Автор: Денисова Ираида Анатольевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ Школа №16 Населённый пункт: Рязань Наименование материала: Методическая разработка Тема: Катастрофы Земли (сценарий учебной конференции) Раздел: среднее образование
Земные катастрофы.
(конференция)
Цели:
Предметные:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты челове-
ком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения
современных практических задач человечества и своей страны.
Метапредметные:
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умение управлять своей познавательной деятельностью. Умение вести самостоятельный поиск,
анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информации.
Личностные:
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины
мира.
Тип урока: конференция.
Оборудование: физическая карта мира; таблица отчёт, планшеты или компьютеры.
Методы: по характеру познавательной деятельности: через решение проблемного вопроса к
исследовательскому; беседа (обобщающая).
По источникам: словесный, наглядный, практический.
Здоровье сберегающий фактор: смена деятельности.
Структура урока:
План
1. Организационный момент
2. Конференция (7 сценариев апокалипсиса)
1. Вспышки гамма – лучей.
2. Кометный дождь.
3. Соединение континентов.
4. Высыхание океанов.
5. Гигантское солнце.
6. Конец всей солнечной системы.
7. Конец Млечного пути в чёрной дыре.
3. Заключение и итоги урока.
Ход урока.
Не первый год мы изучаем с вами географию науку о Земле. В прошлом году мы рассмотре-
ли чудесные просторы океанов и морей, заглянули в разные страны. В этом году мы сосредоточи -
лись на нашей Родине России. Внутренние воды, климат, моря вот далеко не полный перечень изу -
ченного. Природа России бесспорно удивительное творенье, и встающее вслед за ним слово Роди -
на,
тот
маленький
уголок
чем-то
неповторимо
отпечатавшийся
в
сердце.
И
наверняка
у
большинства она находится в Рязанской области, в России и конечно на планете Земля.
Земля хрупка и беззащитна. И поднявшись в космос человек, отчётливо начал понимать, что
существование её конечно так же и всего в мире. И сам человек нередко становится причиной ка -
тастроф для планеты, но сегодня мы будем говорить не об этом. Мы будем говорить о космических
катастрофах, причиной которых являются процессы во Вселенной.
Для того, что бы подробнее рассмотреть эту задачу, класс был разделён на микрогруппы,
каждая из которой рассмотрела одну из проблем. Сейчас в ходе учебной конференции, мы послу-
шаем ваши выступления, которые должны быть краткими, логичными и раскрывать представлен -
ную тему. Мы работаем по правилам Учебного Мозгового Штурма. Поскольку каждый в группе
имел задание, необходимо постараться проявить себя, заработав, таким образом, очки себе и своей
команде.
В ходе работы всем предлагается составить таблицу, которая станет отчётом после конфе -
ренции.
Название выступления
Участники
Основное содержание
Оценка участникам
Не забывайте, что конференция предполагает обмен мнениями, а именно вопросами и отве -
тами между оппонентами.
Начнём:
1. Смертоносные гамма лучи вспыхнут во время взрыва одной из звёзд галактики.
2. Кометный дождь.
3. Соединение континентов.
4. Потеря воды, которая собирается в мантии.
5. Солнце выжжет землю и поглотит его.
6. Солнце станет маленьким и перестанет греть.
7. Чёрная дыра всё поглотит.
4. Заключение (слово учителя).
Мы прослушали все выступления. И из них понятно, что многие катастрофы, о которых
было рассказано, очень вероятны. Падение метеоритов и вспышки гамма лучей происходили и
раньше, но жизнь на Земле, тем не менее, сохранилась. А вот если Солнце спалит Землю, а потом
потухнет, или чёрная дыра начнёт всё поглощать? В этом случае биосфера Земли может исчезнуть.
То есть, даже если Земля и сохраниться, она перестанет быть живой планетой. А если погибнет
природа, то вместе с ней и человек как её частица. Что же может человек противопоставить косми -
ческим катастрофам? Только разум. Поток информации, сведений, знаний, концепций как бы опоя-
сывает Землю, по мнению академика Вернадского. И формируется новая оболочка – оболочка ра -
зума, ноосфера. А сила разума человека уже была доказана. И если в прошлом веке Циолковского
называли мечтателем, то в этом его мечты воплотились в жизнь.
- Что же делать, что бы человечество на Земле не погибло? (мозговой штурм в микро-
группах обсуждение 2 м.)
- Какая угроза реальнее экологическая или космическая?
(высказываем гипотезы)
Так что будем беречь то, что у нас есть и оптимистичнее смотреть в будущее. И если чело -
век что-то очень сильно хочет, то вся Вселенная приходит ему на помощь. И мы сумеем справиться
со всеми катастрофами даже космическими.