Духовно-нравственное формирование личности в аспекте федерального государственного образовательного стандарта
Автор: Кудрявцева Тамара Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "СОШ с.Легостаево" Населённый пункт: Новосибирская область Искитимский район село Легостаево Наименование материала: статья Тема: Духовно-нравственное формирование личности в аспекте федерального государственного образовательного стандарта Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов МКОУ «СОШ с.Легостаево»
Кудрявцева Тамара Владимировна
Духовно-нравственное формирование личности в аспекте
федерального государственного образовательного стандарта.
Обращение
государства
и
системы
к
идее
духовно-нравственного
воспитания
как
основного
условия
возрождения
современного
российского
общества
и
человека
не
случайно.
Нравственная
деградация,
прагматизм,
утрата
смысла
жизни
и
культ
потребления,
подростковая
наркомания
и
алкоголизм
–
вот
те
характеристики
состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют
о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.
С
одной
стороны,
духовный
кризис
–
глобальное
явление,
которое
связывают с преобладающим характером цивилизационного развития
человечества.
Современное
постиндустриальное
обще ство,
ориентированное на максимальное потребление материальных благ и
преобразование окружающего мира для более полного им удовольствия,
породило особый тип технократической личности – «кибернетического
человека»
(Э.
Фромм),
интеллектуального
развитого
и
технически
образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям
и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры.
Последствия
данного
явления
отчетливо
проявляются
в
системе
социальных,
межличностных
отношений,
в
экологическом
кризисе,
который
является
ярким
показателем
духовной
ограниченности
современного технократа, зачастую лишенного чувства ответственности
и осознания своего человеческого долга перед окружающим миром.
Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина России (далее – Концепция) разработана в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации
«Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России
Федеральному собранию Российской Федерации. Концепция является
методологической
основой
разработки
и
реализации
федерального
государственного
образовательного
стандарта
общего
образования.
[10с.42-43]
Концепция
представляет
собой
ценностно-
нормативную
основу
взаимодействия
общеобразовательных
учреждений
с
другими
субъектами
социализации
–
семьёй,
общественными
организациями,
религиозными
объединениями,
учреждениями
дополнительного
образования,
культуры
и
спорта,
средствами
массовой
информации.
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий
для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Концепция
определяет
характер
современного
национального
воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития
и
воспитания
детей
и
молодежи;
систему
базовых
национальных
ценностей,
на
основе
которых
возможна
духовно-нравственная
консолидация
многонационального
народа
Российской
Федерации;
основные
социально
педагогические
условия
и
принципы
духовно-
н р а в с т в е н н о г о
р а з в и т и я
и
в о с п и т а н и я
о б у ч а ю щ и х с я .
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и
патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить
их
к
жизни
в
высокотехнологичном
конкурентном
мире.
При
этом
образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и
сотрудничать
с
семьями
обучающихся,
другими
субъектами
социализации,
опираясь
на
национальные
традиции.
Концепция
формулирует
социальный
заказ
современной
общеобразовательной
школе как определённую систему общих педагогических требований,
соответствие которым обеспечивает эффективное участие образования в
решении
важнейших
общенациональных
задач.
Социальный
заказ
образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных
социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними.
Воспитание
школьников
начинается
с
ответа
на
вопрос:
кого
будем
воспитывать? Нередко воспитание рассматривается как самодостаточное
явление,
словно
ребенок
существует
только
для
того,
чтобы
быть
«встроенным» в какую-либо систему. Но воспитание – это комплексная
социально-педагогическая
технология,
поддерживающая
развитие
человека, общества и государства, содействующая решению стоящих
перед
ними
проблем.
Воспитание
ориентировано
на
достижение
определенного
идеала,
т.е.
того
образа
человека,
который
имеет
приоритетное
значение
общества
в
конкретно-исторических,
социокультурных
условиях.
Национальный
воспитательный
идеал
–
высшая
цель
образования,
абсолютно
нравственное
(идеальное)
представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого
направлены
усилия
основных
субъектов
национальной
жизни:
государства,
семьи,
школы,
политических
партий,
религиозных
о
общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический
характер,
соответствует
условиям
определенной
эпохи.
Духовно-
нравственное развитие представляет собой процесс последовательного
расширения
и
укрепления
ценностно-смысловой
сферы
личности,
формирования
способности
человека
сознательно
выстраивать
отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом
на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
Обеспечение
духовно-нравственного
развития
личности
россиянина
ключевая задача современной государственной политики, направленной
на модернизацию страны. Законопослушание, правопорядок, доверие,
развитие
экономики
и
социальной
сферы,
качество
труда
и
общественных
отношений
непосредственно
зависят
от
принятия
гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и
следования
им
в
жизни
и
общественной
деятельности.
Духовно-
нравственное
развитие
гражданина
есть
развитие
Ро ссии,
осуществление
процесса
модернизации
страны
и
его
конкретно-
человеческом, социально-личностном выражении.
Само
по
себе
духовно-нравственное
развитие
личности
–
сложный,
многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее
полноте
и
противоречивости,
от
семьи,
общества,
культуры,
человечества в целом. Сферу педагогической ответственности можно
обозначить двумя положениями.
Лично сть
рассмат ривает ся,
прежде
вс его,
в
аспекте
е е
гражданственности,
соответственно,
программы
воспитания
и
социализации
должны
обеспечить
духовно-нравственное
развитие
гражданина России.
Основным
инструментом
педагогической
поддержки
духовно-
н р а вс т ве н н о го
р а з в и т и я
л и ч н о с т и
г р а ж д а н и н а
я в л я е т с я
общеобразовательная школа, выстраивающая партнерское отношение с
другими
социальными
субъектами
воспитания:
семьей,
институтами
гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.
[10c.44-45]
Носителями
ценностей
и
традиций
являются
социальные
группы,
а
также
этические
и
религиозные
сообщества.
Соответственно,
задача
духовно-нравственного
развития
гражданина
России
может
быть
осуществлена
посредством
последовательной
интеграции
личности
школьника в культуры составляющих российское общество социальных
групп, в те этические и религиозные традиции, которые существуют в
нашей стране, а также в те, которые имеют общероссийское и мировое
значение.
Литература
Данилюк
А.Я.,
Кондаков
А.М.,
Тишков
В.А.
«Концепция
духовно-
нравственного развития и воспитание личности гражданина»: . – М.:
Просвещение, 2009.-42-47с.