Напоминание

"Художественно-эстетическое воспитание детей посредством музыки и танца"


Автор: Галко Наталья Петровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Бурятия, Бичурский район, с. Бичура
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Художественно-эстетическое воспитание детей посредством музыки и танца"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка по ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы» для детей 5 – 7 лет (нормативный срок освоения 2 года) Из опыта работы музыкального руководителя Галко Натальи Петровны

Вступление

Танец – это искусство, искусство быть самим собой,

искусство давать волю своим чувствам и эмоциям.

Герман Титов
Хореография- искусство, любимое детьми. И работать с ними- значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного. На занятиях по хореографии происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания
танцевального,

физического

и

интеллектуального

развития.
Дети получают возможность самовыражения через танец, через изображение различных животных, растений подобно тому, как наши древние предки в ритуальных танцах выражали чувства, мысли, образы, и освобождались от страха. В танцевальном зале дети имеют возможность выражать и изображать задуманное, исходя из собственных впечатлений, отбрасывая сложившиеся стереотипы. Раскрепощение ДУШИ через движение ТЕЛА. Мы умиляемся, порой даже не подозревая, какое колоссальное значение имеет Танец для правильного развития ребенка… детскими психологами установлено, что ранняя двигательная активность имеет непосредственное влияние на интеллектуальное созревание ребенка в процессе его развития. Через телесное восприятие происходит обучение и развитие мозга… В последние несколько лет молодые родители все чаще сталкиваются с термином
«раннее

развитие

ребенка»
. Этой теме посвящено множество методических разработок. Многие из них спорны, некоторые, безусловно, полезны, однако, несмотря на многочисленные дебаты по поводу целесообразности той или иной методики, все оппоненты сходятся во мнении о том, что раннее развитие – вещь очень важная, нужная и полезная. Основываясь на опыт работы по проблеме « Э м о ц и о н а л ь н а я невыразительность у детей старшего дошкольного возраста» и проанализировав
все имеющиеся программы, затрагивающие эту тему, я пришла к выводу, что они не в полной мере решают эту проблему. Работая над этой темой, я разработала данную программу по танцевально- игровой гимнастике, которая является первой ступенькой на лестнице хореографического обучения от малышей до подготовительной к школе группе. Ведь сама Культура танца, определяющая стиль танцевальных отношений, общения и поведения прививает ребенку особый образ жизни. Это и большое внимание к своему внешнему виду, к поведению и отношениям со сверстниками. Это совсем другой уровень творческого восприятия музыки, танца, собственные реализации в мире взрослых. С раннего возраста малыш приобщается к прекрасному миру, посредством гармоничного движения и красивой музыки. Разум ребенка это волшебная палочка, при помощи которой мы, педагоги- просто обязаны открыть для ребенка этот удивительный и по-настоящему сказочный мир искусства! Будь то литература, изо, музыка или ТАНЕЦ.
Пояснительная записка
Программа предлагает систему по танцевально - игровой гимнастики направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с использованием разнообразных занимательных игр- упражнений, игр-фантазий для воплощения в танцевальной гимнастике, которая позволяет ребенку в увлекательной форме развивать их способности и совершенствовать двигательные навыки.
Направленность:
Программа направлена на вооружение воспитанников знаниями основ хореографического искусства, развитие артистических, исполнительских с п о с о б н о с т е й д е т е й , в ы с о ко го о б щ е ф и зи ч е с ко го , с о ц и а л ь н о г о , интеллектуального, нравственного уровня.
Концептуальная идея программы:
Предполагает целенаправленною работу по обеспечению воспитанников дополнительной возможностью удовлетворения творческих и образовательных
потребностей для духовного, интеллектуального развития, посредствам приобщения их к миру танца, народной, классической музыки.
Новизна программы:
Учитывая требования современного дополнительного образования, данная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:  развитие мотивации детей к познанию и творчеству.  приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;  сохранение и охрана здоровья детей.  ориентацию индивидуальных особенностей воспитанника, бережное сохранение и приумножение таких важных качеств ребенка, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность
Тип программы -
модифицированная.
Педагогическая целесообразность:
Представив хореографию во всем ее многообразии, дав возможность ребенку попробовать себя в различных направлениях, мы тем самым открываем более широкие перспективы для самоопределения и самореализации. Кроме этого содержание программы взаимосвязано с программами по физическому воспитанию в дошкольном учреждении и музыкальному воспитанию. В основе лежат программы А.Я.Вагановой «основы классического танца», Г.П.Гусева «методика преподавания народного танца», Ж.Е.Фирилевой, Е.Р.Сайкиной «СА-ФИ-данс» танцевально-игровая гимнастика для детей. Основанием приема детей в группу первого обучения служит медицинская справка о состоянии здоровья, желание ребенка.
Программа включает в себя: - разнообразие видов хореографической деятельности с опорой на народное творчество, его богатство. - ориентацию индивидуальных особенностей воспитанника, бережное сохранение и приумножение таких важных качеств ребенка, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность; - сплочение обучаемых в большой дружный коллектив, способных активно и четко воспринимать учебный процесс, его приемы, способы и темпы обучения, умение выдавать продукт труда (танец) для зрителя; - развитие и сохранение деятельности в коллективе, превалирование групповых интересов над личными, уважение к личности каждого; - воспитание патриотизма, здорового образа жизни;
Цель:
содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Задачи:

в воспитании:
 формирование общей культуры личности ребенка, спо собной адоптироваться в современном обществе;  формирование потребности здорового образа жизни;  воспитание патриотизма;
в развитии:
 развитие физических данных ребенка, улучшение координации движений;  развитие у детей музыкально-ритмических навыков;  развитие у детей активности и самостоятельности общения;
в образовании:
 настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для танцевально-игровой деятельности;  способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости на характер танца;  дать представление о возможности мимики и жестов для передачи различных эмоциональных состояний.
 обучение детей приемам актерского мастерства;
Принципы реализации программы
Реализация данной программы предполагает осуществление образовательной деятельности на следующих принципах: - Принцип дидактики («построение» учебного процесса от простого к сложному). - Принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям деятельности детского объединения). - Принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий). - Принцип творчества и успеха - индивидуальная и коллективная деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности воспитанников. Достижение успеха в данном виде деятельности способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию своего «Я».
Этапы реализации программы

1 этап – организационный
- выявление творческого потенциала воспитанников посредствам входной диагностики (диагностика, анкетирование, беседы, наблюдения).
2 этап – вариативная часть
- регулярное проведение танцевально-игровой гимнастики согласно тематического планирования.
3 этап – аналитико-оценочный
- проведение диагностических срезов с последующим анализом; - уточнение и корректировка учебно-тематического плана; - обобщение опыта.
Условия реализации программы

Соблюдение правил охраны труда, норм санитарной гигиены в помещении и правил противопожарной безопасности Занятия проводятся один раз в неделю по 30 минут, по подгруппам (5 - 8 детей), в проветриваемом и хорошо освещенном зале с ковровым покрытием.
Предметно развивающая среда
Физкультурный инвентарь для выполнения общеразвивающих упражнений: мячи, обручи, флажки, ленточки, гимнастические палки, платочки. Музыкальное сопровождение; Наличие учебного, научно-методического, диагностического, дидактического материала. Технические средства обучения: - магнитофон; - видеомагнитофон; - телевизор; Тренировочная форма: Девочки – гимнастический купальник, трико, чешки, туфли. Мальчики – черные брюки народного характера, белая футболка, чешки, туфли.
Формы и методы организации

деятельности кружка
В программе использованы приоритетные формы з а н я т и й : интегрированные, интегрированные с элементами импровизации, индивидуальные. В репетиционно- постановочные занятия педагоги включает количество разделов программы самостоятельно, интегрируя их в зависимости от сложности постановки танца или его тематики.
Формы:
1. Коллективная – воспитанники рассматриваются как целостный коллектив.
2. Групповая – осуществляется с группой воспитанников состоящих из трех и более человек, которые в свою очередь имеют общие цели, и активно взаимодействуют между собой. 3. Парная – общение с двумя воспитанниками, которые в свою очередь взаимодействуют (дуэтный танец). 4. Индивидуальная - оказание помощи воспитаннику по усвоению сложного материала. Подготовка к сольному номеру.
Программа предлагает разные виды занятий:

-
учебное занятие;
-
занятие – игра;
-
открытое занятие;
Основные методы обучения:

1.

Наглядный.
а) непосредственно показ педагогом движений под счет и под музыку; б) опосредованный показ правильного исполнения или ошибок на конкретном ребенке; в) использование графических материалов, различных приспособлений при объяснении; г) дидактическая игра;
2. Словесный.
Обращение к сознанию ребенка, добиваясь не автоматического, а осмысленного выполнения и исполнения.
3. Практический.
В его основе лежит много кратное повторение и отработка движений.
4. Видеометод.
Просмотр видеоматериала о хореографическом искусстве, обучение на основе видеоматериала народной, классической и современной хореографии.
5.

Метод рефлексии.


Модель выпускника

танцевального коллектива
1. Имеет знания, умения, навыки по хореографии, высокий уровень физической подготовки, познавательной деятельности. 2. Характеризуется развитыми общими и специальными способностями. 3. Ориентирован на нравственные, общечеловеческие ценности и гуманное взаимодействие с окружающей средой. 4. Стремится к творческой самореализации. 5. Имеет потребность в постоянном самосовершенствовании. 6. Развиты коммуникативные способности. 7. Развит танцевальный, художественный вкус.


Содержание программы

1 блок Вводное занятие.
Введение в программу. Входящая диагностика. Проведение инструктажа по охране труда, правила поведения на занятиях в танцевальном коллективе, ПДД, ППБ. Организационное начало, игры на знакомство «У тебя, у меня…», «Ты + Я», «Снежный ком». Просмотр видеоматериала выступлений танцевальных коллективов. Целевая направленность: знакомство с воспитанниками, определение работы в коллективе решение организационных вопросов, определение музыкальных и танцевальных данных воспитанников; знакомство с техникой безопасности на занятиях, ППД, ППБ. Форма работы: групповая
Игрогимнастика
Человеком можно стать, только играя», утверждал Ф.Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живет.
Подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладоши». «Пропоем, прохлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства»
Игротанцы
Направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся. В этот раздел входит танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений
Игропластика
Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы гинастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме. Целевая направленность: развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости), развитие ритмичности, музыкальности, эмоциональной выразительности, фантазии ребенка. Форма работы: коллективная, групповая, парная.
2 блок

Танцевально-ритмическая гимнастика.
Особенностью обучения является включение в программу знаний по музыке, урок ритмики. Музыка для детей и становится возможностью выразить себя, найти свою музыку для души. Сегодня образцом для подражания становятся исполнители часто звучащие в эфире. Занятия ритмики раскрывают перед детьми иные грани музыки достойные внимания. Целью
ритмики является развитие слуха, чувства ритма, формирование музыкального восприятия и представлений о выразительных средствах музыки.
Народно-сценический танец.
Знакомство с основными элементами народного танца. Овладение техникой, стилем, манерами исполнения народных танцев разной национальности. Целевая направленность: овладение знаниями в области народного танца, развитие музыкальности, координации, сценической выразительности, творческой активности, воспитание чувства патриотизма, любовь к своей родине через любовь к танцу.
Азбука хореографии.
Танцевальные комбинации на развитие общих физических данных.Позы и движения на растяжку. Знакомство с современными стилями и новыми направлениями современного танца. Целевая направленность: умение ориентироваться в стилях и направлениях современного танца, развитие пластики, легкости движения, творческого потенциала воспитанников, воспитание художественного вкуса. Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
3 блок

Концертно-творческая деятельность.
а) подборка музыкального материала; б) предварительный отбор выразительных средств; Участие в концертах, фестивалях, конкурсных программах. Целевая направленность: приобщение к концертной деятельности, развитие мотивации и личностной успешности, внимания и выносливости, воспитание культуры поведения на сцене и во время репетиций.
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Итоговое занятие.
1. Итоговая диагностика. 2. Подведение итогов за учебный год
3.
Отчетный концерт, чаепитие. Целевая направленность: развитие мотивации, личностной успешности; отслеживание результата приобретения воспитанниками знаний, умений, творческих, личностных и социально значимых достижений. Формы работы: коллективная.
Тематический план

Задачи учебно-тематического плана
В обучении: - познакомить с основными элементами «Азбуки хореографии»; - учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать с характером музыки; - учить определять музыкальные жанры; В развитии: - способствовать физическому развитию ребенка; - формировать осанку, правильное дыхание; - развивать эластичность мышц, их подвижность; - развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности; В воспитании: - привить детям любовь к танцу; - воспитать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца; - понимать значение результатов своего творчества;
- формировать потребность здорового образа жизни; - воспитывать чувство коллективизма, гражданственности, патриотизма;
Содержание учебно-тематического плана

1.

введение в программу.
Изучаются правила охраны труда, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения. Проводятся игры «Автомобиль», «Ты и Я». Рассказывается о традиции посвящения в коллектив танца. Знакомство ребят с историей хореографии. Ознакомление с планом работы кружка.
2.

Игрогимнастика
Пластические этюды - «шихиризада»; - «котята»; - «дельфин»; - «морская звезда»; - «лесные жители»; - «барыня»; - «Деревянные и тряпичные куклы»; Образные этюды: - «тугая резинка»; - «под дождем»; - «трансформеры»; - «птичий двор»; - «Гулливер и лилипуты»; -«кот и мыши»;
3.

Игротанцы
- «Слоненок» - «Танец утят» - «Кузнечик» - «Большая стирка»
- «Каравай» - «Хоровод» - «Лавота» - «Модный рок»
4.

Игропластика
- Специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений.
5.

Танцевально-ритмическая гимнастика.
- Постановка корпуса, апломб. - танцевальные шаги (с носка, с высоким подниманием колена, приставные шаги); - упражнения для рук (поднимание, опускание, сгибание в локтевом суставе, кисти); - упражнения для головы и шеи (наклоны-вперед, назад, к плечам, повороты); - упражнения на координацию движений; - упражнения на ориентацию в пространстве; - прыжки; Партерная гимнастика: - «тучки и солнышко» (упражнения для голеностопа) - «Карандаши» (упражнения для силы ног) - «Угольки» (упражнения для стоп) - «Идем в гости» (упражнения на растяжение мышц ног) - «корзиночка» ( упражнения для позвоночника) - «колечко» (упражнения для позвоночника) - «самолетики» (упражнения для мышц спины) - «березка» (стойка на лопатках)
6.

Народно-сценический танец


Ах, ладошки. Карусель.
Лодочка. Насос. Маленький мостик. Паровозик.
7.

Азбука хореографии
- постановка корпуса, - изучение позиций ног: 1,2; - изучение позиций рук: постановка рук (надуваем шары), 1,2,3; - plie (по 1 и 2 позиции ног) - танцевальный шаг - танцевальный бег - боковой галоп - махи вперед, в стороны - «ножницы» - «колесо» - подскоки
8.

Концертная деятельность.
Выступление на родительских собраниях, отчетном концерте. Подведение итогов работы
Прогнозируемая результативность

На первом этапе должен быть заложен фундамент для формирования всего комплекса знаний, умений и навыков.
1.Воспитанник должен знать:
- правила поведения на занятии и ПДД; - позиции рук и ног; - программный материал подготовительного этапа
2.Воспитанник должен уметь:
ориентироваться в пространстве; - различать характер музыки, темп, размер, части, фразу; - выполнять движения согласно характеру музыки; - держать осанку, апломб, подбородок, правильно держать руки; - выполнять пластические, гимнастические и образные этюды
3.Обладать навыками:
- доводить начатое дело до конца; - выразительного движения, образного мышления; - здорового образа жизни;
Литература
1. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 352с. 2. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5- 7лет. Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. -128с. 3. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. 4. Григорьева Г.Г. и др. «Кроха»: Программа развития и воспитания детей до 3 лет в семье. Н.Новгород 1996
5. А.И.Буренина «Топ- хлоп, малыши» Программа по музыкально- ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. С-П 2001г. 6. Физическое воспитание и развитие ребенка раннего возраста -М. 2005 7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990г. 8. Е.Черемнова «Танцетерапия» Танцевально-оздоровительные методики Ростов 2008г. 9. Кузнецова А. Учимся играючи - М., 2008 10.Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей/ под ред. Т.С. КомаровоЙ – М., 2002 11.Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992 12.Новикова Г.П. Музыкальная воспитание дошкольников - М., 2000 13.Теплякова О.Н., Козлова О.Л.– Практическая энциклопедия развивающих игр- М., 2007 14.«Павлова П.А., Горбунова И.В.Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006 15.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка- М., 1993 16.Бекина С.И. и др. Музыка и движение. – М., 1983. 17.Васильева Т.К. «Секрет танца» СПб 1997 18.Васильева - Рождественская Н.В. Историко – бытовой танец – М., 1987 19.Кольцова М.М. Рузина М.С. Ребенок учится говорить: пальчиковый игротренинг. –СПб 1998 20.Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике – М., 1972 21.Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение – М., 1972 Строковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет – М., 1994


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!