Автор: Кархина Виктория Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ лицей № 10 Населённый пункт: г.Батайск, Ростовской области Наименование материала: Методическая разработка для 1-й и 2- й ступени образования. Тема: Уважай мир и мир будет уважать тебя. Раздел: начальное образование
« Уважай мир и мир будет уважать тебя».
Преемственность в воспитании толерантности
1ступени и 2 ступени образования (от дошкольников до младших школьников).
Составила учитель нач.классов:
Кархина В.Н.
2015-2016 у.г.
« Толерантность – это искусство жить в мире людей и идей».
А.Г. Асмолов.
Сегодня
всё
большее
распространение
получают
недоброжелательность,
озлобленность, агрессивность.
Дух нетерпимости, неприязни к другой культуре и
образу жизни, верованиям, привычкам существовал и ранее, но сегодня он принимает
жесточайшие формы и угрожающие размеры, особенно среди молодёжи.
А ведь
проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих
качеств, как взаимопонимание, уважение, доброжелательность, коммуникабельность.
Именно поэтому сегодня особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к
людям иной национальности, культуры. В связи с этим необходимо активировать
процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. Основой
толерантности является признание права на отличие.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого мира,
форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Задача педагога –
научить этому наше будущее поколение.
Цель педагогической деятельности- это не навязывание своих взглядов, а создание
таких условий, при которых толерантность у ребёнка проявляется как естественное
качество его личности. А это возможно только в интегрированной среде.
Обучение и воспитание ребёнка в интегрированной среде делает его толерантным
не только
к детям с особенностями развития, но и к детям, воспитывающимся в
семьях с другими
религиозными и национальными традициями. Такое воспитание
направлено на преодоление чувства страха и отчуждения у детей и взрослых по
отношению к другим.
Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих
достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Терпимость, уважение,
принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем
возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям
различных
национальностей
является
неотъемлемым
условием
толерантного
воспитания.
Поэтому воспитание уважения к себе и людям является сегодня одной из важнейших
проблем.
В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО,
1995 г.)
толерантность
определяется
следующим
образом:
«ценность
и
социальная
норма
гражданского
общества,
проявляющаяся
в
праве
всех
индивидов
гражданского
общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными
конфессиями,
политическими,
этническими
и
другими
социальными
группами,
уважении
к
разнообразию
различных
мировых
культур,
цивилизаций
и
народов,
готовности
к
пониманию
и
сотрудничеству
с
людьми,
различающимися
по
внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям
»
В
последние
годы
растет
число
детей
разных
национальностей,
посещающих
образовательные учреждения. Как правило, эти дети общаются с трудом на русском
языке, поскольку в кругу семьи они изъясняются на своем родном. И детский сад
обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности. Каждый ребенок, не
взирая на национальность, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы
дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между
различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и
принять.
Ребенок
понимает,
что
принятие
его
другими
зависит
от
того,
как
он
воспринимает других.
Каким будет наше общество и как будут решаться социальные и экономические
проблемы,
определяется
тем
социально-культурным
потенциалом,
который
закладывается учреждениями образования еще в детском возрасте.
Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой
личности: первые семь лет в жизни ребенка - период его бурного роста и интенсивного
развития,
период
непрерывного
совершенствования
физических
и
психических
возможностей, начало становления личностных качеств.
Достижением первых семи лет становится развитие самосознания: ребенок начинает
понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в
окружающем
его
социальном
мире,
вычленять
его
ценности.
В
этот
период
закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми.
Поэтому
именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и
уважительного
отношения
к
людям,
представителям
разных
национальностей,
заложить основы уважительного отношения к людям.
В связи с увеличением потока мигрантов из стран ближнего зарубежья в детских
садах растет число детей разных национальностей, не владеющих русским языком и
живущих в семьях со своими особыми национальными традициями и укладом жизни.
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение - это место, где
обучаются и воспитываются дети, принадлежащие к разным культурам и говорящие на
разных родных языках.
Обучение таких детей русскому языку сегодня - одна из наиболее актуальных
проблем.
Как
показывает
опыт,
наиболее
перспективен
интегративный
подход
к
развитию
детей
нерусской
национальности,
направленный
на
взаимодействие,
уважение
личностных
особенностей,
предполагающий
овладение
детьми
русским
языком как вторым (а не иностранным) и приобщение их к русской культуре при
сохранении родного языка и родной культуры.
В законе РФ "Об образовании" говорится: "Гуманистический характер образования,
приоритет общечеловеческих ценностей..." (ст. "Принципы государственной политики
в
области
образования").
Аналогичные
задачи
мы
находим
в
Государственной
концепции дошкольного воспитания: "В дошкольном детстве ребенок приобретает
основы
личностной
культуры,
ее
базис,
соответствующий
общечеловеческим
духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает,
что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям,
а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором
регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим)
средствам жизнедеятельности людей".
Так сложилось, что, будучи учителем начальных классов, свою педагогическую
деятельность мне пришлось начинать с
обучения и изучения дошкольников. Свою
исследовательскую деятельность
начала с детьми старшей группы и продолжила с
младшими школьниками.
И так, дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного
маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит
формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во
время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать
окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного
этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его,
возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
В решении задач формирования уважительного, терпимого отношения особая роль
должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу
в
нравственном
развитии
ребенка.
Период
дошкольного
детства
очень
важен
для
развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно
развиваются
психические
функции,
формируются
сложные
виды
деятельности,
закладываются основы познавательных способностей.
Формирование уважительного и терпимого отношения целесообразно начинать со
старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным
для
воспитания
нравственности
и
толерантности,
именно
в
этом
возрасте
закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые
методы
воспитания,
так
как
игра
является
основным
видом
деятельности
детей
дошкольного возраста.
Основы терпимости закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях,
во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий,
в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также – это
огромная каждодневная работа педагогов.
В
режиме
дня
детского
сада
для
детей
организуются
различные
игры:
дидактические, подвижные и другие. Подвижная игра – естественный спутник жизни
ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.
Воспитание
симпатии,
дружеского
отношения
к
другим
народам
происходит
в
процессе подвижных игр, с использованием национальных атрибутов. В своих играх
дети отражают всё, что их волнует в окружающей жизни. Игра, больше чем какой –
либо
другой
вид
деятельности
даёт
возможность
насыщать
её
социальным
содержанием, поэтому она является важным средством воспитания. Воспитательное
воздействие игры зависит от её содержания. Она может стать средством воспитания
дружеских чувств к людям других национальностей, лишь в том случае, когда дети
овладевают
знаниями
о
национальностях,
одновременно
проявляя
положительное
отношение к их представителям. Заинтересовавшись народными играми, дети нашей
группы стали проявлять интерес к самому народу, его быту, искусству, национальным
обычаям, фольклору.
Мы подбирали рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием.
Через
сказочные
образы
дети
получают
представления
о
добре
и
зле,
о
справедливости. Художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и
чувства ребёнка. Дети стараются подражать понравившимся героям. Формирование
устойчивого
толерантного
поведения,
а
так
же
самостоятельное
оценивание
собственных действий и поступков мы с детьми оцениваем с точки зрения сказочных
героев. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда
они научатся понимать других. Детям предлагается
вспомнить, когда и в какой
ситуации
они
поступали
правильно,
неправильно.
Обсуждаем
–
почему
это
произошло, как можно было поступить по-другому, как бы они поступили сейчас.
Выясняем пути противостояния жестокости, несправедливости, как и в какой форме
можно не допустить этого. Встать, на чью либо сторону, защищать интересы не только
свои, если возникнет такая ситуация. Важно что бы дети поняли, что от
поведения
каждого из них зависит многое. При рассматривании картин, иллюстраций в которых
показано поведение людей в окружающем мире, их быт, одежда, орудия труда, у детей
активно развивается
речь, мышление, внимание и наблюдательность, расширяется
круг интересов. Каждый ребёнок рисует и составляет рассказ о той национальности,
которая больше всего заинтересовала его.
В результате выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью
и поведением, но обладают и схожими чертами (строением тела, эмоциями, дети
играют в такие же игры). Им знакомы способы поддержки сверстника, взрослого; они
понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства,
взгляды
и
имеют
представления
о
возможных
способах
разрешения
конфликтов.
Этническая
терпимость-
это
признание
ценности «другого»,
отличного
от
тебя,
ценности
разности.
В
формировании
толерантного
сознания
у
дошкольников,
мы
опираемся на игровые технологии воспитания, так как игра является основным видом
деятельности
детей
дошкольного
возраста.
Так
подвижные
игры
разных
народов,
традиционно используемые педагогами в работе с дошкольниками, стали началом
работы по воспитанию этнотолерантности.
План примерных мероприятий по развитию и укрепления
толерантности в детском саду.
№
п/п
Наименование
мероприятия
Сроки
проведения
Участники
Ответственный
1
Конкурс поделок на
тему: «Подарок
другу»
сентябрь
Средний,
старший
дошкольный
возраст
Воспитатели
2
Уроки семьи и
семейных ценностей
сентябрь
Старший
дошкольный
возраст
Воспитатели,
зам.зав.по УВР
3
Презентация на тему:
«Уроки добра»
сентябрь
Старший
дошкольный
возраст
Воспитатели
4
День пожилого
человека
октябрь
старший
дошкольный
возраст
Воспитатели
5
Детский праздник
«Осенины на Руси»
октябрь
Средний,
старший
Воспитатели
дошкольный
возраст
6
День матери.
Изготовление
подарков для мам.
ноябрь
Младший,
средний,
старший
дошкольный
возраст
Воспитатели
7
Досуг на тему: «День
толерантности»
ноябрь
Старший
дошкольный
возраст
Воспитатели,
зам.зав.по УВР
8
Беседы с детьми
«Многонациональная
Россия»
ноябрь
Старший
дошкольный
возраст
Воспитатели
9
Совместная
деятельность на тему:
«Как празднуют
Новый год в разных
странах»
декабрь
Старший
дошкольный
возраст
Воспитатели
10
Рожденственские
посиделки
январь
Старший
дошкольный
возраст
В музыкальные
руководители
воспитатели,
11
Беседа: «Как
праздновали на Руси
Рождество Христово»
.
январь
Старший
дошкольный
возраст
Воспитатели,
12
Презентация на тему:
«Сказки Пушкина»
Толерантность в
сказках.
Тематическое занятие
с использованием
презентации.
февраль
Средний,
старший
дошкольный
возраст
Воспитатели,
13
День защитника
Отечества.
Семейная встреча с
папами и дедушками.
Праздник для пап.
февраль
Младший,
средний,
старший
дошкольный
возраст
Воспитатели,
Музыкальные
руководители
14
Развлечение
«Широкая
Масленица»
март
Средний,
старший
дошкольный
возраст
Воспитатели,
Музыкальные
руководители
15
Дидактические и
сюжетно –ролевые
игры на тему:
«Профессии»
апрель
Младший,
средний,
старший
дошкольный
возраст
Воспитатели
16
«Пасха».
Тематическое
занятие.
апрель
Средний,
старший
дошкольный
возраст
Воспитатели,
Музыкальные
руководители
17
Тренинговое занятие
для детей «Найди
друга»
май
Средний,
старший
дошкольный
возраст
Педагог-психолог,
Воспитатели
18
День Победы.
Тематическое занятие
с использованием
презентации.
май
Средний,
старший
дошкольный
возраст
Воспитатели,
Музыкальные
руководители
19
Тренинговое занятие
для детей «В кругу
друзей»
май
Средний,
старший
дошкольный
возраст
Воспитатели
20
Досуг «Я люблю
тебя, Россия»
Конкурс рисунков.
июнь
Средний,
старший
дошкольный
возраст
Воспитатели,
Музыкальные
руководители
« Занятие в кругу друзей» - разновозрастная группа
Изготовление « Портрет- друга»
Подвижные игры « В хоровод становись»
Праздник « Осенины на Руси»
Перейдя работать в школу, я продолжила работу воспитание толерантности уже
младших школьников. В этом возрасте развитие толерантности проходит так же на
уроках литературы:
В сказках, прежде всего...
"Морозко"
Падчерица-дочь здесь терпелива и в отношении своего родного отца, считаясь с его
выбором жены и в отношении своей сестры и мачехи, которые заставляют её делать
грязную работу, подвергают разнообразным насмешкам и издевкам. Она проявляет
толерантность и к самому Морозко. Ведь девушка считает его хозяином в лесу, а себя
его гостьей, поэтому, как гостья она терпит сильный холод и ветер, вовсе не из-за
выгоды, а потому что так ей велит её внутреннее чувство такта и воспитанности.
Аналогичным примером служит сказка "Золушка", где падчерица терпит насмешки
мачехи и сестер, уважает своего несколько слабовольного отца и принимает его
мнение.
В "Сказке о царе Салтане" А.С. Пушкина завистливые сестры бросают царицу и
грудного ребенка, закатанную в бочку в море. Сын царя Салтана, уже, будучи
взрослым, показывает образец толерантного отношения к отцу: "Князь Гвидон зовет их
в гости,
Их и кормит и поит... "
В сказке Аксакова "Аленький цветочек", толерантность является, чуть ли не основным
мотивом действий главных героев.
Кроме того еще и "Белоснежка и семь гномов", также сказка "Карлсон, который живет
на крыше" Астрид Линдгрен.
Я разработала план классных часов, для воспитания толерантности в
младшем школьном возрасте. (1 раз в неделю).
1-класс
№п/
п
Наименование мероприятия
Рекомендуемые
сроки проведения
Примечания
1.
Путешествие в страну Дружбы
сентябрь
2.
День пожилого человека.
октябрь
3.
День мамы. Изготовление
подарков мамам.
ноябрь
4.
Выставка рисунков « Мы такие
разные»
декабрь
5.
Традиции семьи в праздновании
Нового года.
январь
6.
Рождественские посиделки
январь
7.
Мужчины нашего класса!
февраль
8.
Наши девчонки!
март
9.
Фотоконкурс «Мы такие разные»
апрель
10.
День победы! Победа всех народов
СССР
май
2-класс
№п/
п
Наименование мероприятия
Рекомендуемые
сроки проведения
Примечания
1.
Акция «Река мира и добра»
сентябрь
2.
День бабушек и дедушек.
октябрь
3.
День мамы. Изготовление
подарков мамам.
ноябрь
4.
«Добрые слова и добрые дела»
декабрь
5.
Традиции семьи в праздновании
Нового года.
январь
6.
Рождественские посиделки
январь
7.
Жить в мире с миром и с собой
февраль
8.
Что нас объединяет? - игра
март
9.
Психологическая игра «Мой
тайный друг»,
апрель
10.
День победы! Победа всех народов
СССР
май
3-класс
№п/
п
Наименование мероприятия
Рекомендуемые
сроки проведения
Примечания
1.
Моя малая Родина.
сентябрь
2.
День пожилого человека.
октябрь
3.
День мамы. Изготовление
подарков мамам.
ноябрь
4.
Акция « Река мира и добра»
декабрь
5.
Традиции семьи в праздновании
Нового года.
январь
6.
Рождественские посиделки
январь
7.
Учимся жить вместе.
февраль
8.
Концерт для мам и бабушек
«Мамы всякие нужны, мамы
разные важны!»
март
9.
«Добрые слова и добрые дела»
апрель
10.
День победы! Победа всех народов
СССР
май
4-класс
№п/
п
Наименование мероприятия
Рекомендуемые
сроки проведения
Примечания
1.
Наш многонациональный Батайск.
сентябрь
2.
Уважай возраст!
октябрь
3.
День мамы. Изготовление
подарков мамам.
ноябрь
4.
Мы такие разные – и в этом наше
богатство»
декабрь
5.
Традиции семьи в праздновании
Нового года.
январь
6.
Рождественские посиделки
январь
7.
Мы все вместе – одна семья.
февраль
8.
Женщины нашей России.
март
9.
«Добрые слова и добрые дела»
апрель
10.
День победы! Победа всех народов
России.
май
Классный час: «Жить в мире с миром и с собой».
(2 класс)
Цель урока:
знакомство
учащихся
с
понятием
"толерантность",
его
происхождением,
значением
и
актуальностью
его
формирования,
как
нравственного
качества
личности,
сформировать
у
учащихся
представление
о
толерантности
(возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и
правам других людей;
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре
разных народов;
формировать у учащихся коммуникативные навыки: навыки групповой работы,
умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные
решения обсуждаемых проблем;
Задачи урока:
помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать
чужое мнение.
развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Ход урока:
1.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Дети стоят и ладошками касаются друг друга.
Учитель: Ребята, повернитесь к своим соседям справа и слева и улыбнитесь.
Все присаживаются на свои места.
-Посмотрите друг на друга и скажите, пожалуйста, мы одинаковые или разные?
(ответы детей).
-В чём сходство, в чём отличие?
(ответы детей)
- Сейчас на планете Земля насчитывается около трёх тысяч народов. Одна только наша
страна насчитывает более 160 народностей.
Слайд 1
-Эти народы, которые проживают на территории России, как они живут?
( Мирно, без войн)
- Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих
качеств,
взаимопонимание,
взаимоуважение,
ответственность,
сдержанность,
уступчивость, терпимость.
- Как вы понимаете слово терпимость?
( Терпимость
-
способность
терпеть
что-то
или
кого-то,
быть
выдержанным,
выносливым, стойким, считаться с мнением других, быть снисходительным.
- Как поступает терпимый человек?
(Человек, который хочет жить в мире , должен сам себя ограничивать. Лишнее слово
не сказать, если кто-то ему сказал что- то плохое. Потому что, если он ответит таким
же образом, ему ещё хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение
отношений, тогда никакой терпимости не будет.)
- Вы догадались какая тема нашего урока?
Сформулировать тему классного часа нам поможет китайская притча "Ладная семья".
(Учитель читает притчу)
Китайская притча "Ладная семья"
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось
в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы
скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была
особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни,
Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И
он
решил
проверить,
правду
ли
молвят
люди.
Прибыл
он
в
село,
и
душа
его
возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно
старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада,
пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в
твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень
силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать
каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл
владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? - Да, - ответил старик,- это
и
есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И мира тоже.
- Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
( Любовь, терпение, прощение.)
- Как вы думаете, о чём будем беседовать на классном часе?
( О дружбе, доброте, терпимости, любви, уважении.)
- Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним
словом "толерантность".
- Кто заметил, какая была сейчас песня?(«Улыбка»)
- Что такое улыбка? ( Выражение на лице, мимика).
- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек
добрый…)
- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А
если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.
-На разных языках, понятие трактуется по- разному. Внимание на доску:
Слайды 2-6:
Дети зачитывают:
Толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идей или
мнения. (Испанский).
Толерантность - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или
действовать иначе, нежели ты сам. (Французский)
Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
(Китайский)
Толерантность - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание,
благосклонность, терпение, расположенность к другим. (Арабский)
- Что общего в определениях?
( Умение жить в мире и согласии со всем миром.)
- Каждый человек - это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями, взлётами и
падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу
терпимее, не наносили боль и вред другим.
- Что значит быть толерантным?.
(
Быть
добрым,
терпимым,
проявлять
уважение,
сострадание,
уметь
прощать,
милосердным, сердечным,
желание что-либо делать вместе, уважать права других,
принимать другого таким, какой он есть)
- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами?
(Нет! У нас частые споры, ссоры)
- А , можем ли мы жить мирно и не ссориться, как это сделать?
( Необходимо проявлять уважение к одноклассникам, относится терпимее)
- Я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в
конфликтной ситуации.
Памятка ребёнку:
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
Имей терпение выслушать собеседника.
Спокойно объясни свою точку зрения.
Подумай, из- за чего возник спор.
Обобщающая беседа.
- Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание
подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно.
Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что
вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам поможет жить в мире?
(Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.)
-А можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в
мире с собой и окружающими.
- Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?
( Знание и соблюдение правил).
-У каждого из вас на столе лежит лепесток, на нём вы напишите одно
качество
толерантности.
Составляем цветок толерантности
Мои пожелания:
1.Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
2.Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми,
милосердными, прощайте.
3.Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои
обещания.
4.Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
5.Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире.
Ведётся активная работа с родителями. Всё начинается с общения в семье, отношений
между членами семьи. Вот мои рекомендации родителям:
Рекомендации родителям:
1. Главное – абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками.
Это залог взаимопонимания в доме.
2 .Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок . Не отказывайте
ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не
делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к
самостоятельности.
3 .Помогите запомнить имена, отчества и фамилии учителей-предметников.
4 .Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже
если Вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей
проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
5 .Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня
и удобное рабочее место дома.
6 .Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья из класса, приглашайте их в
свой дом.
7 .Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться .
8 .Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте сравнивать его с другими
детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
9 .Когда, откуда и в каком виде ни вернулся ваш ребенок домой, ВСТРЕЧАЙТЕ ЕГО С
ЛЮБОВЬЮ.
10 .Читайте литературу, посвященную воспитанию детей.
11.Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная
человеческая потребность .
Литература:
Палаткина Г. В. Формирование этнотолерантности у младших школьников. /
Палаткина Г. В. // Начальная школа. – 2003. - № 11. - С. 65-72.
Гревцева И. В. Классный час “Что такое толерантность?” // Классный руководитель. –
2006. - № 4. – С. 81-88.
Бахчиева О. А. Формирование терпимости - основа духовно-нравственного развития
общества // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2008. - N 2. - С. 41-43.