Напоминание

Потешки в повседневной жизни малышей.


Автор: Сушкевич Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Центр развития ребёнка - детский сад №21"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Потешки в повседневной жизни малышей.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Потешки в повседневной жизни малышей.
Что такое потешки? Потешки – жанр устного народного творчества. Незатейливые по содержанию и простые по форме, они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационными нюансами – это не может не отразиться на речи ребёнка. Потешки – это бесценное богатство нашего народа, его опыт. Веками бабушки, матушки, нянюшки складывали потешки. Знакомя детей с потешками, мы формируем у малышей нравственные привычки, развиваем у них интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, воспитываем художественный вкус, а также любовь к родному слову. Потешки исполняются в процессе действий, выполняемых маленьким ребёнком вместе со взрослым. Они учат понимать человеческую речь, выполнять различные жесты, движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом, оно является главным в потешке и ведёт за собой жест. Взрослый с помощью слова даёт команду, а ребёнок под эту команду делает какие – то движения, например: «Ладушки, ладушки…», ребёнок хлопает в ладоши, а на слова «…на головку сели», кладёт ручки на головку. Ушинский К.Д. считал, что нужно развивать «Дар слова», т. е. умение отражать свои мысли «учить облекать свои мысли в наилучшую форму». Идеальными обращениями такой формы, он считал народные произведения, в частности – потешки. О важности народного слова в развитии малышей, говорили такие педагоги и психологи, как Жинкин Н. И, Лисина М. И, Запорожец А.В, Соловьёва Л. Г, Катаева Е.А, Пилюгина З. Г. Проблемой развития речи по средствам народных произведений, занимались такие учёные, как Леонтьев А. А, Рубинштейн А. С, Ушакова О. С. А Олеся Емельянова утверждала, что с самого момента рождения ребёнка, необходимо уделять особое внимание речевому развитию и мышлению ребёнка, этому способствует непосредственное с ним общение на языке потешек. Для того чтобы кормление превратить в интереснейшую игру, можно прочитать малышу следующие потешки:
Гойда, гойда, люленьки, Прилетели гуленьки, Стали гули говорить, Чем (имя ребёнка) накормить. Один скажет – кашкою, Другой – простоквашкою. Третий скажет – молочком И румяным пирожком. Умница (имя ребёнка), Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. Каша вкусная дымится, (Имя ребёнка) кашу есть садится, Очень каша хороша. Ложка за ложкой, ели понемножку. Если ребёнок болел и капризничал: У лисы боли, у медведя боли,- А (имя ребёнка) боли Уйдите за горы. Цыть, цыть, не плачь, Несёт котик калач. Недалеко на мостике - Несёт калач на хвостике. Сынок, не плач – испеку калач! Сынок, не вой – испеку другой! Сынок, не реви – испеку все три! Мирит нас мирилочка – вместеговорилочка. Поссорились? Бывает. Но засыпать, не помирившись, не годится. Давайте подойдём к ребёнку и погладим его по голове, и заглянем в его глаза, и обнимем его ласково, а там и до улыбки недалеко… Начните говорить, а он подхватит. -Это – ты, а это – я. Ты хороший у меня, Мой подарок дорогой, И не нужен мне другой!
И унесёт куда- то вместеговорилочка следы вашей ссоры, и всё забудется, любовь победит. Потешки после ссоры. Как же это хорошо! Никогда не торопиться, Не молчать и не сердиться- Так вот просто рядом с мамой, С мамой рядышком идти, В небе солнышко увидеть И домой его нести! Тропинка ко сну. Потешки «на сон грядущий» наполнять ребёнка покоем. Малиночка сладенькая, Спи, дочка маленькая. Баю, бай, байки, Прилетели чайки, Стали крыльями махать, Мою детку усыплять. Баю, бай, баюшок, В огороде петушок. Песни громко поёт (Имя ребёнка) спать не даёт, А ты, (имя ребёнка), усни, Крепкий сон к тебе приди. Тебе спать – не гулять, Только глазки закрывать. А потешки после сна наполнят ребёнка радостью. Вот проснулся петушок, Встала курочка. Подымайся, мой дружок, Встань, мой (имя ребёнка). Потешки при умывании помогут вызвать у малыша положительные эмоции. Ай, лады – лады – лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся.
Лейся, чистая водичка, Ты умой мне чисто личико, Шейку, ручки умывай, Ничего не забывай! Мылом, мылом чисто мойся, Ни о чём не беспокойся. Мыло не кусается, просто умывается. Потешки при одевании на прогулку, сделают этот процесс не принуждённым. Завяжу потуже шарф, Буду делать снежный шар. Я шар покачу, Гулять хочу. Вот они, сапожки, Этот - с левой ножки, Этот – с правой ножки. Если дождичек пойдёт, Наденем сапожки: Этот – с правой ножки, Этот – с левой ножки. Вот так хорошо! Выйдя с ребёнком на улицу, понаблюдайте вместе за окружающим, «поговорите» с солнышком или дождиком. Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя детки, Ждут малолетки! Солнышко покажись, Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Тёплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зелёного горошка. Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи, Брызни в поле пуще: Станет травка гуще! Уж ты радуга – дуга, Не давай дождя, Давай солнышка – колоколнышка!
Вывод:
Потешки – развлекают и развивают. Имеют психологическое значение, т. к. они способны успокоить и расслабить ребёнка, наладить контакт с ребёнком, безболезненно успокоить и уложить спать, одеть на прогулку.
Используемая литература:


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!