Проектная деятельность - эффективный способ военно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Автор: Блохина Оксана Владимировна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ ДС №27 "Березка" Населённый пункт: Белгородская область, г.Старый Оскол Наименование материала: Статья Тема: Проектная деятельность - эффективный способ военно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
военно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Блохина О.В.,
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС
№ 27 «Березка»
Патриотизм - чувство любви к своей родине, преданности ей, ответственности и
гордости за нее, желание беречь и умножать ее богатства. Оно формируется у детей в
дошкольном возрасте, поскольку в это время закладываются предпосылки гражданских
качеств.
Одним из приоритетных направлений работы педагогов
детского сада № 27
«Березка»
является
военно-патриотическое
воспитание
детей
старшего
дошкольного
возраста на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны.
Примеры
трудовых
и
военных
подвигов
людей
помогают
воспитанникам
осознать
патриотизм.
Очень
важны
и
исторические
знания,
поскольку
только
те,
кто
ценят
накопленное
и
сохраненное
предыдущими
поколениями,
могут
стать
настоящими
патриотами.
Воспитание маленьких патриотов – актуальная задача совместной работы детского
сада и семьи. Необходимо педагогам ДОУ мотивировать родителей на принятие участия в
подготовке и проведении работы по военно-патриотическому воспитанию детей старшего
дошкольного возраста.
В ходе проведенных бесед у воспитанников был выявлен низкий уровень знаний о
Великой
Отечественной
войне,
об
освобождении
родного
города
Старый
Оскол
от
немецко-фашистских
захватчиков.
Поэтому
нами
был
разработан
проект
«Мы
-
маленькие патриоты».
Цель проекта - военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
посредством проектной деятельности.
Были поставлены следующие задачи проекта:
1.Пробудить у детей интерес к истории российской армии, родного города.
2.Раскрыть значение Старого Оскола как города Воинской Славы.
3.Формировать действенное отношение к ближайшему окружению, историческим и
памятным местам, стремление к их сохранению.
4.Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности
(музыкально-художественной, игровой, продуктивной деятельности).
5.Привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме
Великой Отечественной войны.
Форма
проведения: дневная (в
НОД, совместной деятельности с взрослым,
самостоятельной деятельности детей, во время экскурсий в краеведческий музей, музей
школы №6, по памятным местам города Старый Оскол, встреч с ветеранами Великой
Отечественной войны).
Этапы работы над проектом, содержание практической деятельности (дети +
педагоги + родители).
1-й этап инициализации проекта. На первом этапе нами были изучены материалы и
информация
по
военно-патриотическому
воспитанию
детей
старшего
дошкольного
возраста, разработаны
анкеты для выявления
уровня содержания знаний детей и
родителей о российской армии, родах войск, об истории родного города Старого Оскола –
города
воинской
славы,
проведены
беседы
на
родительских
собраниях
о
военно-
патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
На
2-ом
этапе
планирования
проекта
был
определён
объем
тематики
изучения
и
реализации проекта:
•
Разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста на военную тематику:
«Военные марши», «День защитников Отечества».
•
Разработка
музыкальных
праздников
и
развлечений
для
детей
старшего
дошкольного возраста на военную тематику: «День освобождения Старого Оскола
от
немецко-фашистских
захватчиков»,
«День
защитников
Отечества»,
«День
Победы».
•
Разработка плана совместной работы с воспитателями, родителями, с работниками
краеведческого музея.
На 3-м этапе реализации проекта содержание практической совместной деятельности
включало в себя виды деятельности:
Разучивание игр, стихотворений, песен о российской армии, о Старом Осколе –
городе Воинской славы, о Великой Отечественной войне, о Дне Победы.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, плакатов о Великой Отечественной
войне.
Игровая деятельность: дидактические игры, подвижные игры, сюжетно - ролевые
игры.
Продуктивная деятельность
Изготовление своими руками открыток для пап, пригласительных билетов для
ветеранов.
Оформление выставки рисунков «Будем в армии служить».
Изготовление барельефов «Медали наших прадедов»(совместно с воспитателем).
Ручной
труд «Мы склонились низко-низко у подножья обелиска», (коллективная
работа).
Музыкально-художественная деятельность
Чтение художественной литературы о российской армии, о Старом Осколе – городе
Воинской славы, о Великой Отечественной войне, о Дне Победы.
Слушание
музыки:
В.Агапкин
«Прощание
славянки»,
М.Магиденко
«У
кремлевской стены», А. Филиппенко «Вечный огонь». Слушание фронтовых песен,
песни А.Александрова «Священная война.
Подготовка к детскому конкурсу чтецов к празднику «День освобождения Старого
Оскола от немецко-фашистских захватчиков».
Показ детям и родителям презентации «Памятники Старого Оскола – города
Воинской славы»
Проведение
консультации для родителей «Воспитание патриотических чувств
у дошкольников».
Организация экскурсий в зал Боевой славы
краеведческого музея, к памятным
местам города Старый Оскол.
Организация встречи с кадетским классом школы №19, с ветеранами Великой
Отечественной войны. Увлекательно прошли экскурсии в краеведческий музей,
музей школы №6, где ребята узнали о подвигах наших земляков. Неизгладимое
впечатление на воспитанников произвели встречи с кадетским классом школы №19,
с ветеранами Великой Отечественной войны. После экскурсий дети передавали
свои
впечатления
в
рисунках,
которые
были
представлены
на
тематической
выставке,
посвященной
Дню
Освобождения
Старого
Оскола
от
немецко-
фашистских захватчиков.
Результатом проекта стало проведение совместного праздника «Согреем памятью
сердца!», целью которого было создание обстановки творческого взаимодействия в
процессе совместного общения детей и родителей.
В ходе проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста были выявлены
следующие результаты:
•
Расширился запас знаний о Великой Отечественной войне.
•
Сформировалось представление детей о Российской армии, о родах войск, об
истории родного города Старого Оскола – города воинской славы.
•
Повысилась компетентность родителей в военно-патриотическом воспитании
дошкольников, возможность сотрудничества со своими детьми.
•
Воспитанники приобрели навыки социального общения со взрослыми.
•
Проявилось внимание и уважение к ветеранам, защитникам Отечества, героям
Великой Отечественной войны.
Литература:
1.
Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. /Н.В.Алешина.- М.:,2005.
2.
Грибова, Л.А., Комратова, Н.Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное
воспитание. 2006. № 5.
3.
З а ц е п и н а ,
М . Б .
Д н и
в о и н с ко й
с л а в ы :
П а т р и о т и ч е с ко е
в о с п и т а н и е
дошкольников./М.Б.Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
4.Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста. / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с.
5.Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду./ М.Ю. Новицкая.
– М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
6.Чусовлянкина, Е.Т. Проект – этот День Победы // Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения. 2013. № 5.
7.Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2012. № 9.