Напоминание

Игровая практика и принципы ее построения в развитии детей дошкольного возраста


Автор: Камалова Рамзия Рахимджановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Центр развития ребенка Детский сад №20 "ДЮЙМОВОЧКА"
Населённый пункт: город Ступино, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Игровая практика и принципы ее построения в развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Игровая практика и принципы ее построения

в развитии детей дошкольного возраста
Игра занимает центральное место в развитии детей дошкольного возраста и остается основным типом деятельности ребенка вплоть до старшего дошкольного возраста. Вследствие чего все известные российские и зарубежные специалисты в области детского воспитания и психологии весьма скрупулезно исследуют данную тематику. Отечественные ученые, такие как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др. рассматривали игру как важнейшую и наиболее эффективную форму социализации ребенка в раннем и дошкольном детстве. Дошкольник по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир, что способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-деловых качеств, творческих способностей. Важным моментом является предоставление творческого пространства ребенку при организации коллективной игры, с учетом необходимости его «подчинения общим правилам». В игре ребенок испытывает субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий и отношений. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации, «понарошку». В игре развивается способность к воображению, образному мышлению, благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия, другими словами - «понарошку». Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Во-первых, изображая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во вторых,, играя со сверстниками дошкольник приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои намерения и действия, согласовывать их другими детьми. Известный специалист советской эпохи Даниил Эльконин выделял 4 направления влияния игры на психическое развитие ребенка: 1. Развитие мотивационно-потребностной сферы Создается иерархия мотивов, где социальные мотивы становятся для ребенка более важными, чем личные (соподчинение мотивов). Ребенок стремится к социально значимой и оцениваемой деятельности. У него мотив занять новую социальную позицию. 2. Преодоление познавательного и эмоционального эгоцентризма. Ребенок, вживаясь в роль своего персонажа, старается принять особенности поведения, согласовывает свои действия с поведением персонажа, а также позициями участников игры. Игра требует от ребенка согласованности действий, умения договариваться, проявлять симпатию и сочувствие. Безусловно, данный факт содействует развитию самосознания и самооценки у дошкольника, более того, помогает ориентироваться в человеческих взаимоотношениях. 3. Развитие произвольной регуляции поведения. Воспроизводя стандартные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник отводит на второй план собственные импульсы и желания в соответствии см социальными образцами, что помогает ему постигать и нормы и правила поведения, соотносить с ними свое поведение, при этом контролировать выполнение игровых ролей остальными участниками игры, тем самым, развивая произвольную регуляцию поведения. 4. Умственное развитие действий. Ребенку предоставляется возможность для самовыражения, исследования собственных
чувств и переживаний. При этом игра освобождает ребенка от эмоциональной напряженности. В итоге развиваются способности и творческие навыки ребенка. В процессе игры взрослые могут обратить внимание на поведение ребенка, чтобы понять лидер или ведомый, таким образом, смогут постараться вложить в ребенка лидерские качества, если он будет нуждаться в этом. Если ребенок занят с игрушками, то самое время научить малыша делиться ими, стараться искоренить жадность и немаловажно — убирать за собой, соблюдать порядок. Интересно также отметить, что наблюдение за ребенком в проигрывании жизненных ситуаций может повлиять на поведение и самих взрослых с учетом расхожей фразы «Дети — зеркало родителей». Если ребенок начинает нервничать с самого начала игры и своим поведением напоминать характерные особенности кого-то из взрослых, то будет повод еще раз обдумать свое поведение взрослым. Разнообразие игр может иметь следующие формы: - сюжетно-ролевые игры, проще говоря, театральная постановка. Многие в детстве с удовольствием играли в «магазин», «семью» или «больницу», которые включали в себя распределение ролей, придумывание сюжета. Именно в таких играх проявляется характер детей, их интересы к социальному статусу, профессии и или отношение к детям. Как писал известный специалист Л.С.Выготский, сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте определяет всестороннее развитие личности ребенка и создает зону ближайшего развития. - дидактические игры закладывают стремление к познанию, соответственно заключают в себе больше обучение, чем развлечение. - подвижные игры развивают ребенка не только физически, но и быстроту в мышлении, дисциплинированность, умение играть по правилам. Кроме того, подвижные игры позволяют раскрепостить ребенка или отвлечь его от совершения проступков, шалостей. Особое внимание необходимо уделить важнейшей составной части развития ребенка — игрушкам, которые оказывают огромное влияние не только на развитие воображения, мелкой моторики рук, но и усидчивости, внимательности, закладывают стремление доводить начатое до логического завершения. Нет смысла подробно останавливаться на данной теме. Вместе с тем, отметим, что в настоящее время высказывается мнение, что нельзя делить игрушки на «девчачьи» и «мальчишечьи», то есть ребенок вправе выбирать играть ему или ей с куклами или с пистолетом. Вопрос весьма тонкий. Вместе с тем, автор считает, что такое разделение не ограничивает детей в развитии. Исследования показывают, что дети в возрасте 1,5-3 года могут осуществлять условные действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником; ребята в 3 - 5 лет — могут принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевое взаимодействие с партнером- сверстником; старшие дошколята ( 5 - 7 лет) уже могут моделировать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам двух-трех партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия. Сюжетная игра не возникает у детей спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть». Естественным образом «втягивание» в игру происходит, когда ребенок входит в разновозрастные группы (дворовые группы, группы братьев и сестер разного возраста в одной семье). Таким образом, можно сформулировать некоторые принципы организации сюжетной игры в детском саду. Первый принцип закрепляет то, чтовоспитателю необходимо играть вместе с детьми на позиции «играющего партнера» (не «учителя»). Если дети будут воспринимать воспитателя не как «учителя» (что происходит в ежедневном формате), а в качестве участника, «просто хорошо умеющего интересно играть», то общая платформа и естественное поведение
воспитателя гарантируют интерес ребят к сюжету. Второй принцип заключается в том, что воспитатель играет с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но по прошествии определенного этапа следует выстраивать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Третий принцип важен тем, что необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику. Такая парадигма позволит обеспечить и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в младшем дошкольном возрасте. Основные принципы проведения игровых занятий с дошкольниками: 1. Свободное участие. Не все дети могут проявлять одинаковый интерес к той или иной игре. В таком случае ребенку воспитателем важно «изобрести» интересующий сегмент в контексте коллективного участия. Желательно разрешать детям беспрепятственно как покидать игру, так и возвращаться в участники. 2. Принцип осознанности. Перед игрой важно объяснить ее цель и структуру процесса. При необходимости надо постараться довести до понимания дошкольника, используя наглядные примеры. 3. Взаимное уважение. В ходе объяснения правил сюжета можно постепенно объяснять детям необходимость данного принципа, расширяя при этом его суть такими понятиями как: - любой имеет право поделиться своими идеями - соответственно каждый имеет право быть выслушанным - каждый вправе выбирать - спорные вопросы решаются голосованием или честной жеребьевкой 4. Принцип обратной связи. Для анализа эффективности и закрепления результата весьма важно получить обратную связь от детей посредством уточнения более и менее интересных фрагментов, что нового ребята почерпнули для себя. Таким образом, структуру предлагаемых игр можно будет корректировать и дополнять новым, более интересным и продуктивным (с точки зрения детей) содержанием. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры. В группах младшего возраставоспитатель закладывает простейшие взаимоотношения между детьми, используя любые «катающиеся предметы», которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным действиям, направленным друг на друга. Другой формой предметного взаимодействия может быть совместная постройка из кубиков, причем поочередно. В группах среднего дошкольного возраста на первый план выходит умение развивать ролевое взаимодействие (ролевой диалог). Задача воспитателя — перевести акцент игры с предметного действии на ролевой диалог. С детьми пятилетнего возраста воспитателю нужно переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. В ходе игры воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Для того чтобы переводить детей на новую, более высокую ступень сюжетной игры, в которой дети могли бы реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением (игра-придумывание).
На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двухчастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее. Таким образом, в современном обществе воспитателю приходится заменять дошкольнику недостающих старших братьев и сестер, помогать ребенку овладевать игровыми умениями, втягивать его в игру, соблюдая при этом границы двух основных составляющих педагогического процесса: совместную игру воспитателя с детьми, в ходе которой дети осваивают новые игровые навыки, и самостоятельную детскую игру, в которой воспитатель не включается сам, при этом обеспечивая все инструменты и условия для развития ее динамики детьми на основе уже имеющегося их игрового опыта.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!