Автор: Иванова Ирина Владимировна Должность: учитель музыки и искусства Учебное заведение: МБОУ "Кадетская школа "Патриот" ЭМР Саратовской области Населённый пункт: Саратовсккая область, г.Энгельс Наименование материала: статья Тема: Духовно-нравственное воспитание. Раздел: начальное образование
«Духовно-нравственное воспитание»
Использование духовно-нравственного воспитания в России в
современной жизни достаточно противоречивое. Это воспитание
рассматривается с двух позиций:
1)
Так называемая «Стратегия воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года», которая опирается на систему духовно-
нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития
России:
- человеколюбие
- справедливость
- честь
- совесть
- воля
- личное достоинство
- вера в добро
- стремление к исполнению нравственного долга перед самим сбой, своей
семьёй и своим отечеством.
Иными словами – светская позиция.
2)
Религиозная, в которой на первом месте стоит Бог и следование Его
заповедям, а на втором месте – человек (традиционные российские
религии – христианские, прежде всего в форме русского православия,
исламские, иудаистские, буддистские).
Главной проблемой такого воспитания является то, что «ценности» в отрыве
от религиозной этики превращаются в абстрактные понятия.
Нашими задачами являются следующие поставленные вопросы:
1.
Объяснить девальвацию ряда смыслополагающих педагогических
категорий;
2.
Сформировать воспитательный идеал;
3.
Определить эффективный характер обучения курса «Основы религиозных
культур и этики».
Нельзя не согласиться с Е.С. Гальцевой, автором статьи «Проблемы
духовно-нравственного воспитания личности в современной России»
Она пишет о том, что существующая взаимосвязь между понятиями
«духовность» и «нравственность» в понимании большинства
современных учёных, как правило, низводится до отождествления этих
смыслополагающих категорий в единое понятие исключительно светского
содержания. В результате, имеющаяся тонкая грань, разделяющая данные
понятия в концептуальном наполнении, и отвечающая за разные уровни
духовного возрастания человеческой личности, утрачивается, что, в свою
очередь, приводит к появлению новых смыслов прежних понятий.
Игумен Агафангел (Белых) в своей статье замечательно объясняет:
«Что значит абстрактная «вера в добро», или кто является источником
«совести нравственного долга» в человеке? В ней же объясняется то, что
через наше отношение к Богу строится и наше отношение к ближнему.
Здесь человеколюбие не цель, а средство. Совесть и воля – дар Божий. А
верующий в «добро» знает Имя Того, Кто есть источник всякого блага.
Христианство является важнейшим образующим фактором всего того,
что называется российской культурой.
В последнем пункте нравственных ценностей (светской позиции)
непонятно, что значит «нравственный долг перед самим собой, своей
семьёй и своим отечеством»? Генерал Власов тоже считал, что он
исполняет свой нравственный долг перед самим собой и перед своим
отечеством, при этом присягая лично Гитлеру. Значит, под светские
ценности можно подогнать любую точку зрения.
В диссертации современного исследователя Петраковой есть
следующие строки: «Если цели личности вне положены обыденному
человеческому существованию, то это говорит о её духовных интенциях,
направленность личности на достижении видимых целей земного бытия
свидетельствует в её эвдемонических или утилитаристских началах. Если
духовность характеризует высшие «вертикальные» устремления
личности, то «нравственность» -- сфера её «горизонтальных»
устремлений, отношений с людьми и обществом.»
Если прочитать определение самого понятия слова «духовность»
(словарь Ожегова) – это умственная деятельность, нравственность,
моральная сила. В самой сути слова уже есть понятие высокой
нравственности. Полнее и правильнее употреблять выражение «духовное
воспитание в России» вместо «духовно-нравственное».
Исследуемый нами материал предполагает то, что светская позиция __
абстрактна и бессмысленна. Нравственность – это правило, которое
устанавливает порядок, то есть постановление, коллективное или
правительственное распоряжение.
«Современный национальный воспитательный идеал – это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации». (Концепция 2009). Всегда хочется вспомнить и
перечислить людей из истории нашей страны, которые соответствуют
такому идеалу. Известно то, что христианство открыло человечеству
реальный идеал – личность Иисуса Христа.
О том, какие кадры преподают в школах «Основы религиозной
культуры и светской этики» и говорить не приходится. Как можно
преподавать и объяснять то, что самому педагогу непонятно.
Обязательным условием для реализации выполнения этой задачи является
присутствие представителя религиозной структуры в качестве
преподавателя этого предмета.
Среди всех видов преподаваемых искусств в школе есть такой предмет,
который не только содержит в себе элементы духовности, но и является
духовным явлением как таковым. Музыка как искусство и есть
духовность по своей природе. Именно этот предмет, его искусство
помогает увидеть невидимое и услышать неслышимое. Музыка
органично входит в духовный мир человека при условии того, что есть
необходимость сохранения с искусством глубоко этичных, «родственных»
отношений. А познать предложенный композитором творческий посыл
можно лишь только любовью, которая находится на вершине духовности.
После проводимых в школе исследований ответить на вопрос: «Что такое
любовь?» затрудняются даже учителя. Всё это говорит о том, что прежде
чем идти давать знания детям, очень важным делом является подготовить
кадры, способные к такой деятельности на высоком уровне духовности.
Учитель, не верящий в Бога, преподаёт курс «Основы православия»…
Всем известно, сколько часов отводится уроку музыки в школе. Ещё
интереснее то, что в начальной школе теперь неподготовленные учителя
начальных классов вместо учителя музыки все четыре года будут
говорить на уроках о музыке не как об искусстве.
В процессе педагогического общения встречаются постоянно антиподы
духовности – функционализм, наукообразие, бездушие.
В школе должны воспитываться личности, в которых воскреснут жажда
познания, нравственная чуткость и ответственность. Они появятся тогда,
когда главными ориентирами будут «знаки» духовности – любовь и вера.
Иванова И.В.