Автор: Бурцева Вероника Сергеевна Должность: студентка 4 курса Учебное заведение: Читинский педагогический колледж Населённый пункт: Город Чита Наименование материала: Методическая разработка урока Тема: И.А. Крылова "Ворона и Лисица" Раздел: начальное образование
План – конспект по литературе И.А. Крылова "Ворона и Лисица"
Тема: И.А. Крылатов «Ворона и лисица»
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока:
познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»;
продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста;
продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней;
дать образец выразительного чтения басни.
Задачи урока:
Образовательные задачи: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве И.А. Крылова, расширить
их;
добиться
понимания
содержания
басни,
морали,
формирование
умения
выражать
свое
отношение
к
прочитанному.
Развивающие
задачи:
развивать
умение
анализировать,
сравнивать,
сопоставлять,
обобщать,
делать
выводы;
развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать
и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни.
Воспитательные
задачи:
содействовать
воспитанию
нравственных
качеств
у
учащихся,
воспитывать
положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и
интереса к предмету.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока
ЗУНы актуализируют: знание о литературных жанрах произведений И.А. Крылова, умение слушать речь учителя,
навыки чтения.
ЗУНы приобретут: знание биографии писателя и новой басни, умение и навык анализа басни и морали.
ЗУНы закрепят: навык осознанного выразительного чтения.
Необходимое оборудование и материалы
№
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.
Организационно-мотивационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Мобилизация внимания.
На
доске
светит
яркое
солнышко,
оно
смотрит на вас и протягивает свои лучики к
вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и
вам сразу станет теплее и веселее! А теперь
представьте себе, что ваши ладошки – это
маленькое
зеркальце,
посмотрите
в
него,
улыбнитесь
себе
–
вы
видите,
какие
вы
симпатичные и умные!
Посмотрите
друг
на
друга,
улыбнитесь,
и
ваше настроение на уроке будет бодрым и
приподнятым, вам захочется узнавать новое,
ведь это так интересно!
Приветствуют учителя. Проверяют
готовность к уроку.
Улыбаются в ответ солнышку
Смотрят на ладошки, представляют,
что
–
это
зеркальце
и
улыбаются
себе
Смотрят друг на друга и улыбаются
2.
Актуализация знаний.
Закрепление пройденного материала на
прошлом уроке.
-
Перед
вами
портрет
Ивана
Андреевича
Крылова
–
русского
баснописца.
За
свою
жизнь
он
написал
много
басен.
С
его
баснями вы уже знакомились. Посмотрите на
иллюстрации, прикрепленные к доске.
- Кто герои басен Крылова?
- Кого он изображал под видом животных?
- А теперь уберите те иллюстрации, которые
вам уже знакомы.
- Из каких басен эти иллюстрации?
Животные, птицы, рыбы, насекомые
Под видом животных он изображал
людей
Н а
д о с к е
о с т а л и с ь
о д н а
иллюстрация
«Стрекоза
и
Мурвей»,
«Лебедь,
Щука и Рак». Осталось иллюстрация
«Ворона и лисица»
В
своих
баснях
И.А.
Крылов
высмеивал
недостатки людей: ложь, жадность, грубость,
лесть и другие.
Давайте
вспомним,
что
же
такое
басня,
проведя для этого тест (работа в паре).
На
листке
отметить
букву
правильного
ответа.
1. БАСНЯ – это:
А) краткий рассказ;
Б) поучительный рассказ;
В)
краткий
иносказательный
рассказ
поучительного характера.
2. ГЕРОИ БАСНИ:
А) люди
Б) животные, птицы, растения
В) люди, животные
3. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:
А) высмеять пороки людей
Б) научить правильному поведению
+
+
+
В) показать пример для подражания
Г) рассмешить
4. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ:
А) прямое значение
Б) иносказетельное значение
5. В БАСНЕ :
А) есть вывод
Б) вывода нет, каждый придумывает его сам.
В) вывод не нужен.
Речевая разминка
Осип орет, Архип не отстает
Кто кого переорет?
Осип охрип. Архип осип.
- Прочитайте медленно.
- Прочитайте орфографически.
- Прочитайте медленно, а затем с
ускорением.
- Что высмеивает народ этой скороговоркой?
+
+
Читают медленно
Читают орфографически правильно
Чит ают
медленно,
а
затем
с
ускорением
Соперничество Осипа и Архипа не к
чему хорошему не привело. В итоге
Осип охрип, а Архип осип.
3
Сообщение темы и целей урока
Познакомиться с новой басней Крылова –
значит, узнать что-то новое и важное о себе и
людях. Ребята, сейчас вы познакомитесь с
новым произведением великого баснописца.
А о какой басне мы будем говорить на этом
уроке, вы узнаете, разгадав загадки
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: «Карр! Карр! Карр!»
Посмотрите – те, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Кто же главные герои басни?
Правильно,
скажите
пожалуйста
как
будет
Ворона
Лисица
Ворона и Лисица
«Ворона и лисица»
4
называться
басня,
которую
мы
сегодня
изучим?
Новый материал
Лексическая работа
В басне вам встретятся незнакомые слова и
выражения.
Чтобы
лучше
понять
басню,
нужно знать их значения.
Пленил – заворожил.
Вещунья – приносящая вести, в басне
прозвище вороны.
Бог послал – случайно нашла.
Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.
Льстить – хвалить из корыстного желания
расположить к себе.
Не впрок – не на пользу.
Взгромоздясь – взобраться с усилием,
тяжестью на что-то высокое.
Слушание и первичный анализ басни.
Учитель читает басню наизусть.
Дети внимательно слушают учителя
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не
впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
- Понравилась ли басня? Чем именно? Какие
мысли у вас возникли, чем бы вы хотели
поделиться с друзьями? Прочитайте басню
про себя и подумайте, на сколько частей её
можно разделить?
Вопросы по содержанию
- На сколько частей разделили весь текст?
- О ком (чем) говорится в 1 части?
Ответы детей
На 3 части
На 3 части
Зачитайте – это завязка, т.е. начало
действия
Разговор Лисы и Вороны. Читают
- Какие события развиваются во 2 части?
Прочитайте.
- Что же говорится в 3 части?
- Что же является основным стержнем
(корнем) в развитии басни?
- Перечислите, как Лиса называла Ворону?
- Почему же Лисица так хвалит Ворону?
- Догадывалась ли об этом Ворона?
- Понравилась ли Вороне лесть Лисы?
- Как поняли выражение «в зобу дыханье
спёрло»?
- Как автор подчеркнул, что на самом деле
Ворона не такая, как о ней говорит Лиса?
- Добилась ли Лиса поставленной цели?
- После всего, что случилось, как вы можете
охарактеризовать Ворону?
- Что бы вы посоветовали Вороне?
- Можно ли встретить такую ситуацию
Это – развязка
Льстивая речь Лисицы, от которой у
Вороны вскружилась голова
Голубушка,
светик,
с е с т р и ц а ,
мастерица, царь – птица
Хочет ее обмануть
Нет
Да
В з в о л н о в а т ь с я ,
д ы х а н и е
перехватило, прийти в волнение
«На ель ворона взгромоздясь...»
Да
Доверчивая, глупая
Необходимо
отличать
истинные
чувства от лести
Да
5
среди взаимоотношений людей?
- Приведите примеры.
Выразительное чтение басни учащимися
Составление партитуры
Характер
Вороны
и
Лисицы
мы
знаем.
И
теперь это надо передать в чтении.
Работа с иллюстрацией
- Рассмотрите иллюстрации к басне. Кого вы
видите
на
этом
рисунке?
Удалось
ли
художнику
передать
характер
героев?
Обоснуйте свой ответ. Какой у художника
получилась Лисица? А Ворона? Можно ли,
не
зная
содержания
басни,
понять,
о
чем
идет речь?
Определение морали басни
Найдите в тексте мораль басни, зачитайте.
О бъ я с н и т е ,
ка к
в ы
е ё
п о н и м а е т е ?
(Выслушиваются ответы детей.)
Дети приводят примеры
Дети выразительно читают басню
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только
все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет
уголок.
Чтение по ролям
Сколько человек нам необходимо выбрать,
чтобы
прочит ать
басню
по
р ол я м ?
Попробуйте интонацией изобразить хитрую
лисицу и глупую ворону.
2 человека
Дети
читают
басню
по
ролям
сначала в парах на местах, затем у
доски
6
Закрепление изученного
Прочитайте пословицы. Как вы понимаете
их
смысл?
К
каким
басням
их
можно
отнести?
«Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй».
«Не рой яму другому – сам в нее попадешь».
Если
ты
сам
ничего
не
делал,
а
только
гулял,
то
ты
сам
во
всем
виноват и никого не надо обвинять.
Эту
пословицу
можно
отнести
к
басне «Стрекоза и Муравей».
Если
ты
кому-нибудь
доставишь
неприятность,
то
такое
может
случиться и с тобой. Эту пословицу
«Падок воробей на букашку, а человек на
льстивые речи».
можно
отнести
к
басне
«Чиж
и
Голубь».
Человеку приятно, когда его хвалят,
и этим могут воспользоваться другие
люди
в
своих
интересах.
Эту
пословицу
можно
отнести
к
басне
«Ворона и Лисица».
7
Домашнее задание
- Выучить басню И.А. Крылова «Ворона и
Лисица» наизусть;
-
Н а р и с о в а т ь
и л л ю с т р а ц и ю
к
понравившемуся эпизоду.
8
Рефлексия
- Если вы считаете, что вы для себя что-то
взяли и сможете применить это в жизни, то
возьмите смайлик с улыбкой.
-
Если
вы
ничего
для
себя
не
взяли
и
считаете, что эти басни не научили ничему,
то возьмите зеленый грустный смайлик.
Я надеюсь, что и в вашей памяти надолго
останутся слова Крылова, которые помогут
стать лучше.