Напоминание

Компетентностный подход в обучении естественным наукам.


Автор: Кенжалиева Альфия Хакимовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Сош №11"села Старокучергановка Наримановского района Астраханской области
Населённый пункт: село Старокучергановка
Наименование материала: статья
Тема: Компетентностный подход в обучении естественным наукам.
Раздел: полное образование





Назад





Компетентностный подход в обучении естественным наукам

.
О.М. Давыдова, учитель химии А.Х. Кенжалиева, учитель физики Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. В свою очередь, изменения в системе общественных отношений активно воздействует на образование, требует от него мобильности и адекватного решения задач, поставленных на новом этапе исторического развития страны. В постиндустриальном информационном обществе, контуры которого уже различимы, образованность и интеллект всё больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор реализации потенциала страны. Проблема определения стратегических направлений развития образования чрезвычайно актуальны во всех странах. Информационное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В мире и России изменяются цели образования, что связано, в частности, с решением глобальной задачи обеспечения вхождения человека в современное общество, его продуктивной адаптации в нём, необходимости достижения более высоких результатов образования. В образовании заметна тенденция к переходу от содержательно- предметной парадигмы к ориентации на развитие готовности и способности личности к эффективной жизнедеятельности. Становится всё более востребованным само жизнетворчество личности, которое наиболее адекватно характеризуется четырьмя фундаментальными целями образования: уметь жить, уметь работать, уметь жить вместе, уметь учиться. В соответствии с принятым в настоящее время подходом ЮНЕСКО понятие образование, включает в себя понятие компетентности: образование представляет собой процесс социализации индивида, в ходе которого происходит становление его способностей к саморазвитию, связанных с формированием когнитивных, коммуникативных, мировоззренческих компетенций. Компетенция- интеллектуальное качество личности. Самообразовательная компетентность – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной деятельности. Самоорганизационная компетентность – это совокупность компетенции ученика в сфере познавательной деятельности, включающие элементы логической общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познавательными, в том числе и реальными объектами. Сюда входят знания и умения, самоанализ учебно- познавательной деятельности, добывание знаний непосредственно из реальности, владение приёмами деятельности в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетентности определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. В реализации задач саморазвития и самовыражения учащегося педагогу поможет технология модульного обучения. Её суть заключается в том, что ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы с модулем (учебный
модуль- это блок информации, включающий в себя логически завершённую единицу учебного материала, целевую программу действия, а также методические рекомендации, обеспечивающие достижение поставленных целей). В распоряжении ученика имеется инструкция, в которой определена цель усвоения модуля и каждого его элемента, сказано, где найти учебный материал и как овладеть им, научиться составлять конспект, решать задачи и разъясняется, как проверить правильность выполнения задачи. Степень усвоения материала выясняется на этапе контроля: при проведении тестов, самостоятельных работ и т.п. Применении технологии модульного обучения позволяет учителю перевести собственную деятельность из режима информирования в режим консультирования и обеспечить каждому ученику возможность выбора пути изучения модуля и оперирования содержанием учебного материала. На всех этапах педагог выступает как организатор и руководитель учебного процесса, а учащиеся – как самостоятельные исследователи ряда проблем, разрешение которых приводит к определённой структуризации их знаний и умений. При работе с данной технологией деятельность учителя заключается в разработке модулей, составлении инструкций, заданий (основного и корректирующего), рекомендаций для учеников, а также в осуществлении контроля и коррекции усвоения школьниками необходимых знаний и умений. Анализируя результаты ЕГЭ нашей школы за 2012-2015 год, отмечается незначительное изменение уровня естественнонаучной подготовки школьников. По результатам третьего международного исследования по оценке качества естественнонаучного образования Россия оказалась на 16 месте, хотя российское образование всегда отличали системность и глубина получаемых знаний. Доля страны на мировом рынке наукоёмкой продукции снизилась с 9% в1990г., до 0,1% в 2003 году, хотя сейчас наблюдается небольшой подъём. Необходимость усиления естественнонаучной подготовки объясняется следующими причинами: интеграцией и взаимопроникновением наук на современном этапе научно-технического развития, устойчивого вымывания из учебных планов естественнонаучных дисциплин, необходимостью гармонизации « разорванного », фрагментарного мировоззрения выпускников средней школы введением в образование философских категорий, концептуальности, категорийности, системности, обобщённости. Решение данной проблемы состоит в использовании модульно-интегрированного подхода в обучении. Под модульно-интегрированным обучением на основе межпредметных связей мы понимаем такую организацию обучения, в которой учебная проблема рассматривается преимущественно как межпредметная, комплексная, а систематическая реализация в обучении межпредметных связей служит основой для создания проблемной ситуации, постановки и решения комплексных интегрированных задач на уроке. При этом проблемность является критерием фундаментальности знаний. На этом уровне осуществляются унификация понятий и универсализация методов, позволяющих привести к единству многообразие объектов, явлений и процессов.
Фрагмент модуль-интегрированного урока (физика и химия)
Спаренный урок по теме «Атом-сложная частица» (11 класс)-в первой теме «Строение атома», комплексная дидактическая цель которой- углубить знания учащихся об атоме, познакомится с историей изучения строения атома, рассмотреть закономерность формирования периодической системы химических элементов в свете электронного строения атома, совершенствовать умения раскрывать материальную основу изменения свойств элементов в периодической системе.
Дидактическая цель модуля №1 «История открытия строения атома» для учащихся:

-ознакомится с опытами Э. Резерфорда по изучению строения атома; - раскрыть сущность теоретической модели атома водорода, показать преимущества планетарной модели атома; - постулаты Н. Бора как дополнение к планетарной модели атома; - раскрыть физику ядра; - объяснить радиоактивность как самопроизвольное излучение.
Дидактическая цель модуля №® «Электронно-графические формулы атомов» для учащихся:
- используя постулаты Бора, раскрыть принцип построения электронно-графических формул многоэлектронных атомов (IV-VII); - научить вычислять квантовые числа, выяснив их сущность; - углубить знания о периодичности изменения свойств химических элементов, атомов IV периода; - сформировать понятия об s, p, d, f –элементах и их расположении в периодической системе; - научиться определять все ковалентные возможности атома, используя электронно-графические формулы.
Дидактическая цель модуля №3 « Обобщение и систематизация знаний по данной теме»
Опираясь на полученные знания, учащиеся должны выполнить самостоятельную работу, включающую следующие задания: 1. Составить ядерную реакцию. Рассчитать энергетический выход данной реакции. 2. Разноуровневые задачи на α, β, γ-распад. 3. Составить электронно-графические формулы элементов V периода. 4. Определить валентные возможности атомов. 5. Определить квантовые числа валентных электронов в возбуждённом состоянии атома. Во время самостоятельной работы предлагаются трёхуровневые задания, выполнив задание первого уровня, можно перейти ко второму и третьему уровню. Деятельность учащихся осуществляется в группах по 4 человека, что позволяет во время работы консультироваться у более сильных и консультировать самим тех, кто пока слабо усвоил материал. Проведение урока двумя учителями позволяет разнообразить объём и уровень индивидуальной помощи учащимся. Достигая разных диагностических и предметных целей, школьники усваивают обсуждаемый с разных точек зрения материал, при этом активизируются и совершенствуются рефлексивные процессы учащихся, учителя контролируют и оценивают процесс и результаты учащихся по физике и химии. Литература: 1.Буйнова С. В., Черкашина Н.Б.: Химия в школе-2008. 2.Габрилян О.С., КрасноваВ.Г. Компетентностнный подход в обучении химии. -2007 3.Борщёва Н.С. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения на уроках физики. -2012. 4. Моисеенко В.В. Модульное обучение на уроках физики. -2014


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!