
Самые
распространенные
секции
–
кому
они
подойдут
по
состоянию
здоровья
и
каков
оптимальный
возраст
начала
занятий
.
Футбол
,
баскетбол
,
хоккей
Развивают
мышцы
ног
и
тазового
пояса
.
В
баскетболе
совершенствуется
работа
зрительного
,
опорно
-
двигательного
аппарата
,
улучшаются
возможности
дыхательной
и
сердечно
-
сосудестой
систем
и
координация
движений
.
Волейбол
развивает
ловкость
,
точность
реакции
,
глазомер
,
улучшает
осанку
.
В
хоккее
укрепляются
сердечно
-
сосудистая
,
дыхательная
,
нервная
системы
и
опорно
-
двигательный
аппарат
.
Отдать
с
8-9
лет
,
в
хоккей
можно
с
7
лет
.
Плавание
Укрепляет
нервную
систему
,
помогает
формированию
костно
-
мышечного
аппарата
,
улучшает
дыхание
и
кровообращение
.
Некоторые
врачи
рекомендуют
заниматься
с
рождения
.
Ограничений
по
возрасту
нет
.
Гимнастика
,
спортивные
танцы
,
аэробика
Избавляют
от
нарушения
осанки
,
деформации
грудной
клетки
,
сколиоза
,
остеохондроза
.
Лучше
отдавать
с
6-7
лет
.
Тяжелая
атлетика
,
бодибилдинг
Развитие
силовых
способностей
можно
начинать
в
14-16
лет
.
Раньше
никаких
результатов
не
добьетесь
,
а
вот
навредите
запросто
.
Не
стоит
перегружать
растущий
организм
.
Боевые
искусства
(
дзюдо
,
карате
,
самбо
и
пр
.)
Способствуют
развитию
точности
движений
,
гибкости
,
гармоничному
развитию
ребенка
.
Главное
,
чтобы
боевое
искусство
не
перешло
в
банальное
размахивание
руками
и
ногами
.
Заниматься
лучше
начинать
с
10
лет
.
Ушу
,
тай
-
цзы
.
Идеальные
виды
спорта
для
детей
с
неустойчивой
психикой
:
они
учатся
регулировать
свое
душевное
состояние
.
Секция
ушу
рекомендована
детям
,
страдающим
астмой
и
вообще
не
вылезающим
из
простуд
.
Начинать
занятия
можно
с
6-7
лет
.
Настольный
теннис
.
На
втором
месте
после
плавания
по
эффективности
развития
дыхательной
системы
.
Поможет
улучшить
обмен
веществ
,
похудеть
и
избавится
от
сколиоза
,
укрепить
спину
.
Можно
заниматься
с
6-7
лет
.
Коньки
и
лыжи
.
Полезны
для
развития
опорно
-
двигательного
аппарата
,
сердечно
-
сосудистой
и
дыхательной
систем
,
повышают
работоспособность
и
выносливость
.
Особенно
полезны
для
детей
страдающих
энурезом
:
укрепляют
мышцы
таза
.
Лыжи
и
коньки
-
помощники
при
плоскостопии
и
искривлении
позвоночника
.
Отдать
в
эти
секции
можно
с
6-7
лет
.
Шахматы
,
шашки
.
Хитрый
ум
,
холодный
расчет
,
стратегия
и
тактика
.
Заниматься
можно
с
4-5
лет
.
Противопоказаний нет.