Компетентностный подход в обучении естественным наукам.
Автор: Кенжалиева Альфия Хакимовна Должность: учитель физики Учебное заведение: МБОУ "Сош №11"села Старокучергановка Наримановского района Астраханской области Населённый пункт: село Старокучергановка Наименование материала: статья Тема: Компетентностный подход в обучении естественным наукам. Раздел: полное образование
Компетентностный подход в обучении естественным наукам
.
О.М. Давыдова, учитель химии
А.Х. Кенжалиева, учитель физики
Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и
влияет на него. В свою очередь, изменения в системе общественных отношений активно
воздействует на образование, требует от него мобильности и адекватного решения задач,
поставленных на новом этапе исторического развития страны. В постиндустриальном
информационном обществе, контуры которого уже различимы, образованность и интеллект всё
больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека,
разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к
творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор
реализации потенциала страны. Проблема определения стратегических направлений развития
образования чрезвычайно актуальны во всех странах.
Информационное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны
самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к
изменяющимся условиям жизни. В мире и России изменяются цели образования, что связано, в
частности, с решением глобальной задачи обеспечения вхождения человека в современное
общество, его продуктивной адаптации в нём, необходимости достижения более высоких
результатов образования. В образовании заметна тенденция к переходу от содержательно-
предметной парадигмы к ориентации на развитие готовности и способности личности к
эффективной жизнедеятельности. Становится всё более востребованным само жизнетворчество
личности, которое наиболее адекватно характеризуется четырьмя фундаментальными целями
образования: уметь жить, уметь работать, уметь жить вместе, уметь учиться.
В соответствии с принятым в настоящее время подходом ЮНЕСКО понятие образование,
включает в себя понятие компетентности: образование представляет собой процесс социализации
индивида, в ходе которого происходит становление его способностей к саморазвитию, связанных
с формированием когнитивных, коммуникативных, мировоззренческих компетенций.
Компетенция- интеллектуальное качество личности.
Самообразовательная компетентность – это совокупность взаимосвязанных смысловых
ориентаций, знаний, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять
личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам
реальной деятельности.
Самоорганизационная компетентность – это совокупность компетенции ученика в сфере
познавательной деятельности, включающие элементы логической общеучебной деятельности,
соотнесённой с реальными познавательными, в том числе и реальными объектами. Сюда входят
знания и умения, самоанализ учебно- познавательной деятельности, добывание знаний
непосредственно из реальности, владение приёмами деятельности в нестандартных ситуациях,
эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетентности определяются
требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение
измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов
познания.
В реализации задач саморазвития и самовыражения учащегося педагогу поможет технология
модульного обучения.
Её суть заключается в том, что ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает
конкретных целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы с модулем (учебный
модуль- это блок информации, включающий в себя логически завершённую единицу учебного
материала, целевую программу действия, а также методические рекомендации, обеспечивающие
достижение поставленных целей).
В распоряжении ученика имеется инструкция, в которой определена цель усвоения модуля и
каждого его элемента, сказано, где найти учебный материал и как овладеть им, научиться
составлять конспект, решать задачи и разъясняется, как проверить правильность выполнения
задачи. Степень усвоения материала выясняется на этапе контроля: при проведении тестов,
самостоятельных работ и т.п.
Применении технологии модульного обучения позволяет учителю перевести собственную
деятельность из режима информирования в режим консультирования и обеспечить каждому
ученику возможность выбора пути изучения модуля и оперирования содержанием учебного
материала. На всех этапах педагог выступает как организатор и руководитель учебного процесса, а
учащиеся – как самостоятельные исследователи ряда проблем, разрешение которых приводит к
определённой структуризации их знаний и умений. При работе с данной технологией
деятельность учителя заключается в разработке модулей, составлении инструкций, заданий
(основного и корректирующего), рекомендаций для учеников, а также в осуществлении контроля
и коррекции усвоения школьниками необходимых знаний и умений.
Анализируя результаты ЕГЭ нашей школы за 2012-2015 год, отмечается незначительное
изменение уровня естественнонаучной подготовки школьников. По результатам третьего
международного исследования по оценке качества естественнонаучного образования Россия
оказалась на 16 месте, хотя российское образование всегда отличали системность и глубина
получаемых знаний.
Доля страны на мировом рынке наукоёмкой продукции снизилась с 9% в1990г., до 0,1% в 2003
году, хотя сейчас наблюдается небольшой подъём. Необходимость усиления естественнонаучной
подготовки объясняется следующими причинами: интеграцией и взаимопроникновением наук на
современном этапе научно-технического развития, устойчивого вымывания из учебных планов
естественнонаучных дисциплин, необходимостью гармонизации « разорванного »,
фрагментарного мировоззрения выпускников средней школы введением в образование
философских категорий, концептуальности, категорийности, системности, обобщённости.
Решение данной проблемы состоит в использовании модульно-интегрированного подхода в
обучении.
Под модульно-интегрированным обучением на основе межпредметных связей мы понимаем
такую организацию обучения, в которой учебная проблема рассматривается преимущественно как
межпредметная, комплексная, а систематическая реализация в обучении межпредметных связей
служит основой для создания проблемной ситуации, постановки и решения комплексных
интегрированных задач на уроке. При этом проблемность является критерием
фундаментальности знаний. На этом уровне осуществляются унификация понятий и
универсализация методов, позволяющих привести к единству многообразие объектов, явлений и
процессов.
Фрагмент модуль-интегрированного урока (физика и химия)
Спаренный урок по теме «Атом-сложная частица» (11 класс)-в первой теме «Строение атома»,
комплексная дидактическая цель которой- углубить знания учащихся об атоме, познакомится с
историей изучения строения атома, рассмотреть закономерность формирования периодической
системы химических элементов в свете электронного строения атома, совершенствовать умения
раскрывать материальную основу изменения свойств элементов в периодической системе.
Дидактическая цель модуля №1 «История открытия строения атома» для учащихся:
-ознакомится с опытами Э. Резерфорда по изучению строения атома;
- раскрыть сущность теоретической модели атома водорода, показать преимущества планетарной
модели атома;
- постулаты Н. Бора как дополнение к планетарной модели атома;
- раскрыть физику ядра;
- объяснить радиоактивность как самопроизвольное излучение.
Дидактическая цель модуля №® «Электронно-графические формулы атомов» для учащихся:
- используя постулаты Бора, раскрыть принцип построения электронно-графических формул
многоэлектронных атомов (IV-VII);
- научить вычислять квантовые числа, выяснив их сущность;
- углубить знания о периодичности изменения свойств химических элементов, атомов IV периода;
- сформировать понятия об s, p, d, f –элементах и их расположении в периодической системе;
- научиться определять все ковалентные возможности атома, используя электронно-графические
формулы.
Дидактическая цель модуля №3 « Обобщение и систематизация знаний по данной теме»
Опираясь на полученные знания, учащиеся должны выполнить самостоятельную работу,
включающую следующие задания:
1.
Составить ядерную реакцию. Рассчитать энергетический выход данной реакции.
2.
Разноуровневые задачи на α, β, γ-распад.
3.
Составить электронно-графические формулы элементов V периода.
4.
Определить валентные возможности атомов.
5.
Определить квантовые числа валентных электронов в возбуждённом состоянии атома.
Во время самостоятельной работы предлагаются трёхуровневые задания, выполнив задание
первого уровня, можно перейти ко второму и третьему уровню. Деятельность учащихся
осуществляется в группах по 4 человека, что позволяет во время работы консультироваться у более
сильных и консультировать самим тех, кто пока слабо усвоил материал.
Проведение урока двумя учителями позволяет разнообразить объём и уровень индивидуальной
помощи учащимся.
Достигая разных диагностических и предметных целей, школьники усваивают обсуждаемый с
разных точек зрения материал, при этом активизируются и совершенствуются рефлексивные
процессы учащихся, учителя контролируют и оценивают процесс и результаты учащихся по физике
и химии.
Литература:
1.Буйнова С. В., Черкашина Н.Б.: Химия в школе-2008.
2.Габрилян О.С., КрасноваВ.Г. Компетентностнный подход в обучении химии. -2007
3.Борщёва Н.С. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения на уроках физики.
-2012.
4. Моисеенко В.В. Модульное обучение на уроках физики. -2014