Игровая практика и принципы ее построения в развитии детей дошкольного возраста
Автор: Камалова Рамзия Рахимджановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Центр развития ребенка Детский сад №20 "ДЮЙМОВОЧКА" Населённый пункт: город Ступино, Московская область Наименование материала: Статья Тема: Игровая практика и принципы ее построения в развитии детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
в развитии детей дошкольного возраста
Игра занимает центральное место в развитии детей дошкольного возраста и остается
основным
типом
деятельности
ребенка
вплоть
до
старшего
дошкольного
возраста.
Вследствие чего все известные российские и зарубежные специалисты в области детского
воспитания и психологии весьма скрупулезно исследуют данную тематику. Отечественные
ученые, такие как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.
рассматривали игру как важнейшую и наиболее эффективную форму социализации ребенка в
раннем и дошкольном детстве. Дошкольник по желанию объединяются, самостоятельно
действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир, что способствует физическому и
психическому
развитию
ребенка,
воспитанию
нравственно-деловых
качеств,
творческих
способностей.
Важным моментом является предоставление творческого пространства ребенку при
организации
коллективной
игры,
с
учетом
необходимости
его
«подчинения
общим
правилам». В игре ребенок испытывает субъективное ощущение свободы, подвластности ему
вещей, действий и отношений. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой
сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации, «понарошку».
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению, благодаря тому,
что
в
игре
ребенок
воссоздает
интересующие
его
сферы
жизни
с
помощью
условных
действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем -
изобразительные, речевые и воображаемые действия, другими словами - «понарошку».
Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его
личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок
проникается
их
чувствами
и
целями,
сопереживает
им,
начинает
ориентироваться
в
отношениях между людьми. Во-первых, изображая в игре взаимодействие взрослых, ребенок
осваивает правила этого взаимодействия, во вторых,, играя со сверстниками дошкольник
приобретает
опыт
взаимопонимания,
учится
пояснять
свои
намерения
и
действия,
согласовывать их другими детьми.
Известный
специалист
советской
эпохи
Даниил
Эльконин
выделял
4
направления
влияния игры на психическое развитие ребенка:
1. Развитие мотивационно-потребностной сферы
Создается иерархия мотивов, где социальные мотивы становятся для ребенка более
важными, чем личные (соподчинение мотивов).
Ребенок стремится к социально значимой и оцениваемой деятельности. У него мотив
занять новую социальную позицию.
2. Преодоление познавательного и эмоционального эгоцентризма.
Ребенок, вживаясь в роль своего персонажа, старается принять особенности поведения,
согласовывает свои действия с поведением персонажа, а также позициями участников игры.
Игра
требует
от
ребенка
согласованности
действий,
умения
договариваться,
проявлять
симпатию и сочувствие. Безусловно, данный факт содействует развитию самосознания и
самооценки
у
дошкольника,
более
того,
помогает
ориентироваться
в
человеческих
взаимоотношениях.
3. Развитие произвольной регуляции поведения.
Воспроизводя
стандартные
ситуации
взаимоотношений
людей
в
социальном
мире,
дошкольник отводит на второй план собственные импульсы и желания в соответствии см
социальными
образцами,
что
помогает
ему
постигать
и
нормы
и
правила
поведения,
соотносить с ними свое поведение, при этом контролировать выполнение игровых ролей
остальными участниками игры, тем самым, развивая произвольную регуляцию поведения.
4. Умственное развитие действий.
Ребенку предоставляется возможность для самовыражения, исследования собственных
чувств
и
переживаний.
При
этом
игра
освобождает
ребенка
от
эмоциональной
напряженности. В итоге развиваются способности и творческие навыки ребенка.
В процессе игры взрослые могут обратить внимание на поведение ребенка, чтобы
понять лидер или ведомый, таким образом, смогут постараться вложить в ребенка лидерские
качества, если он будет нуждаться в этом.
Если ребенок занят с игрушками, то самое время научить малыша делиться ими,
стараться искоренить жадность и немаловажно — убирать за собой, соблюдать порядок.
Интересно также отметить, что наблюдение за ребенком в проигрывании жизненных
ситуаций может повлиять на поведение и самих взрослых с учетом расхожей фразы «Дети —
зеркало родителей». Если ребенок начинает нервничать с самого начала игры и своим
поведением напоминать характерные особенности кого-то из взрослых, то будет повод еще
раз обдумать свое поведение взрослым.
Разнообразие игр может иметь следующие формы:
- сюжетно-ролевые игры, проще говоря, театральная постановка. Многие в детстве с
удовольствием играли в «магазин», «семью» или «больницу», которые включали в себя
распределение ролей, придумывание сюжета. Именно в таких играх проявляется характер
детей, их интересы к социальному статусу, профессии и или отношение к детям.
Как писал известный специалист Л.С.Выготский, сюжетно-ролевая игра в дошкольном
возрасте определяет всестороннее развитие личности ребенка и создает зону ближайшего
развития.
- дидактические игры закладывают стремление к познанию, соответственно заключают
в себе больше обучение, чем развлечение.
- подвижные игры развивают ребенка не только физически, но и быстроту в мышлении,
дисциплинированность, умение играть по правилам. Кроме того, подвижные игры позволяют
раскрепостить ребенка или отвлечь его от совершения проступков, шалостей.
Особое внимание необходимо уделить важнейшей составной части развития ребенка —
игрушкам, которые оказывают огромное влияние не только на развитие воображения, мелкой
моторики рук, но и усидчивости, внимательности, закладывают стремление доводить начатое
до логического завершения. Нет смысла подробно останавливаться на данной теме. Вместе с
тем, отметим, что в настоящее время высказывается мнение, что нельзя делить игрушки на
«девчачьи» и «мальчишечьи», то есть ребенок вправе выбирать играть ему или ей с куклами
или с пистолетом. Вопрос весьма тонкий. Вместе с тем, автор считает, что такое разделение
не ограничивает детей в развитии.
Исследования показывают, что дети в возрасте 1,5-3 года могут осуществлять условные
действия
с
сюжетными
игрушками
и
предметами-заместителями,
выстраивая
их
в
простейшую
смысловую
цепочку,
вступая
в
кратковременное
взаимодействие
со
сверстником; ребята в 3 - 5 лет — могут принимать и последовательно менять игровые роли,
реализовывать их через действия с предметами и ролевое взаимодействие с партнером-
сверстником; старшие дошколята ( 5 - 7 лет) уже могут моделировать в игре разнообразные
последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам двух-трех
партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и
предметные действия.
Сюжетная игра не возникает у детей спонтанно, сама собой, а передается другими
людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть». Естественным образом «втягивание» в
игру происходит, когда ребенок входит в разновозрастные группы (дворовые группы, группы
братьев и сестер разного возраста в одной семье).
Таким образом, можно сформулировать некоторые принципы
организации сюжетной
игры в детском саду.
Первый принцип закрепляет то, чтовоспитателю необходимо играть вместе с детьми на
позиции «играющего партнера» (не «учителя»). Если дети будут воспринимать воспитателя
не как «учителя» (что происходит в ежедневном формате), а в качестве участника, «просто
хорошо
умеющего
интересно
играть»,
то
общая
платформа
и
естественное
поведение
воспитателя гарантируют интерес ребят к сюжету.
Второй принцип заключается в том, что воспитатель играет с детьми на протяжении
всего дошкольного детства, но по прошествии определенного этапа следует выстраивать
игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный
способ ее построения.
Третий принцип важен тем, что необходимо при формировании игровых умений
одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и
на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику. Такая парадигма позволит
обеспечить и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную
игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в младшем
дошкольном возрасте.
Основные принципы проведения игровых занятий с дошкольниками:
1. Свободное участие. Не все дети могут проявлять одинаковый интерес к той или иной
игре. В таком случае ребенку воспитателем важно «изобрести» интересующий сегмент в
контексте
коллективного
участия.
Желательно
разрешать
детям
беспрепятственно
как
покидать игру, так и возвращаться в участники.
2. Принцип осознанности. Перед игрой важно объяснить ее цель и структуру процесса.
При
необходимости
надо
постараться
довести
до
понимания
дошкольника,
используя
наглядные примеры.
3. Взаимное уважение. В ходе объяснения правил сюжета можно постепенно объяснять
детям необходимость данного принципа, расширяя при этом его суть такими понятиями как:
- любой имеет право поделиться своими идеями
- соответственно каждый имеет право быть выслушанным
- каждый вправе выбирать
- спорные вопросы решаются голосованием или честной жеребьевкой
4.
Принцип
обратной
связи. Для анализа эффективности и закрепления результата
весьма важно получить обратную связь от детей посредством уточнения более и менее
интересных фрагментов, что нового ребята почерпнули для себя.
Таким образом, структуру предлагаемых игр можно будет корректировать и дополнять
новым, более интересным и продуктивным (с точки зрения детей) содержанием.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить
двухчастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре с
детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
В группах младшего возраставоспитатель закладывает простейшие взаимоотношения
между детьми, используя любые «катающиеся предметы», которые стимулируют детей к
взаимоподражательным,
зеркальным
действиям,
направленным
друг
на
друга.
Другой
формой предметного взаимодействия может быть совместная постройка из кубиков, причем
поочередно.
В группах среднего дошкольного возраста на первый план выходит умение развивать
ролевое взаимодействие (ролевой диалог). Задача воспитателя — перевести акцент игры с
предметного действии на ролевой диалог.
С детьми пятилетнего возраста воспитателю нужно переводить их к более сложному
ролевому
поведению
в
игре:
формировать
умение
изменять
свое
ролевое
поведение
в
соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою
новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. В ходе игры воспитатель со
многими
детьми
вступает
в
ролевое
взаимодействие,
активизирует
ролевой
диалог,
«замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.
К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как
условные действия с игрушками, ролевое поведение. Для того чтобы переводить детей на
новую, более высокую ступень сюжетной игры, в которой дети могли бы реализовать свои
творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение новым, более
сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением (игра-придумывание).
На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен
быть двухчастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной
игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной
детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает
условия для нее.
Таким
образом,
в
современном
обществе
воспитателю
приходится
заменять
дошкольнику
недостающих
старших
братьев
и
сестер,
помогать
ребенку
овладевать
игровыми умениями, втягивать его в игру, соблюдая при этом границы двух основных
составляющих педагогического процесса: совместную игру воспитателя с детьми, в ходе
которой дети осваивают новые игровые навыки, и самостоятельную детскую игру, в которой
воспитатель не включается сам, при этом обеспечивая все инструменты и условия для
развития ее динамики детьми на основе уже имеющегося их игрового опыта.