Автор: Пономарева Елена Викторовна Должность: учитель русского языка Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 603 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: конспект урока Тема: "Имя существительное как часть речи" Раздел: среднее образование
Учитель русского языка
ГБОУ СОШ № 603, Фрунзенский район,
Санкт- Петербург,
Тел. +79213346148
Конспект урока по русскому языку в7 классе.
(базовая программа)
Тема: Имя существительное как часть речи.
Цель: повторить и обобщить основные понятия морфологии, синтаксиса и
соотносимые с ними термины «часть речи», «морфологические
признаки» ,«члены предложения» ; совершенствовать умения проводить
морфологический анализ слова; совершенствовать речевые умения в объеме
темы «Имя существительное».
1.
На доске запись: чернь, чернота, черный,
чернеет.
- К какой части речи относятся записанные слова? Обоснуйте ответ.
-В какой форме употреблены имена существительные? (начальная)
-Что мы понимаем под термином «начальная форма»? (И.п., ед.ч.)
- «Начальная форма» является постоянным признаком у имени
существительного? ( нет)
-Определите морфологические признаки записанных на доске имен
существительных, запишите ответ в тетради.
-Чернь – П.П. – нариц., неодуш., ж.р., 3 скл.
Н.п. – ед.ч., И.п.
- Может ли это существительное изменяться по числам? (нет)
- Чернота – П.п. – нариц., неод., ж.р.. 1 скл.
Н.п. – ед.ч., И.п.
-Это существительное может изменяться по числам?
- Как понять, какое существительное употребляется только во
множественном или только в единственном числе? (необходимо знать
лексическое значение)
-Определим лексическое значение записанных на доске существительных
очки, часы. При первом прочтении есть сомнения, нужно знать толкование
слова. Очки ( « оптический прибор» или «единица счета»), часы ( «прибор»
или «промежуток времени»). Только так можно определить число имени
существительного.
2. Запишите под диктовку имена существительные, распределяя их на два
столбика в зависимости от рода: м.р. или ж.р.
Тюль, рояль, вестибюль, мозоль, лазурь, патруль, плесень. Полночь, фальшь,
хворь, текстиль. Бинокль, постель, шампунь, пудель. (проверка)
3. Запишите под диктовку слова: дремлет дорога, туча нахмурилась, буря
плачет, зима злится.
- мы записали словосочетания или предложения? Докажите.
- Какой художественный прием использован в этих предложениях?
(олицетворение).
4. Запишите предложения. Сделайте синтаксический разбор. Определите
синтаксическую роль имен существительных.
Мороз выбелил хрупкие сучья берез.
Под ногами тихонько всхлипывает вода.
(существительные в предложении выступают в роли подлежащего,
дополнения, обстоятельства)
5. Тест.
1. В каком предложении существительное «пожар» употреблено в
переносном значении?
А) Пожар охватил все здание.
Б) Лес пожаром осени объят
В) Все выше поднимается дым пожара
Г) Пожар не удалось потушить вовремя
2. Какое существительное не относится к 1 склонению?
А) галерея Б) пламя В) биология Г) оранжерея
3. Какое существительное не относится ко 2 склонению?
А) урожай Б) время В) санаторий Г) юбилей
-Может быть, существительные «пламя» и « время» относятся к 3
склонению?
-Как называются существительные , которые не относятся к конкретному
склонению? (разносклоняемые)
- Назовите известные вам разносклоняемые имена существительные ( бремя,
время, вымя, знамя , имя, пламя, племя, семя, стремя , темя и путь)
6. Прочитайте теоретический материал в учебнике.
Появились ли в параграфе новые для вас сведения? Что вы забыли? Что
требует дополнительного объяснения?
Расскажите своими словами теорию по теме «Имя существительное как часть
речи»
7. Домашнее задание. Параграф 43, теорию повторять. Составить небольшой
тест для одноклассников с целью проверки знаний по изучаемой теме.